"Проблемы поощрения и наказания детей"
методическая разработка (2 класс) на тему

Донская Валерия Викторовна

Методическая разработка классного родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fevral_2018_donskaya_v.v._maou_sosh_no101_krasnodar.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый онлайн экспресс – конкурс «Воспитание в классе»

Номинация: «Родительское собрание: секреты эффективного общения».

Методическая разработка классного родительского собрания на тему «Проблемы поощрения и наказания детей».

Составила: Донская Валерия Викторовна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №101

г. Краснодар.

Цель собрания:

Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

Задачи:

1. Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.

2. Донести до сведения родителей о недопустимости  использования любых насильственных действий (моральных, физических  и т.д.) в отношении детей.

3. Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.

Форма проведения:  свободная дискуссия, «мозговой штурм», работа в группах.

Участники: классный руководитель, школьный психолог, родители учащихся.

Организация пространства: родители рассаживаются за 2 стола, вокруг которых расставляются стулья.

Организация родительского собрания:

Подготовка педагогических ситуаций по проблеме.

Подготовка анкет  учащихся по проблеме собрания и их анализ.

Подготовка памяток для родителей.

Материалы:

Ватманы – 2 шт., 2 маркера.

Карточки с описанием проблемных ситуаций.

Предполагаемый результат: родители должны усвоить виды поощрений и наказаний, уметь их правильно применять при воспитании своего ребёнка, учитывая его индивидуальные психофизические особенности; при обсуждении вопросов родители должны проявить заинтересованность в этой проблеме, поделиться своим опытом поощрений и наказаний в семье.

Сценарий родительского собрания  «Проблемы поощрения и наказания в семье».

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это -  

самый правильный путь семейного воспитания.
А. С. Макаренко.

В классе стоят 2 стола, вокруг которых по кругу ставятся стулья. Родители рассаживаются в два круга.

1. Обсуждение эпиграфа. Вступительное слово классного руководителя.

- Уважаемые родители! Какие вы помните сказки, где у главных героев не было своих детей? («Девочка – Снегурочка», «Дюймовочка» и т.д.)

 - Какие чувства возникают у вас к таким родителям? (Жалость, сочувствие и т.д.)

 - Что изменяется в жизни этих героев, когда у них появляются дети? (Жизнь преображается).

 - Как растут дети в сказках? (Сами по себе, все происходит быстро).

 - А как этот процесс происходит в реальной жизни? (Ребенок приносит в дом маленькие и большие трудности: плохие поступки, болезни, успехи, восторги и т.д.)

 - Получается, что в зависимости от его поведения (правильного или неправильного, на ваш взгляд) мы применяем к ребенку поощрения или наказания. Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра.  Но быть родителями – это радостный, но также напряженный и непростой труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик.

2. «Мозговой штурм». Работа в группах.

        Вы сидите за двумя столами.  На столах лежат ватманы и маркеры. Сейчас я попрошу вас, сидящих слева от меня, записать на ватмане заголовок: «ПООЩРЕНИЯ», а справа: «НАКАЗАНИЯ». Запишите ваши варианты ответов.

        После выполнения данной работы, ватманы вывешиваются на доску, затем идет общее обсуждение. После чего учитель обобщает ответы родителей и подводит итог выполненной работы.

 3. Анализ анкет учащихся классным руководителем.

 - А что значит для ваших детей ПООЩРЕНИЯ и НАКАЗАНИЯ? Предварительно, перед нашей встречей, дети ответили на вопросы анкеты.  Давайте посмотрим на результат проведенного анкетирования: каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей. (Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.)

Всего обследовано: ……. человек

1. Меня наказывают, если...

Учёба, плохие оценки – ….%

Не выполнил или плохо выполнил д/з– …..%

Плохое поведение – ….%

Не помогаю – ….%

Другое -  ….%

2. Меня хвалят, если...

Учёба, хорошие оценки – ….%

Хорошее поведение – ….%

Помогают по дому- ….%

Другое - ….%

3. Родители наказывают меня...

а) кричат на меня – …%
б) называют обидными словами – ….%
в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере – ….%
г) запрещают гулять – ….%
д) ставят в угол, наказывают ремнём – ….%
е) на наказывают – ….%

4. Родители поощряют меня...

а) хвалят меня – ….%
б) дарят подарки – ….%
в) покупают вещи – ….%
г) что-то разрешают – ….%
д) дают деньги – ….%
е) свой вариант – ….%

        Бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и те, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний. А как должно быть?

 4. Информационная часть. Выступление школьного психолога.

Уважаемые родители! Мы с вами живем в правовом государстве. У нас присутствуют новые требования в социальном направлении, новые законы и т.д. Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты  в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в семейном воспитании говорит о низкой культуре родителей, не умеющих справиться с собственным раздражением и плохим настроением, с неудачами в семье или на работе, убежденных в собственной непогрешимости и вседозволенности. Замечено, что чаще всего подвергаются телесным наказаниям дети в семьях, где пьянствуют один или оба родителя.

К сожалению, некоторые считают, что физические наказания не только допустимы, но даже необходимы для воспитания ребенка. «Меня родители пороли, и ничего, хорошим человеком вырос», - расхожее рассуждение таких отцов и матерей. Другие соглашаются, что бить нехорошо, но недоумевают: как же иначе можно заставить детей слушаться?

Иногда молодые родители полагают, что пока ребенок мал и не понимает объяснений взрослых, его можно в назидание шлепнуть, если он не слушается или капризничает. На первый взгляд, от шлепков не велика беда: ребенку не больно, но зато он сразу прекращает баловаться. Тем не менее, не следует идти этим путем, с малолетства, приучая ребенка не прислушиваться к словам, а подчиняться только силе взрослого.

Иногда родители жалуются, что на их детей никакие иные меры, кроме ремня, не действуют. Раскаяние ребенка, слезы и обещания исправиться создают у взрослых иллюзию действенности принятых мер, в то время как это реакция на боль, обиду и унижение. Телесные наказания не способствуют искреннему осознанию ребенком своей вины, парализуют волю, притупляют нравственные чувства. Добиваясь подчинения, часто не осознанного, а вызванного страхом перед новыми наказаниями, родители не устраняют причины поступков, а лишь временно нейтрализуют их, подавляют самостоятельность, препятствуют

становлению самосознания, формируют заниженную самооценку. Все это способствует новым проступкам детей и, следовательно, новым наказаниям. Физическое наказание вызывает естественное сопротивление детей. В ответ, защищаясь, они либо обманывают, утаивают либо грубят (особенно в подростковом возрасте).

Несмотря на ершистость и дерзость, ребенка очень легко надломить, сделать замкнутым и недоверчивым. При частых физических наказаниях ребенок отчаивается, теряет веру в себя, в справедливость взрослых, самолюбие у него уязвлено, появляются ощущение собственной ущербности, несостоятельности и, в то же время, стремление утвердиться любым способом, в том числе и с помощью вызывающего поведения. Физические наказания калечат душу ребенка, навсегда оставляют в ней горестный след, травмируют психику, уродуют сознание, становятся причиной многих детских заболеваний.

Нередки случаи, когда, боясь побоев, ребенок уходит из дому, привыкает к бродяжничеству. Одним из отдаленных последствий физических наказаний могут быть нарушения эмоциональных контактов детей с родителями не только в детском, но и в зрелом возрасте, холодные отношения без духовной близости, что больно ранит обе стороны.

Школьники, подвергающиеся физическим наказаниям в семье, обычно учатся ниже своих возможностей, труднее справляются с проблемами отношений в классе, особенно конфликтны. Учителя замечают: как только удается убедить родителей отказаться от угроз и ремня в воспитании, наладить в доме нормальную обстановку, научиться правильно требовать и контролировать, дети начинают лучше учиться, резко сокращается число замечаний, а следовательно, и поводов для наказаний.

5. Памятка родителям. Классный руководитель.

        Мы приходим к новой парадигме воспитательного процесса наших детей. Они растут в новом пространстве: присутствуют социальные сети, Интернет  и т.д. Почему дети убегают из дома? Прыгают с крыш домов и  т.д. Потому, что мы не понимаем нормы. Например: надо или не надо давать деньги детям. Дети уже не знают, что просить у родителей, а родители не знают, что же им уже дать.

 - Что же надо делать? А что нам советуют психологи? На нашу общую электронную почту я выслала рекомендации: 7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить” и советы родителям по применению поощрений.  Приложение. Прочитать. Помните, что нам необходимо формировать правильные ценности и притязания в семье.

6. Работа в группах. «Мозговой штурм». Обсуждение ситуаций.

Обсуждение ситуаций НАКАЗАНИЯ и ПООЩРЕНИЯ по группам.

1 группа.  Уходя на работу, мать поручила ребенку вынести мусор и подмести пол в коридоре.

Диалог матери с ребенком:

 - Я ушла на работу, пришла, а в доме ничего не изменилось. Почему так произошло.

– Мам, я играл в компьютер.

– Значит, для тебя какой-то компьютер дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не выполнишь поручения.

– Мам, я мог проиграть, играя по сети, Егору из Красноярска!

– Ничего не хочу слышать! За то, что не выполнил то, что обещал, будешь целую неделю выносить мусор, подметать ежедневно полы и гладить полотенца. (Эффективно или неэффективно наказание, справедливо или нет)

Участники дискуссии, выискивая в поведении мамы положительные моменты, отмечают, что она пытается узнать причину, но не слушает, что говорит ребенок. Она говорит о своих чувствах, но в форме нотации, что не принимается мальчиком. Справедливо ли, по вашему мнению, наказание? “Наряды вне очереди” прививают отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни. “Что чувствовал ребенок?, “Правильно ли поступил родитель?.

2 группа. 

Ребенок на отлично закончил 3 класс и попросил  родителей купить ему мобильный телефон за 50.000 рублей.

 - Купите мне телефон.

  - Хорошо, ты же у нас такой умница…..

Телефон куплен в течение 2 дней.

( Эффективно ли  поощрение? Как вы чаще всего поступаете в таких случаях?)

Обобщение.

Хочу обратить ваше внимание, что к наказанию предъявляют ряд требований:

1. Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми), в противном случае наказанный становиться “героем дня”, жертвой, и наказание не достигает цели;

2. Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите;

3. Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой;

4. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.

К поощрению предъявляется ряд требований:

1. Поощрение должно быть справедливым;

2. Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается;

3. Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка;

4. Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать;

5. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.

6. Нельзя поощрять ребёнка деньгами.

Упражнение “Кулачок”. Родители в группе разбиваются на пары. Работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются). По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:

1.        Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?

2.        Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

3.        Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?

4.        Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

        Не забывайте, что мы не критикуем ребенка, а оцениваем его поступок. Ребенок должен понять и принять, что он будет прощен. Он должен понимать свой проступок. Наказывая ребенка, мы должны наказывать его поступок, и если ребенок осознает и раскаивается – это и есть наказание. Почему мы наказываем детей? Потому что неправильно организовываем их жизнь. «Кулачок» - каждый день происходит в борьбе между детьми и нами, взрослыми. Помните, что все проблемы надо решать любовью, а не наказанием.

        В конце собрания хочу вам подарить ласковые ладошки, которые сделаны вашими детьми.  На каждом пальчике написаны теплые слова, те слова, как ваши дети хотели, чтобы вы их называли. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей!

Приложение.

7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”:

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Как поощрять ребёнка в семье.

- Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками.

- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

- Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.

- Используйте чаще выражение : «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

- Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их.

- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т.д.

- Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

- Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией у вашего ребёнка.

- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.

- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.

- Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.

- Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей.

Советы родителей по применению поощрений и наказаний.

        Всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, столько и спорят о данной проблеме. Одни боятся захвалить и воспитать ребёнка чересчур избалованным, другие, наоборот, используют похвалу, как главный метод воспитания. Часть родителей категорически возражает против наказания, особенно телесного: боятся подавить в ребёнке личность и вызвать целый ряд негативных явлений – страх, ненависть к родителям. Разумеется, однозначно выразить мнение по этому вопросу нельзя, но можно дать ряд советов, которые помогут родителям сформировать собственное мнение.

Родители должны всегда представлять себя на месте ребёнка. Нравится ли взрослым похвала и поощрения? Приятно ли получать премии, надбавки, похвала руководителя? Где приятнее услышать похвалу: наедине, или при свидетелях? Наверное, второе более приятно? А ребёнку нужно ещё больше, он должен каждый час слышать, что он молодец, умница. Нужно говорить ему превосходными степенями русской речи – не “правильно, хорошо выполнил”, а “отлично, великолепно, чудесно, превосходно”. Не скупитесь на похвалу, а за особые заслуги – помыл свои туфли, быстро оделся и т. д. – что-либо подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово “рыбка”, сказанное секретно доверительно на ушко (дети это очень любят). Если ребёнку все время говорить “Ты – свинья”, “Ты – клоун”, то это может сформировать комплекс неполноценности, озлобленности против родителей и окружающего мира.

Не нужно хвалить ежеминутно, так как в этом случае потеряется важнейший смысл похвалы.

Можно дать ребёнку второе имя – существительное, но не производное от первого. Это может быть “рыбка”, “зайчик”, “ласточка”. Поскольку дети любят ушами, и им нравится такое к себе обращение, можно его использовать в качестве похвалы – легкого поощрения. Можно чередовать и производное от имени, например, Наташа – Натусенька, Наточка, Таточка, Наталочка, Натали, Натулечка и т. д. Можно обратиться к ребёнку ласково и в зависимости от его пола: доченька, дочка, дочурка, внучка, внученька, внучёк, сынок, сыночек и т. п.

Поощрения могут быть материального и нематериального порядка. К поощрениям нематериального порядка относятся: пожатие руки, объятие вблизи и на расстоянии, поцелуй, ласковое слово, сказанное на ушко или при всех, воздушный поцелуй, различные жесты, мимика, показы пальцами рук, глазами, особые обещания не материального характера (поход в гости, на рыбалку и т. п. ).

К поощрениям материального характера лучше прибегать не часто, но за особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости пообещать и быстро выполнить (а то ребёнок забудет) поощрение материального плана (купить любимую игрушку, мороженое и др. )

Переходя к наказаниям, важно сказать, как категорически нельзя наказывать. Нельзя называть едой, сильно бить, обзывать бранными словами (в том числе вульгаризмами и жаргонизмами), нельзя кричать, ставить в угол надолго, наказывать в публичном месте, повторять свои требования множество раз.

Используемая литература и источники.

Н.И.Дереклеева “Родительские собрания 1-4 классы”. Москва «Вакко» 2005г

Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком Как?» Москва АСТ «Астрель» 2006г

И. М. Марковская “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”.

К. Кузьма “Как понимать своего ребёнка”.

Т. Л. Шишова “Как правильно наказывать ребёнка”.

Школьный психолог № 21 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема раннего обучения детей. За и против

Проблема раннего обучения детей возникла несколько десятилетий назад. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы.      Практич...

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

         ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.В условиях преобразования нашего общества все большее внимание на страницах самых разных изданий уделяется проблемам человека...

Современные проблемы межличностного общения детей с ООП.

В выступлении говорится о  особенностях речевого общения  детей с особыми образовательными потребностями. Материал может быть полезен логопедам, учителям начальных классов при подготовке к р...

Проблемы воспитания одарённых детей

Проблемы воспитания одарённых детей Проблемы воспитания одарённых детей, стратегии семейного воспитания, взаимодействия семьи и педагога как фактор развития успешной личности. Одарённые дети. Какого...

Проблемы воспитания одарённых детей

Проблемы воспитания одарённых детей, стратегии семейного воспитания, взаимодействия семьи и педагога как фактор развития успешной личности....

Проблемы мотивации современных детей

Почему не хотят учиться современные дети? Какие ошибки совершают родители и учителя, воспитывая детей? Что может снизить мотивацию ребёнка? Об этом вы узнаете, прочитав эту статью и просмотрев презент...

Проблемы мотивации современных детей.

Самую мощную атаку мотивационная система ребёнка испытывает в период полового созревания......