ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
статья по теме
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
В условиях преобразования нашего общества все большее внимание на страницах самых разных изданий уделяется проблемам человека, его сознания, духовности, культуры, нравственности, образования и прежде всего проблеме интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества.
Мы еще не осознали, что совокупный человеческий интеллект все в большей степени становится главной производительной и вместе с тем творческой силой культуры и цивилизации. Именно поэтому к интеллекту пора относиться как к главному ресурсу человечества, важнейшему средству решения глобальных насущных проблем современности и как к важнейшей ценности и цели развития общества. Думается, что из всех существующих этот ресурс станет самым надежным, неисчерпаемым.
Интеллектуальный потенциал общества далеко не однороден. Его многочисленные разновидности играют различную роль в современном мире, в судьбах цивилизации, культуры. Из многих существующих проблем интеллектуального потенциала в настоящей работе обсуждается проблема интеллектуальной одаренности (интеллектуальных способностей) детей. Не вызывает сомнения актуальность обсуждаемой проблемы как в теоретическом, так и в практическом отношении, поскольку выявление условий и факторов развития способностей у детей — существенное звено в обеспечении полноценного интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества. Отечественной психологией и педагогикой накоплен достаточно большой позитивный опыт как в разработке основных теоретических предпосылок исследования данной проблемы (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплое, А.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес, К.К.Платонов, А.М.Ма-тюшкин и др.), так ч в конкретном, психолого-педагогическом изучении творческой одаренности (В.А.Крутецкий, А.П.Линькова, И.В.Дубровина и др.). Исследованиями установлено наличие инди¬видуальных различий в успешности обучения, а также различия в творческих возможностях (творческом потенциале) детей и учащихся. Доказана дифференциация всех детей в каждом возрасте по их творческому потенциалу — от умственной отсталости до высокой талантливости и общей одаренности. Получен большой фактический материал, позволивший создать первичное представление о структуре одаренности. Оказалось, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами творческой деятельности. Проявления творческой одаренности многообразны. Они выражаются в детском возрасте в более быстром развитии речи и мышления, ранней увлеченности учебными предметами, в активности (А.М.Матюшкин), в стремлении обнаружить новое в обычных ситуациях, самостоятельной постановке вопросов и проблем.
К сожалению, дошкольное и школьное обучение до сих пор ориентировано на среднего ученика. Нет единой программы по исследованию, обучению и воспитанию одаренных и талантливых детей, обладающих наиболее высокими творческими возможностями.
Опыт зарубежных исследований и практика своевременного выявления одаренных детей и учащихся свидетельствуют о необходимости создания специальных государственных программ, обеспечивающих, во-первых, интенсивное развитие исследований и использование накопленного практического опыта выявления одаренных детей; во-вторых, целенаправленное обучение и воспитание талантливых учащихся. Решение этих задач зависит от совместных усилий исследователей и практиков, представляющих разные концепции и направления. Важно, чтобы разработка проблемы творческой одаренности основывалась не на противостоянии различных теоретических и практических подходов, а на их сопоставлении и взаимодополнении. Для иллюстрации этого положения целесообразно указать на два наиболее значимых в нашей науке и практике направления — деятельностный подход к проблеме творческой одаренности, с одной стороны, и направление, делающее акцент при изучении одаренности на проблеме индивидуальных различий, — с другой. Целесообразно учитывать, что представители данных концепций развития творческой одаренности фактически исходят из разного понимания способностей: в одном случае одаренность понимается как проявление индивидуальных различий (в том числе психофизиологических), в другом — как общечеловеческие "сущностные силы ", которые можно и должно эффективно развивать с помощью определенных методов усвоения учащимися общественно выработанных способностей в ведущих видах деятельности. Объективная задача этих видов деятельности — воспроизведение в индивиде исторически сложившихся способностей человеческого рода, таких способностей, которые делают его полноценным субъектом производственной и гражданской жизни. В таких смыслах (при их глубоком анализе) оба подхода не противоречат, а дополняют друг друга. Снятие противоречия позволит раскрыть интеллектуальную одаренность как общую предпосылку творчества в любой деятельности, становления и развития творческой личности, не только решающей, но и ставящей проблемы. Они позволяют также по-другому подойти к разработке учебных программ для одаренных детей, использовать весь накопленный научный и практический материал для психолого-педагогической помощи ему, т.е. перейти от констатации наличия или отсутствия одаренности к целенаправленному развитию на основе специально организованных видов творческой деятельности, на основе психологической подготовки творческого учителя и родителя, способных обучать и воспитывать одаренных детей.
Материал подготовил Лазарев Д.А. учитель начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.problemy_razvitiya_odarennyh_detey.docx | 14.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В условиях преобразования нашего общества все большее внимание на страницах самых разных изданий уделяется проблемам человека, его сознания, духовности, культуры, нравственности, образования и прежде всего проблеме интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества.
Мы еще не осознали, что совокупный человеческий интеллект все в большей степени становится главной производительной и вместе с тем творческой силой культуры и цивилизации. Именно поэтому к интеллекту пора относиться как к главному ресурсу человечества, важнейшему средству решения глобальных насущных проблем современности и как к важнейшей ценности и цели развития общества. Думается, что из всех существующих этот ресурс станет самым надежным, неисчерпаемым.
Интеллектуальный потенциал общества далеко не однороден. Его многочисленные разновидности играют различную роль в современном мире, в судьбах цивилизации, культуры. Из многих существующих проблем интеллектуального потенциала в настоящей работе обсуждается проблема интеллектуальной одаренности (интеллектуальных способностей) детей. Не вызывает сомнения актуальность обсуждаемой проблемы как в теоретическом, так и в практическом отношении, поскольку выявление условий и факторов развития способностей у детей — существенное звено в обеспечении полноценного интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества. Отечественной психологией и педагогикой накоплен достаточно большой позитивный опыт как в разработке основных теоретических предпосылок исследования данной проблемы (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплое, А.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес, К.К.Платонов, А.М.Ма-тюшкин и др.), так ч в конкретном, психолого-педагогическом изучении творческой одаренности (В.А.Крутецкий, А.П.Линькова, И.В.Дубровина и др.). Исследованиями установлено наличие инди видуальных различий в успешности обучения, а также различия в творческих возможностях (творческом потенциале) детей и учащихся. Доказана дифференциация всех детей в каждом возрасте по их творческому потенциалу — от умственной отсталости до высокой талантливости и общей одаренности. Получен большой фактический материал, позволивший создать первичное представление о структуре одаренности. Оказалось, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами творческой деятельности. Проявления творческой одаренности многообразны. Они выражаются в детском возрасте в более быстром развитии речи и мышления, ранней увлеченности учебными предметами, в активности (А.М.Матюшкин), в стремлении обнаружить новое в обычных ситуациях, самостоятельной постановке вопросов и проблем.
К сожалению, дошкольное и школьное обучение до сих пор ориентировано на среднего ученика. Нет единой программы по исследованию, обучению и воспитанию одаренных и талантливых детей, обладающих наиболее высокими творческими возможностями.
Опыт зарубежных исследований и практика своевременного выявления одаренных детей и учащихся свидетельствуют о необходимости создания специальных государственных программ, обеспечивающих, во-первых, интенсивное развитие исследований и использование накопленного практического опыта выявления одаренных детей; во-вторых, целенаправленное обучение и воспитание талантливых учащихся. Решение этих задач зависит от совместных усилий исследователей и практиков, представляющих разные концепции и направления. Важно, чтобы разработка проблемы творческой одаренности основывалась не на противостоянии различных теоретических и практических подходов, а на их сопоставлении и взаимодополнении. Для иллюстрации этого положения целесообразно указать на два наиболее значимых в нашей науке и практике направления — деятельностный подход к проблеме творческой одаренности, с одной стороны, и направление, делающее акцент при изучении одаренности на проблеме индивидуальных различий, — с другой. Целесообразно учитывать, что представители данных концепций развития творческой одаренности фактически исходят из разного понимания способностей: в одном случае одаренность понимается как проявление индивидуальных различий (в том числе психофизиологических), в другом — как общечеловеческие "сущностные силы ", которые можно и должно эффективно развивать с помощью определенных методов усвоения учащимися общественно выработанных способностей в ведущих видах деятельности. Объективная задача этих видов деятельности — воспроизведение в индивиде исторически сложившихся способностей человеческого рода, таких способностей, которые делают его полноценным субъектом производственной и гражданской жизни. В таких смыслах (при их глубоком анализе) оба подхода не противоречат, а дополняют друг друга. Снятие противоречия позволит раскрыть интеллектуальную одаренность как общую предпосылку творчества в любой деятельности, становления и развития творческой личности, не только решающей, но и ставящей проблемы. Они позволяют также по-другому подойти к разработке учебных программ для одаренных детей, использовать весь накопленный научный и практический материал для психолого-педагогической помощи ему, т.е. перейти от констатации наличия или отсутствия одаренности к целенаправленному развитию на основе специально организованных видов творческой деятельности, на основе психологической подготовки творческого учителя и родителя, способных обучать и воспитывать одаренных детей.
Материал подготовил Лазарев Д.А. учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Урок иностранного языка как благоприятная межкультурная среда для развития одаренных детей»
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высока...
Выявление и развитие одаренности детей младшего школьного возраста
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей....
Педагогические особенности развития одаренных детей
В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира...
План семинара "Применение проектных технологий в целях развития одаренности детей"
Цель: распространение передового педагогического опыта в применении метода проектов в работе с одарёнными детьми....
Роль системы дополнительного образования в развитии одаренных детей
Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования. Именно дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образ...
Проблемы обучения одаренных детей в начальной школе
Статья по теме "проблемы обучения одаренных детей в начальной школе"...