Рабочая программа по развивающему курсу для 3 классов «Учимся играя»
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа
по развивающему курсу
для 3 классов
«Учимся играя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchimsya_igraya_3_klassy.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 426
Рассмотрено 28 августа 2015 г | Согласовано | Утверждено |
Рабочая программа
по развивающему курсу
для 3 классов
«Учимся играя»
(с учетом требований ФГОС)
Разработчики программы
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Яновская Е.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Полушкина Ю.А.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка к программе курса «Учимся играя»
Данная программа составлена на основе программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую направленность.
Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Учимся играя» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:
- в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.
Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся .
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Связь с другими программами.
Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык».
Вид программы.
Модифицированная
Цель программы.
Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Задачи программы.
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
- Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
- развитие речи.
Воспитывающий аспект
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Принципы построения программы.
1) системность: задания располагаются в определённом порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объёма материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Курс «Учимся играя» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Состав группы постоянный, набор свободный, до 25 человек.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 1 года. Курс включает 170 занятий: одно занятие в день. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Режим занятий.
Занятия проводятся 5 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ожидаемые результаты.
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Формы подведения итогов реализации программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Учимся играя».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Содержание программы.
- Свойства, признаки и составные части предметов
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
- Сравнение
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
- Комбинаторика
Перестановки. Размещения. Сочетания.
- Действия предметов
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
- Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
- Элементы логики
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
- Развитие творческого воображения
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
- Практический материал
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
На каждое занятие по РПС в третьем классе отводится 45 минут.
Рекомендуемая модель занятия такова:
- «Мозговая гимнастика» (2 минуты).
- Разминка (3-5 минут).
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Логически-поисковые задания (10 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых за дач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
- Весёлая переменка (2-3 минуты).
- Решение нестандартных задач (10-15 минут).
Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень, важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение! решения задачи.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 4, данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Учимся играя»
3 класс
№ П/П | Тема занятия | Кол-во часов |
Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 | |
Развитие концентрации внимания | 1 | |
Тренировка внимания Развитие мышления | 1 | |
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления | 1 | |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления | 1 | |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек | 1 | |
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Развитие концентрации внимания Развитие мышления | 1 | |
Развитие слуховой памяти Развитие мышления | 1 | |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек | 1 | |
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Тренировка внимания Развитие мышления | 1 | |
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления | 1 | |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления | 1 | |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек | 1 | |
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Развитие концентрации внимания Развитие мышления | 1 | |
Тренировка внимания Развитие мышления | 1 | |
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления | 1 | |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления | 1 | |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Развитие концентрации внимания Развитие мышления | 1 | |
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления | 1 | |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления | 1 | |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | |
Портфолио «Наши достижения» | 1 | |
Выделение признаков. | 1 | |
Различие. | 1 | |
Сходство. | 1 | |
Существенные признаки. | 1 | |
Характерные признаки. | 1 | |
Упорядочивание признаков. | 1 | |
Правила сравнения. | 1 | |
Значение сравнения. | 1 | |
Сравнение. | 1 | |
Истинные и ложные высказывания. | 1 | |
Отрицание высказывания. | 1 | |
Понятие о классах. | 1 | |
Правила классификации. | 1 | |
Вопросы. | 1 | |
Алгоритм. | 1 | |
Речь. Техника и выразительность речи. | 1 | |
Закономерность в буквах и словах. | 1 | |
Многозначные слова. | 1 | |
Омонимы. | 1 | |
Омофоны, омоформы. | 1 | |
Синонимы. | 1 | |
Антонимы. | 1 | |
Фразеологизмы. | 1 | |
Изобразительные средства языка. Сравнение | 1 | |
Упорядочивание по родовидовым отношениям. | 1 | |
Олицетворение. | 1 | |
Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | |
Текст. Опорные слова. | 1 | |
Виды планов. | 1 | |
Виды планов. | 1 | |
Закономерности в чередовании признаков. | 1 | |
Классификация по какому-то признаку. | 1 | |
Сравнение предметов по признакам. | 1 | |
Состав предметов. | 1 | |
Состав предметов. | 1 | |
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | 1 | |
Найди отличия. | 1 | |
Действия предметов. Игра «Кто так делает?» | 1 | |
Комбинаторика. Перестановки, размещения. | 1 | |
Функциональные признаки предметов. | 1 | |
Симметрия. Симметричные фигуры. | 1 | |
Логическая операция «и». | 1 | |
Координатная сетка. | 1 | |
Решение логических задач и задач-шуток. | 1 | |
Результат действия предметов. | 1 | |
Обратные действия. | 1 | |
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | 1 | |
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | 1 | |
Порядок действий, последовательность событий. | 1 | |
Комбинаторика. Размещение, сочетание. | 1 | |
Составление загадок, чайнвордов. | 1 | |
Множество. Элементы множества. | 1 | |
Классификация по одному свойству. | 1 | |
Классификация по нескольким свойствам. | 1 | |
Способы задания множества. | 1 | |
Сравнение множеств. | 1 | |
Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). | 1 | |
Решение задач с использованием понятий о множествах. | 1 | |
Выражения и высказывания. | 1 | |
Высказывания со связками «и», «или». | 1 | |
Отрицание. | 1 | |
Повторение основных мыслительных операций. | 1 | |
Повторение основных мыслительных операций. | 1 | |
Повторение основных мыслительных операций. | 1 | |
Причинно-следственные цепочки. | 1 | |
Интегрированный: логика в окружающем мире. | 1 | |
Интегрированный: логика в русском языке. | 1 | |
Виды отношений между понятиями. | 1 | |
Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. | 1 | |
Понятие о графах. | 1 | |
Рефлексивность отношений. | 1 | |
Симметричность отношений. | 1 | |
Отношения между понятиями. | 1 | |
Классификация. | 1 | |
Язык и логика. Фразеологизмы. | 1 | |
Язык и логика. Образность и меткость речи. | 1 | |
Язык и логика. Речевые ошибки. | 1 | |
Язык и логика. Пословицы. | 1 | |
Тест «Язык и логика». | 1 | |
Работа над ошибками. | 1 | |
Логические связки «или», «и». | 1 | |
Логическая связка «если …, то». | 1 | |
Логические возможности. | 1 | |
Ситуативная связь между понятиями. | 1 | |
Оценка ситуации с разных сторон. | 1 | |
Образное сравнение. | 1 | |
Синонимы. Многозначность. | 1 | |
Антонимы. | 1 | |
Языковая логика. | 1 | |
Работа над ошибками. | 1 | |
Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. | 1 | |
Рассуждения. | 1 | |
Выводы в рассуждениях. | 1 | |
Юмор и логика. | 1 | |
Юмор и логика. | 1 | |
Конкурс эрудитов. | 1 | |
Развитие способности комбинировать. Игра «Перестановки». | 1 | |
Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у двух ». | 1 | |
Развитие способности рассуждать. Игра «Так же, как…» | 1 | |
Развитие способности планировать. Игра «Шаги ». | 1 | |
Развитие способности комбинировать. Игра «Передвижения ». | 1 | |
Развитие способности рассуждать. Игра «Сходство, различие». | 1 | |
Развитие способности рассуждать. Игра «Совпадения». | 1 | |
Развитие способности рассуждать. Игра «Родственники». | 1 | |
Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у трех ». | 1 | |
Развитие способности рассуждать. Игра «Больше, чем…» | 1 | |
Развитие способности рассуждать. Игра «Старше, моложе». | 1 | |
Развитие способности планировать. Игра «Шаги, прыжки ». | 1 | |
Развитие способности рассуждать. Игра «Ближе, левее». | 1 | |
Развитие способности рассуждать. Игра «То ли одно, то ли другое». | 1 | |
Решение нестандартных, комбинаторных задач | 1 | |
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | 1 | |
Найди отличия. | 1 | |
Действия предметов. Игра «Кто так делает?» | 1 | |
Комбинаторика. Перестановки, размещения. | 1 | |
Функциональные признаки предметов. | 1 | |
Симметрия. Симметричные фигуры. | 1 | |
Логическая операция «и». | 1 | |
Координатная сетка. | 1 | |
Решение логических задач и задач-шуток. | 1 | |
Результат действия предметов. | 1 | |
Обратные действия. | 1 | |
Порядок действий, последовательность событий. | 1 | |
Комбинаторика. Размещение, сочетание. | 1 | |
Составление загадок, чайнвордов. | 1 | |
Выражения и высказывания. | 1 | |
Классификация. | 1 | |
Язык и логика. Фразеологизмы. | 1 | |
Язык и логика. Образность и меткость речи. | 1 | |
Язык и логика. Речевые ошибки. | 1 | |
Язык и логика. Пословицы. | 1 | |
Классификация. | 1 | |
Язык и логика. Фразеологизмы. | 1 | |
Язык и логика. Образность и меткость речи. | 1 | |
Интеллектуальный марафон. | 1 |
Учебно-методическая литература для учителя
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
- Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
- Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»
Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»...
Рабочая программа факультативного занятия для 2 класса УЧИСЬ-УЧИТЬСЯ
программа факультативного занятия для 2 класса общеинтеллектуального направления УЧИСЬ-УЧИТЬСЯ...
Рабочая программа коррекционнно – развивающего курса «Коррекционные часы» для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2
Программа коррекционно – развивающего курса «Дефектологические занятия» направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с трудностями в успешном о...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Речевая практика» (литературное чтение + русский язык) 1 – 4 класс
Программа курса «Речевая практика» разработана на основе авторской программы Буряк М.В., Карышева Е.Н. «Чтение с увлечением. По дорогам сказок», составлена на основе Федерально...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи" для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
Рабочая программа логопеда составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Программа включает пояснительную записку, характеристику КРК, описание места КРК в учебном плане, планируемые результ...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 5.1, 5.2. (1-4 класс)
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 7.1, 7.2. (1-4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА«Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)»для обучающихся с ОВЗ основного общего образован...