Программа воспитательной работы с проблемными детьми
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа воспитательной работы с учащимися "группы риска" 2 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_probl.detmi_2-v_kl.docx | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы
с проблемными детьми
"Поверь в себя"
2-в класс
(2017-2018 уч.год)
Кл. рук. Сушенцова Е.М.
Пояснительная записка
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
В процессе осуществления своей деятельности педагогу важно обратить особое внимание на категорию учеников «группы риска», к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д.
С целью предупреждения и преодоления их трудновоспитуемости и разработана данная Программа. Она направлена на разрешение многих важных задач, связанных с коррекцией, развитием, социализацией, становлением гражданственности личности детей «группы риска». Она предполагает педагогическую диагностику, включение воспитуемого в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение детей «группы риска» к социально ценной деятельности с учетом положительных качеств, сил, способностей. Процесс воспитания «проблемных» учащихся в школе основан прежде всего на общих педагогических принципах организации воспитательной работы в образовательном учреждении. Вместе с тем он имеет рад особенностей, которые нашли отражение в этой программе, в частности: в подходе к структуре планирования, в организации индивидуальной работы с учащимися, в описании направлений деятельности классного руководителя.
Проблема воспитания и перевоспитания детей сложная, многоаспектная и имеющая непреходящее значение. Особая роль в современных условиях в работе с детьми группы риска отводится классным руководителям, призванным оперативно отвечать на актуальные потребности социально-педагогической практики помощи, поддержки и защиты детства.
Воспитывать личность может только личность. Успешное решение задач обучения и воспитания в решающей степени зависит от личности классного руководителя, его профессионального мастерства, эрудиции и культуры, а также от его способности организовать собственную самостоятельную работу.
В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.
Основная концептуальная идея программы воспитательной работы школы "Проблемные дети и семьи" заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.
Основные цели и задачи программы
Основной целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Достижение основной цели требует решения следующих задач:
- Коррекция социальной запущенности детей, компенсация недостатков дошкольного, семейного воспитания.
- Развитие социально-нравственных качеств учащихся, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях.
- Помощь ребенку в преодолении социально-педагогических трудностей,
«перешагивании» через возникший кризис.
- Создание положительной Я-концепции, снятие синдрома неудачника, формирование адекватной самооценки ребёнка, укрепление положительных нравственных начал в личности.
- Подведение ребёнка к процессу самовоспитания и перевоспитания.
- Привлечение ребёнка к социально значимой и трудовой деятельности.
- Ранняя диагностика, профилактика правонарушений.
Содержание Программы
1. Изучение проблемных детей.
Выявление детей «группы риска».
Изучение их путем систематических наблюдений, анализа результатов их деятельности.
Изучение занятости во внеурочное время, включения в кружковую, общественно полезную деятельность.
Изучение круга общения, характера его влияния на подростка.
Изучение положения ребенка в семье.
2. Оказание помощи детям «группы риска».
Информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки.
Психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и классе, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе.
3. Организация педагогической помощи.
Ведение систематического учета пробелов в знаниях, умениях и навыков детей.
Организация помощи в учебной деятельности, необходимой для ученика.
Установление и поддержка систематических доброжелательных отношений
и контактов с родителями проблемных детей.
Оказание помощи родителям в воспитании детей.
Ведение систематического учета особо сложных и неблагополучных семей, учащихся класса, проводимой с ними работы и ее результатов.
4. Организация свободного времени.
Вовлечение всех проблемных детей с учетом их интересов и возможностей в работу кружков.
Привлечение детей к участию в культурно - массовой и спортивной работе, отмечать их успехи, и достижения в ней;
5. Профилактика правонарушений.
Проведение тематических классных часов.
Индивидуальные беседы с трудными подростками.
6. Воспитательная работа
Воспитание гражданина России
Осознание учащимися как нравственной ценности сопричастности к судьбе своего Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Понимание места и роли своего народа в развитии мировой культуры.
Сохранение чувства национальной гордости за свою страну, добросовестное выполнение своих гражданских обязанностей, знание своих гражданских прав.
Поиск форм трудовой и предпринимательской деятельности, доступной в зависимости от возраста.
Воспитание семьянина
Знакомство с функциональными обязанностями в семье, заботой о близких людях, участие в самообслуживании, в распределении семейного бюджета, проведении свободного времени с семьёй.
Проявление терпимости к недостаткам родителей (так же, как и родители проявляют терпимость к недостаткам детей), близких, любовь их, сохранение семейных традиций, круга семейных ценностей.
Работа по воспитанию семьянина ведётся с учащимися и их семьями при активном участии родителей. При этом необходимо учитывать негативное влияние некоторых семей на ребёнка и суметь защитить его от разрушающего влияния такой семьи.
Воспитание человека Мира
Осознание ответственности за продолжение жизни на Земле.
Формирование целостности восприятия окружающего мира и человека, как неотъемлемой его части и высшей ценности.
Формирование ответственности за сохранение на Земле природы и человека, их взаимодействия.
Воспитание ученика как образованной личности. Формирование ученика, который:
- испытывает потребность в знаниях, осознаёт возможность в необходимости их приобретения для своего самоопределения;
- интересуется хотя бы одной из областей человеческой культуры;
- гордится своим учебным заведением и чувствует причастность к нему;
- знает свои права и обязанности, заложенные в Уставе школы;
- умеет быть учеником, уважает опыт и знания старших, стремится передать свои знания и опыт тем, кто младше.
Воспитание творческой индивидуальности
Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Развитие у детей, подростков общественно-положительных мотивов деятельности.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
Ориентация учащихся на здоровый образ жизни.
Формирование представление о последствиях вредных привычек и путях их преодоления, мерах их профилактики.
- Индивидуальная работа с детьми «группы риска».
Индивидуальные беседы с «трудными учащимися»
Вовлечение в работу кружков, секций, библиотек.
Анкетирование «трудных» учащихся.
Контроль за посещаемостью уроков ребятами из «группы риска».
- Работа с родителями.
Посещение на дому семей учащихся «группы риска», беседы с родителями, анкетирование, тестирование формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Принципы реализации Программы:
- повышение престижа здоровой семьи;
- повышение активной жизненной позиции;
- коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
- поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);
- социальное партнерство всех служб;
- изучение и распространение новых технологий;
- профилактика проблем.
Методы реализации Программы:
- патронаж
- беседа
- диагностика
- консультирование
- занятия
- тренинг
- информационность
- просвещение
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя | ||
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
| Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. | |
| Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком. | ||
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
| Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. | |
| Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать. | ||
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
| Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях | |
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
| Изменить жизненную ориентацию родителей. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы | |
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
| Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании |
Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Тематика родительского правового всеобуча.
- Индивидуальные тематические консультации для родителей: «Как уберечь ребенка от наркомании, алкоголя, токсикомании»,
- Родительские университеты:
«Правовое воспитание в семье. Роль родителей в становлении гражданственности ученика».
«Что значит быть гражданином?» «Права и обязанности ребенка в семье»
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:
- Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
- Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств.
- Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
- Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида.
- Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.
В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска «и их семьям, классный руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.
Основными направлениями работы школы с "трудными" учащимися являются:
- Изучение проблемных детей.
- Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
- Организация помощи педагогически запущенным детям.
Классный руководитель должен:
- научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
- создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
- вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
- обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
- учить уважать товарищей и взрослых;
- развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
Организация помощи детям «Группы риска»
Направления работы, мероприятия | Сроки исполнения |
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся. | В течение года |
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. | Постоянно |
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника". | По расписанию |
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений. | В течение года |
1.5. Формирование положительной "Я-концепции". | В течение года |
2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера. | Систематически |
2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
лекции для родителей:
| В течение года |
3.1. Изучение интересов и способностей учащихся. | В течение года |
3.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации. | Сентябрь – октябрь |
3.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг. | Сентябрь |
3.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. | В течение года |
3.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах. | В течение года |
Индивидуальный план работы с учеником
№ п/п |
Мероприятия
| Сроки проведения |
1. | Беседа с учеником о прошедшем лете. Выявление изменений, произошедших в поведении ученика за время каникул. Цель: отслеживание динамики в отношениях к учебе и жизни. | сентябрь |
2. | Беседа с коллективом класса о необходимости оказывать моральную поддержку Роману Астафьеву. | сентябрь |
3. | Проведение беседы с мамой ученика с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с Романом. Цель: отслеживание динамики в отношениях к учебе и жизни. | сентябрь |
4. | Консультации педагогов-предметников с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с проблемным учеником. |
сентябрь |
5. | Организация работы по вовлечению во внеклассную работу, кружковую работу, как на уровне школы, так и города (совместно с мамой). |
октябрь |
6. | Помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг, отслеживание периодичности ее посещения (совместно с мамой). |
октябрь |
7. | Беседа-обучение ученика о культуре общения. | ноябрь |
8. | Беседа о вреде курения, наркотиков, алкоголя на организм человека. Цель: формирование негативного отношения подростков к наркотикам, алкоголю, курению. |
ноябрь |
9. | Беседа с мамой на тему: «Права и обязанности ребенка в семье» | декабрь |
10. | Беседа с учеником на тему: «Твои права и обязанности в семье» |
|
11. | Беседа о необходимости уважительного и бережного отношения к родителям (маме). | декабрь |
12. | Беседа о необходимости уважительного отношения к одноклассникам, их интересам и личным вещам. | январь |
13. | Беседа о необходимости бережного отношения к имуществу школы, класса. | февраль |
14. | Беседа о здоровом образе жизни. | март |
15. | Беседа с учеником на тему: «Что такое совесть?» с последующим написанием учеником сочинения на данную тему. | апрель |
16. | Беседа с учеником на тему: «Важно (нужно) ли совершать в жизни добрые поступки?» с последующим написанием учеником сочинения на данную тему. | май |
17. | Беседа с учеником и родителями о предстоящем летнем отдыхе. | май |
18. | Привлечение Романа к активному участию в общественной жизни школы, класса с целью создания условий для возможного построения конструктивных межличностных взаимоотношений и самореализации. |
регулярно |
19. |
Сотрудничество с родителями (мамой) и привлечение их к процессу обучения и воспитания ребенка. |
регулярно |
20. |
Осуществление контроля за особенностями взаимоотношений ученика с классным коллективом.
|
регулярно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Методика воспитательной работы с одаренными детьми"
Что же такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребёнке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов? Наиболее част...
Заметки -размышления о работе с проблемными детьми в начальных классах в помощь классному руководителю.
Статья "О работе с аутсайдерами". Это практические наработки за несколько лет. Надеюсь, пригодятся еще кому-нибудь....
Заметки -размышления о работе с проблемными детьми в начальных классах в помощь классному руководителю.
Статья "О работе с аутсайдерами". Это практические наработки за несколько лет. Надеюсь, пригодятся еще кому-нибудь....
Работа с «Проблемными" детьми в классе
Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с “проблемными детьми”....
Система работы с проблемными детьми
В статье рассказывается как работать в школе с проблемными детьми....
Программа воспитательной работы "Проблемные дети и семьи"
Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательн...
Практические советы по работе с проблемными детьми
Реомендации учителям начальных классов...