Воспитательная работа. Нравственное воспитание школьников.
статья по теме

Нравственное воспитание школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Нравственное воспитание школьников.

    Нравственное воспитание учащихся - одна из ведущих задач школы. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у школьников морального сознания и нравственных чувств.

    Мораль – это форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований, норм, регулирующих поведение человека во всех сферах его общественной жизни. В морали отражаются сложившиеся в обществе нормы поведения людей, которые закреплены в таких понятиях, как добро, честь, совесть, справедливость. Все эти нравственные понятия имеют оценочный характер. Мораль включает в своё содержание определённые ценностные установки, нормы межличностного общения и одновременно даёт их обоснование.

     В ходе развития общества изменяются представление людей о нравственности, о добре и зле.

    Нравственность конкретного человека есть освоенная внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение и опирающаяся на мировоззренческие убеждения.

    Не всегда понятия мораль и нравственность разделяются. Эти понятия употребляются как синонимы.

Нравственность личности необходимо раскрывать говоря о нравственной воспитанности личности так, как это связано не только со знанием моральных норм, правил, принципов, но и с их выполнением.

    Моральные ( нравственные) нормы или правила - это выражение определённых отношений предписываемых моралью общества к характеру и поведению личности. В нашем обществе моральные требования к личности строятся на основе христианской нравственности.

    Уже более 2000 тысяч лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на Земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы , отраженные в них и признаваемые всеми народами как неоспоримо истинные, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. После появления письменности на Руси появились книги, содержащие нравоучения из священных писаний. Примером такой книги может служить букварь Юности честное зерцало, напечатанное по велению Петра Первого.

     В наше время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души. Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельной беседы с учеником.

    Нравственное воспитание эффективно осуществляется как целостный процесс педагогической организации всей жизни школьника: деятельности, отношений, общения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Ребёнок, проходя свой жизненный путь, попадает под различные влияния и руководствуется инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему подойти к внутреннему осмыслению, нравственному чувству, к осознанию поведения, к умению владеть собой (саморегуляции, самоуправлению).

    Высшим уровнем нравственного поведения, мерой нравственной устойчивости является сознательное владение собой, сохранение твёрдости, верности убеждениям. Ребёнок находится в постоянном выборе между желанием и долгом. Дисциплиной и ложью, также ложно понятой свободой, добром и злом, совестью и правонарушением, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью. То, что выбирает ребёнок, формирует его поведение. Нравственные качества и свойства личности. Поэтому, нравственное воспитание не может быть навязанным, не может стать заучиванием моральных норм и бездумной отработкой привычек. Оно представляет собой активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, общения, преодоление противоречий, процесс постоянных и систематических решений, выбора волевых действий, но и процесс самоопределения. Результатом нравственной воспитанности является устойчивость положительных привычек и норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива.

    Для формирования нравственной личности необходимо: 1) усвоение моральных знаний в виде моральных представлений, которые запоминаются в ходе этических бесед, чтения книг, анализа примеров из жизни с помощью взрослых; 2) рассуждения на предмет понимания моральных норм и требований, в которых дети высказывают своё отношение, делают выводы, дают оценку, а взрослые при необходимости их корректируют;

3) упражнения в нравственном поведении во время совместной деятельности детей, специально организованных ролевых играх;4) развитие внутренних потребностей учащихся в совершении нравственных поступков, то есть формирование мотивов, на что влияет окружающая среда, эмоциональная атмосфера вокруг детей; 5)формирование нравственных привычек, то есть способностей и умений производить действия не только без контроля, но и в силу выработанной потребности, что возможно при включении детей в систему разнообразных нравственных отношений, при стимулировании хорошего поведения, при анализе результатов и поступков.

     На нравственное поведение, воспитанность влияет наследственность, наличие хорошего примера в среде, которая окружает ребёнка, воспитание в здоровой , любящей атмосфере, где помогают узнать и усвоить нравственные ценности, наличие системы нравственного воспитания не только в семье, но и другими людьми, которые оказывают влияние на воспитание ребёнка, что подразумевает наличие единых требований, организацию деятельности детей, при которой они могли бы видеть опыт и упражняться.

    Нравственное воспитание включает в себя работу по формированию следующих моральных отношений: отношение к Родине, к другим странам и народам, любовь к родному краю; отношение к труду, понимание , что труд- это необходимое условие разумной и счастливой жизни человека; отношение к другим людям, выражаемое в уважении, взаимопомощи; отношение к себе, то есть осознании своего долга, нравственной чистоты, дисциплинированности, честности, непримиримость к аморальным поступкам. Задачами нравственного воспитания являются воспитание нравственного сознания, нравственных убеждений; воспитание навыков и привычек нравственного поведения; воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, к обществу, к труду, к самому себе, к другим людям.

    Нравственные принципы и правила поведения выступают как система требований общества к личности, но их надо отличать от требований правовых и служебных обязанностей. Это отличие состоит в том, что за нарушение правовых норм и служебных обязанностей следует юридическая и административная ответственности. Выполнение нравственных норм и требований зависит  от сознательности личности, от внутренней позиции. Таким образом, нравственность в обществе поддерживается не юридическими или административными вмешательствами. А силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных или аморальных поступков. Значит,  нравственность личности органически связана с моральными чувствами, с совестью, самооценкой своего поведения.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Данная статья посвящена проблеме нравственного воспитания школьников....

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...