«Конституция Российской Федерации: государственные символы России»
классный час на тему
Информация о правах и обязанностях младшего школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выполнение своих обязанностей и правила пользования своими правами в повседневной жизни | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
План – конспект
классного часа
1 сентября во 2 б классе
«Конституция Российской Федерации:
государственные символы России»
из
опыта работы
учителя
начальных классов
Болькиной Т.П.
2013г.
«Конституция Российской Федерации:
государственные символы России»
Планируемый результат мероприятия:
-выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами в повседневной жизни. В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:
• принимать и сохранять учебную задачу; • пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;
В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:
• осуществлять поиск информации о правах и обязанностях;
• строить речевое высказывание в устной форме;
• осуществлять анализ предлагаемых объектов;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
• формулировать собственное мнение и позицию;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• контролировать действия партнёра;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
Ход урока.
- Организационный момент.
Рс! Первой рассказывает ученица – новичок Виктория Барсегян, знакомство ученицы с классом. Знакомство родителей с классом, с родительским комитетом.
1 ученик. Сегодня в школе настежь двери
Распахнуты с утра!
Минуло лето, в школу вновь
Шагает детвора!
2 ученик. Звенит звонок всё громче, всё сильней,
Какая трель над миром разливается!
Ты думаешь распелся соловей?
Не соловей – уроки начинаются!
3 ученик. Перегрелся на солнце я, что ли?
Заскучал вдруг по собственной школе…
Чудеса! Я б сейчас, например,
Просто так порешал бы пример,
И припомнил бы парочку правил,
Просто так, чтобы ум не заржавел.
4 ученик. Я и сам понимаю: нелепо.
Что бы делал я, если б не лето?!
Так хотел нагуляться на воле!
А теперь вот скучаю по школе…
5 ученик. В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут по ней.
6 ученик. Сентябрь наступил, закончилось лето,
Пришёл праздник Знаний, Учёбы, Отметок.
Дети, Родители, Учителя,
С праздником Вас поздравляют друзья!
- Беседа учителя
Сегодня у вас замечательный день. Первый день в школе – это очень важный день для всех. В этом учебном году это ваш первый трудовой день. Вспомните, как сегодня утром, собирая вас в школу, волновались ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Они уже много лет работают для людей, а ваш трудовой день по-настоящему утром – 1 сентября! Вы пришли, чтобы дальше учиться, много нового узнать, чтобы вырасти и приносить людям пользу.
Звучит Гимн России
Мы живём в великой стране. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня. В состав нашей Родины входят 83 субъекта Российской Федерации: 21 республика, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей , города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург. В России проживают 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык. Все они объединились в одно большое государство.(показ карты страны)
- Как называется наше Государство? (Россия, полное название – Российская Федерация)
«Федерация» означает союз, объединение. Россия объединяет в своём составе республики, края, области, автономные округа.
У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства.
Основными символами служат государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (показ слайдов) Эти символы имеют давнюю историю.
- Как вы думаете, что такое символы?...
- Что могло бы стать символом нашей страны, по которому иностранцы безошибочно определят: это Россия? (…берёзка, матрёшка, самовар, медведь, Московский кремль, русский балет, Красная площадь, Храм Василия Блаженного, блины с икрой, купание в проруби, песня «Подмосковные вечера»,…)
Символы государства – это знаки отличия страны от других стран.
Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией Российской Федерации. (показ книги)
Конституция Российской Федерации была принята в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года. В этом году ей исполняется 20 лет.
Вопросы для обсуждения:
-Что такое Конституция?
- Почему Конституцию называют основным законом?
-Для чего нужен основной Закон? … Как много вопросов можно задать по этой книге. Найти ответы на эти вопросы нам поможет специалист – Адушева Ю.В.
3. Беседа юриста. ( Адушева Ю.В.)
-Дорогие Ребята, я рада вас приветствовать.
- . Постановка и решение проблемного вопроса. Сценка «ИГРА»
-Предлагаю разыграть сценку, для этого приглашаю 3 мальчиков.
-После уроков ребята решили поиграть.
Сергей: Давайте поиграем
Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.
Саша: А я не хочу.
Сергей: Чего не хочешь?
Саша: Играть
Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Саша: Я не хочу.
Сергей: Захочешь.
Саша: Что же вы меня заставите?
-Имеют ли право ребята заставить Сашу?...
-Обязан он им подчиняться? …( Заслушиваем точки зрения.)
- Объявление темы и постановка цели занятия.
-Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.
-Как вы понимаете, что такое право? …
-Из словаря Ожегова: «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»
-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)
-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом,
-В Конвенции 54 статьи.
-Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
-Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь. (Учитель помогает в случае затруднения.)
-Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе?
Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка и зачитывает некоторые…).
- Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право на личную жизнь.
- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
- Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- Право на заботу и воспитание родителями,
- Право на защиту от эксплуатации и насилия
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, эксплуатации, насилию и оскорблениям).
- Право на неприкосновенность жилища, семейную жизнь, тайну переписки. на гражданство;
- Право на защиту своих прав
-Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.
- Практическая часть классного часа
1. Игра «Какими правами пользуются герои книги?». Чуковский К. «Айболит», Толстой А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Крылов И. А. «Стрекоза и муравей»,Толстой Л.Н. «Филиппок …
2. Выберите задание и ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции (Соедините задание с правильным ответом)
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».
Козлята … Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно.
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
Маша:… o Не имеешь права меня эксплуатировать.
Лиса: «Серая Шейка, я тебя всё равно съем».
Серая Шейка:… o Не имеешь права лишать меня жизни.
Маленькая разбойница: «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».
Герда… o Не имеешь права лишать меня имущества.
3.Викторина «Нарушение прав литературных героев»..
1) В какой сказке нарушено право на жизнь? на личную неприкосновенность
2) У каких известных героев нарушено право на отдых и досуг?
3) Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
4) Героини каких сказок страдают от вмешательства в личную жизнь?
5) В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
Вывод:
- Почему же было плохо литературным героям?... (Были нарушены их права /кто-то нарушал их права)
-КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать )
-В конвенции есть статья: образование должно быть направлено на воспитание уважения к правам другого человека.
-Давайте посмотрим, что ещё кроме прав вы имеете.
6. Обязанности. Анализ ситуаций
-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.
Дев.: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
-Кто прав?
-Почему Дима должен был выучить стих?
-Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.
-Учитель: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
-Настя: Ира, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.
-Кто прав?
-Почему… Настя должна остаться?
-О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях…)
Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях
-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....
-Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.»
-Какие же у вас есть обязанности?
-Какие обязанности у вас есть?
Обязанности: -слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, обращения, оскорбления или эксплуатации;
-получить основное общее образование (9 классов);
-соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,
-соблюдать правила поведения в школе,
-Давайте повторим некоторые из них: (на плакате)
1.Добросовестно учись.
2.Соблюдай дисциплину
3. Не пропускай занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник
5.Береги школьное имущество.
6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.
7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.
9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях. P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
- Итог.
-Давайте подведём итоги:
-В каком межд. док. записаны права детей?
-Какой организацией он был принят?
- Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?
- Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй….)
-А ещё? (Уважай чужие права! …)
-И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни. (Памятка помещается в школьный уголок)
4. Итог урока. (подводит учитель)
- Наше государство провозглашает всех людей равными перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть права и обязанности, разница только в том, что у взрослых больше ответственности. Конвенкция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Взаимопонимание, уважение прав друг друга единственный способ решения конфликтов.
Почитание своих символов позволяет глубже понять историю своего Государства, уважать своё Отечество.
На память об этом классном часе я вручаю вам один из главных символов своего Государства - Флаг (в нашем случае – флажок) и продолжим беседу об этом на следующих кл. часах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конституция Российской Федерации. Государственные символы России.
Цель: формирование основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России.Задачи: - познакомить с Конституцией Российской Федерации и расширит...
Урок "Конституция Российской Федерации: государственные символы России"
Урок посвящён 20-летию со дня принятия Конституции Российской Федерации....
Открытый урок «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»
Тема: «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»Цель: 1. Познакомить детей с Конституцией России; 2. Закреплять знания детей...
20 – лет Конституции Российской Федерации. Государственные символы России.
Открытый классный час посвященный 20 -летию Дня Конституции Российской Федерации. История создания Конституции, государственные сомволы России и республики Адыгеи. Кто такой "ГРАЖДАНИН" ? Какие ...
Всероссийский урок "20 лет принятия Конституции Российской Федерации.Государственные символы России".
Работа составлена в ПО EasiTeach Next Generation, содержит разработку Всероссийского урока "20 лет принятия Конституции Российской Федерации.Государственные символы России. "Первый урок в 4 классе.htt...
Классный час (3 - 4 класс) по теме «Конституция Российской Федерации: государственные символы России»
Конспект урока...
Классный час "20-летие Конституции Российской Федерации. Государственные символы России" - 4класс
Методическая разработка классного часа...