Час общения "Права и обязанности"
классный час (3 класс) на тему
Цели:
1. Обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
2. Разделить понятия « права» и « обязанности», показать единство прав и обязанностей;
3. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других граждан;
4. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Права и обязанности детей
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
Конвенция « О правах ребёнка» ( 1989 г.)
Дети – все человеческие существа до 18 лет ( статья 1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya_prava_i_obyazannosti.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
« Права и обязанности несовершеннолетних»
Цели:
1. Обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
2. Разделить понятия « права» и « обязанности», показать единство прав и обязанностей;
3. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других граждан;
4. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Права и обязанности детей
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
Конвенция « О правах ребёнка» ( 1989 г.)
Дети – все человеческие существа до 18 лет ( статья 1)
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Ход классного часа
1. Игра « Имена»
20 ноября – это Всемирный день прав ребёнка. В этот день была принята международная Конвенция « О правах ребёнка». Сегодня мы будем говорить о правах и обязанностях детей.
Но сначала мы поиграем в игру « Имена». Каждый из вас по цепочке должен подняться с места, назвать своё имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой. ( Лариса- ласковая, …)
2. Интерактивная беседа « Право на имя»
-Ребята, а имеете ли вы право на своё имя? ( Конечно, имеем)
- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии? ( ФИО записаны в свидетельстве о рождении)
- Да, это первый ваш документ. А что ещё записано в нём, кто знает? (ФИО родителей, место рождения, страна)
- Верно, вы являетесь гражданами России, наше государство защищает ваши права, в том числе право на имя. Прочтите, какие ещё есть у вас права. Где они записаны? Кто их утверждал? ( В Конституции, законах, указах… Разрабатывали президент, депутаты…
3 . Мини - лекция « Конвенция о твоих правах»
Конвенция – это соглашение, специальный документ. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию « О правах ребёнка». К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод, эпидемии… Даже взрослые люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они и в мирное время нуждаются в защите и внимании со стороны взрослых. Какие же права есть у детей? ( см. на доску)
4. Ролевая игра « Юридическая консультация»
Ребята, когда нарушаются наши права, то мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию ,мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. К нам в гости пришли литературные герои за советом. Вы- юристы, помогите, ссылаясь на конвенцию « О правах ребёнка»
Маугли : « Так случилось, что я жил в лесу вместе с дикими зверями. И вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей :
- Конечно, имеете. Согласно Конвенции каждое человеческое существо до 18 лет является ребёнком. Вам нет 18 лет, значит, вы ребёнок и имеете все права.
Маугли: « Но я не умею говорить человеческим языком. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?
Дети:
- Никто не имеет права унижать человеческое достоинство. Никто не имеет права подвергать вас насилию, жестокому обращению и оскорблениям. Вы имеете право на свободу перемещения. Вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие способностей согласно конвенции « О правах ребёнка».
Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
-Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь, тайну переписки. Каждый имеет право на уважение его достоинства.
Классный руководитель: « как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?
Примерные ответы:
- Не все знают права детей. Не считают их полноценными людьми. Не уважают детей, считают их глупыми.
5. Разбор ситуаций « Права и обязанности»
Классный руководитель : « Да, у каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это выполняем? Посмотрим несколько сценок и дадим оценку поведению героев.»
Сценка 1.
Мама : Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын : А я имею право на отдых и досуг! Я привык громко слушать музыку!
Кл. руководитель : Пожалуйста, помогите разобраться, кто здесь не прав?
Дети : Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2.
Учитель : Аня, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, с доски и полей цветы.
Аня: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией запрещено насилие над детьми!
Кл. руководитель : Объясните Ане, в чём она не права.
Дети: Кроме прав у Ани есть обязанности – дежурного ( как и у всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушаются права других.
Сценка 3.
Учитель : Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятие своим любимым делом!
Кл. руководитель : Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Дети : А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов не уважает права других учеников!
Сценка 4 .
Учитель : Петров, ты почему во время урока музыки бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободное перемещение!
Кл. руководитель : Правильно ли рассуждает Петров?
Дети : Его одноклассники имеют право на образование, а он нарушил их права. Петров не уважает права других людей!
Сценка 5.
Мама: Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын: Потому что Организация Объединённых Наций запрещает использовать труд детей!
Кл. руководитель : Вот такой борец за права ребёнка! Может быть, он прав?
Дети: Нет, хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. Это не принудительный труд, а помощь маме по хозяйству. Мама имеет право на отдых. Сын должен уважать её право и помогать по дому.
Кл. руководитель : Ребята, какой документ очень хорошо знают герои сценок? И чего они не знают?
Дети: Конвенцию « О правах ребёнка». А не знают, что обязаны уважать права других людей!
Кл. руководитель : Как же примирить свои права с правами других людей?
Дети: Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
Нельзя свои права ставит выше прав других людей!
Игра «Путешествие в сказку»
Сейчас мы будем рассматривать иллюстрации к сказкам. Ваша задача: определить, каким правом воспользовались герои.
(«Красная шапочка» - каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.)
(«Буратино идет в школу» - каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступными.)
(«Гадкий утенок» - все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.)
(«Доктор Айболит» - право на получение медицинской помощи и лечения)
(«Золушка» - право на труд, но эксплуатация чужого труда преследуется законом.)
7. Подведение итогов ( рефлексия)
Кл. руководитель :
- Ребята, понравилось ли вам быть в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли знать детям свои права и обязанности?
Дети:
- Да, знание прав даёт уверенность в себе.
- Понравился разбор ситуаций, разъяснение прав.
- Свои права знать нужно, но и помнить про обязанности, не нарушать права других людей.
- Помните, там, где есть права, обязательно есть обязанности. Права предоставляются, а обязанности выполняются!!!
5. Составление списка обязанностей учащихся:
- ходит в школу и получать образование;
-добросовестно учиться;
-бережно относиться к имуществу школы;
- уважать чужое мнение;
- помогать родителям;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Пожарным можешь ты не быть, но правила ПБ знать обязан"
Данный классный час был проведён в рамках конкурса на лучший классный час по ПБ. По итогам конкурса данное мероприятие было удостоено 2 места....
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...
Обязанности пассажира 2 - 3 класс
Внеклассное занятие по теме "Обязанности пассажира" учит правилам поведения на остановках; в общественном транспорте....
Классный час "Мои права и обязанности"
Каждый человек имеет права и обязанности. Дети тоже должны знать об этом. Данный классный час помогает обучающимся познакомиться со своими правами и обязанностями. ...
Права и обязанности
Законы для родителей, законы для детей.В один прекрасный день вы вдруг ясно осознали, что в вашем доме живет не просто ваш миленький малыш, а новый, самостоятельный член общества, полноправный граждан...
Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.
Воспитание правового самосознания учащихся....
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ. ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ
Памятки учителям, учащимся и родителям....