Час общения "Права и обязанности"
классный час (3 класс) на тему

Биссараб Ольга Николаевна

Цели:

 

1.      Обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

 

2.      Разделить понятия « права» и « обязанности», показать единство прав и обязанностей;

 

3.      Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других граждан;

 

4.      Способствовать формированию активной жизненной позиции.

 

Права и обязанности детей

 

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

 

Конвенция « О правах ребёнка» ( 1989 г.)

 

Дети – все человеческие существа до 18 лет ( статья 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_obshcheniya_prava_i_obyazannosti.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                           « Права и обязанности несовершеннолетних»

Цели:

1.      Обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

2.      Разделить понятия « права» и « обязанности», показать единство прав и обязанностей;

3.      Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других граждан;

4.      Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Права и обязанности детей

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

Конвенция « О правах ребёнка» ( 1989 г.)

Дети – все человеческие существа до 18 лет ( статья 1)

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Ход классного часа

1.      Игра « Имена»

    20 ноября – это Всемирный день прав ребёнка. В этот день была принята международная Конвенция « О правах ребёнка». Сегодня мы будем говорить о правах и обязанностях детей.

Но сначала мы поиграем в игру « Имена». Каждый из вас по цепочке должен подняться с места, назвать своё имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой. ( Лариса- ласковая, …)

2.      Интерактивная беседа « Право на имя»

-Ребята, а имеете ли вы право на своё имя? ( Конечно, имеем)

- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?                                                                                                     ( ФИО записаны в свидетельстве о рождении)

- Да, это первый ваш документ. А что ещё записано в нём, кто знает?                              (ФИО родителей, место рождения, страна)

- Верно, вы являетесь гражданами России, наше государство защищает ваши права, в том числе право на имя. Прочтите, какие ещё есть у вас права.  Где они записаны? Кто их утверждал? ( В Конституции, законах, указах… Разрабатывали президент, депутаты…

3 . Мини - лекция « Конвенция о твоих правах»

    Конвенция – это соглашение, специальный документ. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

    20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию « О правах ребёнка». К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод, эпидемии… Даже взрослые люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они   и в мирное время нуждаются в защите и внимании со стороны взрослых. Какие же права есть у детей? ( см. на доску)

4.      Ролевая игра « Юридическая консультация»

   Ребята, когда нарушаются наши права, то мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую   консультацию ,мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. К нам в гости пришли литературные герои за советом. Вы- юристы, помогите, ссылаясь на конвенцию « О правах ребёнка»

Маугли : « Так случилось, что я жил в лесу вместе с дикими зверями. И вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей :

- Конечно, имеете. Согласно Конвенции каждое человеческое существо до 18 лет является ребёнком. Вам нет 18 лет, значит, вы ребёнок и имеете все права.

Маугли: « Но я не умею говорить человеческим языком. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Дети:

- Никто не имеет права унижать человеческое достоинство. Никто не имеет права подвергать вас насилию, жестокому обращению и оскорблениям. Вы имеете право на свободу перемещения. Вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие способностей согласно конвенции « О правах ребёнка».

 Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

-Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь, тайну переписки. Каждый имеет право на уважение его достоинства.

Классный руководитель:  « как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

Примерные ответы:

- Не все знают права детей. Не считают их полноценными людьми. Не уважают детей, считают их глупыми.

5. Разбор ситуаций « Права и обязанности»

Классный руководитель : « Да, у каждого человека есть права, но пользоваться ими   можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это выполняем? Посмотрим несколько сценок и дадим   оценку поведению героев.»

Сценка 1.

Мама : Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын : А я имею право на отдых и досуг! Я привык громко слушать музыку!

Кл. руководитель : Пожалуйста, помогите разобраться, кто здесь   не прав?

Дети : Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2.

Учитель : Аня, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, с доски и полей цветы.

Аня:  Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией запрещено насилие над детьми!

Кл. руководитель : Объясните Ане, в чём она не права.

Дети: Кроме прав у Ани есть обязанности – дежурного ( как и у всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушаются права других.

Сценка 3.

Учитель : Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только что помыли!

Иванов:  А что здесь такого? Я имею право на занятие своим любимым делом!

Кл. руководитель : Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Дети : А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов не уважает права других учеников!

Сценка 4 .

Учитель : Петров, ты почему во время урока музыки бегал по классу?

Петров:  Ну и что? Я имею право на свободное перемещение!

Кл. руководитель : Правильно ли рассуждает Петров?

Дети : Его одноклассники имеют право на образование, а он нарушил их права. Петров не уважает права других людей!

Сценка 5.

Мама:  Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын:   Потому что Организация Объединённых Наций запрещает использовать труд детей!

Кл. руководитель : Вот такой борец за права ребёнка! Может быть, он прав?

Дети:   Нет, хлеб он должен купить для себя и мусор вынести   - за собой. Это не принудительный труд, а помощь маме по хозяйству. Мама имеет право на отдых. Сын должен уважать её право и помогать по дому.

Кл. руководитель : Ребята, какой документ очень хорошо знают герои сценок? И чего они не знают?

Дети:  Конвенцию « О правах ребёнка». А не знают, что обязаны уважать права других людей!

Кл. руководитель : Как же примирить свои права с правами других людей?

Дети:  Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

Нельзя свои права ставит выше прав других людей!

                                               Игра «Путешествие в сказку»

Сейчас мы будем рассматривать иллюстрации к сказкам. Ваша задача: определить, каким правом воспользовались герои.

(«Красная шапочка» - каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.)

 («Буратино идет в школу» - каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступными.)

(«Гадкий утенок» - все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.)

(«Доктор Айболит» - право на получение медицинской помощи и лечения)

(«Золушка» -  право на труд, но эксплуатация чужого труда преследуется законом.)

7.      Подведение итогов ( рефлексия)

Кл. руководитель :

- Ребята, понравилось ли вам быть в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли знать детям свои права и обязанности?

Дети:

- Да, знание прав   даёт уверенность в себе.

- Понравился разбор ситуаций, разъяснение прав.

- Свои права знать нужно, но и помнить про обязанности, не нарушать права других людей.

- Помните, там, где есть права, обязательно есть обязанности. Права предоставляются, а обязанности выполняются!!!

5. Составление списка обязанностей учащихся:

-  ходит в школу и получать образование;

-добросовестно учиться;

-бережно относиться к имуществу школы;

- уважать чужое мнение;

- помогать родителям;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Пожарным можешь ты не быть, но правила ПБ знать обязан"

Данный классный час был проведён в рамках конкурса на лучший классный час по ПБ. По итогам конкурса данное мероприятие было удостоено 2 места....

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...

Обязанности пассажира 2 - 3 класс

Внеклассное занятие по теме "Обязанности пассажира" учит правилам поведения на остановках; в общественном транспорте....

Классный час "Мои права и обязанности"

Каждый человек имеет права и обязанности. Дети тоже должны знать об этом. Данный классный час помогает обучающимся познакомиться со своими правами и обязанностями. ...

Права и обязанности

Законы для родителей, законы для детей.В один прекрасный день вы вдруг ясно осознали, что в вашем доме живет не просто ваш миленький малыш, а новый, самостоятельный член общества, полноправный граждан...

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....