Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по теме

Осипова Эльвина Васильевна

Реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_osipova_e.v.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

(реферат)

по курсам повышения квалификации

по образовательной программе «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»

на тему: Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Выполнил (а): Осипова Эльвина Васильевна,

МАОУ СОШ № 17 г. Карталы,

Челябинской области,

учитель начальных классов

Челябинск – 2013


Содержание

Введение                                                                                                                   3        

1. Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа        5

2.Организационные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями                                                                                                                8

Заключение                                                                                                               12

Список использованной литературы                                                                      15


Введение

Происходящая в нашей стране радикальная трансформация экономической и общественной жизни привела к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистической информации, только за последнее десятилетие частота детской инвалидности в России удвоилась, составив к 2005 г. около 600 тыс. человек. По некоторым другим данным за последние двадцать лет численность детей-инвалидов в нашей стране увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн.

 Актуальность исследования проблем социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, предопределяется в значительной степени не только научными задачами, но и потребностями практического совершенствования механизма социальной защиты в нашей стране в условиях продолжающейся общественной трансформации. Разработка и реализация этого механизма в нашей стране выступает, на наш взгляд, не менее актуальной задачей, чем такие глобальные проблемы, как построение правового государства и формирование гражданского общества.

Недостаточно также изучена как проблема совершенствования системы социальной защиты детей-инвалидов в целом, так и другие аспекты рассматриваемой темы. Очень мало работ, посвященных региональным аспектам социальной защиты детей-инвалидов и оптимизации управления этим процессом.

Таким образом, актуальность избранной темы исследования определяется не только ее общественной значимостью на современном этапе развития нашей страны, но и недостаточной научной разработанностью проблемы.

Вместе с тем, как показывает анализ литературы, истоки исследования социальной защиты детей-инвалидов были заложены еще в трудах таких известных ученых, как П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев.

 Вопросам, затрагивающим теорию и практику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В.М. Астапова, О.И. Лебединского и др.

К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо разработана в научном смысле и система совершенствования социальной защиты детей-инвалидов с точки зрения государственной политики.

Целью работы является изучение особенностей организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями .

Достижение данной цели связано с рядом задач:

1) изучить различные категории детей с ограниченными возможностями;

2) раскрыть основные проблемы детей с ограниченными возможностями;

3) рассмотреть организационные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями;

Для решения поставленных задач и достижения цели работы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, медицинской литературы, материалы периодических изданий, методом обобщения и систематизации, логический, индукции и дедукции.


  1. Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа

Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, "кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным"[3, 270].

Согласно федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [5].

К термину "дети с нарушениями в развитии" относятся дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

В зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка) у ребенка с ограниченными возможностями определяется степень нарушения здоровья.

        Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья и социальную реабилитацию и независимое существование. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также в разработке единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Таким образом, процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка.


  1. Организационные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями

Пространство системы социальной защиты, реабилитации и социального обслуживания детей с ограниченными возможностями регулируется целым рядом нормативно-законодательных актов федерального и регионального уровней. Совокупный объем их определяется Президентской Программой "Дети России", в части целевой программы "Дети-инвалиды", федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно,  то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу, дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт.  Закрытость специальных образовательных учреждений  не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.

Традиционализм,   характерный для (учетных заведений, как правило, проявляется в ориентации школ на привычные для инвалидов профессии слесарь,  столяр, швея и т д., хотя они порой далеки от их реальных возможностей. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов. [1, 125]

Медицинские и сопутствующие им мероприятия - лишь  основа для проведения дальнейшей долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Реабилитационная деятельность включает:

  • Развитие духовных и физических способностей ребенка
  • Содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку  к нему.
  • Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам.
  • Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы).
  • Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.
  • Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия.
  • Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.
  • Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения.
  • Заинтересованное  осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля.

Особенность и специфика работы реабилитации, по сути научно-исследовательское учреждение, в котором исследовательская сторона присутствует и проводит работу в каждом отдельном случае, и в деятельности специалиста в целом, и без сосредоточения на данном аспекте эта работа становится простой формальностью.

Такая парадигма в корне меняет подход к триаде «ребенок – общество - государство». Суть этого изменения состоит в следующем:

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.  Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб. [2, 86]

  • Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
  • Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
  • Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
  • Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.

Исходя из этой парадигмы, цель работы – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что  отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Таким образом,  проблемы социализации детей-инвалидов имеют порой четко  выраженный региональный характер. Социальная помощь детям с ограниченными возможностями - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих ребенку условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.


Заключение

Обобщение результатов исследования теоретических источников позволило выявить основные проблемы социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе, выявить особенности и условия процесса социализации детей-инвалидов, изучить особенности развития детей с проблемами здоровья и средства их успешной социализации.

Главная проблема таких детей заключается в их связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

Отклонения в развитии приводят к "выпадению" (Л.С.Выготский) из социального и культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой как источником развития. [4, 196]

Подобное понимание проблемы подводит к дифференцированию содержания и механизмов социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей - инвалидов – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Процесс социализации личности детей будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Необходимо признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности.

 Для того чтобы процесс социализации детей  с проблемами здоровья происходил наиболее полноценно, необходимо использовать программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности.

Основные характеристики личности ребенка связываются с развитием высших психических функций, поэтому важно, чтобы педагогическое управление развитием ребенка происходило через создание условий для врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребенка, что способствует формированию его собственной картины мира в единстве сознания, отношения и поведения.

Основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности.

Социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития.

  Идея «независимой жизни» является ядром концепции программы социализации, которой руководствуются реабилитационные центры. Суть этой идеи можно выразить двумя тезисами:

- человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.

- помочь ему реализовать это право призвана система  инновационных социальных служб, открывающая доступ детям - инвалидам во все сферы жизнедеятельности.


Список используемой литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. завед./ Г.М. Андреева. -  М.: Аспект Пресс, 2008. – 363с.

2. Немов, Р.С. Психология : учеб. пособие в 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с. 3. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – Барнаул – Издательство АГУ – 1997 – 63с.

4. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений/Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под. Ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001. – 400 с.

5.Федеральный закон от 8.06.2007 № 163249-4- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья ", изд. "Собрание законодательства РФ", № 31, ст. 3823


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперопека как фактор нарушения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, даются рекомендации для родителей по устранению нарушений воспитания....

Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...

Доклад на тему: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры".

В декабре месяце 2017г проходила ежегодная региональная научно-практическая конференция Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Актуальные вопросы общего и профессионального образования ин...

Статья Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения

Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения....

Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Занятия по танцевально-двигательной терапии:žСоздают благоприятные условия для развития группового взаимодействия, появляется возможность для сотрудничества, оказания поддержки и взаимопомощи. Э...