Диагностика художественной одаренности
учебно-методический материал на тему

Харланова Светлана Петровна

Методическое сообщение на примере методик А.И.Савенкова и А.А.Лосевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сообщение

«Диагностика художественной одаренности» (с помощью методик А.И.Савенкова и А.А. Лосевой).

Выполнила: С.П.Харланова,

преподаватель по классу аккордеона

МБУ ДО "ДМШ имени В.В.Андреева"

"Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,

 а факел, который надо зажечь" (Плутарх).

        Во многих толковых словарях  слова "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. В толковом словаре В.Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный". 

        При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Одаренность – это способности, позволяющие достичь сверхнормативных результатов к каком-либо виде деятельности. Одаренности «просто так» не существует: она должна реализовываться в какой-нибудь сфере.

        Одаренность и способности проявляются в детстве. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может обнаружиться одаренность к музыке, затем – к рисованию. Вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. Одаренность ребенка, как и его отдельные способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий; в огромной степени развитие одаренных детей зависит от окружающей среды.

        Одаренных детей, поступающих в музыкальную школу не так уж и много и, считаю, что если у преподавателя в классе (на протяжении всей его педагогической деятельности) был хоть один одаренный ребенок - это огромное счастье. Ведь даже имея врожденные задатки к музыке (музыкальным занятиям) у малыша, задача родителя - проявить интерес к увлечениям ребенка в раннем возрасте, в беседах и наблюдениях за ребенком дать правильную направленность его увлечениям, наблюдать за процессом развития на занятиях и контролировать домашние занятия; а задача преподавателя - правильно и умело направить, поддержать и дать возможность развивать данную способность. Но (!) главное действующее лицо во всех стараниях и начинаниях - ребенок!  И, как говорил Томас Эдисон: "Гений - это девяносто процентов  труда и только один смысл."

        По статистике - нестандартно мыслящих людей:

среди взрослых - 2%,

среди подростков - 11%,

среди семилетних детей - 17%,

среди шестилетних детей - 37%.

        Нераскрытые способности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается. Отсюда и видна роль школы и преподавателя в развитии одаренности.

        При поступлении детей в музыкальную школу, ещё на стадии вступительных экзаменов, мною были проведены беседы с родителями и детьми. Задавались вопросы на общие темы (увлечения, какие книги читаешь, какое время года нравится и почему, что было бы, если б в сказке "Репка" был только один персонаж - дед, и т.д. ) для понимания общего развития, интересов, фантазии и раскрепощенности  будущего ученика. Уже, начав учебный год, родители получили опросники, было проведено анкетирование между родителями и детьми, использовались  более точные и более специфические диагностические процедуры для оценки специальных способностей. Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

- Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.

- Выявление предпосылок общей одарённости.

- Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

        Для  понимания отношения к музыке родителей  учащихся и выявления музыкальных предпочтений семьи, им (родителям) была предложена следующая анкета:

                                        Анкета для родителей

Фамилия, имя ребёнка _  Саша М.

Возраст___9 лет

Дата заполнения__09.11.2017

Цель: выявление музыкальных предпочтений семьи

1. Какую музыку Вы предпочитаете слушать:

- классическую, 

- народную;

- поп-музыку;

- рок-музыку;

- популярную музыку начала XX века;

- популярную музыку середины XX века.

2. Ваши любимые исполнители или группы.

 любимых исполнителей нет, группа "Любэ"

3. Как часто Вы слушаете музыку :

- иногда; 

- регулярно, целенаправленно слушаю любимые произведения;

- постоянно, как только прихожу домой, включаю радио, телевизор, запись.

4. С какой целью Вы слушаете музыку:

- для повышения культурного уровня;

- для поднятия настроения;

- с целью релаксации, для медитации;

- чтобы не находиться в тишине;

- не задумываюсь о цели.

5. Слушаете ли Вы музыку с Вашим ребёнком специально:

- да;

- нет;

- иногда.

6. Часто ли Вы поёте дома:

- да;

- нет;

- иногда под настроение;

- в хорошей компании.

7. Какие песни Вы исполняете?

__больше детские и потешки (т.к. есть маленький ребенок)

3. Поёте ли Вы вместе с вашим ребёнком:

- да;

- нет;

- иногда.

3. Поёте ли Вы ребёнку перед сном колыбельные песни:

- да;

- нет;

- иногда.

                                        Анкета для родителей

Фамилия, имя ребёнка _ Зарина А.

Возраст___8 лет

Дата заполнения__11.11.2017

Цель: выявление музыкальных предпочтений семьи

1. Какую музыку Вы предпочитаете слушать:

- классическую,

- народную; 

- поп-музыку; 

- рок-музыку;

- популярную музыку начала XX века;

- популярную музыку середины XX века.

2. Ваши любимые исполнители или группы.

национальная башкирская эстрада и народная музыка

3. Как часто Вы слушаете музыку :

- иногда;

- регулярно, целенаправленно слушаю любимые произведения;

- постоянно, как только прихожу домой, включаю радио, телевизор, запись.

4. С какой целью Вы слушаете музыку:

- для повышения культурного уровня;

- для поднятия настроения, создать атмосферу Родины;

- с целью релаксации, для медитации;

- чтобы не находиться в тишине;

- не задумываюсь о цели.

5. Слушаете ли Вы музыку с Вашим ребёнком специально:

- да;

- нет;

- иногда. 

6. Часто ли Вы поёте дома:

- да;

- нет; 

- иногда под настроение; 

- в хорошей компании.

7. Какие песни Вы исполняете?

__напеваю народные башкирские песни

 8. Поёте ли Вы вместе с вашим ребёнком:

- да;

- нет;

- иногда. 

9. Поёте ли Вы ребёнку перед сном колыбельные песни:

- да;

- нет;

- иногда, хотя-больше читаем

                                Анкета для родителей

Фамилия, имя ребёнка _ Артем О.

Возраст___9 лет

Дата заполнения__30.10.2017

Цель: выявление музыкальных предпочтений семьи

1. Какую музыку Вы предпочитаете слушать:

- классическую,

- народную; 

- поп-музыку;

- рок-музыку;

- популярную музыку начала XX века;

- популярную музыку середины XX века

2. Ваши любимые исполнители или группы.

П.Дранга,В.Ковтун, группы "Любэ", "Голубые береты",

3. Как часто Вы слушаете музыку :

- иногда;

- регулярно, целенаправленно слушаю любимые произведения;

- постоянно, как только прихожу домой, включаю радио, телевизор, запись.

4. С какой целью Вы слушаете музыку:

- для повышения культурного уровня;

- для поднятия настроения;

- с целью релаксации, для медитации;

- чтобы не находиться в тишине;

- не задумываюсь о цели. 

5. Слушаете ли Вы музыку с Вашим ребёнком специально:

- да;

- нет;

- иногда. 

6. Часто ли Вы поёте дома:

- да;

- нет;

- иногда под настроение;

- в хорошей компании.

7. Какие песни Вы исполняете?

частушки, народные песни, песни под гитару

3. Поёте ли Вы вместе с вашим ребёнком:

- да;

- нет;

- иногда.

3. Поёте ли Вы ребёнку перед сном колыбельные песни:

- да;

- нет;

- иногда.

        Исходя из данных результатов, можно сказать, что наиболее увлечен музыкой Артем, вернее - его родители активно позиционируют музыку в семье. Менее всего заинтересован в музыке Саша (в дальнейшей беседе с родителями выяснилось, что в музыкальную школу пришли, потому что в школе сказала-записаться в какой-нибудь кружок, а "музыкалка" ближе всего к дому).

        Далее была предложена методика самооценки для обучающихся (по А.И.Савенкову) "Как я вижу себя" (те вопросы, которые детям были не совсем понятны мы разбирали при встрече). Ответы в данной анкете можно было обозначить по следующей шкале:

да; скорее да; скорее нет; нет.

                                         Саша М.  9 лет

1. Я люблю собирать и разбирать разные предметы. ДА

2. Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи. СКОРЕЕ  НЕТ

3. Я люблю работать над особыми проектами. НЕТ

4. Мне нравится обсуждать разные идеи. СКОРЕЕ НЕТ

5. Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя героем рассказа или книги, которую читаю. НЕТ

6. У меня хорошее чувство юмора. СКОРЕЕ НЕТ

7. Моя работа всегда особенная. НЕТ

8. У меня появляется много идей при решении проблемы. СКОРЕЕ ДА

9. Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана. СКОРЕЕ НЕТ

10. Я не против того, чтобы отличаться от других людей. НЕТ

11. Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий, или то, что трудно. НЕТ

12. Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре, чтобы показать свои чувства. НЕТ

13. Мне не нравится соглашаться с кем-нибудь без того, чтобы обдумать это. СКОРЕЕ ДА

14. Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится. СКОРЕЕ ДА

15. Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться. СКОРЕЕ НЕТ

16. Я занимаюсь спортом и разными играми. ДАААА

17. Я хорошо занимаюсь в школе. ДА

18. В школе меня любят другие дети. СКОРЕЕ ДА

19. Я понимаю и люблю других людей. ДА

20. Я дружелюбен и умею ладить с людьми. СКОРЕЕ НЕТ

21. Другие люди считают, что я умница. СКОРЕЕ ДА

22. Я – хороший и понимающий друг. СКОРЕЕ ДА

23. Со мной легко ладить. НЕТ

Напиши ниже о своих увлечениях и интересах, коллекциях__

я люблю заниматься биатлоном и дзюдо, с удовольствием хожу в бассейн, нравится читать книги про оружие.

Напиши ниже то, о чем бы ты хотел узнать побольше про инопланетян.

                                        Зарина А. 8 лет

1. Я люблю собирать и разбирать разные предметы. СКОРЕЕ ДА

2. Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи. СКОРЕЕ НЕТ

3. Я люблю работать над особыми проектами. ДА

4. Мне нравится обсуждать разные идеи. СКОРЕЕ ДА

5. Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя героем рассказа или книги, которую читаю. СКОРЕЕ ДА

6. У меня хорошее чувство юмора. СКОРЕЕ НЕТ

7. Моя работа всегда особенная. СКОРЕЕ НЕТ

8. У меня появляется много идей при решении проблемы. ДА

9. Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана. ДА

10. Я не против того, чтобы отличаться от других людей. СКОРЕЕ НЕТ

11. Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий, или то, что трудно. СКОРЕЕ ДА

12. Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре, чтобы показать свои чувства. ДА

13. Мне не нравится соглашаться с кем-нибудь без того, чтобы обдумать это. ДА

14. Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится. СКОРЕЕ НЕТ

15. Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться. ДА

16. Я занимаюсь спортом и разными играми. СКОРЕЕ ДА

17. Я хорошо занимаюсь в школе. ДА

18. В школе меня любят другие дети. СКОРЕЕ ДА

19. Я понимаю и люблю других людей. СКОРЕЕ ДА

20. Я дружелюбен и умею ладить с людьми. ДА

21. Другие люди считают, что я умница. ДА

22. Я – хороший и понимающий друг. СКОРЕЕ ДА

23. Со мной легко ладить. ДА

Напиши ниже о своих увлечениях и интересах, коллекциях_  

люблю заниматься танцами, акробатикой и очень люблю рисование, как и у всех девочек есть много кукол Барби

Напиши ниже то, о чем бы ты хотел узнать побольше_

хотелось бы почитать больше сказок и научиться играть на пианино, флейте и гармошке.

                                        Артем О. 9 лет

1. Я люблю собирать и разбирать разные предметы. ДА

2. Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи. СКОРЕЕ ДА

3. Я люблю работать над особыми проектами. ДА

4. Мне нравится обсуждать разные идеи. ДА

5. Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя героем рассказа или книги, которую читаю. СКОРЕЕ ДА

6. У меня хорошее чувство юмора. СКОРЕЕ ДА

7. Моя работа всегда особенная. ДА

8. У меня появляется много идей при решении проблемы. СКОРЕЕ НЕТ

9. Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.  СКОРЕЕ ДА

10. Я не против того, чтобы отличаться от других людей. ДА

11. Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий, или то, что трудно. ДА

12. Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре, чтобы показать свои чувства. ДА

13. Мне не нравится соглашаться с кем-нибудь без того, чтобы обдумать это. ДА

14. Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится. СКОРЕЕ НЕТ

15. Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться. СКОРЕЕ НЕТ

16. Я занимаюсь спортом и разными играми. НЕТ

17. Я хорошо занимаюсь в школе. ДА

18. В школе меня любят другие дети. ДА

19. Я понимаю и люблю других людей. ДА

20. Я дружелюбен и умею ладить с людьми. ДА

21. Другие люди считают, что я умница. ДА

22. Я – хороший и понимающий друг. СКОРЕЕ ДА

23. Со мной легко ладить. СКОРЕЕ ДА

Напиши ниже о своих увлечениях и интересах, коллекциях

люблю собирать конструктор lego, слушать аккордеон и выступать на сцене

Напиши ниже то, о чем бы ты хотел узнать побольше

как научиться играть как мой учитель, как не бояться и не волноваться на сцене.

        Изучая ответы детей можно сказать, что Саша - немного замкнут, не очень усидчив и музыке предпочитает спорт; Зарина - застенчива, усидчива, творческий человечек; Артем - честолюбив, любит кропотливую работу, любит, чтобы его замечали, амбициозен, больше других детей заинтересован серьезно музыкой.

Педагог, наблюдая некоторое время за учащимися и в ходе беседы с ними, попробовала методику А.А.Лосевой по определению одаренных детей. В опроснике перечислены 10 сфер, в которых ребёнок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Необходимо дать оценку в баллах каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребёнку в наивысшей степени, ставится 5 баллов, самая низкая оценка 2 балла. Затем баллы суммируются по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной делится на количество вопросов и полученное число записывается. Средний результат по всем областям сравнивается между собой. Далее, ориентируясь на наивысшие показатели в какой-либо сфере, педагогу следует стараться создать благоприятные условия для развития способностей. С данным опросником могут работать так же и родители и преподаватели других дисциплин.

                        Саша М.  9 лет

I. Интеллектуальная сфера

  1. Высокая познавательная активность, мобильность. 3
  2. Быстрота и точность выполнения умственных операций. 3
  3. Устойчивость внимания. 3
  4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 4
  5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. 4
  6. Богатство активного словаря. 3
  7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. 5
  8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. 3
  9. Развитость творческого мышления и воображения. 3
  10. Владение основными компонентами умения учиться. 4
  11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития. 3
  12. Возможность предвосхищения результата деятельности. 4

                                                                                        Итого: 3,5 балла

II. Сфера академических достижений

  1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур. 3
  2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям. 4
  3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов. 5
  4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений. 5
  5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). 4
  6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год – два. 3
  7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 4
  8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной. 4
  9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился. 3
  10. Пытается выяснить причины и смысл событий. 4
  11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».5
  12. Любит обсуждать научные события, изобретения, Часто задумывается об этом. 4

                                                                                        Итого: 4 балла

III. Творчество

  1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей. 3
  2. Изобретательность в использовании материалов и идей. 4
  3. Склонность к завершенности и точности в занятиях. 4
  4. Задает много вопросов по интересующему его предмету. 5
  5. Любит рисовать. 2
  6. Проявляет тонкое чувство юмора. 3
  7. Не боится быть таким, как все. 4
  8. Склонен к фантазиям, к игре. 5

                                                                                        Итого: 3,75 балла

IV. Литературные сферы

  1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. 4
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. 5
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 4
  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 4
  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. 3
  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 3
  7. Любит писать рассказы или статьи. 2
  8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения. 2

                                                                                        Итого: 3,37 балла

V. Артистическая сфера

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека. 2
  2. Интересуется актерской игрой. 2
  3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека. 3
  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. 4
  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения. 3
  6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают. 4
  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 3
  8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться. 3

                                                                                        Итого: 3 балла

VI. Музыкальная сфера

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. 3
  2. Хорошо поет. 3
  3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств. 2
  4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 2
  5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. 3
  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. 3
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 2
  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. 4

                                                                                        Итого: 2,75 балла

VII. Техническая сфера

  1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. 3
  2. Интересуется механизмами и машинами. 5
  3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников. 5
  4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек. 5
  5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки. 5
  6. Любит рисовать чертежи механизмов. 4
  7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. 3

                                                                                        Итого: 5,71 балл

VIII. Двигательная сфера

  1. Тонкость и точность моторики. 4
  2. Развитая двигательно-моторная координация. 5
  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура). 5
  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 5
  5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. 4
  6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.). 5

                                                                                        Итого: 4,7 балла

IX. Сфера художественных достижений

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации. 4
  2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. 3
  3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. 3
  4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 3
  5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т.д.). 3
  6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. 5
  7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.). 4
  8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 3
  9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве. 5
  10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах. 2

                                                                                        Итого: 3,5 балла

X. Общение и лидерство

  1. Легко приспосабливается к новой ситуации. 3
  2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен. 3
  3. Высокая общительность с окружающими. 4
  4. Стремится к доминированию среди сверстников. 4
  5. Сверстники обращаются за советом 4

                                                                                        Итого: 3,6 балла

        Исходя из ответов, у Саши больше всего стремление  и наилучших результатов он может достичь в двигательной, технической сферах и в сфере академических достижений.

                                                                                        

                        Зарина А. 8 лет

I. Интеллектуальная сфера

1. Высокая познавательная активность, мобильность. 4

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций. 4

3. Устойчивость внимания. 5

4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 4

5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. 4

6. Богатство активного словаря. 5

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. 5

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. 4

9. Развитость творческого мышления и воображения. 5

10. Владение основными компонентами умения учиться. 5

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития. 4

12. Возможность предвосхищения результата деятельности. 5

                                                                                        Итого: 4,5 балла

II. Сфера академических достижений

1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур. 4

2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям. 4

3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов. 5

4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений. 4

5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). 4

6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год – два. 3

7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 4

8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной. 3

9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился. 3

10. Пытается выяснить причины и смысл событий. 4

11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов». 4

12. Любит обсуждать научные события, изобретения, Часто задумывается об этом. 3

                                                                                        Итого: 3,75 балла

III. Творчество

1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей. 4

2. Изобретательность в использовании материалов и идей. 5

3. Склонность к завершенности и точности в занятиях. 5

4. Задает много вопросов по интересующему его предмету. 5

5. Любит рисовать. 5

6. Проявляет тонкое чувство юмора. 4

7. Не боится быть таким, как все. 4

8. Склонен к фантазиям, к игре. 5

                                                                                        Итого: 4,6 балла

IV. Литературные сферы

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. 3

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. 4

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 4

4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 4

5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. 5

6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 4

7. Любит писать рассказы или статьи. 4

8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения. 3

                                                                                        Итого: 3,9 балла

V. Артистическая сфера

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека. 3

2. Интересуется актерской игрой. 3

3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека. 4

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. 3

5. Передает чувства через мимику, жесты, движения. 3

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.  3

7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 4

8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться. 4

                                                                                        Итого: 3,4 балла

VI. Музыкальная сфера

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. 4

2. Хорошо поет. 4

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств. 3

4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 4

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. 4

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. 4

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 3

8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. 4

                                                                                        Итого: 3,6 балла

VII. Техническая сфера

1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.5

2. Интересуется механизмами и машинами. 3

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников. 3

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек. 2

5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки. 2

6. Любит рисовать чертежи механизмов. 3

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. 2

                                                                                        Итого: 2,9 балла

VIII. Двигательная сфера

1. Тонкость и точность моторики. 4

2. Развитая двигательно-моторная координация. 4

3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура). 4

4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 4

5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. 4

6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.). 4

                                                                                        Итого: 4 балла

IX. Сфера художественных достижений

1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.5

2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. 5

3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. 5

4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 4

5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т.д.). 5

6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. 5

7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.). 5

8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 4

9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве. 4

10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах. 4

                                                                                        Итого: 5,4 балла

X. Общение и лидерство

1. Легко приспосабливается к новой ситуации. 4

2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен. 5

3. Высокая общительность с окружающими. 5

4. Стремится к доминированию среди сверстников. 4

5. Сверстники обращаются за советом 4

                                                                                        Итого: 4,4 балла

        Пользуясь данным опросником можно сказать, Что Зарине легче всего работать в сфере художественных достижений, а также - в интеллектуальной сфере и творчестве.

                        Артем О.  9 лет

I. Интеллектуальная сфера

  1. Высокая познавательная активность, мобильность. 4
  2. Быстрота и точность выполнения умственных операций. 3
  3. Устойчивость внимания. 4
  4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 5
  5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. 4
  6. Богатство активного словаря. 5
  7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. 4
  8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. 5
  9. Развитость творческого мышления и воображения. 5
  10. Владение основными компонентами умения учиться. 4
  11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития. 5
  12. Возможность предвосхищения результата деятельности. 5

                                                                                        Итого: 4,4 балла

II. Сфера академических достижений

1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур. 4

2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям. 4

3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов. 5

4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений. 4

5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). 4

6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год – два. 4

7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 5

8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной. 4

9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился. 3

10. Пытается выяснить причины и смысл событий. 4

11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов». 5

12. Любит обсуждать научные события, изобретения, Часто задумывается об этом. 4

                                                                                        Итого: 4,1 балла

III. Творчество

1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей. 5

2. Изобретательность в использовании материалов и идей. 5

3. Склонность к завершенности и точности в занятиях. 5

4. Задает много вопросов по интересующему его предмету. 5

5. Любит рисовать. 4

6. Проявляет тонкое чувство юмора. 4

7. Не боится быть таким, как все. 4

8. Склонен к фантазиям, к игре. 4

                                                                                        Итого: 4,5 балла

IV. Литературные сферы

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. 4

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. 5

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 4

4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 4

5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. 3

6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 3

7. Любит писать рассказы или статьи. 4

8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения. 3

                                                                                        Итого: 3,8 балла

V. Артистическая сфера

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека. 5

2. Интересуется актерской игрой. 4

3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека. 5

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. 4

5. Передает чувства через мимику, жесты, движения. 5

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают. 5

7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 4

8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться. 5

                                                                                        Итого: 4,6 балла

VI. Музыкальная сфера

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. 5

2. Хорошо поет. 4

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств. 5

4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 5

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. 4

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. 5

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 4

8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. 5

                                                                                        Итого: 4,6 балла

VII. Техническая сфера

1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. 5

2. Интересуется механизмами и машинами. 5

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников. 4

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек. 4

5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки. 4

6. Любит рисовать чертежи механизмов. 3

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. 4

                                                                                        Итого: 3,6 балла

VIII. Двигательная сфера

1. Тонкость и точность моторики. 4

2. Развитая двигательно-моторная координация. 5

3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура). 5

4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 4

5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. 4

6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.). 4

                                                                                        Итого: 3,7 баллов

IX. Сфера художественных достижений

1. Проявляет большой интерес к визуальной информации. 5

2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. 4

3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.  4

4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 4

5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т.д.). 4

6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. 5

7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.). 5

8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 5

9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве. 4

10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах. 5

                                                                                        Итого: 4,5 балла

X. Общение и лидерство

1. Легко приспосабливается к новой ситуации. 5

2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен. 5

3. Высокая общительность с окружающими. 5

4. Стремится к доминированию среди сверстников. 5

5. Сверстники обращаются за советом 5

                                                                                        Итого: 5 баллов

        Анализируя опросник Артёма можно сказать, что ему с одинаковой легкостью  подвластны общение и лидерство, музыка и артистизм, творчество и интеллектуальная сфера.

        

        Предлагаемые характеристики интересов могут помочь преподавателю (родителю)  в анализе поведения ребенка, его умственного и физического развития. Хочу подчеркнуть, что преобладание интересов  и  наивысшие баллы в той или иной сфере деятельности по методике А.А.Лосевой не обозначают, что развивать следует только данную сферу. Результаты диагностики носят лишь рекомендательный характер и, возможно, стоит обратить внимание родителей на низкий балл, чтобы привлечь внимание к той сфере деятельности, которую можно развить, "подтянуть" знания и помочь ребенку быть более успешным.

        Нужно также иметь в виду, что способности ребёнка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. При этом не существует и не может существовать методов и показателей, однозначно фиксирующих умственную одарённость любого ребёнка. Заключение о наличии одарённости может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика детской одаренности».

Практическая диагностика детской одаренности  представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на...

Диагностика детской одаренности

Методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми...

Методики диагностики общей одаренности и способностей детей к началу обучения в школе

Представлены методики для определения склонности и одаренности будущих первоклассников к разным видам деятельноси....

Диагностика определения одаренности детей

С помощью диагностики можно определить в каком направлении развивается ребенок....

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙОДАРЕННОСТИ . материал для родителей...

Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми

Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми...