Програма кружка "Юный эколог"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основании:
• Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
• Примерной программы общего начального образования по окружающему миру.
• Методического пособия для учителя «Концепции и программы для начальных классов.
Представленная программа разработана для учащихся 4 класса, рассчитана на 34 часа. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 227.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена на основании:
• Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
• Примерной программы общего начального образования по окружающему миру.
• Методического пособия для учителя «Концепции и программы для начальных классов.
Представленная программа разработана для учащихся 4 класса, рассчитана на 34 часа. .
Цель и задачи:
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
4. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
5. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
6. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
7. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Ожидаемые результаты
Показатели в личностной сфере ребёнка:
*интерес к познанию мира природы;
* потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
* осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
* преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Показатели в познавательной сфере ребёнка:
*экологически сообразные правила поведения в природе;
* способы сохранения окружающей природы;
* планета Земля- наш большой дом;
* позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
*основные виды растений и животных различных экосистем
* значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
* живое и неживое в природе;
*прослеживать взаимосвязи явлений в живой природе с явлениями в неживой природе;
* сравнивать и различать диких и домашних животных, приводить примеры животных;
*различать зимующих и перелётных птиц:
* выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных, предлагать и обсуждать меры по их охране;
Показатели в коммуникативной сфере ребёнка:
* работать в группах, обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру,
* работать в парах, анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы,
* уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками;
* выступать с сообщениями по изученному материалу,
*работать со взрослыми , вести наблюдения,
* находить необходимую информацию , выступать с сообщениями,
*читать рекомендованную литературу, делать вывод;
* умение помогать друг другу в трудную минуту.
Показатели в регулятивной сфере ребёнка:
* формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои результаты,
* отвечать на вопросы, оценивать свои достижения и достижения других учащихся,
*осуществлять самопроверку,
* оценивать результаты своей деятельности,
*ставить учебную задачу, организовывать свою учебную деятельность.
Содержание курса
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)
Тема 2. Времена года на Земле (1 час)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Тема 6. Условия жизни растений (1час)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения.
Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)
Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)
Тема 12. Реки и озера (1час)
Пресная вода. Осадки.
Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы (1час)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.
Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)
Тема 20. Жизнь среди людей (1час)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)
Тема 22. Домашние животные (1час)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Тема 24. Уход за домашними животными (1час)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 26. Люди и паразиты (1час)
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)
Тема 28. Почва (1 час)
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Тема 34. Декоративные растения (1час)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
| Дата | ||
| Введение (1час) | 1 |
|
1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | 1 |
|
| 1. Среда обитания (6 часов) | 4 |
|
2 | Времена года на Земле | 1 |
|
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 |
|
4 | Изменения окружающей среды | 1 |
|
5 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 1 |
|
6 | Условия жизни растений | 1 |
|
7 | Разнообразие животных, условия их жизни | 1 |
|
| 2. Жизнь животных ( 4часа) | 2 |
|
8 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 |
|
9 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 |
|
10 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 |
|
11 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 |
|
| 3. Реки и озера (8 часов) | 5 |
|
12 | Реки и озера | 1 |
|
13 | Получение кислорода под водой | 1 |
|
14 | Пресноводные животные и растения | 1 |
|
15 | Жизнь у рек и озер | 1 |
|
16 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 |
|
17 | Околоводные птицы | 1 |
|
18 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | 1 |
|
19 | Акция « Сохраним первоцвет!» | 1 |
|
| 4. Человек и животные ( 8 часов) | 5 |
|
20 | Жизнь среди людей | 1 |
|
21 | Ролевая игра «Это все кошки» | 1 |
|
22 | Домашние животные | 1 |
|
23 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 |
|
24 | Уход за домашними животными | 1 |
|
25 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 1 |
|
26 | Люди и паразиты | 1 |
|
27 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 |
|
| 5. Сельскохозяйственный труд (7часов) | 4 |
|
28 | Почва | 1 |
|
29 | Семена овощных и декоративных культур | 1 |
|
30 | Заботы хлебороба весной | 1 |
|
31 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | 1 |
|
32 | Подготовка почвы на пришкольном участке | 1 |
|
33 | Высадка рассады на участке. Составление графика полива | 1 |
|
34 | Декоративные растения | 1 |
|
|
|
| |
| Итого: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"
Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...

Програма летнего лагеря "Тропинки родины моей"
МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» имеет большой опыт организации социально-значимой проектной деятельности учащихся и в настоящее время использование проектной и исследовател...
Рабочая програма внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для учащихся начальных классов (2 класс)...

рабочая програма по литературному чтению 2 класс ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование согласно требованиям ФГОС...
Конкурсна програма "Творчі розіграши для учнів початкових класів"
Творчі розіграші для дітей молодшого шкільного віку які сприяють розвитку у дітей творчих здібностей, уяви, мовних навичок, спритності рухів, артистичності; вчать співпраці в групах; виховують комунік...

Рабочая програма внеурочной деятельности по английскому языку в 3 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку 3 класс...