Блокада Ленинграда
методическая разработка (1 класс) на тему

Фирсенкова Оксана Владимировна

Клубный час - занятие с воспитанниками группы продленного дня, посвященное дню освобождения Ленинграда от блокады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Клубный час "Блокада Ленинграда"48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 595

Приморского района Санкт-Петербурга

        

Методическая разработка

Тема разработки: «Блокада Ленинграда»

Форма проведения: клубный час

Адресат: воспитанники, родители, педагоги

                               Автор-составитель: Фирсенкова Оксана Владимировна,

                                                                     воспитатель группы продленного дня

Санкт-Петербург

2018


Клубный час

Блокада Ленинграда

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у детей.

Задачи:

- Выяснить и расширить знания детей о Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда.

- Воспитывать чувство патриотизма, сопричастности к великим историческим событиям.

- Воспитывать чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

- Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование и материалы: компьютер, экран, аудиоколонки, видеопроектор, документальный фильм «Дети блокады», фотографии блокадного Ленинграда.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня у нас очень важная тема, а какая, вы узнаете позже.

2. Вводная часть.

   В истории нашей страны есть трагические даты, которые принесли в жизнь людей горе, разрушения, голод и смерть. Одна из этих дат – 22 июня 1941 года (написано крупными буквами).

Ребята, что произошло в этот день? (Началась ВОВ).

В этот день началась Великая Отечественная война. На нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял А. Гитлер. Большую часть нашего народа фашисты хотели истребить, а остальных превратить в рабов.

Ученик:               Июнь. Россия. Воскресенье.

                             Рассвет в объятьях тишины.

                             Осталось хрупкое мгновенье

                             До первых выстрелов войны.

                           

                             Через секунду мир взорвется,

                             Смерть поведет парад- алле

                             И навсегда погаснет солнце

                             Для миллионов на земле.

                              Июнь. Россия. Воскресенье.

                              Страна награни: быть не быть…

                              И это жуткое мгновенье

                              Нам никогда не позабыть.

 Весь народ поднялся на борьбу с врагом.  (Звучит песня «Вставай, страна огромная!)

3. Сообщение темы занятия.

А наш город Гитлер решил стереть с лица земли.

Как назывался наш город раньше, во время войны? (Ленинград).

8 сентября 1941 года Ленинград оказался полностью в блокаде.

Ребята, что такое блокада? (окружение)

4. Основная часть.

Рассказ о блокаде Ленинграда.

Итак, Ленинград в блокаде. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!»

Фото 1.

Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

В Ленинграде запасы продовольствия таяли с каждым днем. С осени 1941 года начался голод. Хлеб выдавали по карточкам. В декабре 1941 года 250 граммов хлеба получали рабочие, а 125 граммов – служащие и дети. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки.

Фото 2.

Хлеб ели очень медленно, по маленькому кусочку, бережно собирая крошки.

Ученик:    В дыму ленинградское небо,

                  Но горше смертельных ран

                  Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

                  Сто двадцать пять грамм.

(Маленькие кусочки темного хлеба раздаются детям)

Подходили к концу запасы топлива, водопровод не работал. В домах было темно и холодно. За водой люди ходили на набережную Невы, брали ее из проруби.

Фото 3.

Смерть входила во все дома. Чтобы помочь голодающим, воины Ленинградского фронта предложили урезать свою норму.

Но, несмотря на блокаду, город продолжал жить и работать. Люди трудились по 16 часов в сутки. Предприятия города производили танки, оружие, боеприпасы для фронта.

Фото 4.

В Ленинграде работало 39 школ. В школах стоял такой холод, что замерзали чернила. Даже в таких жутких условиях дети учились. Они шатались от голода, умирали на уроках.

Ученик:       Девчушка руку протянула

                     И головой на край стола.

                     Сначала думали – уснула,

                     А оказалось – умерла.

                     Никто не обронил ни слова,

                     Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

                     Учитель выдавил, что снова

                     Уроки – после похорон.

Просмотр отрывка из документального фильма о детях блокады («Дети блокады» – документальный фильм, основанный на воспоминаниях Р.И. Куприенко, Г.К. Курниковой и др.)

          На помощь Ленинграду поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть доставлялись в Ленинград по Ладоге. Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали ее Дорогой жизни. По ней вывозили из осажденного города слабых, обессиленных людей. (Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл).

Фото 5.

Ученик:          Дорогой жизни шел к нам хлеб,

                        Дорогой жизни многих ко многим.        

                        Еще не знают на земле

                        Страшней и радостней дороги.

А блокада все продолжалась. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето…

И когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, (вывешен плакат с датой) радости горожан не было конца.

27 января вечером над Ленинградом грохотал праздничный салют. Этот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, кто дожил до этого дня, за время блокады потерял или родственника, или друга.

650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. Фото 6.

Ученик:              За залпом залп, гремит салют.

                            Ракеты в воздухе горячем

                            Цветами пестрыми цветут.

                            А ленинградцы тихо плачут.

                            Ни успокаивать пока,

                            Ни утешать людей не надо.

                            Их радость слишком велика –

                            Гремит салют над Ленинградом!

                            Их радость велика,

                            Но боль заговорила и прорвалась:

                            На праздничный салют с тобой

                            Пол Ленинграда не поднялось.

                            Рыдают люди и поют,

                            И лиц заплаканных не прячу.

                            Сегодня в городе – салют!

                            Сегодня ленинградцы плачут…

7. Заключительная часть.

            Блокада Ленинграда – это одна из самых трагических и печальных страниц нашей страны. О мужестве блокадников снимали фильмы и слагали песни. Их были тысячи, а выжили единицы. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде – это подвиг. Они – Победители, которые и через столетия останутся ярким символом несгибаемого мужества и стойкости!

Минута молчания.

Давайте минутой молчания почтим память погибших ленинградцев (звучит звук метронома).

Как вы относитесь к войне? (Война – это страшно. Голод. Смерть).

Как нужно относиться к хлебу? (бережно и помнить, что значил он для жителей блокадного Ленинграда).

У кого есть родственники, знакомые, жившие в блокадном Ленинграде? Пусть ваши родные расскажут об этих днях.

Мы должны помнить о подвиге нашего народа и не допустить повторения войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....