Внеурочная деятельность. 1 класс. Шахматы. Шахматная фигура. Ладья.
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Шахматные фигура - Ладья
Цель занятия:
- Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с
правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске.
Задачи.
- Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
- Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
- Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.
- Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.
Оборудование:
- шахматные доски с фигурами;
- демонстрационная шахматная доска;
- дидактический материал.
- Знакомство с новым материалом.
- С этой шахматной фигурой будем знакомиться на занятии.
- Покажите эту фигуру.
- Где стоит ладья на шахматной доске?
Сегодня мы познакомимся с ходами шахматной ладьи. Ты сделаешь свои первые шаги по будущему полю сражения. Погуляешь по прямым линиям.
Возьмём ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске. Несмотря на то что ладья очень похожа на башню, она может быстро передвигаться, как маленький танк. Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на сколько захочет. И когда хочет, может остановиться.
Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям. (показать макет горизонтали и вертикали)
- Ладья считается тяжелой фигурой (ценность ладьи – 5 пешек)
Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место.
Такой шахматный ход будем называть «взятием».
Расставь на доске побольше пешек и фигур чёрного цвета и белой ладьёй уничтожь их все по очереди.
2. Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
- Решение дидактических задач и заданий.
1) Игра «Один в поле воин»
(Дети работают с раздаточным материалом в парах.)
- Белая ладья должна побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по фигуре.
2) Игра «Кратчайший путь»
- Как белой ладье быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько ходов вы сделали?
4. Закрепление знаний.
Игра «ДА – НЕТ»
- Ходит ли ладья по белым и черным полям;
- Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного поля на черное? С черного поля на белое?
- Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через 4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?
- Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?
- Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?
- Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
- Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
- На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?
- Может ли в начальном положении ладья сделать хотя бы один ход?
5. Итог урока.
- Что нового узнали?
6. Домашнее задание.
- Расставь на шахматной доске 8 ладей так, чтобы ни одна из них не стояла на пути другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по шахматам для внеурочной деятельности на тему: "Шахматная доска"
Дети Ален и Лена, пройдя через бурную реку, жгучий огонь и темный лес, познакомились с увлекательной игрой - шахматы....
Презентация. Мастер класс по шахматам "Шахматные фигуры. Король" Ф.Ф.Рахимова, учитель начальных классов,МБОУ СОШ №4
Тема: Шахматные фигуры.КорольТип урока: урок закрепления изученного материалаЦель: повторить и обобщить пройденный материал в игровой форме с элементами инсценировки.Задачи:Образовательные...
внеурочная деятельность. Курс "Шахматы" Тема: Слон и ладья.
Презентация для обучения курсу "Шахматы" 1 год обучения. Сочетание нескольких тем на одном занятии придает ему динамичности и позволяет познавать определенные явления в сравнении, что способствует бол...
Анализ внеурочной деятельности курса шахматы «Белая ладья»
Анализ представлен по работе педагога дополнительного образования по курсу "Шахматы"....
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 1-х классов «Шахматы» (шахматно - задачная технология развития способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)
Программа «Шахматы» является адаптированной, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И...
Шахматы. Шахматные фигуры
Разработка занятия "Шахматные фигуры"...
Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".
Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами....