Развитие критического мышления через чтение и письмо на занятиях ГПД на примере произведения Э. Успенского "Чебурашка"
статья (2 класс) на тему

Ильина Марина Эдуардовна

Выбор технологии критического мышления и приема «Зигзаг-2» обусловлен тем, что  они помогают формировать и развивать все виды универсальных учебных действий: познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, индивидуальные. Именно  данный прием развития критического мышления актуален в сфере развития воспитательной деятельности, в соответствии с ФГОС НОО в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.uspenskiy_cheburashka.docx426.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления «Зигзаг» как средство достижения планируемых результатов

в рамках ФГОС НОО

 «Образовательные технологии формирования

      универсальных учебных действий»

                Ильина Марина Эдуардовна

                воспитатель ГПД       ГБОУ  №620

                   Центрального района

                     Санкт-Петербурга

                                          Санкт-Петербург 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

Технология «Развитие критического мышления через чтение  ……………..4                

 и письмо» на уроках в начальной школе

«Зигзаг»: цель, технологические  этапы и особенности применения……….5-6

Применение технологического приема «Зигзаг» на занятиях

 в ГПД  2 классе………………………………………….................................7-10

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы ……………………………………………………………12

 Приложения……………………………………………………………………13

ВВЕДЕНИЕ

Выбор технологии критического мышления и приема «Зигзаг-2» обусловлен тем, что  они помогают формировать и развивать все виды универсальных учебных действий: познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, индивидуальные.

При использовании приема «Зигзаг» урок получается динамичным, увлекательным. Все ученики вовлечены в процесс обучения, каждый   ощущает свою важность и значимость, появляется ответственность перед другими членами группы.

ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем - предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Поставленные задачи реализуются в контексте трехфазового построения урока: стадия вызова - стадия осмысления - стадия рефлексии

Эффективность подобного урока определяется:

достижением активной мыслительной деятельности каждого ученика в течение всего учебного времени;

обеспечением эмоциональной сопричастности каждого ученика к собственной деятельности и деятельности товарищей;

четкой мотивацией познавательной деятельности ученика на уроке;

обеспечением рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего занятия;

наличием самостоятельной работы и творческих заданий на занятии.

 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на занятиях в ГПД

Авторы: американские ученые Ч. Темпл,  К. Мередит ,  Дж. Стил , С. Уолтер.

Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях.

В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии.

Международный журнал «Перемена» о развитии критического мышления

 Работа в группах - "Обучение сообща"     или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

«Зигзаг»: цель, технологические  этапы и особенности применения

   Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах  - 5 человек.

    1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных нам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

    2.Смысловая стадия. Группа делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный план, либо использует одну из графических форм. По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

    3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".    Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

   Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.

« Зигзаг 2», автор Славин

  Этот прием применяется на текстах меньшего объема. В отличие от первого "Зигзага", текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы , эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопрос .

Применение технологического приема «Зигзаг» в рамках внеурочной деятельности в ГПД во 2 классе

В данной части работы представлена методическая разработка занятия во 2 классе по теме: Э.Успенский Чебурашка .

Характеристика деятельности учащихся.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения ;характеризовать их поступки ,используя слова с противоположным значением.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно на основе вопросов, выразительно читать отрывки из них

Оценивать свой ответ.

Планируемые результаты освоения материала

1.Учащиеся  должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

2.Понимать юмор произведения

3.Анализировать заголовок произведения

4.Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки.

5.Восстанавливать последовательность событий по вопросам.

Универсальные учебные действия

   Личностные УУД  Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки.

  Регулятивные УУД Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Оценивать свой ответ.

  Познавательные УУД : Понимать особенности юмористического произведения .Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения ;характеризовать их поступки ,используя слова с противоположным значением.

   Коммуникативные УУД :умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками .

 

Ход урока:

Орг.момент:

При помощи цветных стикеров делимся на группы. В каждой группе 5 человек.

Актуализация знаний и постановка проблемы

Каждой группе раздается листок.

Учитель: «Нарисуйте тропического зверька»

Дети  обсуждают и рисуют, только когда пришли к единому мнению. Один рисунок от группы.

1 стадия «ВЫЗОВА»

Раздаются вопросы по количеству учащихся.

1.Как и с кем зверек жил в лесу?

(В густом тропическом лесу жил да был  очень забавный зверек. С ним жил слон,гиппопотам.)

2.Путешествие забавного  зверька.

(Забрался он в ящик с апельсинами, наелся и заснул. Рабочие заколотили  ящик и погрузили на корабль.)

3.Как у забавного зверька  появилось имя?

(Когда зверька вытащили из ящика ,он не мог сидеть, у него затекли лапы. Сидел, сидел да и чебурахнулся со стола на стул. Вот и назвали его Чебурашка.)

4.Куда и почему не приняли забавного  зверька?

(Чебурашку не приняли в зоопарк. Не смогли придумать к кому его поселить.)

5.Какое жилье и работу получил забавный  зверек?

(Зверька взяли на работу в магазин уцененных товаров. Он должен был стоять в витрине магазина и привлекать  внимание прохожих. А жить он стал в телефонной будке.)

Дети, работая индивидуально, читают сказку, ищут ответ на свой вопрос

2 стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Ученики пересаживаются в группы экспертов по данному вопросу (все с одним вопросом)

Идет обсуждение вопроса.

Учитель: Попробуйте оформить свой вопрос графически (нарисовать)

Идет обсуждение и подготовка к презентации.

Все ответы после представления вывешиваются на доске с ответом на поставленный вопрос.

3 стадия «РЕФЛЕКСИЯ»

Ученики возвращаются в рабочие группы.

Каждый кратко отвечает на свой вопрос. Другие ученики усваивают главную мысль ответа.

Словарная работа:

Чебурахнуться-упасть или удариться с шумом.

Уцененные товары-товары ,которые стоят меньше прежней стоимости.

Где можно найти значение  непонятных слов?

Опрос учащихся

Кто из вашей группы может кратко пересказать текст (заслушиваем одного представителя из группы, причем отрывки не совпадают с изучаемым вопросом)

Остальные учащиеся ,внимательно слушают и дополняют если есть необходимость.

Подведение итогов урока

-Что нового узнали? (Познакомились с писателем Э. Успенским,

что апельсины везут к нам в ящиках на корабле,что в зоопарке зверей размещают по видам; бывает магазин уцененных товаров)

- Как узнали, что помогло?( нашли ответы в рассказе Э. Успенского «Чебурашка»

- Где пригодятся знания? ( Захотелось прочитать другие рассказы Э. Успенского :на уроках  Окружающего мира )

- Кто из ребят тебе помог больше всех в открытии новых знаний?

( Вся группа постаралась)

           - Как работал ты сам? (Старался ,не мог подвести всю группу )

Дети отвечают на поставленные вопросы. Учатся оценивать свою работу. Анализировать полученные знания. Принимать помощь одноклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На занятии была использована технология развития критического мышления, введен приём «Зигзаг-2». Благодаря используемым приёмам занятие прошло интересно и увлекательно. Ученики изучали текст самостоятельно. Была обеспечена эмоциональная сопричастность каждого ученика к собственной деятельности и деятельности товарищей. Каждый ученик чётко осознавал свою роль  в изучении нового материала. Познавательная деятельность сопровождалась самостоятельной работой и  творческим заданием на уроке.

Творческое задание проводилось в два этапа :

1.Дети рисовали тропического зверька.

Им пришлось использовать имеющиеся знания о животных тропиков. Это были конкретные животные (слоны, носороги и т.д.)

2.Ученики ,после прочтения, рисовали Чебурашку. Удивительного тропического зверька.

В конце занятия были обобщены и систематизированы полученные знания. Составлен краткий пересказ, галерея рисунков с изображением тропических зверьков .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина  Учебник «Литературное чтение» в двух частях .Часть- 2

М-2012г.

  1. С.В. Кутявина « Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс» к  УМК Л.Ф. Климановой и др.( Школа России) Москва « ВАКО» 2013 г.
  2. Л. Ф. Климанова ,В.Г. Горецкий , М.В. Голованова. Уроки литературного чтения . 2 класс Москва «Просвещение» 2010г.
  3.  Толковый словарь  С .И. Ожигова Москва «Русский язык» 1989 г.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Климанова Л.Ф.Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы.1-4 классы.

Книгопечатная продукция:

1.Литературное чтение. Учебник 2 класс. В 2ч. Ч.1(сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская)

2. Литературное чтение. Учебник 2 класс. В 2ч. Ч.2(сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская)

3.Мультимедийный проектор.

4.Компьютер.

5.Презентация

3. Интернет ресурсы:

 http://www.platinumwall.ru/?go=wallpapers&id=4664

http://www.kipina.ru/start.php?part=2&n=11&id=334

http://blogs.privet.ru/community/la_shanson/107534922

http://animeland.su/anime-rus/page/281/

http://2baksa.net/news/50013

http://sgeanimazj.coolpage.biz/2013-9-16/maternij-multik-pro-cheburashku.php

http://www.votpusk.ru/gallery/foto1.asp?i=47029

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...