Открытый урок: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".
план-конспект урока (2 класс) на тему
Единый открытый музейный урок
«Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров.
Выполнила: учитель начальных классов первой категории
Брёхина Елена Павловна
Г.Москва
Тема: «Русь ремесленная. Русь мастеровая.»
Цель: Используя нетрадиционные формы обучения познакомить учащихся с историей народных промыслов России, их возникновения, особенностями производства, художественной ценностью.
· Формировать ключевые компетенции: ремесло, народный промысел.
· Развивать интерес к прошлому, через креативные способности детей.
· Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.
· Воспитывать национальную гордость за русскую культуру, самостоятельность, веру в свои силы, коммуникабельность.
Оформление и оборудование: русская изба (муляж), рушник, самовар, лоскутное одеяло. Звукозапись песни «Как у бабушки Арины». Фигурки матрёшек, изделия фарфоровых заводов «Гжель», изделия из хохломы. Мультимедийная презентация «Русь мастеровая». На каждой парте кисточки, краски, стаканы с водой. Поднос с печёнными пирожками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок во 2 классе. | 99.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Единый открытый музейный урок
«Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров.
Выполнила: учитель начальных классов первой категории
Брёхина Елена Павловна
Г.Москва
Тема: «Русь ремесленная. Русь мастеровая.»
Цель: Используя нетрадиционные формы обучения познакомить учащихся с историей народных промыслов России, их возникновения, особенностями производства, художественной ценностью.
- Формировать ключевые компетенции: ремесло, народный промысел.
- Развивать интерес к прошлому, через креативные способности детей.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.
- Воспитывать национальную гордость за русскую культуру, самостоятельность, веру в свои силы, коммуникабельность.
Оформление и оборудование: русская изба (муляж), рушник, самовар, лоскутное одеяло. Звукозапись песни «Как у бабушки Арины». Фигурки матрёшек, изделия фарфоровых заводов «Гжель», изделия из хохломы. Мультимедийная презентация «Русь мастеровая». На каждой парте кисточки, краски, стаканы с водой. Поднос с печёнными пирожками.
Ход урока:
Учебный кабинет оформлен в стили русской избы. Звучит песня, учащиеся рассаживаются.
(Учитель одет в русский национальный костюм.)
- Здравствуйте дорогие гости! Усаживайтесь, в избе тепло, целый день печку топлю, пирожки пеку, Вас поджидаю.
- Пришли подивиться, да к делу приобщится?
- Молодцы!
- А с каким настроением, Вы пришли? (Ответы детей)
- Раз у Вас хорошее настроение, надо бы начинать.
- Послушайте стихотворение и подумайте над темой урока:
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Русские матрёшки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки- лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки,
И Павлопасадские все в цветах платки.
Ремесло у нас в России
Славят испокон веков
Чудо- руки золотые
Славных русских мастеров!
- О чём пойдёт речь на нашем уроке? (Ответы детей)
- Речь будет идти о ремесле и ремесленниках. Сегодня узнаем, какими искусными мастерами были наши предки.
- Ребята, а что такое ремесло? Кто такие ремесленники? (Словарь Ожегова, Даля).
(Сообщение учителя)
- Жил на свете человек. Ходил из села в село, из одной деревни в другую, плотничал. Где сарай починит, где баньку сложит. Все инструменты при нём – топор, молоток, рубанок, пила. За работу деньги платят, но чаще всего накормят, пригреют, с собой на дорогу хлеба да молока дадут. После трудного дня сядет человек на крылечке отдохнуть, а руки опять работы требуют. Возьмёт он чурку, глядь – уже не кусок дерева, а голова коня или петуха. Да такие забавные игрушки получались, что детишки деревенские по пятам ходили, просили сделать каждому. Не отказывал мастер, делал. В самом начале развития ремесла ремесленник, как правило, работал один. Но это было не очень выгодно.
- Как вы думаете, почему?
Да, ему было трудно добиться больших результатов. Тогда мастера начали объединяться в бригады (артели).
- Почему вместе было легче работать?
Теперь они могли больше от населения принимать заказов. Таких работников называли странствующими. Другие оставались на одном месте, жили постоянно в селе или в городе. Как память об этом остались названия улиц – Гончарная, Кирпичная, Кожевенная и другие.
(Отгадывание названия ремёсел)
- Я опишу работу ремесленника, а вы отгадайте название ремесла.
- Основные инструменты – хороший топор, пила и острый нож. Построю избу, возведу мост через реку, изготовлю сани, телегу. (плотник)
- Могу изготовить глиняную посуду. Для этого мне нужен гончарный круг, в центр которого кладу кусок вязкой глины, вращаю его ногами, надавливаю на глину и придаю форму тарелки, кувшина, чашки. (гончар)
- Умею делать топоры, ножи, косы, лопаты. Могу и коня подковать. В кузнице у меня стоит печь-горн, в которой я размягчаю железо. (кузнец)
- Наш предки были всегда неутомимыми тружениками. (Гончарное ремесло, кузнечное дело, лоз оплетение, вышивка, обработка дерева).
Современные мастера продолжают дело наших предков.
- У каждого государства есть сои символы культуры, свои народные промыслы, которыми занимаются в определённой части страны, это изготовление посуды, игрушек, свистулек, платков.
-А вы можете назвать свои ассоциации, когда слышите слово Россия.
- Что можно назвать визитной карточкой России, это и части одежды, и блюда национальной кухни, и обувь, и другие предметы.
(Дети перечисляют по цепочке: валенки, лапти, блины, икра….)
- А какой главный русский сувенир? (Матрёшка)
- Сейчас мы вам покажем и расскажем о красивейших изделиях наших мастеров, а потом вы сами попробуете кое-что смастерить.
- У меня в избе настоящая выставка народных промыслов.
- Вы сегодня многое узнали о ремёслах, а познакомимся поближе с тремя народными промыслами: матрёшка, гжель и хохлома.
- Начнём с матрёшки.
(Читают дети стихи о матрёшке).
Беседа с показом мультимедийной презентации предметов и демонстрацией.
- Каждый человек, приезжающий в Россию обязательно покупает на память сувениры. Самым популярным является набор матрёшек.
- А когда же появилась первая матрёшка? Более 100 лет назад в одну из художественных мастерских под Москвой привезли из Японии игрушечного лысого старичка Фукуруму. Фигурка открывалась и в ней находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурка всем понравилась, русские мастера решили сделать свою куклу из дерева. Первая матрёшка состояла из 8 фигурок, изображала она девочку в платке и сарафане с чёрным петухом в руках. Покупателям эта игрушка очень понравилась, и назвали её Матрёна.
(Демонстрация Матрёшки, вытачивают из липы, берёзы, затем расписывают. В книге рекордов Гиннеса самая маленькая матрёшка имеет размеры с горошину, она открывается внутри и имеет ещё несколько сестрёнок.)
Гжель.
(Чтение стихов. Показ и рассказ презентации о гжели).
- С древних времён в России лепили посуду. Особое место в гончарном деле занимает Гжель. Название промысла связано с районом в Подмосковье, где издавна почти всё население деревень делало посуду: кувшины, молочники, маслёнки, чашки. Позднее посуду стали лепить из фарфора. Гжель можно узнать по рисунку выполненном на белом фоне голубым кобальтом с золотыми отводками.
- Много споров, почему называется промысел Гжель. Видимо это связано с технологией производства, чтобы посуда из глины была прочнее, её обжигают в печи. «Жечь-Гжель».
Хохлома.
(Чтение стихов. Показ и рассказ презентации о хохломе).
- Гораздо раньше глиняной посуды на Руси пользовались деревянными чашками, ложками. Особенно любимы у нас в стране изделия Хохломы: простая по форме утварь радует глаз богатым узором.
- Хохлома так называется потому, что в селе Хохлома на реке Волге проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Все предметы хохломы привлекают внимание своей яркостью, нарядностью. Чтобы добиться этого изделие проходит ряд операций. Выточенную или вырезанную из липы или берёзы заготовку покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, ликвидируя трещины и царапины, затем вновь покрывают маслом и высушивают. Затем поверхность натирают алюминиевым порошком и наносят роспись. Украшая предмет, художник никогда не повторяет узор. Он всякий раз по-новому расписывает листья, цветы, придавая рисунку неповторимое своеобразие. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой и прокаливанием в печи при температуре +100 +120 градусов С.
- В старину расписывая изделие, мастера и мастерицы пели песни, рассказывали небылицы.
- А, чтобы вы ярче представили, для вас сейчас дети исполнят танец.
(Танцуют под песню «Как у бабушки Арины, нынче были вечерины..»).
Практическая часть.
- Ну, а теперь представим себя в роли мастера – ремесленника. Нужно будет расписать на бумаге элемент изделия, учитывая цвета промысла. А чтобы вам было нескучно, будет звучать красивая мелодия.
- В конце урока мы с вами увидим ваше мастерство и покажем для всех на доске.
(Звучит мелодия песни).
Рефлексия:
- Вижу, что с работой вы справились.
- Молодцы!
- А теперь выберите на экране, то что вам хочется мне сообщить.
* Сегодня я узнал…
* Было интересно…
* Было трудно…
* Я выполнял задания…
* Я научился…
* У меня получилось…
* Я попробую…
* Меня удивило…
* Мне захотелось…
Итог урока.
- Урок окончен. Благодарю за участие в нём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по внеурочной деятельности. Кружок « Страна Мастеров»
Тема урока : «Изготовление бабочки из различных материалов»Цели урока: -использование учащимися УУД для самост...
Открытый урок по окружающему миру "Каменных дел мастера" (4 класс)
Знакомство с зодчими России 18-19 вв. и с их архитектурными творениями...
Презентация к уроку "Русь изначальная"
Презентация для урока музыки в 4 классе по программе Т. И. Баклановой ( УМК "Планета знаний"). Тема урока :"Русь изначальная: М.Балакирев. Симфоническая поэма "Русь". Цель урока - развитие интереса уч...
Презентация к уроку "Русь изначальная"
Данная презентация создана в помощь учителям музыки, работающим в 4 классах по программе Т.И.Баклановой (УМК "Планета знаний").Тема урока: Русь изначальная: Г.Свиридов.Кантата "Деревянная Русь"....
Конспект урока "Русь Богатырская"
Ознакомление учащихся с образом русского богатыря в различных видах искусства. Формирование представления о героическом прошлом народа Древней Руси....
Презентация к открытому уроку: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".
1.«Русь ремесленная .Русь мастеровая».2.Русская матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка С.И.Ожег...
Открытые музейные уроки «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
Открытые уроки в рамках городского фестиваля и для студентов МПГУ...