Научная публикация «Система взаимодействия учителя и ученика в ретроспективе»
статья на тему

Харитонова Алена Ивановна

Проблема взаимодействия "учитель-ученик" особенно актуальна в современной образовательной практике. Ответы на многие вопросы можно найти , изучив историю отношений "учитель-ученик", которая развивалась  поэтапно и последовательно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научная публикация  «Система взаимодействия учителя и ученика в ретроспективе»

Автор: Харитонова А.И., учитель начальных классов ГБОУ СОШ №81 Калининского района Санкт-Петербурга.

«Учитель, помоги мне сделать это самостоятельно»

(Из «концепции» племенной школы в Новой Гвинее)

В педагогической практике нередко употребляются понятия «воздействие», «воздействовать» (например, воздействовать на ученика в процессе воспитания). Но воздействовать и взаимодействовать — разные понятия. Их принципиальное различие заключается в том, что в первом случае мы имеем дело с субъект-объектными отношениями, тогда как во втором — с субъект-субъектными отношениями.

Взаимодействие представляет собой общенаучную категорию. Оно присутствует на всех уровнях бытия, поэтому лежит в основе изучения абсолютно всех процессов и явлений. Познать какое-либо явление возможно, лишь рассмотрев его во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие важно для развития личности и является сущностью педагогической деятельности.

Осмысление современной психолого-педагогической науки подводит к выводу о том, что ее базовая категория – педагогическое взаимодействие – не имеет однозначного определения. Оно представляет собой сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий, обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить подходы к пониманию сущности педагогического взаимодействия. По мнению исследователей, педагогическое взаимодействие это:

– «…детерминированная образовательной ситуацией особая связь субъектов образования, характеризующаяся наличием определенных целей, взаимообусловленностью, регламентированностью, четким ролевым распределением, приводящая к количественным или качественным изменениям» (Е.В. Коротаева);

– «…двусторонний процесс – учения и преподавания, вариант взаимосвязи субъектов педагогического процесса» (М.С. Байматов);

– «…непосредственное или опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь» (В.В Пономарева);

– «…всегда личностно преобразующее взаимодействие, проявляющееся либо в оптимизации, стимулировании, коррекции, обеспечении развития личности, либо в сдерживании и затруднении процесса развития личности; это личностно-детерминируемый процесс, отражающий те или иные личностные предпочтения педагога» (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов).

Исследование сущности и специфики педагогического взаимодействия показывает, что оно является вариантом социального взаимодействия, обладает его основными чертами, характерными признаками и вместе с тем реализует в процессе своего осуществления специфическую, но крайне важную цель: содействие саморазвитию личности. Педагогическое взаимодействие в отличие от любого другого, являясь способом реализации педагогической деятельности, несёт на себе не только влияние этой деятельности, но имеет и общие с нею особенности. Поскольку педагогическая деятельность характеризуется целенаправленностью, определенной организацией, специфическим содержанием, ролевыми предписаниями, то эти же особенности характеризуют и педагогическое взаимодействие, отличая его от других видов взаимодействия.

И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов выделяют две стратегии педагогического взаимодействия: личностно-развивающую и личностно-тормозящую. При этом они справедливо считают, что для личностно-развивающего педагогического взаимодействия характерны специфические способы общения, основанные на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком общении основными тактиками педагога становятся сотрудничество и партнерство, дающие возможность учащемуся проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность, затейливость. Гуманистически ориентированный педагог с первых дней пребывания ученика в школе будет взаимодействовать с ним в режиме личностно-развивающего диалога, авансируя ему многие намерения, желания, мысли.

Основными характеристиками взаимодействия многие исследователи считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, совместимость. При этом необходимо понимать, что взаимодействие сторон – это не самоцель, а важнейшее средство, способ успешного решения поставленных образовательных задач. Таким образом, педагогическое взаимодействие рассматривается как сотрудничество учителя и ученика, как форма организации совместной образовательной деятельности.

Педагогическое взаимодействие – сотрудничество педагога и учащегося, проявляющееся в различных формах организации совместной, направленной на достижение общего результата, деятельности и в общении, основанном на взаимопонимании, признании и принятии педагогом ребёнка как личности.

История отношений «учитель-ученик» развивалась поэтапно и последовательно.

Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока. Возникновение же именно профессии педагога связано с историей развития школ в Древней Греции.

Педагог в Древней Греции (др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка») — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с шестилетнего возраста. На обязанности педагога лежала охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью .

Н.Б. Баранникова и В.Г. Безрогов, изучая и осмысливая опыт Китая в своей монографии «Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья)», отмечают высокопочитаемый статус учителя в древних обществах. Авторы обращают внимание на широкое употребление двух понятий, которые в прошлом были распространены в китайском обществе: «сяньшэн» (учитель, господин) и «хоушэн» (ученик). В буквальном переводе эти понятия имеют значения «прежде рожденный» и «после рожденный». Знание, исходившее от учителя, считалось абсолютным и оспаривать его было недопустимым. Устойчивое выделение в обществе людей двух категорий – «учитель» и «ученик» сохранилось как основа социальной системы китайского общества, а значение слова «учитель» вышло за рамки сферы образования, наполняет содержанием любую область китайской жизни, любые межличностные отношения .

Заметный вклад в педагогическую теорию внесли и античные греки, (педагогика в то время развивалась в рамках философии). Практически все древнегреческие ученые касались в своих трудах проблем образования. Первыми философами-учителями принято считать софистов (Гиппий, Зенон, Клеобул, Протагор и др.) и Сократа (469-399 гг. до н.э.). 

Софисты, провозгласив человека «мерой всех вещей», впервые в истории пытаются подчинить задачи воспитания и обучения нуждам конкретного индивида, целиком поставить их в зависимость от его потребностей и интересов. Видя главную цель образования в достижении каждым индивидом личного успеха, они допускают при этом возможность разрушения вековых устоев благочестия и неприятия существующих социальных норм. Одним из непримиримых оппонентов по данному вопросу стал их бывший ученик Сократ. Мерилом всех вещей для него выступал не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное мыслящее существо. Основополагающая способность человека, по Сократу, - это разум, мышление. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание - это и есть источник нравственного совершенствования.

Видный след в истории образования оставил римский педагог-гуманист Квинтилиан (35-96гг.). Он обосновывает необходимость правильного воспитания ребенка уже с момента его рождения, подчеркивая при этом определяющую роль личности педагога, который, по его мнению, должен быть высоконравственным, любящим детей и обладающим необходимыми способностями человеком. Следуя гуманистическим идеалам, Квинтилиан призывает воспитывать в ребенке, прежде всего, человеколюбие и доброту и, ломая сложившиеся в практике образования стереотипы, резко осуждает телесные наказания, которые, по его убеждению, глубоко травмируют детскую душу и порождают в ней чувство ненависти к окружающим. Квинтилиану принадлежит приоритет в разработке новых способов привития любви к учению через похвалу, поощрение и вознаграждение, а также путем выделения значительного времени в процессе обучения игре и отдыху. Он сформулировал принцип индивидуального подхода к ученику с учетом его наклонностей и возможностей, считая, что все дети, за редким исключением, обладают природными способностями для получения полноценного образования.

На протяжении многих веков менялись принципы образования и отношения между учителем и учеником. Системы образования, формировавшиеся в разных странах мира, проходили нелегкий путь становления и развития. Непростым было и формирование системы образования в России.

В России, одновременно с длительным периодом становления государственности, формировались концептуальные основы образования и его система. К концу XVIIIв. гигантские трудности в создании отечественной системы образования были преодолены. В России возникают и школы, и учреждения для подготовки учителей, выходят в свет учебники. Появление школы привело к серьезному изменению авторитета учителя. Обучение основывалось на его разуме, знаниях, памяти, харизме. Россия – родина многих выдающихся педагогов, внесших значительный вклад в развитие педагогики, в том числе и в разработку проблемы отношений педагогов и учащихся.

Важно отметить, что особо существенный вклад в разработку проблемы педагогического взаимодействия внесли отечественные педагоги 20-х годов ХХ века (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, Е.А. Аркин, К.Н. Вентцель, Н.И. Иорданский, А.П. Пинкевич, М.П. Пистрак, С.М. Ривес, В.Н. Сорока-Росинский, В.Н. Шульгин и др.), о чем свидетельствуют и работы этих педагогов-ученых, и специальные исследования, посвященные изучению их наследия.

По мнению одних из этих выдающихся педагогов (К.Н. Вентцель, Н.И. Иорданский и др.), с детьми следует выстраивать отношения постоянного контроля, послушания, при этом они недооценивали возможности детей, считая их слабыми, беспомощными существами, дело которых – слушаться родителей и учителей. Они считали необходимым те отношения, которые были в старой школе, когда учителя и учащиеся были связаны «общей цепью обязанностей: учить и учиться». Другие (А.П. Пинкевич, М.П. Пистрак и др.), высоко оценивая роль самостоятельности, активности, творчества самих детей, явно недооценивали роль педагогов, сводя ее к консультациям, оказанию помощи. Третьи, прежде всего, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, последовательно отстаивали позицию разумного сочетания активности и педагогов, и учащихся в жизни школы».

Важную роль в становлении теории и практики отношений в педагогической науке в этот период сыграл, безусловно, А.С. Макаренко. Этим выдающимся педагогом была предложена оригинальная система конструирования и организации связей и отношений взрослых и детей, органически вписывающаяся в жизнь коллектива и постоянно развивающаяся в процессе его деятельности. Систему педагогического взаимодействия А.С.Макаренко отличают педагогическая целесообразность, многоуровневость, вариативность позиций педагогов и воспитанников, сочетание педагогического руководства с активностью самих воспитанников и т.д.

Для обозначения взаимосвязей педагогов и воспитанников А.С. Макаренко использует различные понятия: «параллельное педагогическое действие», «прямое воздействие», «руководство», «управление», «самоуправление», «совместная работа», «общение», «отношение».

Главная роль в педагогической системе А.С. Макаренко принадлежала цели воспитания, под которой он понимал «программу человеческой личности, программу человеческого характера», общую для всех и обязательно имеющую «индивидуальный корректив». Такое понимание цели уже предполагало внимательное отношение ко всем воспитанникам, формирование у каждого из них общего, особенного и специфического. Достижение этой цели обеспечивалось двумя взаимосвязанными путями: опосредованным, воздействием на личность через коллектив («параллельное педагогическое действие») и непосредственным воздействием на личность (этому воздействию в практической своей деятельности А.С. Макаренко уделял немало внимания, однако в теории вопрос о влиянии личности педагога на воспитанника освещен недостаточно полно).

Значительный вклад в разработку проблемы взаимодействия педагогов и учащихся внесли ученые второй половины 50-х - 60-х годов ХХ века, в первую очередь, В.А. Сухомлинский. В отношениях педагогов с учащимися, педагогического коллектива с ученическим В.А. Сухомлинского, прежде всего, интересовал духовный потенциал личности и его обогащение в процессе общения, совместной работы, самовоспитания, самосовершенствования. Выдающийся ученый и практик исходил из того, что только духовно богатый педагог (образованный, глубоко чувствующий, грамотно действующий) способен установить истинно человеческие отношения со своими воспитанниками. В.А. Сухомлинский обращает внимание педагогов на зависимость успеха их работы от «стиля воспитательного влияния», т.е. от отношения к воспитаннику, от системы применяемых методов, от тона обращения и т.д.

В 70-80-е годы ХХ века разработка обозначенной нами проблемы продолжалась. В исследованиях широко используются понятия «воспитательное взаимодействие» и «учебное взаимодействие».

Понятием «учебное взаимодействие» ученые оперируют при изучении проблем учебного процесса (Ш.А. Амонашвили, А.М. Матюшкин, В.Я. Ляудис, В.П. Панюшкин, О.К. Тихомиров, И.Э. Унт и др.). По мнению этих авторов, такое взаимодействие предполагает наиболее высокий уровень активности личности, как учителя, так и ученика; богатство и разнообразие их взаимосвязей, отношений, порождаемых процессом достижения целей совместной учебной деятельности; широкий спектр мотивов. Такой тип взаимодействия ученые называют «продуктивным» и связывают его с диалогом участников образовательного процесса, с их сотрудничеством, межличностным взаимодействием. В результате такого взаимодействия происходит взаимное обогащение учителя и учащихся: их кругозора, интеллектуального и эмоционального  потенциалов.

На современном этапе в педагогической науке и практике особо актуальной выступает такая задача: как шагнуть на более высокую ступень в организации учебно-воспитательного процесса, от информационного типа перейти к личностно-ориентированному, которое в большей мере проецирует развитие и саморазвитие, самоутверждение, самореализацию личности воспитанника? Решить эту задачу – значит, создать благоприятные условия, в которых это возможно реализовать, и, прежде всего, хороший психологический климат, доброжелательные доверительные взаимоотношения между субъектами образовательного процесса, отношения сотрудничества между ними «на равных». Личностно-ориентированное взаимодействие «педагог-воспитанник» предполагает признание личности ребёнка не объектом, а субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе.

Таким образом, в процессе личностно-ориентированного взаимодействия решается главная задача – открывать путь детям, учащимся к их собственному «Я», усиливать личностное начало посредством оказания помощи в осознании уникальности и неповторимости, индивидуальности каждого ребёнка путем совместного поиска и открытия нереализованных еще личностных возможностей и ценностей. Для реализации личностно-ориентированного подхода в образовании педагогам необходим высокий уровень сформированности педагогических умений, обеспечивающих успешное взаимодействие с учащимися (прогнозировать развитие взаимоотношений с учащимися; планировать способы создания личностно развивающей среды в учебно-воспитательном процессе; организовывать совместную творческую деятельность; устанавливать и развивать субъект-субъектные взаимоотношения с учащимися; реализовывать демократический стиль общения и т.д.).

Умение создать такие условия становится профессиональным требованием к педагогу. Для реализации новых целей образования нужен новый учитель, подлинный педагог-профессионал, способный к целостному видению и осмыслению образовательного процесса, объединяющего процессы обучения, воспитания и развития учащихся. Современный педагог – это уже не просто транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности детей и подростков.

Приведем некоторые черты к «портрету» современного педагога (по данным международного института развития, 2010г.) :

- владеет интерактивными методами обучения и технологией модерации;

- владеет информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ);

- владеет технологиями педагогического проектирования;

- умеет управлять мотивацией;

- занимает активную жизненную позицию;

- открыт к инновациям;

- постоянно учится;

- самостоятельный;

- партнер для своих учеников и коллег;

- целеустремленный.

Профессор, преподаватель, тьютор, педагог, учитель… Наверное, сегодня и нужно такое разнообразие наставников. Но как было бы хорошо, объединить всех под простым и понятным званием Учитель и, не стыдясь, брать пример с прошлого, поднять общественный статус Учителя на высоту античных времен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Джанибекова Э.Х. О педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса в условиях личностно-ориентированного образования [Электронный ресурс] //МНКО, 2015. - №2 (51). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-pedagogicheskom-vzaimodeystvii-subektov-obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyah-lichnostno-orientirovannogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.07.2016). 
  2. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: Учеб. пособие /Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1999. - 147с.
  3. Радионова Н.Ф., Ривкина С.В. Проблема отношений учитель-ученик в педагогической науке: история вопроса //Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. - №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-otnosheniy-uchitel-uchenik-v-pedagogicheskoy-nauke-istoriya-voprosa (дата обращения: 14.07.2016).
  4. Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья). Монография /под ред. Н.Б. Баранниковой и В.Г. Безрогова. - М.: ИТИП РАО, 2013. – 201с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

^ I. Роль учителя.Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а ...

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

^ I. Роль учителя.Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а ...

Эффективное взаимодействие учителя и ученика во внеурочной деятельности

Проблема эффективности обучения и взаимоотношений с учеником актуальна для любого педагога. Но во внеурочной деятельности взаимозависимость характера отношений “учитель-ученик” и качества обучения явл...

Система отношений учителя и ученика в общении.

Буклет "Система отношений учителя и ученика в общении."...

Статья "Взаимодействие учителя и ученика на уроке"

Смысл самообразования сводится к удовлетворению возрастающих потребностей учителя во самореализации, что достигается путём непрерывного повышения мастерства педагога и вс...

Грани взаимодействия учитель и ученик

Одним из критериев эффективного педагогического взаимодействия является создание благоприятного психологического климата и планомерное формирование определенных межличностных отношений в школьном колл...

Взаимодействие учителя с учениками

Одним из критериев эффективного педагогического взаимодействия является создание благоприятного психологического климата и планомерное формирование определенных межличностных отношений в школьном колл...