Эффективное взаимодействие учителя и ученика во внеурочной деятельности
статья на тему
Проблема эффективности обучения и взаимоотношений с учеником актуальна для любого педагога. Но во внеурочной деятельности взаимозависимость характера отношений “учитель-ученик” и качества обучения является краеугольным камнем педагогического процесса. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, чего требует в свою очередь ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnoe_vzaimodeystvie_uchitelya_i_uchenika_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективное взаимодействие учителя и ученика во внеурочной деятельности»
Учитель английского языка Байкова В.А.
Проблема эффективности обучения и взаимоотношений с учеником актуальна для любого педагога. Но во внеурочной деятельности взаимозависимость характера отношений “учитель-ученик” и качества обучения является краеугольным камнем педагогического процесса. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, чего требует в свою очередь ФГОС.
Эффективное взаимодействие во внеурочной деятельности должно строиться с учетом темперамента обучающегося.
В своих группах во 2, 3, и 4 классах, где я веду занятия по английскому языку во внеурочной деятельности, я провела интересную исследовательскую работу. Я определила темперамент у своих подопечных. (рис. 1)
Рис. 1 Типы темперамента учеников
С учетом их темперамента они были разделены на группы с сильной и слабой нервной системой. (рис. 2)
Рис. 2. Психодинамические свойства учеников
Школьник с сильной нервной системой – это сангвиник, холерик и флегматик. А со слабой этой меланхолик.
Особенностью школьников с сильной нервной системой является то, что они чаще всего бодрые, уверенные в себе, не испытывающие какого-либо напряжения в учении, легко усваивают значительный по объему материал, им нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой новой деятельности. При однообразной, монотонной работе они испытывают чувство раздражения, неудовольствия и начинают отвлекаться. Отсутствует самоконтроль.
Дети со слабой нервной системой отличаются повышенной утомляемостью и впечатлительностью. В незнакомых условиях он теряется, не находит нужных слов, не отвечает на вопросы. Нередко таким детям не хватает уверенности в себе, им свойственна боязнь неудачи, страх глупо выглядеть, вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху.
Основываясь на характеристиках четырех типов темперамента, особенностях психодинамических свойств личности и, изучив методики Айзенка, Русалова и Белова, я поняла, что занятия по английскому языку во внеурочной деятельности лучше выстраивать следующим образом:
Учеников со слабой нервной системой:
- Не ставить в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку; во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления;
- Не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал: лучше отложить опрос на следующий урок;
- Путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах;
- В минимальной степени отвлекать их от работы, создавать им спокойную обстановку;
- Учитывать тот факт, что они предпочитают письменную речь устной.
В отношении учеников с сильной нервной системой необходимо:
- Обеспечивать частую смену упражнений во избежание монотонности;
- Использовать приемы, направленные на тренировку навыков самоконтроля;
- Предоставлять им роль “заводил” в групповых формах обучения;
- Учитывать предпочтение ими устной речи письменной.
В совместной деятельности сангвиник в большей степени повышает показатели своей эффективности, если он работает с меланхоликом или холериком, однако если его партнером является флегматик или особенно сангвиник, то показатели эффективности в совместной деятельности растут несколько меньше по сравнению с индивидуальной деятельностью.
Холерики улучшают свои показатели эффективности, если они работают совместно с флегматиками и меланхоликами, но это повышение несколько ниже, если их партнерами являются сангвиники или особенно холерики.
Меланхолики лучше работают тогда, когда их партнерами являются сангвиники или холерики, однако улучшение эффективности несколько ниже, сели их напарниками являются флегматики или особенно меланхолики.
На флегматиков оказывают благотворное влияние напарники с тем же (т.е. флегматики) или противоположным типом личности, т.е. холерики. В случае, если флегматики работают с меланхоликами или сангвиниками, то улучшение эффективности деятельности наблюдается в несколько меньшей степени.
В моих группах с учетом этих особенностей я рассадила детей и я заметила, что продуктивность на уроке повысилась.
Исходя из этого, максимально эффективное использование результатов данного исследования можно применить в УРС для повышения эффективности внеурочной деятельности.
Этих целей можно достигнуть, если при формировании речевых навыков и умений дифференцировать распределение ролей, коммуникативных задач, предметно-содержательного аспекта УРС с учетом темперамента обучающегося.
Для сангвиников и холериков
Желательна частая смена ролей, требующих одинаковых текстовых характеристик. В этом случае проигрывание новых ролей способствует поддержанию интереса детей с этими типами темперамента к выполняемой деятельности.
Необходимо сбалансировать распределение ролей, требующих повелительных конструкций и интонаций, которые необходимы данной группе учащихся для ощущения комфорта, а также ролей, содержащих выражение просьбы, согласия, неуверенности и т.п., которые помогут им посмотреть на себя со стороны, потренироваться в использовании приемов общения (которые они редко применяют в естественных условиях), лучше понимать своих партнеров.
Холерикам, которые стремятся к повышенному доминированию в общении и имеют завышенную самооценку, можно предлагать УРС, в которых им нужно “умерить свой пыл”, прислушиваться к мнению других, выполнять их просьбы и требования, предлагать свою помощь.
Для меланхоликов и флегматиков:
Роли персонажей, особенности иноязычного речевого поведения которых хорошо известны ученику, не являются для него сложными, вызывают положительное отношение к ним.
роли, позволяющие при необходимости корректировать отрицательные проявления индивидных характеристик в общении.
В УРС особое внимание необходимо уделять “необщительным флегматикам”, меланхоликам с низкой коммуникативной компетенцией. Наиболее комфортно, как указывалось выше, они чувствуют себя в ситуациях предметно-ориентированного общения, когда доля речевых действия значительно ниже неречевых.
Учащимся с данным типом темперамента следует предлагать УРС, в которых они ощущают наименьший дискомфорт. Например, флегматики и меланхолики увереннее чувствуют себя в том случае, если их партнер – близкий друг.
На следующем этапе ситуативного обучения можно предлагать ученикам такие УРС, в которых они учились бы постепенно преодолевать проявления темперамента, мешающие иноязычному общению в учебных условиях.
На основе небольшой исследовательской работы я сделала вывод: знания о типах темперамента и психодинамических свойствах личности способствуют саморазвитию и самоактуализации учащихся и учителя, что является основным требованием ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное взаимодействие учителя начальных классов и педагога-психолога
Районный семинар для педагогов-психологов и учителей начальных классов...
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
^ I. Роль учителя.Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а ...
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
^ I. Роль учителя.Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а ...
Научная публикация «Система взаимодействия учителя и ученика в ретроспективе»
Проблема взаимодействия "учитель-ученик" особенно актуальна в современной образовательной практике. Ответы на многие вопросы можно найти , изучив историю отношений "учитель-ученик"...
Пути эффективного взаимодействия. Учитель- Родитель
Выступление на педагогическом совете....
Памятка "Способы эффективного взаимодействия учитель-ученик"
Практика показывает, что большинство затруднений, которые возникают порой между педагогами и учащимся, происходят на первой стадии взаимодействия, то есть при сообщении педагогом какой-либо информации...
учительский проект "Эффективное взаимодействие учителя и родителей начальных классов"
В процессе педагогического взаимодействия учителя и родителей возникает множество задач, которые, по существу, являются задачами поиска оптимальных решений. В таких случаях требуется определить тот пу...