Грани взаимодействия учитель и ученик
статья
Одним из критериев эффективного педагогического взаимодействия является создание благоприятного психологического климата и планомерное формирование определенных межличностных отношений в школьном коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grani_vzaimodeystviya_uchitel_i_uchenik.docx | 15.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Грани взаимодействия учитель и ученик
Одним из критериев эффективного педагогического взаимодействия является создание благоприятного психологического климата и планомерное формирование определенных межличностных отношений в школьном коллективе. Умения в этой области составляют важную часть профессиональной компетентности педагога. Педагог должен быть способен:
-Вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также осуществлять диагностирование личностных свойств и качеств учащегося.
-Вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с обучаемыми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных дидактически значимых целей.
-Идентифицировать себя с учеником.
К частным факторам, лежащим в основе причин возникновения таких конфликтных ситуаций, относятся:
-экономическое положение учителя, которое, правда, в последнее время стало меняться в лучшую сторону, порождающее его неуверенность в собственной ценности для государства и общества;
- эмоциональная нестабильность современного учителя, причинами которой с одной стороны, является обесценивание труда учителя, приравнивание его труда к услуге и, с другой стороны, возрастание социальной напряженности в отношениях между родителями, учениками, с завышенным уровнем притязаний и учителями;
- возрастание требований, предъявляемых к учителю со стороны государства (образовательные стандарты), со стороны общества (усложнение социально-образовательного заказа), со стороны администрации (повышение качества обучения), со стороны родителей (высокие результаты, позволяющие выпускнику школы поступить в ВУЗ), со стороны учеников (демократичность и уважение в отношениях);
- недостаточное знание учителем психолого-физиологических особенностей учащихся различных возрастных групп.
Общие и частные факторы лежат в основе конкретных причин, порождающих конфликтные ситуации и конфликты между учениками, учителями и учениками, учителями и родителями, препятствуют предупреждению конфликтных ситуаций во взаимодействии участников образовательного процесса. В качестве таких причин выделяются слабое владение учителями способами взаимодействия с учащимися различных возрастных групп и способами предупреждения конфликтных ситуаций.
бщаясь с учеником, учитель должен помнить, что личностная самооценка ребенка в младшем школьном возрасте всецело зависит от оценок, даваемых ему взрослым, прежде всего учителями. Дети безоговорочно принимают и присваивают себе все, что слышат от учителя. Постоянное напоминание об ошибках вызывает у ребенка негативное отношение к учению, к школе и часто приводит к противоречию с мнением и ожиданиями родителей.
Профессионально компетентный педагог должен владеть технологией педагогического общения, умением определять психолого-педагогический статус школьника, знать возрастную психологию детей и активно применять свои знания в педагогической практике. Таким образом, во взаимодействии и взаимоотношениях субъектов образовательного процесса при смене парадигмы образования необходимо, чтобы формирующаяся личность ориентировалась на свой собственный жизненный выбор и свои собственные запросы, а «направить это развитие и руководить им - вот задача педагога»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
^ I. Роль учителя.Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а ...
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
^ I. Роль учителя.Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а ...
Эффективное взаимодействие учителя и ученика во внеурочной деятельности
Проблема эффективности обучения и взаимоотношений с учеником актуальна для любого педагога. Но во внеурочной деятельности взаимозависимость характера отношений “учитель-ученик” и качества обучения явл...
Научная публикация «Система взаимодействия учителя и ученика в ретроспективе»
Проблема взаимодействия "учитель-ученик" особенно актуальна в современной образовательной практике. Ответы на многие вопросы можно найти , изучив историю отношений "учитель-ученик"...
Упражнения для учителей по усовершенствованию навыков межличностного взаимодействия «Учитель – ученик»
Упражнения для учителей по усовершенствованию навыков межличностного взаимодействия «Учитель – ученик»...
Статья "Взаимодействие учителя и ученика на уроке"
Смысл самообразования сводится к удовлетворению возрастающих потребностей учителя во самореализации, что достигается путём непрерывного повышения мастерства педагога и вс...
Взаимодействие учителя с учениками
Одним из критериев эффективного педагогического взаимодействия является создание благоприятного психологического климата и планомерное формирование определенных межличностных отношений в школьном колл...