"Рождественские посиделки" разработка внекласного мероприятия
методическая разработка (2 класс) на тему
Материал содержит разработку внеклассного мероприятия. Материал в доступной форме излагает историю возникновения праздника и особенности его празднования в разных странах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskie_posidelki.docx | 31.87 КБ |
Предварительный просмотр:
План
внеклассного мероприятия в 3-4 ом классах на тему «Рождественские посиделки».
Учитель: Е.А.Небола МБОУ СОШ №10 п, Степной
Форма внеурочной работы: классный час
Дата: 10.01.16 г.
Цель:
- формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях русского народа;
- развивать познавательный интерес детей к истории своего народа.
Задачи:
- формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;
- развивать познавательную и творческую активность учащихся.
Реквизит: бумажное полотно с секторами «Помощь зала», «Назови букву», «Пропуск хода», «Открыть любую букву»; вертушка, карточки для жребия, призы, выпечные изделия "козули", иллюстрации с ряжеными на новогодних праздниках, мешочки с крупой (зерном).
Ход занятия
Ведущий 1: (под звуки музыки) Так повелось на белом свете
Уж много лет подряд
В такой чудесный, добрый вечер
С небес к нам ангелы летят.
Они несут добро, надежду,
Благословенье в каждый дом,
Всех с новым годом поздравляем
И с благодатным Рождеством!
Ведущий 2: Как же мы любим праздники! А Рождество — в особенности. Что-то есть в нем такое таинственное, великое. Да и часто всплывают яркие воспоминания из детства - рождественский гусь, 12 приготовленных блюд, подарки, бабушкины рассказы о рождении нашего Спасителя...
В наше время христианские традиции стали возвращаться к своим истокам. Все чаще в православных семьях праздник Рождества Христова по праву стал занимать свое традиционное место. Так может стоит подробнее узнать про историю, обряды и традиции этого светлого праздника?
Ведущий 1: Праздник Рождества Христова по праву занимает место самого великого из всех зимних праздников. Он пришел на Русь вместе с христианством уже более 2000 лет назад. Почти две тысячи лет назад в маленьком иудейском городке Вифлееме родился Младенец. Иисус Христос, вечный сын Божий, воплотился, стал человеком, подобным каждому из нас. Для чего? Спасение человека – главная цель прихода в мир Христа.
Рождество – особое время для христиан. Кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки. И души отдыхают в атмосфере всеобщей доброжелательности.
Ведущий 2: Шумят веселые Святки — от самого дня Рождества Христова до праздника Крещения Господня — играми да плясками, песнями. Что ни день на Святках — то свои поверья, что ни час — новый сказ. День Крещения Господня Святки кончает. Сегодня наша игра посвящена этим праздникам «Рождество, Крещение, Святки».
(Привила игры: игра проводится по тройкам, № тройки и игрока определяется жеребьевкой, победители троек участвуют в заключительной игре. На одной половине доски написан алфавит, где в процессе игры зачеркиваются названные буквы; на другой половине черточками указываются буквы загаданного слова, правильно угаданная буква вписывается вместо черточки.)
Вопросы для троек игроков:
Ведущий 1: 1. Как называется канун рождественский и крещенский (другая формулировка: «Канун церковных праздников Рождества и Крещения»)?
В канун Рождества в доме делали большую уборку, ели построгому (соблюдали пост). Канун Крещения - это вечер, когда вспоминают обо всех знакомых гаданиях. Название загаданного слова происходит от «сочень» — лепешка с загнутыми краями в виде пирожка на конопляном масле. (Ответ: сочельник.)
Ведущий 2: 2. Одним из основных моментов Святок были кудеса. Кудеса можно было встретить со второго дня Рождества, заканчивалось все это за 2 дня до Крещения. Каким простым словом можно было заменить это слово «кудеса»?
(Ответ: ряженые.)
Любимые персонажи ряженых - медведь, конь, коза. На Святки ряженые по домам ходили, люди гадали и устраивали всевозможные игры. Вот одна из них- плясовая игра Вологодской области «Растяпа».
Дети становятся парами в линию по типу «третий лишний». В игре должен быть один лишний игрок. Когда зазвучит плясовой наигрыш на балалайке или гармошке сначала пойдут плясать те, кто оказался впереди и лишний. Стоящие вторыми называются «домики». Они могут поднять руки в виде крыши и должны стоять на месте. Вдруг наигрыш обрывается, и тогда пляшущие должны занять себе «домик». Кто останется без домика, тот и будет «растяпой».
В первый раз так: «Раз, два, три - растяпа ты!»
Во второй раз так: «Раз, два, три, четыре, пять - растяпа ты опять!»
В третий раз: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь - растяпа ты совсем!»
В четвертый раз: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь - растяпу бросим!»
«Домики» и пляшущие все время меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не останется «растяпой» четыре раза.
Ведущий 1: 3. Как назывались колядки (поздравительные новогодние песни, главное содержание которых — величание и пожелание благ) в некоторых районах России?
(Ответ: виноградъе или овсень.)
Колядовщики ходят по дворам с поздравительными новогодними песнями, колядами, одаривают колядовщиков хлебом (пирогами, блинами, пряниками). И мы с вами споём поздравительную песню-коляду (караоке «Уж как шла коляда»).
Ведущий 2: 4.Как назывались и называются маленькие выпечные изделия (святочное печенье) в виде различных животных (коровок, лошадок, овечек)? В настоящее время в Архангельске пекут эти изделия так, что они не теряют своих свойств целый год.
(Ответ: козули.)
Ведущий 1: Сейчас каждый из вас получит кусочек теста (пластилина), и мы попробуем с вами слепить два пряника. Тесто - это будущий хлеб, поэтому относиться к нему надо уважительно, бережно.
Ведущий 2: Кусочек теста берем в руки и начинаем его катать в ладошках. Передадим ему тепло наших рук. Катаем шар гладкий, без морщинок. Лепим любое домашнее животное: корову, коня, бычка, свинку, оленя, птичку - по выбору.
Ведущий 1: Начинаем лепку с ножек. На шаре делаем 4 защипа, вытягиваем шейку. У каждого животного есть свои отличия. У коня – длинные ноги, грива; у оленя - большие ветвистые рога; у свинки пятачок; у козла - рога, борода. Птица выделяется особенно. Ее лепят по форме ладьи и обязательно с птенцами или яйцами. Для оформления этих элементов используем ножик, палочки. Готовые фигурки устанавливаются на противень.
Ведущий 2: Второй вид пряника - он тоже древний, называется «мезенские козули». Делали их в селах, расположенных на реке Мезень Архангельской области. Операция по скатыванию повторяется. Затем кладём его на стол и двумя руками раскатываем длинную колбаску. Она должна быть одной толщины. Закручивать фигурку начинаем с середины на столе. Наиболее распространены были звезда, дом, церковка, восьмерка (как символ бесконечности), улитка, олень, корова, кошка. Пряники кладем на другой противень.
Вопросы для зрителей:
1.Кто такие «христославы»? (Это люди, которые ходят с наряженной звездой, распевакп Рождественский тропарь и славят Рождество.)
2. Что такое вертеп? (Это рождественский кукольный спектакль. Вертепщики разыгрывают разные сцены из истории рождения Христа.)
3. Что бывает на Святое Крещение? (В Крещение освящают воду и святят этой водой все углы в доме и окропляют освященной водой всех членов семьи. Крещением заканчиваются святки.)
4. Как называлась блюдо, которое готовилось в эти праздники? (Это постная каша из пшеницы, ячменя, ржи, гречихи и т.д., заправленная конопляным или маковым маслом, подслащенная медом или сахаром - сочиво. )
Ведущий 1: На Святки приходится и встреча Нового года по старому стилю, В народе за ним закрепилось название «щедрый вечер», Тут было, да и остается все по поговорке: «Что есть в печи - на стол мечи!» В ночь под Новый год по примеру колядования молодежь распевала щедривки, собирая по домам угощение, ( Ребята достают из карманов , мешочков зерно (или крупу) и начинают «обсевать» хозяев, приговаривая)
Сеем, веем, повеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощенья нам давайте!
С Рождеством святым вас, люди,
Мир да лад у вас пусть будет!
Чтобы горя вы не знали,
Что б в достатке пребывали!
Сею, сею, посеваю .
Счастья, радости желаю.
Чтобы в поле уродило,
Чтоб в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок замуж взяли!
В заключение игры в каждой тройке игроков вручаются призы победителю. Игра заканчивается праздничным чаепитием.
Отзыв
о внеклассном мероприятии во 3-4 ом классах на тему «Рождественские посиделки»
Проводил учитель начальных классов МБОУ СОШ №10 Е.А.Небола
Форма внеурочной работы: классный час
Подготовленность и оформление классного помещения к проведению мероприятия: бумажное полотно с секторами «Помощь зала», «Назови букву», «Пропуск хода», «Открыть любую букву»; вертушка, карточки для жребия, призы, выпечные изделия "козули", иллюстрации с ряжеными на новогодних праздниках, мешочки с крупой (зерном).
Одной из актуальных тем классных часов в начальной школе является тема духовно – нравственного воспитания учащихся. Елена Александровна данной теме уделяет особое внимание. На данном мероприятии учитель поставила цель: - формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях русского народа;
- развивать познавательный интерес детей к истории своего народа.
Задачи:
- формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;
- развивать познавательную и творческую активность учащихся.
Елена Александровна во вступительном слове четко сформулировала цели и задачи, которые необходимо было реализовать в ходе данного внеклассного мероприятия.
Для придания ему увлекательного характера и активизации познавательной деятельности учащихся, учитель использовал следующие методические приемы: рассказ интересных фактов, музыкальное оформление, работа в группах, красочная и содержательная презентация. Данные методические приемы оказали положительное влияние на заинтересованность учащихся темой внеклассного мероприятия: вызвали интерес у ребят и стимулировали желание принять активное участие.
Ход классного часа строился по типу игры «Поле чудес», опираясь на их знания, а также учитывая личный опыт. Детям предлагалось ответить на вопросы, принять участие в творческой работе (лепка фигурок из теста), спеть колядки, что заинтересовало учащихся. Ребята активно участвовали в обсуждении, задавали вопросы, приводили интересные примеры, делали выводы и обобщения, высказывали свои мысли по поводу услышанного. В конце мероприятия Елена Александровна подвела итоги о полноте реализации поставленных целей. Учитель полностью реализовала цели и задачи поставленные первоначально. Классный час прошёл эффективно.
В ходе классного часа использовалось достаточно много интересного и познавательного материала. Это свидетельствует о высоком уровне подготовки учителя. Елена Александровна общалась с ребятами тактично, отмечалось проявление уважения к личному достоинству учеников. Культура речи соответствовала общепринятым нормам (как фонетическим, так и грамматическим). Личность учителя и используемые методические приемы положительно воздействовали на эмоциональную заинтересованность учащихся и усвоение ими обсуждаемых вопросов.
Познавательное влияние: в ходе мероприятия учащиеся узнали, какие праздники проходят на Руси.
Воспитательное влияние: в ходе мероприятия Елена Александровна смогла расширить знания и представления учащихся об обычаях и традициях русского народа.
Учитель кубановедения
МБОУ СОШ №21 ____________ / Т.Н.Москальченко/ 10.01.16 г.
Отзыв
о внеклассном мероприятии в 3-4 ом классах на тему «Рождественские посиделки»
Проводил учитель начальных классов МБОУ СОШ №10 Е.А.Небола
Форма внеурочной работы: классный час
Мероприятие организовано для учащихся 3-4-ых классов, имеет духовно- нравственную направленность. Именно такие мероприятия вырабатывают интерес к историческому прошлому нашей родины, создают творческую атмосферу сотрудничества, формируют высокие нравственные качества учащихся.
Для того, чтобы воссоздать дух праздника Рождества, были использованы различные средства: музыкальное оформление, предметы быта, яркая презентация.
С самого начала чётко прослеживалась подготовленность учителя и учащихся к мероприятию. Классный час строился по типу игры «Поле чудес». Детям предлагалось ответить на вопросы, принять участие в творческой работе (лепка фигурок из теста), спеть колядки, что заинтересовало учащихся. Мероприятие с самого начала и до окончания заинтересовывало всех детей. Это говорит о том, что тема и сценарий были грамотно подобраны педагогом. Учитель широко использует возможности компьютерной и мультимедийной техники.
Данное мероприятие помогает развивать творческий потенциал учащихся, познавательный интерес детей к истории своего народа и выполняет главные задачи внеклассных мероприятий: образовательную и воспитательную.
Видна система работы учителя по организации внеклассных мероприятий с использованием игровых технологий, ИКТ. Учитель показал высокий методический уровень подготовки и проведения мероприятия.
Учитель кубановедения МБОУ СОШ №10 _____________ Н.В. Белозерцева 10.01.16 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внекласное мероприятие" здравствуй, зимушка, зима"
Мероприятие проходит в игровой увлекательной форме. Много познавательного и интересного материала. Ученики приобщаются к музыке,к чтению книг, к бережному отношению к природе....
внекласное мероприятие к 12 апреля для учащихся начальных классов "Путешествие к планетам"
Тема: Путешествие к планетам. Цель: 1. Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Дать навыки доброты, чувство любви к людям, а также уважению к старшим. ...
Внекласное мероприятие по русскому языку в 1 классе "Весёлая грамматика"
Эта разработка - викторина по русскому языку для учащихся 1-ых классов....
Внекласное мероприятие, посвящённое великой Отечественной Войне 1941-1945 года для 2-3 класса
Цель: воспитание патриотизма, сострадания. Подготовлена презентация....
Внекласное мероприятие "Встреча весны"
Данное мероприятие было проведено во втором классе. Построено с учетом этнокультурных традиций Белгородского края....
Внекласное мероприятие "Я- участник дорожного движения"
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно- транспортных просшествий: каждой десятой жертвой ДПП становится ребенок.Легче всего дети усваивают ПДД в игре, при решении проблем...
Внекласное мероприятие : "Зимушка-зима!"
Внеклассное мероприятие по предмету "Окружающий мир" для учащихся 1 класса.Цели и задачи: - закрепить знания детей о зиме...