Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".
рабочая программа (4 класс) на тему

Шефер Татьяна Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_4_kl.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»                                                                                                         «Принято»

Директор школы                                                                                         педагогическим советом

_______А.А. Сидоренко                                                                      Пр.№ __ от  «___» ______2017г.

 «___»  ______2017г.                                                                      

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности «Умники и умницы»

для  4  класса,

учителя Шефер Татьяны Николаевны

(ФИО учителя – составителя рабочей программы)

2017-2018   учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе курса «Развития познавательных способностей» О. А. Холодовой.

Курс  введен во внеурочную деятельность, учреждением в рамках физико-математического направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

В первом классе 33 часа (1 час в неделю)

Во втором классе 34 часа (1 час в неделю)

В третьем классе68 часов (2 часа в неделю)

В четвертом классе 68 часов (2 часа в неделю)

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Актуальность выбора определена следующими факторами:                                                                         В современном мире уже недостаточно обучать только получению информации, необходимо уметь анализировать, сортировать информацию, аргументировать.                                                                                               Логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.  

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.   Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:                                                        

 - соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;                                                         - содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

 - определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;                            - в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

-  достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.

 - в основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

     Для проведения занятий  используется учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

О.Холодова. Юным умникам и умницам: Информатика, логика, математика/Рабочая тетрадь 1 класс, в 2-х частях.-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.Холодова. Юным умникам и умницам: Информатика, логика, математика/Рабочая тетрадь 2 класс, в 2-х частях.-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.Холодова. Юным умникам и умницам: Информатика, логика, математика/Рабочая тетрадь 3 класс, в 2-х частях.-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.Холодова. Юным умникам и умницам: Информатика, логика, математика/Рабочая тетрадь 4 класс, в 2-х частях.-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.А.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 1 класс + программа курса «РПС».-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.А.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 2 класс + программа курса «РПС».-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.А.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс + программа курса «РПС».-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.А.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 4 класс + программа курса «РПС».-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

Модель занятия:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличиваетсяобъем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления.(15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразитьметоды и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Тематическое планирование внеурочной деятельности "Умники и умницы"

в 4 классе

№ занятия

Календарные сроки

Развиваемые способности

Количество часов на тему

Вид занятий

Учебно-методическое обеспечение

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

4

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

25

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

26

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

27

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

28

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

29

Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

30

Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

31

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

Рабочие  тетради  

32

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

33

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

34

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

После изучения курса учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности:
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных межличностных отношений.
  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать предметы, явления;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род - вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)

Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....