Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл
учебно-методическое пособие по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Вместе с умниками и умницам»
1 – 2 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 58.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Вместе с умниками и умницам»
1 – 2 кл
Пояснительная записка
У многих детей к концу младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, произвольной памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях (8, с. 293).
А происходящие в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к интеллектуальной деятельности и познавательным способностям подрастающего поколения. В этой связи одной из приоритетных задач современной школы выступает развитие творческого потенциала личности, обеспечение условий для самореализации каждого учащегося. В этом процессе наибольшее значение имеет младший школьный возраст, который является ключевым этапом становления личности как субъекта познавательной деятельности.
Традиционное обучение рассматривает развитие познавательных способностей и как принцип, и как одну из своих основных целей. В то же время, как показывают исследования[1], более 38% педагогов отмечают, что не владеют методикой развития познавательных способностей в учебном процессе, 56,8% для повышения эффективности развивающей деятельности признают необходимость изменений в организации работы в рамках традиционного учебно-воспитательного процесса. Это порождает противоречие между явным запросом общества на формирование творческой, интеллектуально развитой личности и неготовностью как самой системы образования, так и конкретным педагогом масштабно решать эту проблему[2].
Актуальность программы обусловлена тем, что современная ситуация развития ставит перед нами выбор – или к концу обучения в начальной школе у детей будут недостаточно сформированы познавательные способности. Или мы создадим условия для развития познавательных способностей в нескольких сферах (учебная, внеурочная, дополнительное образование), и будем способствовать тому, чтобы ученик обладать определённым потенциалом необходимым для усвоения учебного материала.
Новая цель образования – это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящего на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличение внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальные изменения в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов (8, с. 275).
Однако физиологический кризис способствует успешной адаптации к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для отстающих в общем развитии по причине педагогической запущенности этот кризис является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников (7).
В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют собой сложную систему. Мыслительные процессы опираются на восприятие и память; сложные формы памяти невозможны без участия мышления; выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием (8, с. 293).
Воображение и память как познавательные процессы. Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления (9, с. 7).
Память в жизни людей играет ещё более .существенную роль. Без памяти человек не мог бы ничему научиться, запомнить то, что усвоено, сохранить на будущее впечатления о правильных действиях и допущенных ошибках.
В младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный (5, с. 261).
Участие мышления в процессах познания. Полноценное человеческое познание окружающего мира без мышления и речи было бы практически невозможно. Мысль человека в процессе познания практически участвует во всех его видах, без неё не могут существовать ни ощущения, ни восприятие, ни воображение, ни память, так как во всех процессах человеку постоянно приходится решать разнообразные задачи.
В младшем школьном возрасте доминирующей функцией становится мышление. Завершается переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению. В процессе обучения формируются научные понятия, т. е. развиваются основы понятийного (теоретического) мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т. е. от типа обучения (5, с. 259)
Если человек обладает понятийным мышлением, научные знания он понимает и усваивает без заучивания, они как бы «ложатся» на его понятийные структуры. Чтобы ребенок смог понимать, а не заучивать, он должен «совершить скачек» от привычного ему ассоциативного мышления к понятийному мышлению (16, с. 13).
Восприятие. В начале младшего школьного возраста оно недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого (5, с. 260).
Роль внимания в познании. Под вниманием понимается избирательность в работе всех органов чувств. Внимание среди всех познавательных процессов выполняет особую роль. Она состоит в том, чтобы, во-первых, разделить всю воспринимаемую и не перерабатываемую человеком информацию на части по степени важности; во-вторых, способствовать выделению и наилучшей психологической переработке именно той части информации, которая в данный момент наиболее существенна.
В младшем школьном возрасте без достаточно сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Школьники уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое (5, с. 262).
В период младшего школьного возраста у детей совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны (8, с. 274).
У школьников существует множество поводов для тревог и стахов: дома их родители могут быть в состоянии конфликта или развода, у них может не быть работы или они могут страдать от алкоголизма; на школьно дворе дети могут бояться агрессии со стороны более старших учеников, в классе они могут стать объектом насмешек одноклассников или оскорбительного замечания учителя, и, наконец, у учеников всегда существует страх неудачи в учебе. Тревоги активизируют защитные механизмы, которые, возможно, существенны для практического выживания, но, однако, разрушительно влияют на способность к обучению (12 с. 19).
Все выше перечисленное послужило мотивацией для создания программы в рамках личностно-ориентированного подхода. То есть всестороннее развитие личности, комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонента личности.
Цели и задачи программы
Основная цель программы «Вместе с умниками и умницами» заключается в совершенствовании познавательных способностей, в создании в классном коллективе ощущения безопасности и доверия.
Задачи программы:
- Комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирование нестандартного мышления, развитие понятийного и абстрактного мышления.
- Способствовать формированию познавательного интереса к учебе, учебной мотивации.
- Формировать навыки эффективного взаимодействия и навыки волевой саморегуляции.
Структура программы
- Диагностика познавательных способностей.
- Занятия на развитие познавательных способностей с развитием коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.
- Использование здоровьесберегающих технологий (создание оптимальных психофизиологических условий).
- Организация игровой деятельности на занятии, она будут способствовать:
- Снижению уровня напряжения в группе учащихся и способствуют возможности участникам расслабиться;
- Участникам устанавливать контакты, создания в группе обстановки доверия и доброжелательности, улучшению взаимопонимания между учителем и учениками;
- Более эффективному обучению, поскольку активизируют все важнейшие системы человеческого организма. Она также способствуют развитию креативности и интуиции.
Основное содержание программы
Программа состоит из серии специально организованных групповых развивающих занятий, составленных с учетом возрастных особенностей.
Система представленных на развивающих занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели:
- Познавательный: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу);
- Развивающий: развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением; развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать; развитие сенсорной сферы ребенка (глазомер, мелких мышц кистей рук); развитие двигательной сферы;
- Воспитывающий: воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»).
Данная программа составлена на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам» с внесенными изменениями и дополнениями. В реализации целей программы «Вместе с умниками и умницами» используются игровая и познавательная деятельность, а также предметная интеграция и взаимопроникновение урочной и внеурочной деятельности. Значительное место в программе занимает игра. Используются коллективные (групповые) игры с правилами: игры малой подвижности со словами, музыкальные игры со словами, интерактивные. Программа рассчитана на два года обучения (первый и второй класс) и проходит первый уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности.
В программу «Вместе с умниками и умницами» вкючены:
- Учебно-методический комплект (автор комплекса учебно-методических пособий курса «РПС» О. А. Холодова) состоящий из: двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся на каждое полугодие; методическое руководство для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетради [13], [14].
- Психологические игры и упражнения (отобраны из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов, в соответствии с учетом возрастных особенностей детей).
- Методика определения индивидуально-психологических особенностей учащихся (автор Л. А. Ясюкова).
Настоящая программа рассчитана на два года обучения
Рекомендуемая модель занятия
- «Магия ритуала». Действия, которые часто повторяются, помогут создать атмосферу надежности и устойчивости, взрастить в группе культуру человеческой доброжелательности.
- «Мозговая гимнастика». Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
- Разминка. Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
- Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
- Веселая переменка. Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
- Для первого года обучения.
Логически-поисковые задания. На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывать ответы. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Далее пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращаются с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенного задания.
Для второго года обучения.
Решение творческо-поисковых и творческих задач. Возможность решать нетипичные. Поисково-творческие задачи. Не связанные с учебным материалом, очень важна для ребенка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка. На умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
- Игровое упражнение. Игра – самый важный труд для ребенка. Под игрой подразумевается активность, в которой есть место спонтанным открытиям и превращениям. Дети играют спонтанно, если им в этом не мешать. Они просто следуют свой «генетической программе». И до сегодняшнего дня не придумано лучшей возможности для развития интеллекта и формирования характера. Важно, чтобы, играя, дети почувствовали себя в безопасности. Спонтанная игра в этом отношении незаменима.
- Коррегирующая гимнастика для глаз. Чем больше ребенок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
- Для первого года обучения.
Графический диктант, штриховка. В. А. Сухомлинский писал, что «источники способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенность и изобретательность в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Графический диктант – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.
Для второго года обучения.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. В центре развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
- «Магия ритуала». Это упражнение выполняет сразу несколько функций: во-первых, является сигналом учебного процесса, во-вторых, помогает участникам соединить полученные на занятиях новые знания со старыми, уже имеющимися.
Межпредметные связи
В ходе занятий по программе «Вместе с умниками и умницами» учащиеся реализуют знания полученные ими в ходе изучения различных учебных программ, таких как: окружающий мир (знания об условиях способствующих для сохранения здоровья и работоспособности); чтение (эмпатия, способность поставить себя на место другого человека); математика (познание совершается в понятиях, суждениях, умозаключениях; способы организации учебной деятельности: постановка учебной задачи, решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка); физкультура и спорт (здоровый образ жизни).
Данная программа соответствует целям ФГОС в отношении содержания и форм организации учебной деятельности. В результате, которых проектируется определенный тип сознания и мышления учащихся. А усвоение ребенком системы научных понятий является базой для формирования теоретического отношения к действительности и развитие теоретического мышления и основ теоретического сознания.
А так же положениям ФГОС: «… овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей…»; «…овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска путей и средств её осуществления…»; «…формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия…».
Практические знания, полученные на занятиях по данной программе, учащиеся смогут применять на многих предметах школьного курса. На занятиях по программе «Вместе с умниками и умницами» используются следующие формы работы: индивидуальная (развитие познавательных способностей, интересов и инициативы, самостоятельности в поиске решений); работа в парах (позволяет приобрести навыки и умения, связанные с ведением диалога); работа в малых группах (эффективный способ сблизить участников); работа в группах (формирование навыков эффективного взаимодействия) – все это повышает эффективность межличностного взаимодействия не только в учебной деятельности, но и на творческих и интеллектуальных мероприятиях в школе и вне ее.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате занятий дети многому научатся, а свои умения будут применить в учебной работе.
- Сформируются различные виды памяти, занятия будут способствовать развитию внимания, воображения. Дети приобретут навык самостоятельной работы с книгой в заданном темпе, появится умение контролировать и оценивать свою работу.
- Работа над словом, словосочетанием, предложением будет способствовать развитию речи, а приобретенные знания и умения будут использованы в практической деятельности и повседневной жизни. Дети научатся анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. В ходе такой деятельности будет развиваться мышление. Разовьется сенсорная сфера (глазомер, мелкие мышцы кистей рук). Разовьется двигательная сфера.
- Дети научатся взаимодействовать друг с другом, договариваться.
Это приведет к успеху, и следовательно возникнет интерес к учебе. Ритуал занятий, постоянные игровые паузы (во время которых ученики могут двигаться и смеяться, собираться в разные группы и играть разные роли), четкие правила поведения в классе могут создать атмосферу спокойного внимания, в которой школьники смогут без страха работать над сложными заданиями.
Календарно-тематическое планирование
1 «А» и 1 «Б»
№занятия | Развитие способностей | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. | Развитие концентрации внимания Игра «Поменяемся местами» (12, с.39) | 02.09.13-06.09.13 | |
2. | Тренировка внимания и развитие мышления Игра «Смеяться запрещено» (12, с.50) | 09.09.13—13.09.13 | |
3. | Тренировка слуховой памяти и развитие мышления Игра «Кто быстрее?» (12, с.33)написать первую букву имени | 16.09.13-20.09.13 | |
4. | Тренировка зрительной памяти и развитие мышления Игра «У кого монеты?» (12, с.51) | 23.09.13-27.09.13 | |
5. | Развитие аналитических способностей и совершенствование мыслительных операций Игра «Повторяй за мной» (12, с.71) | 30.09.13-04.10.13 | |
6. | Совершенствование воображения Игра «Походка» (12, с.119)задание для каждой пары | 07.10.13-11.10.13 | |
7. | Развитие логического мышления и совершенствование мыслительных операций Игра «Кто быстрее?» (12, с.33)написать первую букву фамилии | 14.10.13-18.10.13 | |
8. | Развитие концентрации внимания и развитие мышления Игра «Смеяться запрещено» (12, с.50) | 21.10.13-25.10.13 | |
9. | Тренировка внимания и развитие мышления Игра «Я это умею» (12, с.35) | 28.10.13-31.10.13 | |
10. | Развитие слуховой памяти и развитие мышления Игра «Давай познакомимся» (15, с. 159) с надувным мячом (к кому бросили мяч, называет свое имя и любое свое качество «Какой я?») | 11.11.13-15.11.13 | |
11. | Тренировка зрительной памяти и развитие мышления Игра «Повторяй за мной» (12, с.71) | 18.11.13-22.11.13 | |
12. | Развитие аналитических способностей и совершенствование мыслительных операций Игра «Запретный номер», два – нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши 2 раза (15, с. 171). | 25.11.13-29.11.13 | |
13. | Совершенствование воображения Игра «Поменяемся местами» (12, с.39) | 02.12.13-06.12.13 | |
14. | Развитие логического мышления и совершенствование мыслительных операций Игра «Походка». задание для каждой пары (12, с.119). | 09.12.13-13.12.13 | |
15. | Развитие концентрации внимания и развитие мышления Игра «Тих-тиби-дих» (1, с. 216) дети с одного ряда ходят по классу и подходят к сидящим одноклассникам | 16.12.13-20.12.13 | |
16. | Тренировка внимания и развитие мышления Игра «Запретный номер» (15, с. 171) пять – нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши 5 раза | 23.12.13-27.12.13 | |
17. | Тренировка слуховой памяти и развитие мышления Игра «Воздушный шарик» (1, с. 220) | 13.01.14-17.01.14 | |
18. | Тренировка зрительной памяти и развитие мышления Игра «Кто быстрее?» (12, с.33)написать целое имя | 20.01.14-24.01.14 | |
19. | Развитие аналитических способностей и совершенствование мыслительных операций Игра «Волшебный стул» (1, с. 221)истории именен | 27.01.14-31.01.14 | |
20. | Совершенствование воображения Игра «Рукавичка» (1, с. 222) | 03.02.14-07.02.14 | |
21. | Развитие логического мышления и совершенствование мыслительных операций Игра «Ловим комаров» (1, с. 208) | 10.02.14-14.02.14 | |
22. | Развитие концентрации внимания и развитие мышления Игра «Маленькое приведение» (1, с. 208) | 24.02.14-28.02.14 | |
23. | Тренировка внимания и развитие мышления Игра «Театр масок» (1, с. 209) нужен фотоаппарат | 03.03.14-07.03.14 | |
24. | Тренировка слуховой памяти и развитие мышления Игра «Поменяемся местами» (12, с.39) | 10.03.14-14.03.14 | |
25. | Тренировка зрительной памяти и развитие мышления Игра «Смеяться запрещено» (12, с.50) | 17.03.14-21.03.14 | |
26. | Развитие аналитических способностей и совершенствование мыслительных операций Игра «У кого монеты?» (12, с.51) | 31.03.14-04.04.14 | |
27. | Совершенствование воображения Игра «Кто заводила?» (12, с 38) | 07.04.14-11.04.14 | |
28. | Развитие логического мышления и совершенствование мыслительных операций Игра «Заколдованная семерка» (12, с. 42) | 14.04.14-18.04.14 | |
29. | Развитие концентрации внимания и развитие мышления Игра «Братья наши меньшие» (12, с. 121)на местах, а далее дети с каждого ряда выходят к доске | 21.04.14-25.04.14 | |
30. | Тренировка внимания и развитие мышления Игра «Тих-тиби-дих» (1, с. 216) дети с одного ряда ходят по классу и подходят к сидящим одноклассникам | 28.04.14-02.05.14 | |
31. | Тренировка слуховой памяти и развитие мышления Игра «Пишем в воздухе» (12, с. 122) | 05.05.14-09.05.14 | |
32. | Тренировка зрительной памяти и развитие мышления Игра «Волна» (12, с. 201) | 12.05.14-16.05.14 | |
33. | Развитие аналитических способностей Игра (на выбор учащихся) | 19.05.14-23.05.14 |
Календарно-тематическое планирование
2 «А» и 2 «Б»
№занятия | Развитие способностей | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. | Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года Игра «Поменяемся местами» (11, с.39) | 02.09.13-06.09.13 | |
2. | Развитие концентрации внимания Игра «Смеяться запрещено» (11, с.50) | 09.09.13—13.09.13 | |
3. | Тренировка внимания Игра «Кто быстрее?» (11, с.33)написать первую букву имени | 16.09.13-20.09.13 | |
4. | Тренировка слуховой памяти и развитие мышления Игра «У кого монеты?» (11, с.51) | 23.09.13-27.09.13 | |
5. | Тренировка зрительной памяти Игра «Повторяй за мной» (11, с.71) | 30.09.13-04.10.13 | |
6. | Поиск закономерностей Игра «Походка» (11, с.119)задание для каждой пары | 07.10.13-11.10.13 | |
7. | Совершенствование воображения Игра «Кто быстрее?» (11, с.33)написать первую букву фамилии | 14.10.13-18.10.13 | |
8. | Развитие пространственного воображения Игра «Смеяться запрещено» (11, с.50) | 21.10.13-25.10.13 | |
9. | Развитие концентрации внимания Игра «Я это умею» (11, с.35) | 28.10.13-31.10.13 | |
10. | Тренировка внимания Игра «Давай познакомимся» (15, с. 159) с надувным мячом (к кому бросили мяч, называет свое имя и любое свое качество «Какой я?») | 11.11.13-15.11.13 | |
11. | Тренировка слуховой памяти Игра «Повторяй за мной» (11. с.71) | 18.11.13-22.11.13 | |
12. | Тренировка зрительной памяти Игра «Запретный номер» (15, с. 171) два – нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши 2 раза | 25.11.13-29.11.13 | |
13. | Поиск закономерностей Игра «Поменяемся местами» (11, с.39) | 02.12.13-06.12.13 | |
14. | Совершенствование воображения Игра «Походка» (11, с.119)задание для каждой пары | 09.12.13-13.12.13 | |
15. | Развитие быстроты реакции Игра «Тих-тиби-дих» (1, с. 216) дети с одного ряда ходят по классу и подходят к сидящим одноклассникам | 16.12.13-20.12.13 | |
16. | Развитие концентрации внимания Игра «Запретный номер» (15, с. 171) пять – нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши 5 раза | 23.12.13-27.12.13 | |
17. | Тренировка внимания Игра «Воздушный шарик» (1, с. 220) | 13.01.14-17.01.14 | |
18. | Тренировка слуховой памяти Игра «Кто быстрее?» (11, с.33)написать целое имя | 20.01.14-24.01.14 | |
19. | Тренировка зрительной памяти Игра «Волшебный стул» (1, с. 221)истории именен | 27.01.14-31.01.14 | |
20. | Поиск закономерностей Игра «Рукавичка» (1, с. 222) | 03.02.14-07.02.14 | |
21. | Совершенствование воображения Игра «Ловим комаров» (1, с. 208) | 10.02.14-14.02.14 | |
22. | Развитие быстроты реакции Игра «Маленькое приведение» (1, с. 208) | 17.02.14-21.02.14 | |
23. | Тренировка концентрации внимания Игра «Театр масок» (1, с. 209) нужен фотоаппарат | 24.02.14-28.02.14 | |
24. | Тренировка внимания Игра «Поменяемся местами» (11, с.39) | 03.03.14-07.03.14 | |
25. | Тренировка слуховой памяти Игра «Смеяться запрещено» (11, с.50) | 10.03.14-14.03.14 | |
26. | Логически-поисковые задания Игра «У кого монеты?» (11, с.51) | 17.03.14-21.03.14 | |
27. | Поиск закономерностей Игра «Кто заводила?» (11, с 38) | 31.03.14-04.04.14 | |
28. | Совершенствование воображения Игра «Заколдованная семерка» (11, с. 42) | 07.04.14-11.04.14 | |
29. | Логически –поисковые задания Игра «Братья наши меньшие» (11, с. 121)на местах, а далее дети с каждого ряда выходят к доске | 14.04.14-18.04.14 | |
30. | Развитие концентрации внимания Игра «Тих-тиби-дих» (1, с. 216) дети с одного ряда ходят по классу и подходят к сидящим одноклассникам | 21.04.14-25.04.14 | |
31. | Тренировка внимания Игра «Пишем в воздухе» (11, с. 122) | 28.04.14-02.05.14 | |
32. | Тренировка слуховой памяти Игра «Волна» (11, с. 201) | 05.05.14-09.05.14 | |
33. | Тренировка зрительной памяти Игра «Добрый ангел» (11, с.225) | 12.05.14-16.05.14 | |
34. | Поиск закономерностей Игра (на выбор учащихся) | 19.05.14-23.05.14 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Список использованной литературы
- Бейсова В. Е. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе/ В. Е. Бейсова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. И дополн. – СПб.: Питер, 2007.
- Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2007.
- Краснощекова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты/ Н. В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Кулигина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. /под ред. И. В. Дубровиной – М. Издательство «Просвещение», 2003.
- Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник. – М., 1981.
- Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./ Под редакцией И. В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004.
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославь: «Академия развития», 1997.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Практические игры и упражнения для детей школьного возраста: пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002.
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания для развития познавательных способностей(6-7 лет)/Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». – 3-е изд, перераб. – М.: Росткнига, 2010.
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания для развития познавательных способностей(8-9 лет)/Методическое пособие, 2 класс. + Программа курса «РПС». – 3-е изд, перераб. – М.: Росткнига, 2010.
- Широкова Г. А., Жадько Н. Г. Практикум детского психолога (2-е изд.)/ Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс,2005.
- Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (Часть I): методическое руководство/ Л. А. Ясюкова. – издание 2-е. – СПб: ИМАТОН, 2007.
Материальное обеспечение
- Рабочие тетради.
- Бумага для пособий.
- Фломастеры.
- Магнитофон, аудиозаписи для музыкального сопровождения.
- Секундомер.
СОГЛАСОВАНО
ШМО учителей начальных классов
От __________________ № ______
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________
……………………………………….
_______________________________
[1] Данные исследования Т.Н. Банщиковой, Ставрополь, 2010 г.
[2] Автореферат Е. В. Звягинцевой, Москва, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам". 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам". 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс
Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу Умники и умницы в 3 классе. ФГОС
По данному курсу УМНИКИ И УМНИЦЫ внеурочной деятельности ( ФГОС) работает вся наша параллель третьих классов (шесть классов) в этом учебном году....
Рабочая программа по внеурочной деятельности интеллектуального направления «Умники и умницы»
Данная программа составлена на основе модернизационной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую направленность.Главной задачей обучения детей достижение оптимального о...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Умники и умницы"...
рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"...