Программа внеурочной деятельности "Ладушка"
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа нацелена на осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ladushka.docx | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: образовательная программа
по духовно-нравственному направлению
Кружок: «Ладушка»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Составитель: учитель начальных классов
Белякова Оксана Васильевна
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования – кружка «Ладушка» разработана на основе «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» («Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 2»), на основе примерной программы «Праздники, традиции и ремесла народов России», автор М.Н. Михеева («Сборник программ внеурочной деятельности», 1-4 классы, по ред.Н.Ф.Виноградовой, изд.»Вентана-Граф», 2011).
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа по лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России;
- находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Введение
Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала. Праздники светские и духовные.
Осень золотая
Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Беседа о явлениях природы, обычаях и традициях в названный месяц. Воспитание уважений к традициям своего народа. Наблюдение над месяцесловом. Прогулка «Мир вокруг нас». Участие в беседе, прогулке.
Обобщение знаний об осенних полевых работах. Воспитание интереса к русским народным праздникам. Изготовление поделок из овощей.
Наблюдение за изменением в природе. Знакомство с народными традициями.
Семен Летопроводец. Праздник Покров Богородицы. Дать представление о народных обычаях. Практическая часть (участие в празднике).
Зимушка-зима
. Познакомить с обычаями зимних праздников: Никола, Рождества Христова, Святок, Крещения, Масленица.
Познакомить с русскими зимними играми: «Взятие зимней крепости», «Котел», «Царь горы», «Санки», «Колядки с ряженьем».
Продолжить работу по ознакомлению с обрядовыми куклами.
Весна-веснянка
Беседа о приготовлении обрядного стола. Раскрытие в Пасхе обновления жизни на земле. Раскрыть смысл ритуала в праздник. Воспитание уважения к народным традициям и обрядам.
Знакомство с народными традициями и обычаями праздника Егорий Весенний. Развивать интерес к приметам этого дня.
Знакомство с обрядами и обычаями праздника «Никола», народными играми Матушка-весна: «Дедушка Мазай», «Гуси-лебеди», «Баба-яга», «Заяц и капуста» и др.
Лето красное
Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».
Иван Купала. День Петра и Павла. Ильин день.
Итоговое занятие «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».
- Тематическое (календарно-тематическое) планирование
курса внеурочной деятельности
№п/п | Наименование тем | В том числе | Дата | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Аудиторн. | Внеаудитор. | План | Факт | |||
Введение | 1 | 1 | ||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с общим содержанием курса. | 1 | Понятия о культуре и народном календаре | |||
2 | Праздники светские и духовные. | 1 | Разделение праздников светских и духовных. Связующая их нить – традиции народа. Оформление альманаха «Наши любимые праздники» | |||
Осень золотая. | 3 | 7 | ||||
3 | Осенние праздники. Первые Осенины. Семен Летопроводец. | 1 | Приметы. Праздники осени. Обряды. Принимать участие в подготовке к празднику. | |||
4-5 | Русские народные игры. | 2 | Разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). | |||
6-7 | Русские народные песни. Подготовка к празднику «Осенины» | 1 | 1 | Воспринимать на слух и разучивать русские народные песни. Петь песни. Водить хороводы. | ||
8-9 | «Осенины» - Покров Богородицы | 1 | 1 | История праздника. Обычаи, приметы праздника | ||
10 | Народные игры. Обрядовые игры. Урок – игра. | 1 | Разучивание народных игр. | |||
11 | Игры Краснодарского края. Урок – игра. | 1 | Разучивание игр Краснодарского края. | |||
Зимушка-зима | 6 | 4 | ||||
12 | Зима. Занятия людей зимними вечерами. | 1 | Воспринимать на слух информацию о зимних народных праздниках. Разучить несколько наиболее известных игр (Баба Яга, В углы, Жмурки, Два Мороза) и играть в них. | |||
13 | Ёлка – символ рождества. Игры у ёлки. | 1 | История праздника. Обычаи, приметы праздника. Разучивание народных игр. | |||
14 | Никола зимний. Колядование. | 1 | Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках. Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. | |||
15 | Канун Нового года. Празднование Нового года в России и за рубежом. | 1 | История праздника. Обычаи, приметы праздника | |||
16 | Крещение Господне. | 1 | История праздника. Обычаи, приметы праздника | |||
17-18 | Зимние народные игры | 2 | Разучивание зимних народных игр. | |||
19-20 | Фольклорные игры. | 2 | Разучивание музыкально-фольклорных игр: «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек» | |||
21 | Масленица | 1 | История праздника. Обычаи, приметы праздника | |||
Весна-веснянка | 4 | 5 | ||||
22 | Обычаи ранней весны. Сороки | 1 | Понятия «протальник, зимобор, водотёк». Весеннее новогодье. Закличка весны. | |||
23-24 | Отношение к хлебу на Руси. «Как хлеб к нам на стол пришёл». | 1 | 1 | Обычаи, народные приметы, связанные с хлебом. Подготовка и проведение внеклассного мероприятия. | ||
25 | Благовещенье – третья встреча весны. | 1 | История праздника, обычаи, приметы. Слушание: колокольный звон-Благовест. Разучивание народных игр «Как на улице воробышек гуляет» | |||
26 | Вербное воскресенье | 1 | История праздника. Обычаи и приметы Вербного воскресенья. Игра «Вербохлест» | |||
27 | Пасха. Обряды и обычаи праздника. | 1 | История, приметы и обычаи Пасхи. Слушание колокольных звонов В. Вилатова «Воскресение Христово». | |||
28 | Пасха. Народные игры. | 1 | История праздника. Игры «Катание яиц» . | |||
29-30 | Богатырские забавы. Русские народные игры на свежем воздухе. | 2 | Разучивание русских народных игр. | |||
Лето красное | 2 | 2 | ||||
31 | День Святой Троицы. | 1 | История праздника. Обычаи, приметы праздника | |||
32 | «Зеленая неделя». | 1 | Обряд «Завивание березки». Разучивание хороводных песен. Роль березы в фольклоре. | |||
33 | Иван Купала. День Петра и Павла. Ильин день. | 1 | История праздника. Обычаи, приметы праздника | |||
34 | «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину». | 1 | Повторение и закрепление пройденного материала за год. | |||
Итого: 34 часа | 15 | 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...