Программа внеурочной деятельности "Ладушка"
рабочая программа (3 класс) на тему

Белякова Оксана Васильевна

Программа нацелена на осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ladushka.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

                           

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: образовательная программа

                                по  духовно-нравственному направлению

     

Кружок: «Ладушка»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Составитель: учитель начальных классов

                          Белякова Оксана Васильевна

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования – кружка «Ладушка» разработана на основе «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» («Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 2»), на основе примерной программы «Праздники, традиции и ремесла народов России», автор М.Н. Михеева («Сборник программ внеурочной деятельности», 1-4 классы, по ред.Н.Ф.Виноградовой, изд.»Вентана-Граф», 2011).

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные  результаты:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа по лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России;

- находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

Введение

Цель и задачи  кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала. Праздники светские и духовные.  

Осень золотая

Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Беседа о явлениях природы, обычаях и традициях в названный месяц. Воспитание уважений к традициям своего народа. Наблюдение над месяцесловом. Прогулка «Мир вокруг нас». Участие в беседе, прогулке.

Обобщение знаний об осенних полевых работах. Воспитание интереса к русским народным праздникам.  Изготовление поделок из овощей.

Наблюдение за изменением в природе. Знакомство с народными традициями.  

Семен Летопроводец. Праздник Покров Богородицы. Дать представление о народных обычаях. Практическая часть (участие в празднике).

Зимушка-зима

. Познакомить с обычаями зимних праздников: Никола, Рождества Христова, Святок, Крещения, Масленица.

Познакомить с русскими зимними играми: «Взятие зимней крепости», «Котел», «Царь горы», «Санки», «Колядки с ряженьем».

Продолжить работу по ознакомлению с обрядовыми куклами.

Весна-веснянка

Беседа о приготовлении обрядного стола. Раскрытие в Пасхе обновления жизни на земле. Раскрыть смысл ритуала в праздник. Воспитание уважения к народным традициям и обрядам.

Знакомство с народными традициями и обычаями праздника Егорий Весенний. Развивать интерес к приметам этого дня.

Знакомство с обрядами и обычаями праздника «Никола», народными играми Матушка-весна: «Дедушка Мазай», «Гуси-лебеди», «Баба-яга», «Заяц и капуста» и др.

Лето красное

           Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».

           Иван Купала. День Петра и Павла. Ильин день.

           Итоговое занятие «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».

  1. Тематическое (календарно-тематическое) планирование

курса внеурочной деятельности

№п/п

Наименование тем

 В том числе

Дата

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторн.

Внеаудитор.

План

Факт

Введение

1

1

1

Вводное занятие. Знакомство с общим содержанием курса.

1

Понятия о культуре и народном календаре

2

Праздники светские и духовные.  

1

Разделение праздников светских и духовных. Связующая их нить – традиции народа. Оформление альманаха «Наши любимые праздники»

Осень золотая.

3

7

3

Осенние праздники. Первые Осенины. Семен Летопроводец.

1

Приметы. Праздники осени. Обряды. Принимать участие в подготовке к празднику.

4-5

Русские народные игры.

2

Разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).

6-7

Русские народные песни. Подготовка к празднику «Осенины»

1

1

Воспринимать на слух и разучивать русские народные песни. Петь песни.

Водить хороводы.

8-9

«Осенины» - Покров Богородицы

1

1

История праздника. Обычаи, приметы праздника

10

Народные игры. Обрядовые игры. Урок – игра.

1

Разучивание народных игр.

11

Игры Краснодарского края.

Урок – игра.

1

Разучивание игр Краснодарского края.

Зимушка-зима

6

4

12

Зима. Занятия людей зимними вечерами.

1

Воспринимать на слух информацию о зимних народных праздниках.

Разучить несколько наиболее известных игр (Баба Яга, В углы, Жмурки, Два Мороза) и играть в них.

13

Ёлка – символ рождества. Игры у ёлки.

1

История праздника. Обычаи, приметы праздника. Разучивание народных игр.

14

Никола зимний. Колядование.

1

Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках. Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

15

Канун Нового года. Празднование Нового года в России и за рубежом.

1

История праздника. Обычаи, приметы праздника

16

Крещение Господне.

1

История праздника. Обычаи, приметы праздника

17-18

Зимние народные игры

2

Разучивание зимних народных игр.

19-20

Фольклорные игры.

2

Разучивание музыкально-фольклорных игр: «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек»

21

Масленица

1

История праздника. Обычаи, приметы праздника

Весна-веснянка

4

5

22

Обычаи ранней весны. Сороки

1

Понятия «протальник, зимобор, водотёк». Весеннее новогодье. Закличка весны.

23-24

Отношение к хлебу на Руси. «Как хлеб к нам на стол пришёл».

1

1

Обычаи, народные приметы, связанные с хлебом. Подготовка и проведение внеклассного мероприятия.

25

Благовещенье – третья встреча весны.

1

История праздника, обычаи, приметы. Слушание: колокольный звон-Благовест.

Разучивание народных игр «Как на улице воробышек гуляет»

26

Вербное воскресенье

1

История праздника. Обычаи и приметы Вербного воскресенья.  Игра «Вербохлест»

27

Пасха. Обряды и обычаи праздника.

1

История, приметы и обычаи Пасхи. Слушание колокольных звонов В. Вилатова «Воскресение Христово».

28

Пасха. Народные игры.

1

История праздника. Игры «Катание яиц» .

29-30

Богатырские забавы. Русские народные игры на свежем воздухе.

2

Разучивание русских народных игр.

Лето красное

2

2

31

День Святой Троицы.

1

История праздника. Обычаи, приметы праздника

32

«Зеленая неделя».

1

Обряд «Завивание березки». Разучивание хороводных песен. Роль березы в фольклоре.

33

Иван Купала. День Петра и Павла. Ильин день.

1

История праздника. Обычаи, приметы праздника

34

«Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».

1

Повторение и закрепление пройденного материала за год.

Итого: 34 часа

15

19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...