Круглый стол "Мой выбор"
классный час (4 класс) на тему
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была и остается одной из актуальных в педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_moy_vybor.docx | 25.99 КБ |
prilozhenie_1.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол "Мой выбор"
2015 год
Пояснительная записка
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была и остается одной из актуальных в педагогике. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Но духовность не бывает спонтанной, а значит, нужна планомерная работа, предполагающая не только личностный, но и системно-деятельностный подход, ориентированный на развитие этой личности.
Предложенный материал даёт возможность учащимся сравнить значение нравственности в разные времена, развивать стремление к нравственному совершенствованию, разграничить понятия хорошего и плохого поступков; способствует формированию нравственной жизненной позиции учащихся и развивает у детей умения объективно оценивать своё поведение.
Целевая аудитория - учащиеся 4 класса.
Цель: просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
Задачи:
1.Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
2. Формирование личности ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.
2. Расширение знаний детей о нравственности и безнравственности.
3. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Ожидаемые результаты:
личностные: определение внутренней позиции учеников к нравственности, а также ценностная и морально-этическая ориентация ребят, ориентация на выполнение милосердных поступков, определения способности к решению нравственных проблем, а также - оценка собственных поступков, особенно во взаимоотношениях с близкими.
метапредметные: осуществление контроля собственных действий, развитие коммуникативной деятельности, а также познавательной активности.
предметные: четкое понимание и применение понятийного инструментария классного часа, уяснение того, что собой представляют нравственные поступки, как развивать нравственность, что нужно для счастливой жизни человека.
Методические советы
- В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
- Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.
- Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть различные виды деятельности.
- Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
Оборудование: презентация (Приложение 1), солнышко с лучиками, карточки с названиями качеств, предметы для эксперимента.
Форма проведения: круглый стол.
План классного часа
1. Создание проблемной ситуации.
- Добрый день, ребята. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи! Начнём нашу беседу с небольшого эксперимента. Приглашаю одного ученика. Из двух предметов нужно выбрать один. (два карандаша разного цвета, две точилки, два воздушных шара и т.д.)
- Почему ты выбрал эти предметы? Что выбирает для себя человек?
Вывод: человек выбирает то, что ему нравится.
2. Формулирование темы круглого стола.
- Назовите тему круглого стола?
МОЙ ВЫБОР
3. Анализ притчи.
- Приглашаю вас послушать восточную притчу (Приложение 2)
Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
-Что ответил Мастер своему ученику?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
- Представьте, что у вас в ладонях эта бабочка. Сомкните ладони, почувствуйте бабочку.
- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
- Какой путь выбрали бы вы, ребята?
- Человек всегда может сделать выбор.
4. Обсуждение определения нравственности
Выбор, направленный во благо другому, доброе дело – это и есть нравственный поступок.
Благородный человек – нравственный, честный и открытый человек.
- Как отличить нравственный поступок от безнравственного?
- Человек всегда стоит перед выбором быть нравственным или безнравственным. К сожалению, очень часто бывает, что люди совершают безнравственные поступки.
- Какие качества человека вы бы отнесли к нравственным?
- От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?
- Перед вами лучи солнца. Напишите на лучах нравственные качества, которыми вы обладаете или хотели бы обладать. (На доске прикрепляем лучи, улыбку)
- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось. Оно засверкало, заулыбалось. Я желаю, чтобы в вашей душе тоже светило такое солнце.
5. Обсуждение ситуации
Ситуация
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в)поступлю по- другому.
6. Анализ стихотворения.
Чтение учителем стихотворения С. Михалкова «Находка»
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелек нашел.
Четыре отделения
В тяжелом кошельке.
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
И вдруг по той же улице,
По той же мостовой
Идет навстречу девочка
С поникшей головой.
И грустно смотрит под ноги.
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
- Как поступит мальчик?
Но тут беда случается,
И я стою дрожа:
Не нахожу в кармане я
Любимого ножа.
Четыре острых лезвия
Работы непростой,
Да маленькие ножницы,
Да штопор завитой.
- Какие чувства испытал мальчик?
И вдруг я вижу, девочка
Идет по мостовой,
Мой ножик держит девочка
И спрашивает: «Твой?»
Я нож беру уверенно,
Кладу в карман его.
Проходит мимо девочка,
Не знает ничего.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
- Какой выбор стоит перед мальчиком? Как поступили бы вы на месте этого мальчика?
Я бросился за девочкой,
И я догнал ее,
И я спросил у девочки:
Твое? Скажи, твое?
Мое, - сказала девочка, -
Я шла, разинув рот.
Отдай! Я так и думала,
Что кто-нибудь найдет.
- Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно? Что ты сделал тогда?
- Что такое совесть?
Совесть проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. У каждого своя совесть, потому что у каждого своя нравственность.
Все люди хотели бы жить в нравственном обществе. Но это еще не значит, что все сами хотели бы быть нравственными.
6.Выполнение продуктивного задания
- Всегда ли у человека есть выбор?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?
- Перед вами карточки с качествами людей. Разделите их на две группы. (нравственные и безнравственные: добросердечность, зависть, глупость, внимательность, скромность, честность и т.д.)
- Приходилось ли вам оказываться в ситуации выбора – совершить нравственный поступок или безнравственный?
7.Рефлексия деятельности
- Наш сегодняшний разговор был коротким, но в ходе этого разговора у каждого из вас возникли свои мысли. Положите руки на парту, опустите голову на руки, закройте глазки. Я дам вам минутку, чтобы вы вспомнили самое хорошее, доброе, что было сегодня во время круглого стола.
- Откройте глазки. Спасибо вам за беседу.
- Ваш выбор – быть нравственными или безнравственными. Я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор. Всё в ваших руках!
Список литературы
1. М.И. Рожков, Л.В. Бойбородова, М.А. Ковальчук “Воспитание толерантности у школьников”.
2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.
3. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2013
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мой выбор
НРАВСТВЕННЫЙ БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК
Ситуация Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он. Как ты поступишь? а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал; б)куплю много конфет и угощу всех товарищей; в)поступлю по- другому.
Я выбежал на улицу, По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелёк нашёл. Четыре отделения В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идёт навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги. Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Её богатство медное В тяжёлом кошельке. С.Михалков "Находка"
Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. Четыре острых лезвия Работы непростой, Да маленькие ножницы, Да штопор завитой. С.Михалков "Находка"
И вдруг я вижу, девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: «Твой?» Я нож беру уверенно, Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. С.Михалков "Находка"
Я бросился за девочкой, И я догнал ее, И я спросил у девочки: «Твоё? Скажи, твоё?» «Моё, - сказала девочка, - Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет». С.Михалков "Находка"
Всё в твоих руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Деление "круглых" сотен на число 100. Деление "круглых" тысяч на число 1000"
Конспект открытого урока по математике, проведённого в 3 классе.Тема урока "Деление "круглых" сотен на число 100. Деление "круглых" тысяч на число 1000".Урок с использованием игровой технологии.Т...
Открытое мероприятие "Выбор профессии – выбор будущего"
беседа о профессиях...
Что такое "круглый стол"?Как организовать круглый стол для дискуссий.
Переговоры и совещания в формате "круглого стола" популярны еще со времен Средневековья. Тогда рыцари собирались именно за круглым столом. Ведь только так все чувствуют себя равноправными и равными по...
Занятие-общение: "Выбор профессии-выбор будущего"
Данное занятие расширяет представления детей о профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых....
Протокол родительского собрания 14.05. 2018 по теме "Выбор внеурочной деятельности и выбор спецкурсов"
Выбор внеурочной деятельности и выбор спецкурса...
Выбор профессии - это выбор качества дальнейшей жизни
Выбор профессии – это выбор качества дальнейшей жизниСамойлова Светлана ВикторовнаУчитель начальных классовМКОУ «Андреевская СОШ» За последние несколько...