Классный час " Поговорим о доброте"
классный час на тему
Формирование в сознании детей понятие «доброта».Расширение знания школьников о доброте, и о роли её в жизни каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_-_pogovorim_o_dobrote.docx | 103.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
Цели:
- сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
- расширить знания школьников о доброте, и о роли её в жизни каждого человека;
Форма: классный час.
Методы: рассказ с элементами беседы и игры.
Ход классного часа.
1.Вступительное слово учителя.
—Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Дорогие ребята! Постарайтесь сегодня постичь истину - «добру откроется сердце». Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
— Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, не хватает милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
— В народе говорят: «Добрые дела красят человека. Не ищи красоты, а ищи доброты». Почему?
—Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, и милая улыбка на губах).
—У Д. С. Лихачева( замечательный русский мыслитель, ученый, академик Академии наук) на этот счет такое мнение: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым».
И подтверждает это поэт Суслов такими строчками:
Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
(Стих читает ученик наизусть.)
—Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. А ведь доброта делает человека лучше, избавляет его от многих проблем…
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой...
—Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (Ответы детей.)
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро— всё положительное, хорошее, полезное. Ребята, как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей.)
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра.
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
—Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.
—Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
—Закройте, пожалуйста, глаза на минутку, улыбнитесь (обязательно от души), расслабьтесь и скажите мысленно: Мне хорошо!
—Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди.
—Продолжить наш разговор о доброте хочется словами А. Чепурова (читает ученица):
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
—Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. И надо так жить каждому из нас.
2.Беседа с учащимися.
- ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ.
—Доброта... Добро... Что говорят и говорили об этом великие люди? Прочитаем высказывания этих людей.
Ученики читают на листке:
- «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.» (Лев Толстой- русский писатель)
- «Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.»
(Виктор Розов- русский драматург)
- «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (Мигель Сервантес - испанский писатель).
- «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям»
(Жан Жак Руссо - французский писатель и философ).
- «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе» (Вильям Шекспир – английский поэт).
- «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях»
(Блез Паскаль - французский математик).
- «Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»
(Лев Толстой- русский писатель).
- «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям»
(Михаил Пришвин - русский писатель)
- РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ:
– А сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость! Доброта – это самое ценное нравственное человеческое качество русского народа. Оно ценилось всегда, во все времена. В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?
- Я буду называть начала пословиц, а вы - окончания:
- На добрый привет... (добрый ответ).
- Про доброе дело... (говори смело).
- Учись доброму... (дурное на ум не пойдет).
- —Давайте, вспомним ещё некоторые из них, поиграв в игру «Где конец?»
Условия игры: на листочках записаны пословицы в два столбика. В первом – начало пословиц, а во втором – конец. Но во втором столбике — строчки перепутаны. Соедините начало пословицы с концом.
1.Не одежда красит человека, а добрый от радости.
2.Злой плачет от зависти, зло забывай.
3.Добрые слова а его добрые дела.
4. Добро помни, а… добра не делает никому.
5. Худо тому, кто…, дороже богатства.
—Ребята, как вы понимаете смысл последней пословицы?
- Собери пословицу. («Жизнь дана на добрые дела».)
—Как вы понимаете смысл этой пословицы?
—Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть, ни вам, ни нам учителям, ни вашим родителям, ни вашим друзьям.
—Молодцы! Хорошо знаете пословицы!
- ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?»
—Народ слагал не только пословицы о доброте. Как много добрых слов образовано от этого слова – добро!
Есть имена и фамилии с корнем -ДОБР. Фамилии давались предкам по их поступкам, делам. Давайте попробуем назвать имена и фамилии с корнем –ДОБР-:
Добрыня, Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добреньких.
—А теперь вспомните слова и словосочетания, в которых «спряталось добро». (Примеры: добродушный, доброта, добряк, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и др.)
—Вот как много однокоренных слов у слова «добро»!
—Счастливым себя чувствует тот человек, который делает добро другим. Постарайтесь вспомнить хотя бы одно доброе дело, совершённое вами. ( Ответы детей.)
Но как бы жизнь, ни летела,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.
- РАССМОТРЕНИЕ И АНАЛИЗ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ.
1.Вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вас, вашего близкого друга или родственника кто-то обидел. Какие чувства вас охватили? Справедливо ли с вами поступили?
2. А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни случаи, когда вы сами обидели кого-то?
3. Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
— В Евангелии сказано: «… во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
—И я, наверное, не открою для вас ничего нового, если скажу, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку люди всегда относятся по-доброму.
—В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он может сделать что-нибудь хорошее доброе, но каждый делает это по-своему.
Ситуации:
- Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
- Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то отблагодарить.
—Почему мальчик из первого рассказа так поступил?
- Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного? Почему?
- Какая пословица подходит к данному рассказу? ( Скромность украшает героя.)
3) А сейчас рассмотрим такую ситуацию: ваш друг попал в беду, вы сочувствуете ему, хотите помочь и ободрить. Какими словами вы можете выразить свое участие? («я тебе сочувствую», «мне очень жаль…», «как я тебя понимаю», «прошу тебя, не огорчайся» …) Это – сочувствие.
А вот есть такое слово – «сострадание». Оно очень похоже на сочувствие, которое мы уже произносили. Но это слово выражает более сильное чувство. Сострадание – это когда вы чувствуете боль чужого человека как свою.
Вы, наверное, встречали людей с какими-либо физическими недостатками: слепых, инвалидов, у которых нет руки или ноги. Человеку очень неудобно ходить без ноги, и походка, разумеется, очень некрасивая. А некоторые ребята (возможно, даже кто-то из вас!) стараются передразнить такого человека, посмеяться над ним. А вот представьте себя на месте этого инвалида: если бы у вас было такое горе. Вы бы, наверняка, думали: как жестоки и несправедливы те, кто насмехается над чужой бедой. Если вы видите, что человеку трудно, проявите участие: пожалейте его и помогите ему. И добро всегда к вам вернется!
—Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть, внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей.)
—Да, я думаю, совсем нетрудно уступить пожилому человеку или женщине с ребенком место в автобусе, первому поздороваться, быть вежливыми с родителями и друзьями.
—Пожалуйста. Спасибо. Будьте любезны. В общении каждый человек использует слова, от которых становится тепло и хорошо. Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.
Ах, как добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова- дела важны?
Дела- делами, а слова-словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
—Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово — неживое.
Вежливое доброе слово- лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Не зря народная мудрость гласит: « Доброе слово лечит, а злое — калечит».
Именно доброта, милосердие, радость и переживание за других людей создают основу человеческого счастья.
—Какой человек может быть добрым? (Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)
— Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Недаром гласит русская пословица: «Доброе дело два века живет».
- СВОД ПРАВИЛ:
—Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?
—Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил «Как стать добрым» (5 минут). Раздать детям листочки. Какие советы, наказы чаще всего дают вам родители:
- Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений .
- Любить людей знакомых и незнакомых.
- Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.
- Делать добро для близких, друзей.
- Не завидовать.
- Не вредничать.
- Не грубить
—Давайте зачитаем ваши правила.
—Самое главное, человек, совершая добрые дела, не должен брать взамен что-то, т.е совершать добрые дела нужно просто так.
- О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
—Но мы не должны забывать и о братьях наших меньших, потому что добро начинается с любви к живому.
—У кого из вас есть домашние животные? Какие? Как вы друг к другу относитесь? Чем платят вам ваши любимцы за вашу доброту?
Но бывают такие случаи, когда сердце у некоторых людей черствеет и человек предает друга. Как реагирует животное на это?
Ученик читает стихотворение М. Садовского "Доброе сердце».
Я как-то в дом принес щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживет немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдется супа ложка...
Я во дворе нашел потом
Котенка чуть живого,
Его принес я тоже в дом,
Сказала мама снова;
- Ну, что ж, - она сказала, - пусть
он поживет немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдется каши ложка...
Я под гнездом нашел птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились,
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживет немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдется хлеба крошка...
Однажды я принес ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: - Пусть живут -
в квартире так чудесно,
а если потесниться, тут
и нам найдется место!
—Это стихотворение показывает нам, что в добре нуждаются не только люди, но и животные. Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
—Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и даже прекрасной. «Сейте разумное, доброе, вечное» — сказал когда-то поэт Н. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
Добрым быть совсем,
Совсем не просто,
Не зависит доброта
От роста,
Не зависит доброта
От цвета.
Доброта — не пряник,
Не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
—Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных, да и самой природы.
И взрослые люди , и дети
Творите добро на планете!
Зла на сердце не держите,
Коли что не так- простите.
Никого не обижайте,
Слабых смело защищайте!
Жадничать не нужно, дети,
Щедрость- главное на свете
Дети скажем «Нет!» мы злу!
В каждом доме быть добру.
Не стой в стороне равнодушно.
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле
—Давайте дарить добро людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше. Но чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе её - Доброту.
Добрые люди, на свете всё бывает...
В наших окошках то свет, а то темно.
Песни не любят, когда их забывают.
Сердце не любит, когда оно одно.
Добрые люди, никто нас не рассудит –
Только мы сами поймем, в чём смысл и суть.
Добрыми будем – тогда и выйдем в люди,
Добрыми будем – и будет добрый путь!
Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет.
Добрыми будем, и будет жизнь добрей. (Р. Казакова)
- В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Есть солнце большое - оно на небе. А есть маленькое - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек - тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Доброта - это стремление человека сделать счастливее других людей.
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому. (Л. Татьяничева)
—Сегодня, я думаю, в ваших сердечках добра стало немного больше, вы станете более бережно относиться не только к близким, но и ко всему живому. Вы не станете равнодушными к чужой беде. Мне хочется пожелать вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
—Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый человек на земле хочет, чтобы окружающие его люди любили, заботились о нем. Живите так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. Дарите друг другу улыбки. Идите дорогою добра!!!
Фонограмма песни «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова):
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо –
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа «Поговорим о доброте». 1 класс
Сценарий классного часа «Поговорим о доброте». 1 класс Цели: 1. Дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков. ...
Классный час "Поговорим о доброте"
Классный час ставит такие задачи: расширить представления детей с позиции нравственного смысла слов добра и зла...
Классный час « Поговорим о доброте» в 1 классе.
Формирование нравственных качеств учащихся. Воспитывать доброжелательность, уважение к старшим....
Классный час «Поговорим о доброте».
Создание условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развития эмоционально-ценностной сферы учащихся. Создание условия для реализации форм и воспитания ...
классный час "Поговорим о доброте"
занятие направлено на формирование у учащихся доброты, милосердия. дает представление о принципах морали и классики, воспитывает уважение по отношению друг к другу...
Классный час "Поговорим о доброте"
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание л...
Классный час "Поговорим о доброте"
Классный час "Поговорим о доброте" 1 класс...