Час чтения. Сказки Н. Абрамцевой. «Чудеса, да и только».
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс) на тему
1. Знакомство с творчеством детской писательницы Н. Абрамцевой.
2. Формирование навыка правильного, выразительного чтения.
3. Развитие логического мышления, речи, памяти. Обогащение словарного запаса.
4. Воспитание у воспитанников нравственных качеств личности.
5. Развитие интереса к художественной книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приложение- презентация | 608.5 КБ |
конспект урока | 65.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ЗОЛОТОЙ ЗАПАС РОССИИ» В некотором царстве, в некотором государстве жила-была сказочница по имени Наташа. Рядом с нами и одна из нас. Под одним небом так сказать, под одним солнцем. На те же звезды смотрела, что и другие, только видела их по своему. Та же реальность окружала её, только жизнь рисовала ей свои картины. Жила - была сказочница...
Наталья Абрамцева «Пожалуйста, никогда не выбрасывайте старых сахарниц...» … А теперь, давайте подумаем: кому и зачем нужны сказки. Этот жанр я считаю необходимым. Сказка-это эпиграф жизни. Это молитва на сон грядущий, на грустное настроение, на плохую погоду. И для ребят и для взрослых. Дети мудреют, взрослые возвращаются к чистому роднику детства. Сказка-связь поколений в этом их главное волшебство. Сказки надо читать и наедине и всей семьёй…
Сказки Натальи Абрамцевой необычны, как и судьба Наташи. Она писала их лежа - была тяжело больна с детства. " Я работаю, как вельможа. Я работаю только лежа "-, писал поэт Анциферов о труде шахтера. Вот так работала и Наташа. Но она очень любила жизнь.
Самые любимые свои сказки собрала Наташа в книге "СКАЗКИ ДЛЯ ДОБРЫХ СЕРДЕЦ" , над которой работала до последнего дня. Всего Наталья Абрамцева написала около 120 сказок и рассказов для детей и взрослых; 12 театральных пьес ; по сценариям Натальи Абрацевой созданы диафильмы, мультфильмы и анимационные работы. И это не все!!!
КНИГА КАК ИТОГ КАК РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСТВА. ПЕРВАЯ КНИГА - ВСЕГДА СОБЫТИЕ! ДЛЯ АВТОРА ОБЯЗАТЕЛЬНО! НО ЧАСТО И ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ. 1985 год. В самом большом книжном магазине на Кировской продавался весь тираж книги "СКАЗКА 0 ВЕСЕЛОЙ ПЧЕЛЕ". Весь тираж 100000 экз. разошелся за два часа. Хорошо, что автору полагались 10 экземпляров, а то бы как мы сейчас ее увидели? Но в наши дни появились спонсоры и меценаты? Появилась и надежда, что кто-то поможет переиздать эти трогательные и добрые сказки! ВОТ ЭТА ПЕРВАЯ КНИЖКА НАТАЛЬИ АБРАМЦЕВОЙ.
А Я КТО ? Её тираж уже 300000 тысяч экземпляров! Но купить ее в книжном магазине не удалось. "Достали" в типографии. На Новом Арбате в "Книжном Мире" она разошлась за двадцать минут! Книжечка тоненькая, дешевая, а сказок в ней 4. Случилось так, что известный литератор и режиссер МАГИТОН И.С. спустя 25 лет прочитал книжку и сказал, что все сказки в ней готовые мультфильмы. А это вторая книжка Натальи Абрамцевой.
ЗАЧАРОВАННАЯ ИЗБУШКА. Она тоже ждет спонсоров, что бы ее переиздать. Особенность этой книжки в том, что в ней впервые напечатана сказка "Чудеса, да и только". Сказка, в которой создан, в которой родился своеобразный новый литературный образ существа, персонажа. На свет появились Струмышки ! Это новые волшебные существа! Которые живут только в старых сахарницах и доставляют многим только приятные неожиданности! Это третья книжка Натальи Абрамцевой.
Среди повседневной суеты найдите несколько тихих минут, чтобы неспешно прочитать, понять, почувствовать всю чистоту, нежность и силу, которую дарят вам сказки Натальи Абрамцевой. Не мешайте памяти возвращаться к этим сказкам, и они, не тускнея, раз за разом будут дарить вам даже в самые трудные для вас времена свет, доброту, жизнерадостность.
Предварительный просмотр:
Час чтения.
Н. Абрамцева. Чудеса, да и только.
(2,4 класс)
Цель: знакомство с произведениями, рассказывающими о приключениях и фантастике.
Задачи:
1. Знакомство с творчеством детской писательницы Н. Абрамцевой.
2. Формирование навыка правильного, выразительного чтения.
3. Развитие логического мышления, речи, памяти. Обогащение словарного запаса.
4. Воспитание у воспитанников нравственных качеств личности.
5. Развитие интереса к художественной книге.
Эпиграф:
Чтобы поверить в добро, надо начать его делать
- Как вы понимаете эти слова?
- Скажите что-нибудь доброе друг другу.
- На сегодняшнем уроке мы тоже будем творить добро своими делами и поступками.
1.Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
2. - Обычно мы знакомимся с автором, а затем с его произведением, сегодня мы сделаем наоборот.
а) Инсценировка сказки детьми 2 и 4 класса. Обмен впечатлениями.(Рыжая сказка)
- Понравилась вам сказка, чем?
Учитель: так о чем же эта сказка?
Дети: о том, что все мы разные, что не стоит расстраиваться, если кому-то что-то в тебе не нравится, и самому стараться не обидеть других, непохожих
-Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать автор такого замечательного произведения?
-Какой должна быть его жизнь?
3. Знакомство с биографией автора.
Ведущий 1: В некотором царстве, в некотором государстве жила-была сказочница по имени Наташа. Рядом с нами и одна из нас. Под одним небом, под одним солнцем. На те же звезды смотрела, что и другие, только видела их по своему. Та же реальность окружала её, только жизнь рисовала ей свои картины.
Ведущий 2: .. Первую половину своей жизни – до двадцати лет - она могла только сидеть, вторую – только лежать. И ещё писать. Писать сказки, рассказы, пьесы.
Звали её Наталья Абрамцева.
Родилась Наташа в семье учительницы русского языка и военного. В годик с небольшим девочке поставили страшный диагноз – болезнь позвоночника.
Родители Наташи сумели сделать так, чтобы её жизнь не заключилась в четырёх стенах, не зациклилась на несчастье. Для девочки были сделаны специальная коляска и санки. Тогда Абрамцевы жили ещё в Подмосковье, не в самой Москве. Зимой и летом вторым домом для неё стал лес.
Ведущий 3: В школу она проходила совсем немного. Сидеть долго было для неё очень тяжело, и писать она не успевала за ребятами… Писать ей было физически нелегко, и когда, уже будучи взрослой, она начала писать сказки, то писала фломастерами. И всё-таки учиться ей пришлось дома. У неё была очень хорошая учительница, и одноклассники всё время приходили. Иногда по нескольку человек, иногда целым классом… Так что в одиночестве она не была никогда…»
Ведущий 4: Её сказки – это взгляд на жизнь человека, который за обыденным видит глубину. Её герои – те, кто постоянно нас окружают. В сказках оживают ваза, дом, пень, окно, и даже Закон Природы. Её цветы в вазе могут вздрогнуть от холодной воды, а разговаривают у Наташи в сказках все, даже старые тапочки. Эти сказки не просто чисты и нравственны. Они полны образами, рождёнными чистым, любящим и страдающим сердцем.
Ведущий 1: Самые любимые свои сказки собрала Наташа в книге "СКАЗКИ ДЛЯ ДОБРЫХ СЕРДЕЦ", над которой работала до последнего дня.
Всего Наталья Абрамцева написала около 120 сказок и рассказов для детей и взрослых;12 театральных пьес; по сценариям Натальи Абрацевой созданы диафильмы, мультфильмы и анимационные работы. И это не все.
1 книга
ПЕРВАЯ КНИГА - ВСЕГДА СОБЫТИЕ! ДЛЯ АВТОРА ОБЯЗАТЕЛЬНО! НО ЧАСТО И ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ.
1985 год. В самом большом книжном магазине на Кировской продавался весь тираж книги "СКАЗКА 0 ВЕСЕЛОЙ ПЧЕЛЕ". Весь тираж 100000 экз. разошелся за два часа. Хорошо, что автору полагались 10 экземпляров, а то бы как мы сейчас ее увидели? Но в наши дни появились спонсоры и меценаты? Появилась и надежда, что кто-то поможет переиздать эти трогательные и добрые сказки!
2 книга
А это вторая книжка Натальи Абрамцевой.
А Я КТО?
Её тираж уже 300000 тысяч экземпляров! Но купить ее в книжном магазине не удалось. "Достали" в типографии. На Новом Арбате в "Книжном Мире" она разошлась за двадцать минут! Книжечка тоненькая, дешевая, а сказок в ней 4.
Случилось так, что известный литератор и режиссер МАГИТОН И.С. спустя 25 лет прочитал книжку и сказал, что все сказки в ней готовые мультфильмы.
3 книга
Это третья книжка Натальи Абрамцевой.
ЗАЧАРОВАННАЯ ИЗБУШКА.
Она тоже ждет спонсоров, что бы ее переиздать. Особенность этой книжки в том, что в ней впервые напечатана сказка "Чудеса, да и только". Сказка, в которой создан, в которой родился своеобразный новый литературный образ существа, персонажа. На свет появились Струмышки! Это новые волшебные существа! Которые живут только в старых сахарницах и доставляют многим только приятные неожиданности!
Ведущий 2: Книги бывают разные. Маленькие и большие. Обложки бывают красивые и простые.
У Натальи Абрамцевой, был случай, одно издательство предложило напечатать 12 сказок в календаре. Как известно, календари не залеживаются. Они раскупаются все! И вот в "Календаре для женщин " на 1992 год были напечатаны 12 сказок по числу месяцев.
Некоторые читатели присылали Наташе самодельные книжечки, сделанные из календарных листочков.
Ведущий 3: …С детства Наташа тяжёлой болезнью была «прикована к постели», и эта болезнь оборвала её жизнь в феврале 1995 года. Прожила она 40 с половиной лет…
-Теперь мне кажется, вы по-другому отнесётесь к чтению сказок Натальи Абрамцевой.
4. Чтение сказки «Тише, пожалуйста»
О чем эта сказка?
1.Какая замечательная жизнь у нашей Речки была?
2. Какие изменения произошли с Речкой момента нашего знакомства с ней в начале сказки.
3. Как вы думаете, кто же виноват в том, что речка рассердилась, вышла из себя. Кто желал ей зла?
4. А какого цвета стала Речка после того, что с ней приключилось?
5. Давайте подумаем, что бы мы могли сказать Речке, как помочь ей совладать своим поведением?
6. Что же делать Речке и всем тем, в чью душу проникает зло? Как его победить? Как сохранить наше внутреннее солнышко от злых тучек?
Давайте мы вместе выведем несколько волшебных правил
(все пункты правил сопровождаются рисунками).
1.Скажи себе «СТОП». Каждый раз, когда хочется ударить, толкнуть или обидеть словами, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак (всем детям раздаются знаки), глубоко вдохнуть и посчитать до 10.
2.Если очень хочется ударить, сильно сожмите кулаки и расслабьте их (знак «кулак»)
3.Если хочется плакать, то можно и поплакать (знак «подушка»)
4.Не терпите обиду, а поговорите с тем, кому доверяете, кто вас не осудит, выслушает (мама, животное, игрушка).
5. Можно доверить свои тайны дневнику, рисунку или подушке
6. Если мысли остаются злыми даже спустя время, а вы не знаете как помириться, то выпустите свои эмоции на волю, но не вымещайте их на других.
Как это сделать, я могу вас научить. Смотрите и повторяйте за мной.
Упражнение «Цветок и злинка»
Представьте себе, нераскрывшийся бутон цветка. Внутри этого цветка находится невидимое облачко аромата (запах). Так и внутри нас находится невидимая «злинка». Мы не должны держать наши «злинки» внутри себя, так же как и цветок не держит аромат внутри себя. Заглянем внутрь цветка как будто внутрь себя и выпустим наши «злинки» на просторы, так же как цветок выпускает аромат. А ещё мы простим нашу «злинку» за то, что она поселилась в нас без спроса и попросим у неё прощения, за то, что не отпустили её раньше. Говорим слова: «я отпускаю тебя «злинка», ты свободна».
Упражнение на релаксацию «Шарик»
Во время ссоры наше тело напряжено, от чего мы чувствуем себя плохо. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём эксперимент.
Возьмите в руку маленький шарик-это наша злинка. Зажмите сильно шарик в кулаке и потрясите рукой. Шарик выпал? Нет! А теперь раскройте ладонь, расслабьте пальцы, положите шарик и потрясите рукой, шарик выпал, а значит мы сможем освободиться от плохих эмоций, расслабив тело. Попробуем этому научится.
Упражнение на релаксацию «Снежная баба»
Сейчас мы с вами будем катать по полу воображаемые комья снега. Теперь мы слепим снежную бабу. И так, получилась красивая снежная баба (дети изображают её). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на прочном основании. Ночью подул холодный ветер и стала наша баба замерзать. С начало у неё замёрзла голова (дети напрягают мышцы лица и шеи), потом плечи, туловище, ноги. А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась она своим основанием (дети сильно напрягают и расставляют ноги). Не удалось ветру разрушить её, а утром выглянуло солнышко. Увидело оно снежную бабу и решило её отогреть. Стало солнышко припекать, а баба наша таять. Сначала растаяла голова (дети отпускают голову), потом плечи (расслабляют и отпускают плечи), потом руки (аналогично), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперёд), а потом и ноги (сгибают ноги в коленях, затем садятся, а потом ложатся на пол). Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле.
Берегите себя и свое душевное равновесие!
Какова основная мысль этой сказки?
Сказка о том, как хорошая, веселая, добрая, общительная речка, которая поила весь лес и служила зеркалом всем лесным красавицам, вдруг на ровном месте обиделась, разозлилась и... вышла за пределы, из берегов. Она нервничала, злилась и все дальше катила свои воды от родного русла.
И при этом понимала, что всё неверно, все ее действия неправильны. А вот сделать уже ничего не могла. Ни гордость не позволила, ни сил не было вернуться в своё уютное русло.
И что же получилось? Покрытая водой трава загнила. Некогда чистая водица застоялась в лесных ямках. И превратилась красивая речушка в зловонное болото.
Вот такая печальная концовочка. Грустно. Но честно.
И далее Автор обращается к людям:
Вот в этом и есть главная мысль. Сначала подумай, побудь в тишине, взвесь - а стоит ли хлопать дверью и сжигать за собой мосты...
И просто вспомнить, что любая прозрачная речка, выйдя за свое русло, "из себя", может быстро превратиться в страшное болото. Нервы у всех. Но стоит ли их сжигать по малейшему поводу?
И так же иногда поступаю люди, губят себя своим собственным плохим настроением, появившимся неизвестно откуда. И вроде вот она главная мысль рассказа - будьте спокойней и уравновешенней и останетесь навсегда любимыми и приятными. Но как же трудно следовать этому совету, когда вокруг сплошные стрессы.
5.Можно посмотреть диафильм по сказке «Кто лучше прыгает»
Сказка «Кто лучше прыгает?».
1. Кто из героев этой сказки нам уже встречался? С кем мы встретились первый раз?
2. Чем занимались друзья?
3. Кто был судьей в этом соревновании? Каким судьей была Ежинка?
4. Как ворона хотела рассорить друзей? Ей это удалось?
5. Могла ли ворона стать справедливым судьей?
6. Чем окончилась сказка?
7. Придумайте, какое еще соревнование могли устроить лесные жители?
8. Вывод прост - лучше никого не слушать, делать то, что у тебя отлично получается и оставаться самим собой.
6.Предлагаем в завершении нашего занятия выполнить мини-проекты. 3 группы.
1 группа «Жизнь и творчество Н.Абрамцевой»
2 группа «Сказки Н.Абрамцевой, их главная мысль»
3 группа Синквейн
Карточки для 1 группы
Наталья Абрамцева | 1954-1995 гг. | фото | «Сказки для добрых сердец» |
Сказки, прочитанные вместе – это добро. | Сказка поможет почувствовать, узнать добро. |
Карточки для 2 группы
Тише, пожалуйста! | Рыжая сказка | Будь спокойным, уравновешенным | Сначала подумай, потом делай. |
Будь добрым со всеми. | Вывод прост - лучше никого не слушать, делать то, что у тебя отлично получается и оставаться самим собой. | Все мы разные, что не стоит расстраиваться, если кому-то что-то в тебе не нравится, и самому стараться не обидеть других, непохожих | Кто лучше прыгает |
Карточки для 3 группы
Сказки Н.Абрамцевой | Необычные, бескорыстные, добрые | Важно быть добрым, честным, чутким, будь готов прийти на помощь | Цените друг друга |
Добро |
Защита проектов.
7.Главное - происходит внутри нас. Вот что смогла подтвердить своей удивительной жизнью Наташа. Врачи не давали ей и 13 лет жизни - она ушла в 40 лет и оставила более 120 сказок и рассказов, пьесы, сценарии и тысячи писем благодарных читателей, которые продолжают приходить к ее родителям и сегодня.
Почти невероятный и великолепный итог - урок жизни и урок творчества. Этому итогу многие в самом деле не прочь позавидовать. Но важнее, что другие, глядя на Наташин путь, смогут им вдохновиться.
Среди повседневной суеты найдите несколько тихих минут, чтобы неспешно прочитать, понять, почувствовать всю чистоту, нежность и силу, которую дарят вам сказки Натальи Абрамцевой.
Не мешайте памяти возвращаться к этим сказкам, и они, не тускнея, раз за разом будут дарить вам даже в самые трудные для вас времена свет, доброту, жизнерадостность. Памяти Натальи Абрамцевой создан фонд «Добрые сердца», который пятый год проводит Всероссийский конкурс «Сказки для добрых сердец», с биографией сказочницы можно познакомиться на сайте www.strumishka.ru, который создали её родители. Вы можете найти её сказки, прочитать их и подумать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к обобщающему уроку чтения "Сказка за сказкой"
Презентация к обобщающему уроку чтения в коррекционной школе 8 вида...
Урок литературного чтения. 2-й класс. Чудеса вокруг нас. В.Берестов "Честное гусеничное"
Урок литературного чтения. 2-й класс. Чудеса вокруг нас. В.Берестов "Честное гусеничное"по программе "Школа–2100"ЦЕЛИ:Прочитать и обсудить сказку В. Берестова.Продолжить работу над умением прогн...
Дидактическая сказка " Почему жи и ши пишут только с и"
Данная сказка может применяться как фрагмент урока изучения правила написания сочетаний жи и ши, позволит украсить и разнообразить урок и помочь детям лучше запомнить изучаемый материал. Дидакти...
Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа".
Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа"....
«А у нашей ёлки чудеса ,да и только»
Сценарий новогоднего праздника для разновозрастной группы детей...
Адаптированный материал для уроков альтернативного чтения По Н.Абрамцевой Сказка об осеннем ветре
Методическое сопровождение урока Альтернативного чтения для обучающихся с ТМНР...
Урок занимательного естествознания «Чудеса, да и только!»
Химические опыты для детей должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправной точкой к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету.Предлагаю вам подборку ...