Урок литературного чтения. 2-й класс. Чудеса вокруг нас. В.Берестов "Честное гусеничное"
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения. 2-й класс. Чудеса вокруг нас. В.Берестов "Честное гусеничное"
по программе "Школа–2100"
ЦЕЛИ:
- Прочитать и обсудить сказку В. Берестова.
- Продолжить работу над умением прогнозировать и сравнивать прогноз и действительность произведения.
- Развивать и воспитывать внимание, интерес, любовь и уважение к природе, используя познавательный естествоведческий материал сказки.
- Учить, видеть и понимать окружающие вещи и события, отталкиваясь от детского мировосприятия.
- Расширить кругозор учащихся и вызвать интерес к познанию окружающего мира.
Продолжить работу над формированием правильной читательской деятельности. - Воспитывать бережное отношение к природе, прививать чувство прекрасного.
Оборудование: Учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир»,
Портрет В. Берестова. (презентация), фильм «Чудеса природы» ., зеркальце, карандаши, раскраски, презентация
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
Игра – приветствие «Здравствуйте»
2. Проверка домашнего задания
- Мы прочитали с вами сказку «Маленький принц», которая была написана для взрослых и детей. Назовите ключевые слова, фразы, высказывания – цитаты, которые вы запомнили. (дети по кругу передают мяч)
-Вывод: Почему эта сказка включена в раздел «Самое обыкновенное чудо »? (Мы не замечаем чуда в том, что нас окружает. М.п. и Лис помогли нам взглянуть на многие вещи
по – новому. Чудо – это детство, это друзья, это умение понимать сердцем, а не умом)
3. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим работу по теме нашего раздела «Самое обыкновенное чудо». Как всегда на уроке нас ждут чудеса, фантазии, творчество и волшебство.
4. Работа с текстом до чтения.
- Кто сможет разгадать ребус, тот может сесть на своё место.
- яйцо – курица
икринка – рыба
гусеница - ?
- Название произведения узнаете, решив закономерность.
- Солдат – честное солдатское
Мама – честное материнское
Гусеница - ?
- Честное гусеничное. Написал эту сказку В. Берестов
- Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Добавьте подходящее по смыслу слово. (Это слово) -Кто так мог сказать? (Гусеница).
-А что еще необычного, а может и сказочного и даже загадочного прячется в названии сказки «Честное гусеничное»?
(Честное слово даёт гусеница, но ведь гусеница насекомое, а оно не может давать честное слово. Только человек может дать честное слово.)
-А вы представьте, что гусеница умеет говорить. Какое по жанру произведение будем читать? (Сказку).
- Предположите, чем могла закончить клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что…
– А теперь еще раз прочитайте название произведения. Можете ли вы по названию определить героя этого произведения?
– О ком, а может быть, о чём пойдёт речь в сказке?
- Работа с иллюстрацией к сказке.
– Ребята, вы видите перед сказкой иллюстрацию. Рассмотрите её и скажите, о чём она рассказывает.
(О девочке, которая собирала цветы на лугу;…))
-Где же тут гусеница? (Превратилась в бабочку).
– А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя? (девочка, гусеница)
– Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка.
– Сейчас мы прочитаем эту сказку и проверим ваши предположения.
Целеполагание.
- Итак, прежде, чем начнём читать произведение, давайте определимся с целью нашего прочтения, для чего мы читаем эту сказку? (попробуем понять о каком обыкновенном чуде, рассказал нам автор этой сказки)
5 .работа с текстом.
Ребята, теперь прочитаем сказку по абзацам более внимательно и ответим на вопросы и проверим предположения наши.
1 абзац. Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
– Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы? (Считала себя красивой, любовалась собой, глядя в каплю росы)
2 абзац.- До чего ж я хороша! - радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. (Представили? Вам она кажется красивой?)- Жаль, что никто-никто этого не замечает.
– Чему радовалась Гусеница? (Своей красоте: «До чего ж я хороша!»)
– А вы согласны с Гусеницей?
– Какой она была? Как её описывает автор?
– Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? (Да, О ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски.)
– Чего было жаль Гусенице? Чему она огорчалась?
3 абзац. Но однажды ей повезло. (В. Что же могло случиться однажды? О. детей)По лугу ходила девочка и собирала цветы. (П. Вот что случилось. Гусеница уверена, что что теперь ее красоту заметит девочка)Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:
- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
– Автор говорит, что однажды Гусенице повезло. А в чём ей повезло? (Она встретила на лугу девочку.)
– Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки? (Зачем она взобралась на самый красивый цветок?)
– Удалось ли Гусенице это? (Да.)
– Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки? (восхищения.)
– А что сказала девочка? (Какая гадость.)
– Согласны ли вы с девочкой?
4 абзац.- Ах так! - рассердилась Гусеница. - Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!
– Почему рассердилась Гусеница? (Ей не понравились слова девочки, она сильно обиделась, что не оценили её красоту.)
– Что решила Гусеница? (Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.)
– Ребята, вам жалко Гусеницу?
5 абзац. Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница.
Согласны ли вы с этими словами автора: «Дал слово – нужно его держать»?
6 абзац.- И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться.
– Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница? (Пряталась ото всех в укромное место.)
– Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя?
– Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его отношение к Гусенице и вообще к природе? (Слова подобрал нежные: веточка, сучок, ниточка, брюшко. Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль)
7 абзац. - Трудилась она долго и наконец сделала кокон.
Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. - Совершенно замоталась. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.
– Что сделала Гусеница? (Кокон.)
– А кто из вас знает, что такое кокон? (Кокон – это оболочка, в которой гусеница превращается в куколку. Рисунок кокона.)
– Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит? («Как я устала!»)
– «Совершенно замоталась» – объясните, как вы понимаете это слово.
– Когда мы так говорим? (Сильно устали. Нитками замотались)
– Что сделала Гусеница в коконе? (Уснула)
8 абзац.- Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина.(Вы догадались, что происходит с гусеницей?) Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх. (В. Почему она так странно падает? О. детей)
– Почему проснулась Гусеница? (У неё чесалась спинка.)
– Что она стала делать? (Тереться о стенки кокона.)
– Гусеница полетела вниз?
– Что было странного в её падении? (Падала вверх, не вниз.)
9 абзац. - И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. "Какой ужас! - подумала Гусеница. - Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!" И Гусеница упала в траву.
– Кого увидела Гусеница на том же самом лугу?
– Что привело в ужас Гусеницу?
– О чём она подумала? (Пусть я некрасива, это не моя вина, но теперь все подумают, что я ещё и обманщица.)
– Что случилось с Гусеницей? (Она упала в траву.)
10 абзац.
А девочка увидела её и сказала: |
– Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом лугу? (Какая красивая!)
11 абзац. - Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. - Сегодня они говорят одно, а завтра- совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней - незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.
– Какой увидела себя Гусеница в капле росы? (Она увидела незнакомое лицо с длинными усами и большие разноцветные крылья на спинке.)
12 абзац.- Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает. (Проверяем)
– Что же произошло с Гусеницей? – Как она сама об этом говорит? (Со мной произошло чудо. Я стала бабочкой.)
13 абзац. - И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.
– Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом? (Гусеница поняла, что она не нарушила честного гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.)
6. Работа с текстом после чтения.
– Ребята, мы прочитали сказку, ответили на вопросы. В чём совпали ваши предположения?
– А вы поняли, о каком обыкновенном чуде так необычно рассказал нам автор этой сказки? (Да. Бабочка появляется из Гусеницы. Гусеница, прежде чем стать бабочкой некоторое время проводит в коконе, а потом превращается в красивую Бабочку.)
Показ фильма «Чудесное превращение»
- Прочитайте самые последние слова Бабочки. Что она называет «самым обыкновенным чудом?»
-Да, как много чудес в природе! Надо быть внимательным, чтобы они тебе открывались. Сказка В.Берестова напоминает по идее сказку Г.Х.Андерсена. Какую? Чем? (Гадкий утенок)
- Да, ребята, многие сказки, которые вы читаете (и в нашем учебнике) – о красоте.
-Как вы думаете, почему многие писатели стараются увидеть красоту в окружающем мире, в людях и помочь нам её увидеть тоже?
-Для чего нужна красота? Что она может?
-Назовите, что в окружающем вас мире кажется вам красивым?
-Ребята, во что смотрелась гусеница, бабочка, чтобы полюбоваться своей красотой? (В каплю росы).
-Что она видела в капле росы? (Своё отражение).
-Как бы нам увидеть своё отражение?
-Возьмите своё зеркальце и посмотрите в него… Что вы видите в нём? Нравится ли вам то, что вы видите? –
О какой красоте идёт речь, если мы смотримся в зеркало?(о внешней)
- Какая красота есть ещё у человека? (внутренняя )Как её можно увидеть? Где они хранятся? Очень важно видеть в себе красоту. Как можно чаще показывать ценности своего сердца.
Вывод:«Красота спасёт мир» - да! Но необходимо научиться видеть её в окружающем мире, в людях, в самих себе и как можно чаще показывать ценности своего сердца. И тогда не только не растеряешь добра и теплоты, но ещё и приобретёшь во сто раз больше!
Пословица; СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!
-Сделайте вывод, какому человеку открывается красота и чудеса природы.
- Права ли Гусеница? (Дал слово - держи; говоря о людях и т.п.) Почему вы так думаете?
- Если человек «стал другим», может ли он отказаться от честного слова? Почему?
- Учит ли эта сказка держать свое слово или нет? (учит).
- Кто из вас давал честное слово и не сдержал его? Почему?
Работа проводится в группах. Каждая группа получает задание.
Группы:
1. Языковеды.
- Работа с однокоренными словами
- Работа с пословицами
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Хорошее слово всегда к месту.
Око видит далеко, а мысль ещё дальше.
2. Читатели.
- Составляет план сказки
3. Герои.
- Дописывают недостающие ключевые слова
4. Художники.
- Загадка для слабых
Расту червячком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу, но снова весной
Я вдруг оживаю, свой дом покидаю.
-Кто это? (Гусеница, куколка, бабочка)
- Сейчас давайте нарисуем сперва гусеницу, а потом красивую бабочку и сравним, какой рисунок вам больше всего нравится. (Дети рисуют и делают вывод, что бабочка красивее гусеницы)
5. Историки.
- Восстанови план развития событий. Расставь цифры в нужном порядке. Цифра 1 указывает начало истории.
____Гусеница обидилась.
1 Первая встреча Гусеницы с девочкой.
___Превращение в бабочку.
___Сон в коконе.
___ Вторая встреча Гусеницы с девочкой.
____Обыкновенное чудо.
Вывод о проделанной работе
– Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки?
(Самое обыкновенное чудо, . «Дал слово – нужно его держать»)
Рассказ учителя о писателе (презентация)
- Глядя на его фотографию, и зная его произведения, что можно сказать о характере этого человека? Какой он? (добрый, весёлый, внимательный, очень любит природу и людей, понимает детей и пишет для них так, чтобы интересно было читать его произведения)
- Кому из вас захотелось ещё почитать рассказы и сказки В. Берестова?
7. Итог урока (работа с веером)
В.Д.Берестов «Честное гусеничное»- выбери правильный ответ
О чём рассказывается в этом произведении? | Как Гусеница вылезла из кокона? |
. Где произошла встреча девочки с Гусеницей? 3) на лугу | . «Дал слово – нужно его держать». Что это? |
Когда произошла первая встреча Гусеницы и девочки? | Что беспокоило Гусеницу, когда она превратилась в бабочку? |
Чему радовалась гусеница?
| Какой точный факт описан в произведении? |
Почему Гусеница замоталась в кокон? | Главная мысль сказки. 1) Нужно обязательно держать свое честное слово 2) Человек не сразу может разглядеть красоту человека 3) Природа способна творить чудеса
|
8. Рефлексия.
Самооценка.
Приклейте свой кружок, нарисовав на нем свое настроение от урока под бабочкой или гусеницей (которые раскрашивали ребята в группах. Кому кто понравился?). По желанию несколько ребят объясняют свой выбор и проводят самооценку своей деятельности на уроке.
-А почему понравилась бабочка? (Бабочка красивая. У нее разноцветные крылья…..)
-На кого вы хотите быть похожими?
-Почему вы не хотите быть бабочками? (Мы не хотим летать…..)
9. Домашнее задание. (на выбор)
- Дома ещё раз перечитаете сказку и нарисуете «портреты» героини к каждой части, подписать их словами текста. Постарайтесь точно передать содержание отрывка в рисунке.
- пересказ
Дополнительно: Важны ли были знания, полученные на этом уроке, для построения отношений с другими людьми? Расскажите, в какой жизненной ситуации они могут пригодиться?
Физминутка «Гусеница»
- Все участники выстpаиваются паровозиком и, деpжа дpуг дpуга за талии, садятся на коpточки. Ведущий объявляет, что они изобpажают гусеницу и должны показать как:
- гусеница спит; потягивается; пытается встать (встает) умывается; делает заpядку;
- находит еду; ест (ее вырывает) уходит танцуя.
Пpи этом хвостик постоянно мешает голове делать свои дела (вpедный хвостик).
Описание игры Правила игры Игроки становятся в цепочку друг за дружкой, образуя гусеницу. Игрок во главе гусеницы начинает движение вперед под музыку с различными танцевальными движениями. Остальные игроки стараются в точности повторить все движения этого игрока. Когда "голова" устает, он поворачивается к игроку сзади, гладит его по голове и становится в хвост гусеницы. Поглаженный игрок становится ведущим и вся игра повторяется с новой головой и новыми движениями. Игра продолжается пока звучит музыка.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_chestnoe_gusenichnoe.ppt | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
яйцо – курица икринка – рыба гусеница - ?
Солдат – честное солдатское Мама – честное материнское Гусеница – ?
Берестов Валентин Дмитриевич (01.04.1928 – 15.04.1998) «Честное гусеничное»
Кокон Защитная оболочка, в которой гусеница превращается в куколку.
Г.Х. Андерсен
До чего ж я хороша!
О чём рассказывается в этом произведении? 1) о встрече Гусеницы с девочкой 2) о превращении Гусеницы в Бабочку 3) о сне Гусеницы 4) о радости Бабочки
. Где произошла встреча девочки с Гусеницей? 1) в лесу 2) на реке 3) на лугу 4) на тропинке
Когда произошла первая встреча Гусеницы и девочки? зимой 2) летом осенью 4) весной
Чему радовалась гусеница? 1) прекрасной погоде 2) своей красоте 3) красивому цветку
Почему Гусеница замоталась в кокон? 1) ей стало холодно 2) она спряталась ото всех 3) она дала честное гусеничное слово 4) она обиделась
Как Гусеница вылезла из кокона? 1) прогрызла отверстие 2) разломила стенки 3) потёрлась спиной 4) выдавила донышко
. «Дал слово – нужно его держать». Что это? 1) загадка 2) потешка 3) пословица 4) считалка
Что беспокоило Гусеницу, когда она превратилась в бабочку? 1) что она не может ползать 2) что она не сдержала честного слова 3) что она летает 4) что она снова встретила девочку
Какой точный факт описан в произведении? 1) Гусеница очень красивая. 2) Гусеница встретилась с девочкой. 3) Гусеница превратилась в Бабочку. 4) Гусеница дала честное слово.
Главная мысль сказки . Нужно обязательно держать свое честное слово 2) Человек не сразу может разглядеть красоту человека 3) Природа способна творить чудеса
Валентин Дмитриевич Берестов 1 апреля 1928 г. – 15 апреля 1998 г.
1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя родился Валя Берестов.
Особую роль в литературной биографии В. Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским. К. И. Чуковский писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны, он наделён тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причём эта работа сочетается с высокой культурностью,с упорной работоспособностью»
Валентин Дмитриевич Берестов стал профессиональным литератором. Читатель любого возраста и разнообразных книжных пристрастий найдёт в нём своего автора. Первую книжку стихотворений Берестов издал в 18 лет, а затем вышли сборники его детских стихотворений «Про машину», «Читалочка», «Идя из школы», «Птичья зарядка» и др. Не бойся сказки. Бойся лжи. А сказка – сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи - На свете правды больше станет. В. Берестов
Пословица. И при сильном голоде не варят суп из гусениц. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ. Если в мае много птиц, то не будет гусениц. Если тебе попадется волосатая гусеница, брось ее через левое плечо - на счастье. Интересные факты. В теле гусеницы больше мышц, чем в теле человека.(В человеческом теле более 600 мышц )
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
Презентация игры "Поле чудес" к обобщающему уроку литературного чтения во 2 классе по прочитанным произведениям.
На данном уроке учащиеся обобщают знания по прочитанным произведениям. класс делится на группы. В каждом раунде выполняет задание четверка игроков. Остальные в это время являются зрителями....
Презентация и конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Обобщение по разделу "Зима": игра "Поле чудес"
Данный материал содержит презентацию и конспект к уроку. В Игре "Поле чудес" учащиеся вновь повторят и вспомнят авторов и героев произведений по разделу "Зима". Игра позволит провести урок интересно и...
Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа".
Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа"....
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...