Рабочая программа "Мои истоки" 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме

Сорокина Елена Викторовна

Адаптированная программа на основе социокультурного модуля «Истоки» И.А. Кузьмина, А.В. Камкина для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_4.docx48.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

__________  / М.Н. Доценко/

«____  »  августа 2017 г.

«Утверждено»

Директор школы

________   / Н.А.Столярова/

Приказ № ____

от «___»  _________ 2017 г.

Рабочая программа

 « Мои истоки»

4 класс

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Килемарская  средняя общеобразовательная школа»

Килемарского муниципального района

Республики Марий Эл

Сорокиной Елены Викторовны

Адаптированная программа на основе

социокультурного модуля «Истоки» И.А. Кузьмина, А.В. Камкина

2017-2018 уч. год

Пояснительная записка

Программа «Истоки», авторами которой являются И.А. Кузьмин, А.В. Камкин представляет собой апробированную образовательно-воспитательную дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию.

Курс  «Истоки» является комплексным учебно-воспитательным курсом, в основе которого лежит программа духовно-нравственного воспитания в контексте социокультурного развития личности. Программа «Истоки»  разработана на принципах социокультурного системного подхода к истокам в образовании и способна выполнять функцию стержневой основы всего учебно-воспитательного процесса.

Программа «Истоки» направлена на развитие языкового чувства, обеспечивает создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего изучения русского языка. Ученики знакомятся с многообразным миром родного языка, узнают, каким может быть Слово: слово, повествующее о событиях и героях былых времен, слово, воспитывающее, наставляющее, слово народной мудрости, слово, воспевающее красоту мира. В течение всего курса дети приобщаются к истокам родного слова, изучая семантические связи и несложные этимологические примеры.

Активное участие родителей способствует созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания с учителем, что значительно повышает эффективность обучения. Дети приобретают опыт личного осмысления понятий с помощью Слова, Образа, Книги, получают значимые социокультурные результаты, учатся работать самостоятельно и в сотрудничестве с родителями.

Программа способствует решению ряда важнейших задач:

  • развитию духовно-нравственных основ образования;
  • интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
  • формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
  • приобщению в равной степени  представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;

В начальной школе  учащиеся получают первое представление о жизненно важных категориях для человека и развивают систему духовно-нравственных ценностей внешнего социокультурного и внутреннего духовного мира.

В 4-м классе учащиеся знакомятся с истоками традиций в нашей культуре (Традиции Слова, Образа, Дела и Праздника) как важнейшими механизмами сбережениями и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Таким образом, в начальной школе завершается первый концентр ознакомления с учебным курсом «Истоки».

Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей.

Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.

Базовый социокультурный ряд

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем обществе на основе православной культуры, но вместе с тем программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям  и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

Родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Поликультурность содержания системы учебников носит сквозной характер. Она обеспечивает в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России. Содействует формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

Возраст детей: 10 - 11лет.

Сроки реализации: 1год - четвёртый год обучения (программа «Истоки» рассчитана на четыре года обучения).

Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю  по 40 минут.

Формы работы можно разделить на:

  • теоретические  (беседа, анализ ситуации, рассказов, стихов, былин, сказок);
  • практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
  • расширение кругозора и словарного запаса.

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля  знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В  тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Содержание курса

4 класс. Родные Образы. Умелые дела. Заветные слова.        

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Раздел

Темы

Кол-во часов

Традиции образа

Первые образы. Священные образы. Светлые образы.

9

Традиции дела

Труд. Служение. Творчество. Традиции праведного дела.

8

Традиции слова

Священные слова. Сердечные слова. Честные слова.

9

Традиции праздника

Гулять всем миром. Радоваться всей семьей. Помнить всем Отечеством. Молиться всей Церковью. Потрудиться душой.

8

Итого

34

Учебный курс «Истоки»

4-й класс (34 часа)

Традиции Образа (9 часов)

ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.

Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.

«Спас» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА.  Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.

Умелые Дела (8 часов)

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.

Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

Заветные Слова (9 часов)

ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.

Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.

Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.

Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

Традиции праздника (8 часов)

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.

Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.

Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

По итогам четвертого года обучения учащиеся:

  • осваивают систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья;
  • истолковывают их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
  • используют при создании первой авторской Книги;
  • опираются на них в организации и оценке своей деятельности и общения.

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.

Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза. Традиции моей страны. Память народа. Человек, Традиции дела и служения. Гражданин. Забота о Родном Крае - долг гражданина. Законы и нормы. Ответственность. Россияне. Праздники Отечества. Государственные, национальные и народные праздники. Символы Отечества. Гимн. Герб. Флаг. Памятный Знак. Символ. Памятные места. Святыни. Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Чувство Родины.

Методические пособия

Автор, издание

1

А.В. Камкин «Истоки»  4 класс. Учебное пособие

2

В.Д. Ергина, Т.Н. Смирнова «Истоки»  4 класс. Рабочая тетрадь. Части I, II

3

«Истоки» 4 класс. Социокультурный инструментарий

4

«Истоки» 4 класс. Педагогический опыт

Тематическое планирование курса «истоки» 4 класс

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Категории

Содержание

Активные формы обучения

план

факт

Традиции Образа (9 ч.)

Вводный урок.

Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3.

Введение в «Истоки»-4.

Что такое традиция?

Значение традиций в жизни человека, народа, общества.

Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Вера. Надежда, Любовь, София.

Традиции образа. Традиции. Традиции слова. Традиции дела. Традиции праздника.

Ресурсный круг

«Что я жду от уроков «Истоки»

в этом году?»

Первые образы.

Отец. Мать.

Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души?

Отец. Глава семьи. Кормилец.

Заступник. Родоначальник. Отеческий суд и наказание.

Отец родной, крестный, духовный, названный, отчим.

Мать. Утешительница. Хранительница очага. Первая молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная, молочная, мачеха.

Работа в паре

«Роль отца и матери

в традиционной семье»

Родители.

 Мини-проект «Мои родители»

Семья-любовь, забота, согласие.

Семья.

Родители.

Почитание родителей.

Послушание.

Работа в паре «Принципы жизни в семье»

Ресурсный круг

«Моя будущая семья»

Отечество.

Край, в котором я живу- край марийский!

Как в образе отечества отражается живая связь времен?

Отечество. Образ Родины.

Малая Родина. Родные просторы. Памятники. Связь времен. Щит и меч, воинские и духовные.

Мнемотехника

«Отечество мое Святая Русь»

Моя республика- Марий Эл!

Малая родина моих родителей.

Как в образе родины  отражается живая связь времен?

Малая Родина моих родителей  - моя родина.

Защита сообщений.

Священные образы.

Спаситель.

«Спасы» в народной культуре и традициях. Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Спаситель.

«Спас Нерукотворный».

«Спас Вседержитель».

«Спас в силах»

Работа в паре

«Традиции образа Спасителя»

Богородица.

Ангел-хранитель.

Богородица-Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей.

Образ Ангела-хранителя.

Образы Богородицы:

«Умиление»,

«Знамение»,

«Путеводительница».

Ангел-хранитель. Именины.

Работа в паре

«Богородица- Заступница, Утешительница, Охранительница»

Ресурсный круг

«Почему иконы так дороги русскому человеку?»

Светлые образы.

Свет и просветители.

Праведники и мудрецы.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества.

Во имя чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе?

Свет. Свеча. Лампада.

Просветители.

Праведная жизнь.

Мудрецы. Бессеребренники.

Исповедники. Преподобные.

Святые. Истина.

Работа в паре

«Пути праведности»

Святые земли Марийской.

Сбор материала о святых земли марийской.

Священномученники  земли марийской.

Защита докладов, презентаций, сообщений

Традиции слова (8ч.)

Священные слова.

Заповеди и заветы.

Молитва.

Что называют заповедями Божиими, а что заветами предков?

Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках?

Обычаи и традиции молитвы.

Заповеди Божии.

Заветы предков.

Молитва.

Благодарение.

Работа в четверке

«Заповеди и заветы»

Ресурсный круг

«В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?»

Сердечные слова.

Родительское благословение.

Почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее?

Родительское благословение.

Благое слово.

Крестное знамение.

Благословенные иконы.

Духовные грамоты.

Работа в четверке

«Родительское благословение»

Родительское благословение  в моей семье…

Доброе дело начинается с благословения.

Родительское наставление.

Родительская воля.

Почитание родителей.

Послушание. Уверенность.

Успокоение.

Ресурсный круг

«На какие дела необходимо родительское благословение?»

Сердце сердцу весть подает.

Когда сердце сердце чует, и сердце сердцу весть подает?

Добрые слова,

Слова поздравления и пожелания.

Благодарные слова.

Памятные слова.

Слова любви. Слова совести.

Работа в четверке

«Сердечные слова»

Проект «Слова добрые, волшебные»

Доброе слово способно вершить великие дела.

Примирение.

Утешение.

Прощение.

Защите мини-проекта

Честные слова.

Почему говорят, что лучше споткнуться ногами, чем языком?

Договор. Уговор

Присяга. Обет.

Доверие.

Работа в четверке

«Традиции честного слова»

Правила честного слова.

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.

Правдивое слово.

Искренность.

Вера. Совесть.

Ресурсный круг

«Образ честного человека»

Обобщающий урок.

«Традиции слова».

Слово-ключ, открывающий сердца.

Сила слова.

Любовь.

Мудрость.

Работа в четверке

«Дар слова»

Ресурсный круг

«Как слово помогает человеку?»

Традиции дела (9 ч.)

Труд.

Земледельцы.

Знаменитые земледельцы моего района.

Земледельцы кормят все Отечество.

Земледелие. Взаимопомощь.

Опыт. Ответственность.

Пахота. Сев. Сенокос.

Жатва. Страда.

Работа в четверке

«Законы земледелия»

 Сообщения детей.

Ремесленники.

Ремесленники моего района.

Традиции ремесла.

Мастер - золотые руки.

Ремесленники.

Мастер. Ученик.

Подмастерье.

Добросовестность.

Репутация.

Терпение.

Сообщения детей.

Ресурсный круг

«Люби дело – мастером будешь»

Купцы и предприниматели.

Предприниматели сегодня.

Деловые люди сближают людей, города и земли, страны и народы.

Купец. Предприниматель.

Деловые люди.

Дальновидный ум.

Ярмарка. Торжок.

Честная торговля.

Добрые дела. Доброе имя.

Работа в четверке

«Дерево ценят по корням, а человека по делам»

Служение.

Воинство.

Почему воинское служение считается священной обязанностью?

Боевые традиции. Боевые знамена. Дисциплина. Неустрашимость. Мужество. Отвага.

Отцы – командиры.

Талант полководца.

«храм – памятник»

Работа в четверке

«Защита Отечества – священный долг»

Священство.

Традиции духовного служения.

Духовные войны.

Подвижник. Священник.

Монахи. Монастырь.

Владыка.

Терпение. Любовь к ближним.

Ресурсный круг

«Духовные войны Руси»

Первые священники в нашем  Храме  (исследовательский проект)

Традиции духовного служения.

Защита проекта.

Творчество.

Искусники.

 Талантливые люди вокруг нас.

Талант – способность к творчеству.

Икона – окно в духовный мир.

Картина – отображение земного мира.

Талантливый человек – большой труженик.

Творчество. Талант.

Иконописцы.

Горний мир. Дольний мир.

Художники. Живописцы.

Художественный язык.

Вышивальщицы. Золотошвейки.

Терпение.

Ресурсный круг

«В мастерской художника»

Работа в четверке

«Рождение иконы»

Книжники.

Подлинное научное знание верно служит народу и Отечеству.

Наука. Знания о мире. Книжники.

Достоверные знания.

Дискуссия. Уважение к достижениям предшественников.

Работа в четверке

«Испокон века книга растит человека»

Обобщающий урок.

«Традиции праведного дела»

Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Праведное дело.

Освящение труда.

Опыт. Трудолюбие.

Умение. Смекалка. Честность Благотворительность.

Работа в четверке

«Праведное дело сродни подвигу»

Традиции праздника (8 ч.)

Гулять всем миром.

Какие праздники связанны с земледельческим календарем?

Когда и как отгащивали, собирались на братчину и шли крестным ходом?

Праздник.

Земледельческий календарь.

Общинные праздники.

Братчины Заветные и обетные.

Храмовый престольный праздник.

Работа в четверке

«Древние праздники Руси»

Православный праздник в моей семье.

К празднику готовились всем миром.

Гулянье. Хоровод.

Трапеза. Ярмарка.

Молебен. Крестный ход.

Гостевание.

Сообщения детей

Ресурсный круг

«Почему праздники сближают людей?»

Радоваться всей семьей.

Торжество семьи – семейный праздник.

Верность семейным традициям.

Семья.

Гостеприимство.

Трапеза.

Ресурсный круг

«Любимый семейный праздник»

Мои крёстные. Что я знаю о крещении.

О чем напоминает крестильная рубашка и что означают слова: «Кашу на ложки, а имя на ножки»?

Крещение. Крестины.

Именины. День ангела.

Крестильная рубашка.

Крестильный крест.

Крестные родители.

Работа в четверке

«Кума и кум наставляй на ум»

Помнить всем Отечеством.

Единство русского духа. Праздники государственные и гражданские.

Возложение венков.

Минута молчания.

Воинский парад.

Долг памяти. Благодарность. Торжественное богослужение.

Народное гуляние.

Ярмарка.

Память. Уважение.

Мнемотехника

«Праздник памяти и славы»

Ресурсный круг

«День рождения города»

Молиться всей церковью.

Обычаи православного праздника.

Крестный ход.

Богослужение.

Водосвятие. Моление. Ликование.

Духовная радость.

Вера. Надежда. Мудрость.

Работа в четверке «Православные праздники»

Потрудиться душой.

Традиции Отечества.

Традиции праздника.

Особый настрой.

Заветное и заповедное слово праздников.

Единодушие.

Гостеприимство.

Любовь.

Уважение.

Почитание.

Забота.

Работа в четверке

«Традиции праздника»

Ресурсный круг

«Жизнь без праздника, что еда без хлеба»

Проект «Традиции моего отечества»

Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир?

Истоки.

Традиции.

Отечество.

Память.

Защита проекта.Вывод.

Ресурсный круг

«Традиции моего Отечества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...