Программа внеурочной деятельности "Я познаю мир"
календарно-тематическое планирование по теме

Лилия Рафиковна Юсупова

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на вопросы и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ya_poznayu_mir.docx64.49 КБ

Предварительный просмотр:

Калининский  район, станица Калининская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №2 им. А.ИМ. Покрышкина

ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по конкретным видам внеурочной деятельности

по типу: общеинтеллектуальное направление

кружок  «Я познаю мир»

Срок реализации программы 4 года.

Период обучения с 1 по 4 классы.

Возраст обучающихся 7-10 лет

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на вопросы и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

        Программа разработана на основе программы  «Окружающий мир» (для 1-4классов) А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

Изучение природы родного края.

Развитие познавательного интереса учащихся к природе

Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего часов

ауди-тор-ные

внеауди-тор.

1

Как мы понимаем друг друга

Вводное занятие. Как мы будем учиться

Школьные правила вежливости.

Режим дня школьника.

Ты – ученик.

    5

2

3

Познакомиться с учителем и одноклассниками

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.

2

Как мы узнаём, что перед нами

Что за словом?

Путешествие в Угадайку.  КТД

2

1

1

Называть окружающие предметы и их признаки

Различать предметы и выделять их признаки

3

Времена года

Осенние посиделки.

Зимушка-зима.

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.

Весёлое лето.

4

1

3

Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеят-ти расте-ний и животных и времени года

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

4

 Как ты узнаёшь мир

Глаза – главные помощники человека.

Память и ум – помощники человека.

Жить – с книгою дружить.  КТД.

3

2

1

Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются

5

Твоя семья и друзья

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

Без друга в жизни туго. Мои друзья

3

   

1

       

2

   

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .

6

Что нас окружает

Моя станица. Достопримечательности станицы.

Мы – пешеходы.

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

Из чего что сделано?

Водица-царица. (Три состояния воды)

Транспорт. Мы – пассажиры.

Мой путь от дома до школы. КТД

7

3

4

Экскурсия по станице.

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии .

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний

7

 Живые обитатели планеты

Живое и неживое.

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

Путешествие по зоопарку.

Домашние любимцы и комнатные растения.

Собака – верный друг человека

Строение тела человека.

Правила поведения в природе.

Земля – наш общий дом.

8

3

5

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)

 Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Проводить анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.

8

Итоговое занятие. Игра «Поле чудес»

1

1

33

13

20

Второй год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего часов

ауди-тор-ные

внеауди-тор.

1

НАША ПЛАНЕТА

Мир живой и неживой природы.

Вещи и вещества.Разнообразие веществ.

Как без часов определить время суток?

Форма Земли.

О чём рассказывает Глобус.

Викторина «Занимательная география»

Звёзды, созвездия, планеты.

Земное притяжение.

Почему день сменяется ночью?

Почему бывает лето?

Где живут белые медведи и слоны?

Прозрачный невидимка (воздух)

Создание проекта «Солнечная система»

Путешествие по карте России.

Адрес на глобусе и карте.

Что обозначают на карте с помощью цвета?

Путешествие по материкам и океанам.

Куда текут реки?

Как рождаются горы?

Моря и острова.

Обитатели морей.

Проект «Моя страна»

22

8

14

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.

Извлекать  необходимую информацию о планетах Солнечной системы.

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления.

Сравнивать и различать день и ночь.

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года

Наблюдать погоду и описывать её состояния

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра

Сравнивать погоду и климат

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.

Находить на физической карте России  и полушарий  разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. 

2

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Великий круговорот жизни.

Путешествие по природным зонам.

Красная книга.

Жизнь леса.  

Хрупкая природа степей и пустынь.

Где растут тропические леса.

Жизнь в горах.

Путешествуем по Европе.

Страны Африки и Америки.

Австралия. Антарктида.

Моя Родина – Россия.

Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»

12

8

4

Характеризовать экосистемы

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. Находить на карте изученные природные зоны

Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте

Показывать территорию России, ее государственную границу

Находить на карте России родной регион.

34

16

18

Третий год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

ауд.

вне

ауд.

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ

3

1

2

Приводить примеры веществ  

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы

1.

2.

3.

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,

ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

4

1

3

 Характеризовать место обитания живых организмов

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов

4.

5.

6.

7.

Живая оболочка планеты.

О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

Солнце -  как источник энергии.

 КВН «Планета загадок»  

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

4

2

2

8.

9.

10

11

Цепи питания

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

Характеризовать экосистемы и природные сообщества

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ

КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

5

2

3

12

13

14

15

16

Растения и их роль на Земле.

Экскурсия.

О братьях наших меньших.

Рыбы и их многообразие.  

Час  эрудитов «Птичьи имена».

Проект «Сохраним красоту природы»

Выяснить  роль растений в природе и жизни людей

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей

ТВОИ РОДНЫЕ

И ТВОЯ РОДИНА

3

2

1

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе  представителей разных поколений.

17

18

19

Человек и его корни. Родослов-ное древо семьи

Моя Родина – Россия!

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВ-СКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙС-КОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР                                            

13

7

6

20

21

22

23

24

25

Откуда пошла земля Русская!

Ледовое побоище.

Слово о полку Игореве.

Московское государство.

Московский Кремль.

Смутное время в России.

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.  

Принять посильное участие в их охране.

26

27

28

29

30

31

32

Преобразования Петра I

Екатерина Великая

Михаил Васильевич Ломоносов

Отечественная война 1812 года.

Император Александр  II

Времена Советской власти и СССР.

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Вов»

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

2

1

1

33

34

Российская Федерация

Проект «Сохраним историю родного края»

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.  

               ИТОГО:

34

16

18

Четвертый год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего  часов

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

аудит.

вне-аудит.

КАК РАБОТАЕТ

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

7

3

4

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья

1.

2.

3

4

5.

6.

7.

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.  

Опора тела и движение

Наше питание

О дыхании и вреде курения.

Органы чувств человека.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

8

3

5

Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..

8.

9.

10.

11

12

13

14

15

Растения и животные на службе у человека.

Изобретение рычага и колеса и их применение

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

Как человек использует горные породы и минералы

Как обрабатывают металлы.

Невидимая сила

Человек проникает в тайны природы

Экологический проект «Земля – планета жизни»

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

3 

1

2

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека

16

17

18

Как стать личностью?

Эмоции и чувства

Как настроение?

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ

3

1

2

Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций

19

20

21

Почему возникают конфликты?

Совесть.

Путешествие по правам человека.

ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

4

2

2

Оценивать  легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.  

22

23

24

25

Добро и зло в Первобытном мире

Мир средневековых цивилизаций

Технические достижения эпохи Ново-го времени

21 век

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

4

2

2

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

26

27

28

29

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

Мы не похожи, ну и что же?

Пути духовных исканий.

Выставка работ «Дети разных народов»

ЧЕЛОВЕК И  ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

5

2

3

30

31

32

33

34

Что такое деньги.

Почему разные страны помогают друг другу?

Сказки разных народов

Глобальные проблемы

Проект «Моё человечество»

ИТОГО:

34

14

20

III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 класс

Как мы понимаем друг друга.( 5ч)

Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.

 Школьные правила вежливости.

Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций  поведения в школе и других общественных местах; составление режима дня.                                                          

 Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)

Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

Времена года (4 ч.)

 Приметы осени. Листопад.

Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.

 Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –  признак весны.

Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

Как ты узнаёшь мир  (2 ч.)

Органы чувств человека.

Память – хранилище опыта. Ум.

Твоя семья и друзья  (3 ч.)

            Твоя семья и её состав.

            Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.

            Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.

            Как вести себя на кухне, в ванне.

            Значение общения в жизни человека.

Что нас окружает( 6 ч.)

Город (село) и его особенности.

Взаимосвязь людей разных профессий.

Зависимость человека от природы.

Три состояния воды.

Живые обитатели планеты (8 ч.)

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.

Сходство растений и животных.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека  о них.

Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.

Знакомство с назначением различных частей тела человека.

Правила поведения в природе.

Бережное отношение к окружающему миру.

КТД (3 ч.)

Конкурсные и развлекательные программы.

 Свойства предметов, их части и действия с ними.

Книга хранит знания и опыт людей.

Правила безопасного поведения на улице.

Итоговое занятие. (1 ч.)

Игра «Поле чудес»

       

2 класс

Наша планета Земля (22 ч)

Мир живой и неживой природы. 

Почему день сменяется ночью?

Почему бывает лето?

Где живут белые медведи и слоны?

Прозрачный невидимка (воздух).

Создание проекта «Солнечная система»

Путешествие по карте России.

Адрес на глобусе и карте.

Проект «Моя страна»

Путешествие по материкам и океанам.

Куда текут реки?

Как рождаются горы?

Моря и острова

Обитатели морей.

Земля – наш общий дом (12 ч )

Великий круговорот жизни.

Путешествие по природным зонам.

Красная книга.

Жизнь леса.

Хрупкая природа степей и пустынь.

Где растут тропические леса.  

Жизнь в горах.                    

Путешествуем по Европе.

Страны Африки и Америки.

Австралия. Антарктида.

Моя Родина – Россия.

Земля – наш общий дом.

Проект «Всемирная выставка»

3 класс

Вещество и энергия (3 ч)

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

Энергия. Что происходит при превращении энергии

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)

Живая оболочка планеты.

О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

Солнце -  как источник энергии.

КВН «Планета загадок»

Экологическая система (4 ч)

Цепи питания.

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

Живые участники круговорота веществ (5 ч)

Растения и их роль на Земле .Экскурсия.

О братьях наших меньших.

Рыбы и их многообразие.

Час  эрудитов «Птичьи имена».

Проект «Сохраним красоту природы»

Твои родные и твоя родина (3 ч)

Человек и его корни. Родословное древо семьи.

Моя Родина – Россия!

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, советской России (13 ч)

Откуда пошла земля Русская!

Ледовое побоище.

Слово о полку Игореве.

Московское государство.

Московский Кремль.

Смутное время в России.

Преобразования Петра I

Екатерина Великая

Михаил Васильевич Ломоносов

Отечественная война 1812 года

Император Александр  II

Времена Советской власти и СССР

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны»

Современная Россия (2ч)

Российская Федерация

Проект «Сохраним историю родного края»

4 класс

Как работает организм человека (7ч)

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.

Опора тела и движение

Наше питание

О дыхании и вреде курения.

Органы чувств человека.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

Рукотворная природа (8ч)

Растения и животные на службе у человека.

Изобретение рычага и колеса и их применение

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

Как человек использует горные породы и минералы

Как обрабатывают металлы.

Невидимая сила

Человек проникает в тайны природы

Экологический проект «Земля – планета жизни»

Человек и его внутренний мир (3ч)

Как стать личностью?

Эмоции и чувства.

 Как настроение?

Человек в мире людей (3ч)

Почему возникают конфликты?

Совесть.

Путешествие по правам человека.

Человек и прошлое человечества (4 ч)

Добро и зло в Первобытном мире

Мир средневековых цивилизаций

Технические достижения эпохи Нового времени

21 век

Человек и многоликое человечество (4 ч)

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

Мы не похожи, ну и что же?

Пути духовных исканий.

Выставка работ «Дети разных народов»

Человек и единое человечество (5 ч)

Что такое деньги.

Почему разные страны помогают друг другу?

Сказки разных народов

 Глобальные проблемы.

IY.       Планируемые результаты

1 класс:

Личностные результаты:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты  

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в  доп. источниках информации.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс:

Личностные результаты:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию  в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3-4 классы:

Личностные результаты:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1 - 2 класс

- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

3- 4 класс

- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и  праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

На первом уровне школьник должен уметь:

- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

- называть основные особенности каждого времени года;

- перечислять особенности  растений,  животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

На втором уровне школьник должен уметь:

- объяснять, как люди помогают друг другу жить;

- оценивать правильность поведения людей в природе;

- оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

На третьем уровне школьник должен уметь:

- наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,

- выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.

- моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях

- уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.

- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

V. ФОРМЫ РАБОТЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Индивидуальная работа

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  идея многообразия мира;

  идея экологической целостности мира;

         идея уважения мира.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд  (для учителя)

1

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!

1

2

Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.

1

3

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

1

4

Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

1

5

Л.Экономов. Мир наших чувств

1

6

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.

1

7

А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека

Библиотечный фонд. (для учеников)

1

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

1

2

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

1

3

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:

/ Под ред.И. Д. Зверева

1

4

Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

1

5

Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей

1

6

Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы

1

7

Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся

1

8

Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе

1

9

Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

1

10

Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.

1

11

Тайны живой природы. Рик Моррис

1

Наглядные пособия

1

Натуральные живые пособия: растения, животные.

2

Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

2

3

Гербарии; коллекции насекомых;

3

4

Изобразительные наглядные пособия – таблицы

5

5

Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества

Технические средства обучения

1

Компьютер,

1

2

Медиапроектор

1

3

Экран, интерактивная доска

1

Экранно-звуковые пособия

1

Диск. «Звуки живой природы»

1

2

Фильм «Многообразие животного мира»

1

3

Фильм «Природа в разное время года»

1

4

Фильм «Бережем природу»

1

5

Презентация «Человек как часть природы»

1

6

Презентация «Что такое снег»

1

7

Презентация  «Мой город в разное время года»

1

8

Презентация «Виды транспорта на улице моего города»

1

9

Презентация  «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»

1

10

Презентация «Звери и растения нашего края».

1

11

Презентация «Красная книга»

1

5. Игры и игрушки

1. Настольные игры

6. Оборудование класса

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев

2. Стол учительский

3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Я познаю мир. Я сам" (направленность: общекультурное, духовно-нравственное развитие)

    Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень ...

Программа внеурочной деятельности кружка "Познай себя"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности для 3 класса...

Программа курса внеурочной деятельности «Познаю себя»

Программа внеурочной деятельности для 2 класса...

Программа курса внеурочной деятельности "Познаю себя"

Программа курса внеурочной деятельности по общесоциальному направлению разработана для 3 класса...

Программа внеурочной деятельности "Познай себя"

программа внеурочной деятельности "Познай себя" 1-3кл....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Я ПОЗНАЮ МИР» 1 класс

Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Познаем сами"

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности«Познаем сами»             Рабочая программа составлена на основе:...