Программа внеурочной деятельности "Я познаю мир"
календарно-тематическое планирование по теме
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на вопросы и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ya_poznayu_mir.docx | 64.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Калининский район, станица Калининская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №2 им. А.ИМ. Покрышкина
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по конкретным видам внеурочной деятельности
по типу: общеинтеллектуальное направление
кружок «Я познаю мир»
Срок реализации программы 4 года.
Период обучения с 1 по 4 классы.
Возраст обучающихся 7-10 лет
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на вопросы и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для 1-4классов) А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ||
Всего часов | ауди-тор-ные | внеауди-тор. | |||
1 | Как мы понимаем друг друга Вводное занятие. Как мы будем учиться Школьные правила вежливости. Режим дня школьника. Ты – ученик. | 5 | 2 | 3 | Познакомиться с учителем и одноклассниками Познакомиться и обсудить правила поведения в школе. |
2 | Как мы узнаём, что перед нами Что за словом? Путешествие в Угадайку. КТД | 2 | 1 | 1 | Называть окружающие предметы и их признаки Различать предметы и выделять их признаки |
3 | Времена года Осенние посиделки. Зимушка-зима. Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. Весёлое лето. | 4 | 1 | 3 | Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеят-ти расте-ний и животных и времени года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» |
4 | Как ты узнаёшь мир Глаза – главные помощники человека. Память и ум – помощники человека. Жить – с книгою дружить. КТД. | 3 | 2 | 1 | Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются |
5 | Твоя семья и друзья Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? Без друга в жизни туго. Мои друзья | 3
| 1
| 2
| Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . |
6 | Что нас окружает Моя станица. Достопримечательности станицы. Мы – пешеходы. Что такое профессия? Какие бывают профессии? Из чего что сделано? Водица-царица. (Три состояния воды) Транспорт. Мы – пассажиры. Мой путь от дома до школы. КТД | 7 | 3 | 4 | Экскурсия по станице. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии . Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний |
7 | Живые обитатели планеты Живое и неживое. Какие бывают растения? Какие бывают животные? Путешествие по зоопарку. Домашние любимцы и комнатные растения. Собака – верный друг человека Строение тела человека. Правила поведения в природе. Земля – наш общий дом. | 8 | 3 | 5 | Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.) Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Проводить анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе. |
8 | Итоговое занятие. Игра «Поле чудес» | 1 | 1 | ||
33 | 13 | 20 |
Второй год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ||
Всего часов | ауди-тор-ные | внеауди-тор. | |||
1 | НАША ПЛАНЕТА Мир живой и неживой природы. Вещи и вещества.Разнообразие веществ. Как без часов определить время суток? Форма Земли. О чём рассказывает Глобус. Викторина «Занимательная география» Звёзды, созвездия, планеты. Земное притяжение. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето? Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух) Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте. Что обозначают на карте с помощью цвета? Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки? Как рождаются горы? Моря и острова. Обитатели морей. Проект «Моя страна» | 22 | 8 | 14 | Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий. Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы. Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления. Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года Наблюдать погоду и описывать её состояния Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра Сравнивать погоду и климат Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. |
2 | ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» | 12 | 8 | 4 | Характеризовать экосистемы Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. Находить на карте изученные природные зоны Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте Показывать территорию России, ее государственную границу Находить на карте России родной регион. |
34 | 16 | 18 |
Третий год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ||||||
ауд. | вне ауд. | |||||||||
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ | 3 | 1 | 2 | Приводить примеры веществ Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы | ||||||
1. 2. 3. | Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? Энергия. Что происходит при превращении энергии. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | |||||||||
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ | 4 | 1 | 3 | Характеризовать место обитания живых организмов Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов | ||||||
4. 5. 6. 7. | Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок» | |||||||||
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | 4 | 2 | 2 | |||||||
8. 9. 10 11 | Цепи питания Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. Лесные заморочки. Игра «Детектив» Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». | Характеризовать экосистемы и природные сообщества Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества. | ||||||||
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ | 5 | 2 | 3 | |||||||
12 13 14 15 16 | Растения и их роль на Земле. Экскурсия. О братьях наших меньших. Рыбы и их многообразие. Час эрудитов «Птичьи имена». Проект «Сохраним красоту природы» | Выяснить роль растений в природе и жизни людей | ||||||||
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных Характеризовать роль животных в природе и жизни людей | ||||||||||
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА | 3 | 2 | 1 | Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. | ||||||
17 18 19 | Человек и его корни. Родослов-ное древо семьи Моя Родина – Россия! Путешествие в прошлое. История моей Родины. | |||||||||
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВ-СКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙС-КОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР | 13 | 7 | 6 | |||||||
20 21 22 23 24 25 | Откуда пошла земля Русская! Ледовое побоище. Слово о полку Игореве. Московское государство. Московский Кремль. Смутное время в России. | Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры. Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Принять посильное участие в их охране. | ||||||||
26 27 28 29 30 31 32 | Преобразования Петра I Екатерина Великая Михаил Васильевич Ломоносов Отечественная война 1812 года. Император Александр II Времена Советской власти и СССР. Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Вов» | |||||||||
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ | 2 | 1 | 1 | |||||||
33 34 | Российская Федерация Проект «Сохраним историю родного края» | Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. | ||||||||
ИТОГО: | 34 | 16 | 18 |
Четвертый год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ||
аудит. | вне-аудит. | |||||
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА | 7 | 3 | 4 | Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья | ||
1. 2. 3 4 5. 6. 7. | Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. Опора тела и движение Наше питание О дыхании и вреде курения. Органы чувств человека. Диспут «Тело человека и охрана здоровья» | |||||
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА | 8 | 3 | 5 | Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы.. | ||
8. 9. 10. 11 12 13 14 15 | Растения и животные на службе у человека. Изобретение рычага и колеса и их применение Свойства воды и воздуха и их использование человеком. Как человек использует горные породы и минералы Как обрабатывают металлы. Невидимая сила Человек проникает в тайны природы Экологический проект «Земля – планета жизни» | |||||
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР | 3 | 1 | 2 | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека | ||
16 17 18 | Как стать личностью? Эмоции и чувства Как настроение? | |||||
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ | 3 | 1 | 2 | Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций | ||
19 20 21 | Почему возникают конфликты? Совесть. Путешествие по правам человека. | |||||
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | 4 | 2 | 2 | Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. | ||
22 23 24 25 | Добро и зло в Первобытном мире Мир средневековых цивилизаций Технические достижения эпохи Ново-го времени 21 век | |||||
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 4 | 2 | 2 | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. | ||
26 27 28 29 | « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» Мы не похожи, ну и что же? Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов» | |||||
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 5 | 2 | 3 | |||
30 31 32 33 34 | Что такое деньги. Почему разные страны помогают друг другу? Сказки разных народов Глобальные проблемы Проект «Моё человечество» | |||||
ИТОГО: | 34 | 14 | 20 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 класс
Как мы понимаем друг друга.( 5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах; составление режима дня.
Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
Что нас окружает( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы.
Почему день сменяется ночью?
Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны?
Прозрачный невидимка (воздух).
Создание проекта «Солнечная система»
Путешествие по карте России.
Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна»
Путешествие по материкам и океанам.
Куда текут реки?
Как рождаются горы?
Моря и острова
Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни.
Путешествие по природным зонам.
Красная книга.
Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь.
Где растут тропические леса.
Жизнь в горах.
Путешествуем по Европе.
Страны Африки и Америки.
Австралия. Антарктида.
Моя Родина – Россия.
Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка»
3 класс
Вещество и энергия (3 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
Энергия. Что происходит при превращении энергии
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
Живая оболочка планеты.
О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
Солнце - как источник энергии.
КВН «Планета загадок»
Экологическая система (4 ч)
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
Живые участники круговорота веществ (5 ч)
Растения и их роль на Земле .Экскурсия.
О братьях наших меньших.
Рыбы и их многообразие.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Проект «Сохраним красоту природы»
Твои родные и твоя родина (3 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи.
Моя Родина – Россия!
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, советской России (13 ч)
Откуда пошла земля Русская!
Ледовое побоище.
Слово о полку Игореве.
Московское государство.
Московский Кремль.
Смутное время в России.
Преобразования Петра I
Екатерина Великая
Михаил Васильевич Ломоносов
Отечественная война 1812 года
Император Александр II
Времена Советской власти и СССР
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны»
Современная Россия (2ч)
Российская Федерация
Проект «Сохраним историю родного края»
4 класс
Как работает организм человека (7ч)
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.
Опора тела и движение
Наше питание
О дыхании и вреде курения.
Органы чувств человека.
Диспут «Тело человека и охрана здоровья»
Рукотворная природа (8ч)
Растения и животные на службе у человека.
Изобретение рычага и колеса и их применение
Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
Как человек использует горные породы и минералы
Как обрабатывают металлы.
Невидимая сила
Человек проникает в тайны природы
Экологический проект «Земля – планета жизни»
Человек и его внутренний мир (3ч)
Как стать личностью?
Эмоции и чувства.
Как настроение?
Человек в мире людей (3ч)
Почему возникают конфликты?
Совесть.
Путешествие по правам человека.
Человек и прошлое человечества (4 ч)
Добро и зло в Первобытном мире
Мир средневековых цивилизаций
Технические достижения эпохи Нового времени
21 век
Человек и многоликое человечество (4 ч)
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»
Мы не похожи, ну и что же?
Пути духовных исканий.
Выставка работ «Дети разных народов»
Человек и единое человечество (5 ч)
Что такое деньги.
Почему разные страны помогают друг другу?
Сказки разных народов
Глобальные проблемы.
IY. Планируемые результаты
1 класс:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3-4 классы:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1 - 2 класс
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
3- 4 класс
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
На первом уровне школьник должен уметь:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года;
- перечислять особенности растений, животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
На втором уровне школьник должен уметь:
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
- наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
- выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
- моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
- уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
V. ФОРМЫ РАБОТЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения мира.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | ||
Библиотечный фонд (для учителя) | ||||
1 | Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! | 1 | ||
2 | Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. | 1 | ||
3 | Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. | 1 | ||
4 | Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. | 1 | ||
5 | Л.Экономов. Мир наших чувств | 1 | ||
6 | Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя. | 1 | ||
7 | А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека | |||
Библиотечный фонд. (для учеников) | ||||
1 | Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения | 1 | ||
2 | Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений | 1 | ||
3 | Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева | 1 | ||
4 | Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия | 1 | ||
5 | Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей | 1 | ||
6 | Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы | 1 | ||
7 | Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся | 1 | ||
8 | Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе | 1 | ||
9 | Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов | 1 | ||
10 | Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края. | 1 | ||
11 | Тайны живой природы. Рик Моррис | 1 | ||
Наглядные пособия | ||||
1 | Натуральные живые пособия: растения, животные. | |||
2 | Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; | 2 | ||
3 | Гербарии; коллекции насекомых; | 3 | ||
4 | Изобразительные наглядные пособия – таблицы | 5 | ||
5 | Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества | |||
Технические средства обучения | ||||
1 | Компьютер, | 1 | ||
2 | Медиапроектор | 1 | ||
3 | Экран, интерактивная доска | 1 | ||
Экранно-звуковые пособия | ||||
1 | Диск. «Звуки живой природы» | 1 | ||
2 | Фильм «Многообразие животного мира» | 1 | ||
3 | Фильм «Природа в разное время года» | 1 | ||
4 | Фильм «Бережем природу» | 1 | ||
5 | Презентация «Человек как часть природы» | 1 | ||
6 | Презентация «Что такое снег» | 1 | ||
7 | Презентация «Мой город в разное время года» | 1 | ||
8 | Презентация «Виды транспорта на улице моего города» | 1 | ||
9 | Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений» | 1 | ||
10 | Презентация «Звери и растения нашего края». | 1 | ||
11 | Презентация «Красная книга» | 1 | ||
5. Игры и игрушки | ||||
1. Настольные игры | ||||
6. Оборудование класса | ||||
1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев 2. Стол учительский 3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Я познаю мир. Я сам" (направленность: общекультурное, духовно-нравственное развитие)
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень ...
Программа внеурочной деятельности кружка "Познай себя"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса...
Программа курса внеурочной деятельности «Познаю себя»
Программа внеурочной деятельности для 2 класса...
Программа курса внеурочной деятельности "Познаю себя"
Программа курса внеурочной деятельности по общесоциальному направлению разработана для 3 класса...
Программа внеурочной деятельности "Познай себя"
программа внеурочной деятельности "Познай себя" 1-3кл....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Я ПОЗНАЮ МИР» 1 класс
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Познаем сами"
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности«Познаем сами» Рабочая программа составлена на основе:...