доклад "Духовно-нравственные основы семейного воспитания"
статья на тему
Данный доклад описывает опыт работы по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_duhovno-nravstvennye_osnovy_semeynogo_vospitaniya.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственные основы семейного воспитания»
«Духовная атмосфера в школе живёт не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников». Эти слова принадлежат великому педагогу и писателю К.Д.Ушинскому. И, хотя материальные ценности доминируют над духовными, всё-таки наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками.
Духовно – нравственное воспитание осуществляю через урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельности.
А так как «родители являются первыми педагогами, то они обязаны заложить основы нравственного и духовного развития личности ребёнка в раннем возрасте». (Из ФЗ «Об образовании в РФ»). Несомненно, главную роль играет воспитательный потенциал семьи, а это и педагогическая культура родителей, и материально-бытовые условия, семейные традиции и обычаи, и, конечно, эмоционально-нравственный климат семьи.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач моей работы. Семья является средой формирования личности ребенка, поэтому установление партнерских отношений с семьей, активное взаимодействие в рамках реализации образовательных идей являются для меня первоочередными задачами. С первых минут знакомства учитель и родители должны найти взаимопонимание.
С каждой семьей обязательно провожу индивидуальные беседы, во время которых выясняю особенности ребенка, его интересы, состояние здоровья, знакомлюсь с традициями семьи. Выделяю наиболее активных. Родители принимают активное участие в проведении совместных праздников, бесед, лекций.
На заседании родительского комитета обсуждаются запланированные мероприятия и назначаются ответственные. Любое наше совместное дело – яркое событие в жизни коллектива, обязательно запоминается своей необычностью, сотворчеством. Дети и родители любят общие дела за то, что они дарят радость, вызывают эмоциональные переживания. Родители принимают активное участие и в школьных мероприятиях.
Совместная работа приносит чувство удовлетворения и еще раз доказывает правильность позиции: взаимодействие всех участников образовательного процесса – сильнейший фактор общего развития личности ребенка.
По программе ФГОС я работаю седьмой год, и у меня выработалась своя система воспитательной работы с детьми и родителями. Мне очень нравится работать по данной программе, но вначале было трудно, но есть понимающие родители, которые оказывают мне помощь.
Основываясь на учебную рабочую программу, я стала применять свою систему в воспитательной работе.
В программе по музыке изучаются произведения: «Колыбельная», «Праздник бабушек и мам», «Спасибо», «Аве Мария»; по чтению - «Я маму мою обидел», «Посидим в тишине», «Матери», поучительные рассказы для детей К.Д.Ушинского, рассказы о нравственных смыслах поступка Л.Н.Толстого; по ИЗО - «Образ женской красоты», «Материнство», «Мудрость старости», «Все народы воспевают материнство», раздел «Искусство в твоём доме»; по окружающему миру - «Как живёт семья» «Наша дружная семья», «Семейный бюджет», проекты: «Моя семья», «Моя родословная»; по русскому языку - урок «Вежливые слова», проекты: «Рассказ о слове (мама, бабушка)», «Тайна имени», «Составляем поздравительную открытку к 8 Марта», «Пишем письмо»; по технологии - «Птица счастья» (оригами), вышивка платочка монограммой, работа с бисером, изделие: «Прихватка»; по математике – проект: «Задачи-расчёты».
Эта урочная деятельность помогает подготовить ребят к классным мероприятиям, посвящённым мамам, семье, бабушкам. Кроме этого я веду внеурочную деятельность «Этикет» и «Здоровейка». Два года назад руководила кружком «Акварелька». Это даёт мне большие возможности при подготовке детей к различным мероприятиям. В «Этикете» есть темы: «Дорогое слово», «Я и моя семья», «Верность друзей». А это стихи и песни, поговорки и загадки, рисунки и т.д. Такая большая работа включает в себя такие ценности, как:
- любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода;
- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- творчество и созидание, настойчивость и целеустремленность, трудолюбие, бережливость.
Уже с первых дней школьной жизни мы стараемся раскрыть глубину понятия слова «семья» и её роли в жизни ребёнка. Мы проводим школьные или классные мероприятия, где детям даются задания, с помощью которых происходит приобщение детей к истокам семьи: «Моя родословная», «О родных и близких с любовью», «Моя мама лучшая на свете», «Мой папа-герой», «Мои родные - защитники Отечества», конкурс стихов ко дню Матери, акция «Пятёрка для мамы», разучивание и исполнение песен о мамах, бабушках, изготовление подарков для них.
Происходит взаимодействие семьи и школы, взрослых и детей, совместная деятельность и общение, результат которых направлен на раскрытие и формирование в ребёнке общественной нравственности и духовных качеств личности. Данные работы дети представляют родителям, бабушкам, родственникам, приглашая их на праздники, на которых тоже происходит общение, взаимодействие, в результате чего раскрываются семейные традиции и обычаи. Это такие праздники, как «Законы семьи», «Ароматный льётся чай», «Наша дружная семья», «Вместе с мамой» и другие.
Семья, в которой есть свои ценности и традиции, создаёт условия для приобщения и к национальным ценностям и традициям. Недавно мы отмечали государственный праздник «День народного единства», и многие, наверное, слышали, что сказал ведущий программы «Когда все дома» Тимур Кизяков: «Единство начинается с семьи».
Любовь к России, к своей малой родине, к своему народу, служение Отечеству также прослеживаются в урочной деятельности - «Песня о родном крае», «Здравствуй, Родина моя», «Моя Россия», « Гимн России», «Песня о России», «Родные места», «Былинные напевы об Илье Муромце», опера «Иван Сусанин», кантата «Александр Невский», «Родной обычай старины»; по ИЗО - «Герои-защитники», «Древнерусские воины-защитники», «С чего начинается Родина», «Истоки родного искусства», «Пейзаж родной земли», «Народные праздники»; окружающий мир - проекты: «Мой класс и моя школа», «Кто нас защищает», «Наше село - наша малая родина», уроки: «Что такое Родина», «Родной край – часть большой страны», « Твои защитники», «Родная страна», «Россия – многонациональное государство», «Славные символы России», «Мы – граждане России»; чтение - «О, Родина», «Русь»; технология - « Деревня – деревянный мир», проекты: «Деревенский двор», «Украшения избы и их значения», «Искусство на улицах твоего города». На этикете мы разучивали песню «Мы - единое целое» и инсценировали сказку «Чей домик самый лучший?» с использованием пальчикового театра. Воспитание ребёнка идёт через игру, через его творчество. Мы рисуем, сочиняем, конструируем, творим и презентуем плоды своего мастерства на классных, школьных и районных мероприятиях.
Об отношении к природе, дружбе, экологии также в программе много тем. Это мы с детьми тоже используем при подготовке к другим мероприятиям.
На уровне школы я даю мастер-классы по изготовлению поделок из бросового материала, выступаю на общешкольных родительских собраниях, где представляю данные работы, даю открытые уроки для родителей, учителей. На этих уроках я использую детские рисунки, поделки. Всей школой проводим выставки семейных работ «Бабушкин сундучок», «Поделки из овощей», проект «Творчество моей семьи», «Юность моих родителей» и др. Многие представленные работы хранятся в школьном музее. Участие родителей в благоустройстве территории школы («Подарок школе»).
Формы работы с детьми и родителями разные: игры, диспуты, беседы, экскурсии, конкурсы, концерты, праздники, проекты, выставки, лектории.
Формы организации тоже разные: групповые, индивидуальные, индивидуально-групповые.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина – педагогически организованный процесс, который неразрывно связан с семьёй.
Однодневные походы, изготовление скворечников, кормушек для птиц, акции «Подари игрушку детскому саду», «Посылка солдату», уборка могил учителей и участников войны тоже не обходятся без родителей. Родители являются и участниками, и помощниками. Ведь усилия школы и семьи должны идти параллельно, взаимообогащая друг друга. Только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова.
Задача педагогов школы - поднять уровень духовно- нравственной культуры родителей. Для решения этой задачи проводятся собрания на духовно-нравственные темы, индивидуальные собеседования, анкетирования и тестирования. На собрания приглашается психолог, логопед. Даются рекомендации, проводятся тренинги, родители могут познакомиться с результатами данных своего ребёнка.
Родители не остаются в стороне и от спортивных мероприятий. Совместно с детьми участвуют в соревнованиях по пионерболу, лыжным гонкам, в конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья». Благодаря родителям учащиеся проходят оздоровление в Тогучинском санатории, где они тоже занимаются любимым делом.
Много праздников проходят в школьном музее совместно с родителями: «День героя Отечества», «День Неизвестного солдата», «Зажги свечу» На таких мероприятиях ребята исполняют патриотические песни, стихи, стоят в почётном карауле.
В музее проходят и такие праздники как «Человек широкой души», «Человек среди людей», посвященные жителям села. 18 мая мы отмечаем «День музеев», где семьи приходят с подарками для школьного музея.
На Митингах 9 Мая, на акции «Бессмертный полк» дети стоят в одном строю вместе с родителями. Своим примером родители показывают уважение к прошлому, воспитывают гордость за свою страну и народ.
Ребята убирают территорию памятников, находящихся на территории нашего совета. Школе оказывают спонсорскую помощь руководитель ООО «Сиб-Колос», Глава администрации Сурковского сельсовета, частные предприниматели магазинов «Кристалл» и «Магнит» в приобретении наград для победителей и призёров в конкурсах «Спортсмен года», «Активист года», «Ученик года». Они рады помочь, ведь их дети тоже наши ученики. А ребята стараются не подвести своих родителей, школу, класс.
«…Как прошло детство, кто вёл за руку в детские годы, что вошло в сердце и разум ребёнка из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский)
Никакие уставы и программы заведения, как бы хитро они не были продуманы, не могут заменить личности в деле воспитания. А в нас наша воспитательная сила. Давайте будем работать в сотрудничестве, воспитывая детей своим примером.
Успехов вам, уважаемые родители, в этом нелёгком деле!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника
выступление на 3-х Всероссийских аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание школьников и молодежи"...
Духовные основы семейного воспитания
Для учителей и родителей...
Е. Г. Силяева "ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ "
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - ...
О.А.Карабанова "Психология семейных отношений и основы семейного консультирования"
В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функ-ционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функцио-нальных компонентов. Даны основные характеристики супруже...
Родительское собрание "Нравственное воспитание детей на основе семейных традиций"
Цель родительского собрания: обмен традиями, и передача их из семьи в классный коллектив.Форма собрания: проект.Родители отгадывают загаданные понятия: "семья" и "традиция", формулируют цель. Пр...
Протокол родительского собрания № 2 от «27» октября 2017г. "Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании».
Протокол родительского собрания № 2 от «27» октября 2017г. "Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании». ...