Духовные основы семейного воспитания
статья на тему

Липовская Ирина Васильевна

Для учителей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnye_osnovy_semeynogo_vospitaniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                           Липовская И. В.,

                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                   МАОУ «СОШ №2 с УИОП»

                                                                                                                                       г. Губкин                                                                                                                                     Белгородская область

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

   Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем.

        Воспитание в семье начинается с приучения ребенка к послушанию. Чем раньше ребенок привыкнет сразу выполнять указания родителей, тем легче будет в дальнейшем его воспитывать. Одни родители применяют наказания, другие же становятся на путь религиозного воздействия. Наказания должны быть не столько прямыми, т.е. физическими,  сколько косвенными: оставление без сладкого, лишение на время обычных игр, отказ от посещения гостей и от получения других удовольствий, выполнение дополнительных заданий и т.п. В некоторых случаях это необходимо для воспитания детей в здоровом христианском духе. Родителям почти нет надобности, прибегать к физическим наказаниям, когда они внушают ребенку не свои собственные правила, а то, что требует Господь Бог. Верующая мать учит ребенка так: "Если будешь так делать, то Бог тебя накажет!" А если ребенок пострадал за свое непослушание (ушибся или обжегся), то мать говорит: "Вот видишь, Бог тебя наказал за то, что ты Его не послушался".[1]                                      

       Но не только запрещения должны внушаться именем Божиим. Еще важнее,  когда положительные требования к ребенку будут основываться на Божественном авторитете. Ребенок должен понять, что без помощи Божией он не сможет ничего достичь. При этом необходимо еще учить ребенка благодарить Бога за все, что он имеет - за здоровье, за еду, за радости, за вещи, которыми он пользуется. Также надо приучить ребенка молиться за своих родителей.  Огромное воспитательное значение для детского сознания имеет представление о Боге, как о небесном Отце, любящем нас и заботящемся о нас. Надо рассказать ребенку об Ангеле-хранителе, который его сопровождает, охраняет и этим отучать ребенка бояться темноты и одиночества. Само собой разумеется, что по мере развития ребенка, родители должны его внешнее благочестие направлять к укреплению в нем внутреннего повиновения Богу. Это должно выразиться в правдивости, скромности, незлобивости, трудолюбии, постоянстве, в умении прощать обиды и т.д. Если к этому добавить обычное в православной семье соблюдение важнейших постных дней и праздников - то для ребенка будет создана та благоприятная обстановка, которая может сделать излишними всякие телесные наказания. [1]                                      

  Если сравнить этот способ воспитания с другими, исключающими христианскую веру, то мы увидим, как часто там используются окрики, побои, длинные и скучные нравоучения, не затрагивающие ни чувства, ни воли детей; или другая крайность, - необузданное своеволие и распущенность. Не в этом ли различном воспитании причина того, что дети из разных семей так резко отличаются друг от друга: одни - ласковые, доверчивые, чуткие ко всему доброму и жалостливые к другим; другие - угрюмые, недоверчивые, бессердечные к другим и безудержные в своих желаниях. Понятие о грехе открывает перед ребенком путь нравственного выбора и сознание ответственности перед Богом. Теперь ребенок сознает, что его недобрые поступки нарушают не только требования папы или мамы, но и порядок, установленный Богом. А Он может наказать непослушного. [2]                                      

  Дети сталкиваются с двумя группами людей: со своими домашними и с другими - школьными товарищами, соседями и просто с "улицей". Но это не значит, что нужно запретить детям всякое общение с окружающей средой. Надо только следить, чтобы ребенок дружил с товарищами, наиболее положительными и христиански настроенными и чтобы влияние семьи преобладало над посторонними влияниями.

  Для того чтобы семья имела такое решающее влияние на ребенка, необходимо непрерывное наблюдение со стороны родителей за детьми

и личный добрый пример. Родители должны всячески избегать споров при детях. Когда дети видят разницу во взглядах родителей, они непременно используют это в свою пользу и обращаются к тому из родителей, кто менее требователен. В присутствии детей ни в коем случае  нельзя критиковать друг друга или унижать: в конечном итоге это подрывает авторитет обоих родителей. Вообще родители должны быть очень осторожны в разговорах при детях. Некоторые думают: маленькие, все равно не поймут. Но ребенок, даже не понимая умом, внутренним чутьем схватывает суть разговора, и это дает нежелательный толчок его мыслям. Лучше не обсуждать некоторых тем при детях, избегать при них насмешек над людьми, не проявлять неуважения к тому, что для ребенка свято; например: критика учителей, духовенства и т.п. [2]                                      

  Религиозное воспитание поначалу осуществляется не столько разумом, сколько чувствами. Поэтому дети должны посещать храм. Первая исповедь в семилетнем возрасте является важным событием в жизни отрока. И важно, чтобы родители научили своих детей к этому времени замечать свои недостатки, плохие поступки и искренне каяться в них.

  Родителям нужно обратить внимание на средства домашнего развлечения - телевизор и музыку. Большинство программ насыщено всякой грубостью и пошлостью, которая засоряет детские души. Поэтому родители, желая блага своим детям, должны оберегать их от этой грязи.

  Итак, в семье человек получает основы духовности, направление в жизни и сознание своего долга. А при христианском религиозном семейном укладе здесь-то и закладываются начала христианской веры, молитвы и добрых дел.

                                     Литература:

1. Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России. М.: Педагогика, 2008, № 9, - 4с.

2. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности. М.: Политиздат,  1995, - 104 с.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника

выступление на 3-х Всероссийских аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание школьников и молодежи"...

Родительское собрание "Нравственное воспитание детей на основе семейных традиций"

Цель родительского собрания: обмен традиями, и передача их из семьи  в классный коллектив.Форма собрания: проект.Родители отгадывают загаданные понятия: "семья" и "традиция", формулируют цель. Пр...

доклад "Духовно-нравственные основы семейного воспитания"

Данный доклад описывает опыт работы по теме....

Протокол родительского собрания № 2 от «27» октября 2017г. "Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании».

Протокол родительского собрания  № 2 от «27» октября  2017г. "Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании».        ...

Духовно – нравственное воспитание подростков в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть:- наличие у молодого человека научного мировоззрения;- наличие чувства внутренней свободы у учащихся и студентов, ко...