Праздник Букваря
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Плешачкова Наталья Александровна

Праздник Букваря

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_bukvarya.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

Прощание с букварем.

На доске:  Ты книга первая моя: теперь читать умею я!

Звучит музыка. Зал празднично украшен. Дети заходят в зал и рассаживаются.

Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать,
Всё чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что много надо рассказать.
 

Мы собралиcь здесь сегодня
Но не для потехи.
Мы сегодня вам расскажем

Про свои успехи.

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно,
Изучили алфавит!

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

Песня

Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка – Букварь!

Сценка (Букварь, Два первоклассника,   Буква Р)

Появляется Букварь.

Я – букварь, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.

А сейчас я хочу посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли нового  узнали.

Задание Букваря. «Узнаешь ли ты эту букву?»


1. Как лесенка стоит перед входом в алфавит.  А
2.  Букву на плече носил, на лугу траву косил. Г
3.  В старом дереве дупло-
    Ну совсем как буква…. О
4.  Лев - он лев, он царь зверей,
    Потому, что всех смелей.
    Примеряет лев шинель,
    А шинель под буквой ... Л

5.  Для шипенья хороша
    В алфавите буква ...Ш

6.Есть она в любом кармане,
В сумке, в комнате, в руке,
Есть в кастрюле, есть в стакане,
И две целых в кошельке.
Без нее не даст корова
Нам парного молока.
Здесь загадано не слово,
А всего-лишь буква ... К

( Буквы по мере отгадывания поместить на магнитную доску)

Ребята, уберите одну букву и   получите слово.    ШКОЛА!

Букварь. Вижу, вы знаете буквы.

Руслан   Я тоже все буквы знаю.

                     Букварь показывает на вошедшую букву Р
Эту тоже?

Первоклассник:
Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «Рэ».

Буква «Р». 
Я не рэ, не рэ, не рэ,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдёшь в «горах»,
В «тундре», «речке», «берегах».
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом-
Вот тигриным, например.
Моё имя буква «эр»!!!

Руслан (смущённо). 
Извините, я не знал,
Но я правильно читал.

Букварь. 

Буква «Эр», принимаешь извинения?

Чтобы другие буквы не обиделись, давайте назовём их.

Буквы строго встали в ряд,

Будто на линейке.

Каждый знает своё место

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво,

По порядку, посмотри!

Здесь их ровно 33! (слайд «Алфавит»)

   Анжелика

И зачем мне в школу надо было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас!
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
Письма в Интернет писать.

Букварь

Подожди, не торопись,
К школе лучше приглядись,
А уйти всегда успеешь,
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь –
Насмешишь ты целый свет!

Задание Букваря ( ЗАРАНЕЕ  НА  ДОСКЕ  МАГНИТНЫЕ   БУКВЫ)

Собрать слова из рассыпанных букв,

РАЗДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ,

 ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЕ,  найти « опасные места»)

 Загадка, тетрадь, букварь (дети)

 Дети работают у доски,  родители тоже составляют слова

 ( ФИЗИКА,   МАТЕМАТИКА, алгебра, химия)

Ведущий.   Какие слова получились? А в каком классе изучают физику? (дети отвечают) Так что, Герман, в школе  учиться  надо!!!

Анжелика

Хорошо, я остаюсь,
Может, больше научусь!
Изучу я физику, химию, историю,
Алгебру, ботанику, а также астрономию!

Ведущий. А ещё вы узнаете, кто придумал русский алфавит, кто напечатал первую книгу и многое – многое другое.

Букварь, ты книга первая моя.
Как не любить за это тебя!
Учил ты складывать слова
И строить предложения.
Учил ты нас почти всему,
Но главное – терпению.

 

Сегодня в нашей школе
праздник Букваря.
Мы прочли Букварь до корки
Нам по чтению пятерки!

Еле-еле слог читал,

Смысла слов не понимал,

А теперь могу я сам

Прочитать для пап и мам!

Буквы все мы твёрдо знаем,
Сами пишем и читаем.
Мы простимся с Букварём,
Книжки новые возьмём!

Впереди уроков много –
Ждёт нас дальняя дорога.

Чтобы жить на пользу людям,

Хорошо учиться будем! (хором)

 

 Вспомним ,  как  все начиналось… Слайд « Звукоград и Буквоград»

 - Кто живёт там?

Как отличить гласные от согласных?

 Сколько гласных звуков?

Сколько букв гласных?

 Молодцы!!! А теперь вспомним сказки…. Слайд со сказочными героями.

 

Всех на свете он добрей,|
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее.

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется …

Деревянный шалунишка
Подружиться мог бы с книжкой.
Но в театр кукол он попал,
Куклам верным другом стал.

Той девчонки нет прекрасней,
Той девчонки нет умней.
И Пьеро, её приятель,
Целый день поёт о ней.

Врывается Шапокляк!!!     Шапокляк: (ехидно хмыкая)

Хоть вы полгода проучились,
Но ничему не научились.
Министр образования.
Прислал меня с заданием
Проверить тут, разнюхать там,
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду.
Докажу, что зря старались,
Лучше б в детсаду остались!

- Вот я вам тут хочу вопросики и задания  позадавать, ОХ! И трудные,  даже сам Крокодил Гена не смог отгадать. А вы,  Чебурашки,  точно не отгадаете!

 

Прапрадедовской порой

Встали буквы в четкий строй.

Строй как строй, да не простой,

Он зовется азбукой.

 Слайд

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТОГО СЛОВА

Аз ,буки

Ребята, а вы знаете, как появились наши славянские буквы?

Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы.

А учёные Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян. Они составили две азбуки: Кириллицу и Глаголицу.  Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей

Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.

 На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. В старину книги писались от руки. На одну книгу уходило 5 – 7 лет. Позже появилось книгопечатание.

Самый первый букварь был напечатан около 440 лет назад (во Львове, в 1574 г.) Иваном Фёдоровым (основателем книгопечатания на Руси). 

 Проходят годы – букварь постоянно видоизменяется.

Но Букварь всегда останется первой ступенькой в огромный мир знаний.

Шапокляк(ехидно):

-Ой-ой-ой, какие умные дети!

А теперь задание сложнее.

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей- то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла буква- озорница,

Очень странные дела начали твориться.

-  Ага, попробуйте  поставить буквы на свои места!!!!

 

Слайд 

Ехал дядя без жилета                     

Заплатил он штраф за это.        

На остров налетел ураган

На пальме остался последний баран.

Под березами, где тень                    

Притаился старый день

 

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной». (Звери)

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке! (Маки)

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный лук с длинными усами!» (Жук)

Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей. (Грачей)

Мы собрали васильки – на головах у нас щенки. (Венки)

На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок. (Кочкам)

Синеет море перед нами. Летают майки над волнами. (Чайки)

Шапокляк: Ну что министру я скажу, как обстановку доложу?
Скажу ему, грызут науки, не могут умереть от скуки!

Слайд «Ежы.  Ершы. Щюки. Чяйки. Волчята».

Догадайтесь – ка, ребята,

Отчего ерши, ежи, щуки,

Чайки и волчата –

Рассмеялись от души.

В сочетании «жи-ши»

Только «и» всегда пиши.

В сочетании «ча-ща»

Пишут только букву «а».

В сочетании «чу-щу»

Пиши только букву «у».

А какие ещё опасности подстерегают нас на письме?

 Слайд Безударные гласные, Слайд Парные согласные

Слайд  

Особая работа букв е ё ю я (  обозначают два звука в начале слова, после гласного, после предупредителей ъ,ь)

Шапокляк: Эх, никого я не нашла себе в помощники в вашей школе! Все умные, благоразумные, воспитанные, добрые. Ухожу я от вас!

 Оставайся, в школе ты узнаешь много нового и интересного!

“Загадки – шутки”

В чаще голову задрав.
Воет с голоду ... жираф (Волк)

Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый ... волк (Медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей (Свинья)

Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая ... лисица (Белка)

Быстрее всех от страха несется ... черепаха (Заяц)

По горной круче проходил,
Обросший шерстью ... крокодил (Баран)

В теплой лужице своей
Громко квакал ... Бармалей (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова (Обезьяна)

   

 А сейчас я узнаю, с какими литературными произведениями вы знакомы. Только их названия мне помог записать один очень рассеянный литературный герой. Угадайте, что за книги он читал?

«Летняя принцесса»  (Снежная королева)
Жёлтая кепочка  (Красная шапочка)
Свеколка  (Золушка)

Собака в кедах  (Кот в сапогах)
Серебро (Золотой ключик)

Спящая бабушка  (Спящая красавица)

Молодцы! Я вижу, вы уже много знаете. А знаете ли вы русские пословицы?

Соберите рассыпанные пословицы.

КТО МНОГО ЧИТАЕТ          КАК НА КРЫЛЬЯХ ЛЕТАЕШЬ

КНИГУ ЧИТАЕШЬ                ВСЕ ПЕРЕТРУТ

УЧЕНЬЕ И ТРУД                   ТОТ МНОГО ЗНАЕТ

Учитель:   Молодцы! Справились с заданием.

Прапрадедовской порой
Встали буквы в чёткий строй.
Строй как строй, да не простой.
Он зовётся АЗБУКОЙ.

Буквы-значки. Как бойцы на парад,,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он - АЛФАВИТ.

 
Наши буквы вам расскажут

И конечно же покажут,

Что нам Азбука дала,

Как учила нас она.

 Игра: По порядку алфавита стройся!      (Буквы строятся.)

- Гласные! - Здесь!
- Согласные!- Здесь!
- Буквы, которые не имеют звуков!- Здесь!

«Писательская азбука» (читают дети - кадры презентации соответствуют строчкам стихотворений)

А: Перечислит без подсказки
Каждый Андерсена сказки.

Б: «Зайку бросила хозяйка».
«Уронили мишку на пол».
И про это и про то
Пишет Агния Барто.

В: Писатель Волков дорогой трудной
Ведет нас в город Изумрудный.

Г: Кто не знает братьев Гримм!
За сказки их благодарим.

Д: Драгунского книжки – о хорошем мальчишке
Кораблеве Дениске и его друге Мишке.

Е: Конек-горбунок туда нас домчит,
Где в сказке Ершова живет рыба-кит.

Ж: Про мангусту, обезьянку и слонов
Замечательно расскажет нам Житков.

З: Юмористам всем пример –
Зощенко и Заходер.

И: В сказке Альберта Иванова
С Хомой рассмеемся снова.

К: Медвежонок и ежик, черепаха и львёнок
В книжке Козлова ждут мальчишек, девчонок.

Л: С забавным Карлсоном каждый знаком –
Из книг Астрид Линдгрен он входит в наш дом.

М: Можешь встретить Винни-Пуха и его друзей –
Книгу Александра Милна открывай скорей.

Н: Кто сочинял для вас Незнайку?
Носов – скажем без утайки.

О: Если «Вредные советы» Остера откроешь книгу,
Лишь тогда её закроешь, когда кончатся страницы.

П: В волшебных сказках Шарля Перро
Наказано зло, торжествует добро.

Р: От Джанни Родари детям и взрослым
Стало известно, «Чем пахнут ремесла».

С: Разных зверей ты узнаешь повадки,
Читая Сладкова «В лес по загадки»

Т: Этот ключик непростой,
Этот ключик золотой
Озорной нашел мальчишка.
Написал о нём Толстой.

У: Мальчишки и девчонки, а также их родители!
Успенского героев вы встретить не хотите

 ли?

Ах, вы уже наслышаны? Про них немного знаете?
Тогда вы в Простоквашино, конечно побываете!

Ф: «Чудная картина.
Как ты мне родна…»
Это строки Фета,
Русского поэта.

Х: Жили в квартире 44
44 веселых чижа.
Хармса читали
В детском журнале,
Хармса стихи
На страницах «Ежа».

Ц: В сказках Цыферова звери
Симпатичней и добрее.

Ч: Чтобы спалось вам спокойней и слаще,
Читайте Чуковского на ночь почаще.

Ш: Писатель Шварц Евгений
В пьесах – мастер, в сказках – гений.

Э: «Чунга-Чанга! Места лучше нет!
Чунга-Чанга! Мы не знаем бед!
Чунга-Чанга! Весело живём!»
Потому что песни Энтина поём.

Ю: Юдин! Книгу «Букварёнок»
Знает взрослый и ребёнок.

Я: Вам про муми-троллей
Интересно знать?
Книгу Туве Янсон
Надо прочитать!

 

Загадки.

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен... (букварь)

* * *

Он дает нам знания,

Отметки выставляет,

От нас в ответ признание

Все время получает.

Наставник, предводитель,

Любимый наш... (учитель)

Первая книжка для всех детишек:

Учит – мучит, а научит – радует.

На нем уместилась вся наша Земля

Моря, океаны, леса и поля.

И северный полюс там тоже найдешь,

А если захочешь – в руках унесешь.

1.Из года в год, из века в век
Работал много человек,
Писались сказки, их не счесть
И я их всех смогу прочесть.

2. Теперь я сам смогу прочесть
Какие реки в мире есть,
Какие в мире чудеса,
Что неизведанно пока.

3. Из книги я узнать смогу,
Как жили люди в старину,
Кто и когда указ издал
И город наш обосновал.

4. А хочешь ты узнать о бегемотах,
Слонах, ужах и о болотах
И о синичке, и о пчёлке.
Возьми об этом книгу с полки.
Тебе не надо никого
Теперь просить прочесть её.

5. Нас научил читать букварь,
В нем много нового узнали
И на его страницах мы
Друзей хороших повстречали.

 ВМЕСТЕ: Всем спасибо говорим !

                    Тебя ,букварь, благодарим!

…………………………..

Ребята,  я получила  поздравительные телеграммы. Угадайте от кого они.
                               (Дети зачитывают телеграммы)

  • Поздравляю всех с Днем рождения ТЧК Не ссорьтесь ТЧК Давайте жить дружно ТЧК
    (Кот Леопольд).
  • Я от бабушки ушел ТЧК Я от дедушки ушел ТЧК Скоро буду на празднике ТЧК
    (Колобок).
  • Поздравляю с Днем рожденья ТЧК Приехать не могу ЗПТ потеряла туфельку ТЧК
    (Золушка).

Ведущий: а сейчас веселый звонок позовет наших первоклассников на урок.

Ох, и трудное заданье –

Буквы правильно писать.

У Максима  есть желание

Вам про это рассказать.

Очень долго нас  учитель

Грамотно писать учила.

И примерно через год

Написал я слово «кот».

Получился кот не сразу,

Вышел он как по заказу:

Весь рябой, хвост трубой,

Залюбуется любой.

Игра «Собери букву»  Две буквы «Я, Ю»  разрезаны на 4 части. По команде ведущего дети составляют букву и называют слово на эту букву.

Учитель. У нас все ученики любознательные, и из книг они могут многое узнать. Сегодня у нас в гостях хозяйка книжного царства, школьный библиотекарь – Лилия Минесагировна.

                                                    Выступление библиотекаря.

За ребят  мы  очень рады!
Видим: учатся всему -
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид -
Знают русский АЛФАВИТ.

 Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению -
Пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Медленного чтения:
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ния!
В том, что "Азбуку"прочли
Полный курс наук
Прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?

Мы учили в букваре,

Как писать  и «а» и «ре»

И узнали, например,

Говорят не «ре», а «эр»

Научились мы писать

И большие фразы.

Можем мы  теперь читать

Сказки и рассказы.


                                  (выдают удостоверения)

Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книги я смогу прочесть.

Игра «Типография»

В игре принимают участие две команды по восемь человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта (или буквы на них) должны отличаться по цвету от карточек другого комплекта.
Команды выстраиваются шеренгами одна против другой. У каждого игрока на груди карточка с буквой, которую он должен запомнить.
Ведущий называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора и др. Участники команд, буквы которых входят в называемое ведущим слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздник Букваря." сценарий праздника.

В сценарии представлен вспомогательный материал  для проведения праздника в 1 классе " Прощай,Азбука!"...

Сценарий праздника. Праздник букваря.

Сценарий праздника "Праздник букваря"...

Сценарий праздника в 1 классе. Праздник букваря.

Сценарий развлекательно-познавательной прораммы для школьников 1 класса. В него входят познавательная информация, которая расширяет кругозор, разнообразные конкурсы, игры, инсценировки. Сценарий ...

Праздник Букваря для первоклассников "Прощай, Букварь!"

Праздник Букваря для первоклассников "Прощай, Букварь!"...

Сценарий праздника "Праздник букваря в 1 классе"

Сценарий праздника "Праздник букваря в 1 классе"...

Праздник букваря. Сценарий школьного праздника.

Костюмированное представление....

Праздник "Праздник Букваря"

Цель: провести развлекательно-познавательное мероприятие. Образовательные задачи:- обобщить знания учащихся, полученные при изучении букваря;- развитие умения грамотно, выразительно читать с...