Программа кружка "Лепка"
учебно-методический материал на тему

Малышева Екатерина Леонидовна

Программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepka.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ныр

Тужинского района

   «Обсуждено»                         «Согласовано»

«___»_____2012  г.                  «____»____2012г.

 Руководитель ШМО              Зам. директора по ВР

 ______/Е.Л.Малышева/        ______/Лямина Л.А. /

                                                 

«Утверждаю»              Директор МКОУ СОШ  с. Ныр

_____/Н.Г.Тохтеева/                

Приказ №____

от «__»______2012г

         

     

Рабочая программа внеурочной деятельности

художественно-эстетической направленности

 

для учащихся 1 класса

                             Автор - составитель:

Малышева Е.Л.,

                              учитель начальных классов                                       

с.Ныр – 2012г.

Пояснительная записка.

      Рабочая программа кружка «Лепка» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рассчитана на учащихся 1 класса, увлекающихся художественно-творческой деятельностью.

     Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций.

      Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

        В данной программе используется лепка из пластилина и соленого теста.

Цель программы: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.

Задачи программы:

Образовательные: научить свободно пользоваться способами и приемами лепки; научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;

 Воспитательные: привить детям навыки трудолюбия и ответственности, воспитывать мастерство, чувство красоты и гармонии;

 Развивающие: развить творческие способности учащихся; развить наблюдательность, расширить кругозор.

Формы и методы:

 -рассказ, беседа, игра;

 -наблюдение, оценивание процесса выполнения;

 -индивидуальная творческая деятельность под руководством учителя;

 -представление творческих достижений на выставках;

 -участие в школьных конкурсах;

 -экскурсии в музей пгт Тужа.

 Актуальность программы. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, знакомясь с особенностями материалов, постигается накопленный человечеством опыт. Через народную игрушку изучаются национальные и культурные корни русского народа. В процессе занятий по программе реализуются как учебные, так и социально-воспитательные задачи.

 Новизна программы. В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.

 Особенности программы: учитель использует дифференцированный подход в работе с каждым учеником, имеющим различный уровень базовых знаний и умений; при выборе заданий при изучении новой темы учитывается интерес; программа нацеливает детей не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.

Вид курса: межпредметный (попытка интеграции уроков технологии и ИЗО)

Организационные условия реализации программы:

Продолжительность: 33 часа (1 час в неделю)

Режим проведения: традиционный

Форма проведения занятий: уроки – практикумы, выставки, экскурсии.

Категория учащихся: 1 класс (6 – 8 лет).

Продолжительность одного занятия – 35 минут (I полугодие), 45 минут (II полугодие).

Критерии оценивания:

- развитие художественного вкуса;

 - расширение кругозора;

 - формирование творческого отношения к окружающему миру;

 - участие в выставках.

Предполагаемый результат:

- умение работать в парах и малых группах;

 - умение качественно выполнять каждую работу;

 - научатся пользоваться материалами и инструментами, научатся лепить предметы простой и сложной формы;

 - научатся творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности для участия в выставках.

Личностные  универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой  деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и  материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую  задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  •  самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   незнакомом  материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения  поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных  работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;  
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру  необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь;  

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с  использованием учебной и дополнительной литературы;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • анализировать объекты, выделять главное;  
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и  выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном  учебном процессе и повседневной жизни.

В  результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и  областями применения;
  • Познакомиться с новыми технологическими  приемами обработки различных материалов;
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми  функциями уже известных инструментов;
  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со  сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные  роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать систему универсальных учебных действий;
  • Сформировать навыки работы с информацией.

 Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов,  тем

Дата

1.

Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности. (1 час)

04.09

Работа с пластилином (13 часов)

«От простого колобка до пингвина и кота»(4 ч.)

2.

Мышка-норушка и задумчивый кот.

11.09

3.

Плюшевый мишка. Арктический пингвин.

18.09

4.

Динозаврик из Африки.

25.09

5.

Божья коровка.

01.10

«Необычная картина слеплена из пластилина»(9 ч.)

6.

Букетик для мамы.

08.10

7-8.

Деревенский пейзаж.

9.

Комическое путешествие.

10-11.

Тигр в джунглях

12-14.

Аквариум

Работа с солёным тестом (19 часов)

15.

Технология изготовления солёного теста. Техника безопасности.

16.

Изготовление объёмного изделия. Ёж с яблоком.

17.

Роспись изделия.

18.

Мини панно «Сороконожка» из цветного теста.

19.

20-21.

Изготовление фоторамки.

22.

Роспись изделия.

23.

Покрытие лаком изделия.

 24.

Изготовление подвески «Рыбка».

 25.

 26.

Покрытие красками подвески.

 27.

Роспись налепных украшений

28.

Изготовление копилки.

29.

Изготовление налепных украшений для копилки.

30.

Покрытие красками копилки.

31.

Покрытие красками налепных украшений.

32.

Покрытие светлым лаком изделия.

33.

Обобщающее занятие. Оформление выставки.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

№ п/п

Раздел программы, тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности.

Знакомство с историей глиняной игрушки. Способы получения расписного пластилина. Инструменты и приспособления необходимые для работы.

1 час

Работа с пластилином

13 часов

От простого колобка до пингвина и кота

4 часа

2.

«Мышка-норушка и задумчивый кот».

Лепка из пластилина. Выбор нужной формы. Подбор цветов. Творческий подход к выполнению работы. Беседа о пользе домашних животных. Игра «Кошки-мышки».

3.

Плюшевый мишка. Арктический пингвин.

Лепка из пластилина. Выбор нужной формы. Подбор цветов. Творческий подход к выполнению работы. Беседа о месте проживания в природе этих животных.

4.

Динозаврик из Африки.

Лепка из пластилина. Выбор нужной формы. Подбор цветов. Творческий подход к выполнению работы. Беседа о материке «Африка», рассматривание картинок с изображением динозавров.

5.

Божья коровка.

Лепка из пластилина. Выбор нужной формы. Подбор цветов. Творческий подход к выполнению работы. Беседа о пользе, которую приносит это насекомое.

«Необычная картина слеплена из пластилина»

9 часов

6.

Букетик для мамы.

Выбор рисунка для изделия. Подбор цветов. Творческий подход к выполнению работы. Беседа о любимых маминых цветах. Отгадывание загадок. Знакомство со способами изготовления бутонов, листьев.

7-8.

Деревенский пейзаж.

Выбор рисунка для изделия. Подбор цветов. Отгадывание загадок о домашних животных, птице. Знакомство со способами изготовления домиков, животных для плоскостной аппликации из пластилина.

9.

Комическое путешествие.

Беседа о космосе, знакомство с космическими телами, космическими кораблями. Подбор цветов. Способы смешивания пластилина. Использование стеков, зубочисток для изготовления рифлёной поверхности пластилина.

10-11.

Тигр в джунглях.

Беседа о тиграх. Подбор цветов в соответствии с шерстью животного. Способы смешивания пластилина. Использование стеков, зубочисток для изготовления рифлёной поверхности пластилина.

12-14.

Аквариум.

Беседа об аквариумных рыбках, поиск картинок  с изображениями рыбок, растительности для аквариума. Подбор цветов для изготовления рыб, растительности, камней.

Работа с солёным тестом

19 часов

15.

Технология изготовления солёного теста. Техника безопасности.

Знакомство с технологией изготовления солёного теста, хранением, соединения отформованных частей. Способы сушки готового изделия.

16.

Изготовление объёмного изделия. Ёж с яблоком.

Использование алюминиевой фольги для создания полых фигур. Время сушки полого изделия. Создание колючек при помощи ножниц.

17.

Роспись изделия.

Подбор цветов гуаши в соответствии с выбором ребёнка.

18-19.

Мини панно «Сороконожка» из цветного теста.

Выбор материалов для украшения сороконожки. Знакомство со способами крепления панно. Способы приготовления цветного теста. Знакомство с технологией соединения отформованных частей. Способы сушки готового изделия.

20 -21.

Изготовление фоторамки.

Выбор рисунка, формы рамки и материалов для её украшения. Знакомство с технологией соединения отформованных частей. Способы сушки готового изделия.

22.

Роспись изделия.

 Подбор цветов гуаши в соответствии с выбором налепных украшений.

23.

Покрытие лаком изделия.

Выбор лака, кисти. Способы сушки изделия.

24-25.

Изготовление подвески «Рыбка».

Беседа о видах рыб, из значении в жизни человека. Рассматривание образцов. Выбор рисунка и формы рыбки. Изготовление рыбки и налепных изображений. Знакомство со способами изготовления барельефа. Игра «Невод».

26.

Покрытие красками подвески.

Выбор цвета для основы. Покрытие основы. Способы сушки изделия.

27.

Роспись налепных украшений. 

Выбор цвета для налепных украшений. Способы закрепления нити на подвеске. Способы сушки готового изделия.

28.

Изготовление копилки.

Что такое копилка и для чего она нам? Выбор основы для копилки. Приклеивание к основе теста. Изготовление прорези для монеты.

29.

Изготовление налепных украшений для копилки.

Выбор рисунка для украшения рыбки. Способы соединения налепных украшений к основе.

30.

Покрытие красками копилки.

Выбор цвета для основы копилки, кисти. Способы сушки готового изделия.

31.

Покрытие красками налепных украшений.

Подбор цветов гуаши в соответствии с выбором налепных украшений.

32.

Покрытие светлым лаком изделия.

Выбор лака, кисти. Способы сушки изделия.

33.

Обобщающее занятие. Оформление выставки.

КРИТЕРИИ  ОЦЕНИВАНИЯ:

 - развитие художественного вкуса;

 -расширение кругозора;

 -формирование творческого отношения к окружающему миру;

 -участие в выставках.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

 - умение работать в парах и малых группах;

 -умение качественно выполнять каждую работу;

 -научатся пользоваться материалами и инструментами, научатся лепить предметы простой и сложной формы;

 -научатся творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности для участия в выставках.

ЛИТЕРАТУРА:

 1.Т.Шнуровозова. «Лучшие поделки своими руками». Бисер, оригами, солёное тесто, поделки из природных материалов. Ростов-на-Дону, «Владис», 2011г.

2.Изольда Кискальт. «Идея за идеей. Солёное тесто. Увлекательное моделирование.

 3.Конышева Н.М. «Лепка в начальных классах», Москва, «Просвещение», 1985 г.

 4.Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства», «Федоров», 2010 г.

 5.Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва, «Просвещение», 2010 г.

6.Е.А.Румянцева. «Простые поделки из пластилина». М.: «Айрис Пресс», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...