программа кружка "До-ми-соль-ка"
рабочая программа на тему

Малышева Екатерина Леонидовна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_do-mi-sol-ka.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа село Ныр Тужинского района

Кировской области

«Обсуждено»                  «Согласовано»                          «Утверждаю»

«___»              2013 г.      «       »_____2013 г.                     Директор МКОУ

Руководитель ШМО          Зам. директора по ВР              СОШ с. Ныр

     /Малышева Е. Л./                   /Лямина Л. А./                            /Тохтеева Н.Г./                                    

                                                                                              Приказ №

                                                                                              от «__»______2013 г.          

                                                                                     

                   

Рабочая программа внеурочной деятельности

художественно-эстетической направленности

 

для учащихся 1-2 классов

                 Автор-составитель:

            Малышева Е.Л.,

                          учитель начальных классов                                       

с. Ныр – 2013 г.

Пояснительная записка.

Направленность дополнительной образовательной программы

Сегодня обществу нужны здоровые, творческие, профессионально – самоопределившиеся люди. Современная педагогика говорит о том, что каждый человек рождается творцом, обладающим тем или иным талантом. В основу работы данного кружка заложена идея развития у детей творческих способностей и личностных качеств, получения дополнительного образования в области художественного творчества.

Высшая цель музыкального образования детей заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Основное средство достижения такой цели - постоянные и систематические встречи воспитанников с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества. Создание данной программы обусловлено необходимостью вовлечь как можно больше ребят в творческий процесс посредством музыкальных занятий, с помощью искусства    воспитывать чувства детей, делать благородными его помыслы и деяния.        

Важнейшим направлением, предлагаемым в программе, является формирование нравственных, эстетических качеств личности, умение воспитанников подчинять свои личные интересы более значимым,    более важным интересам кружка, класса, школы. Особо отметим, что деятельность и воспитательная работа, проводимая в объединении, должна быть направлена на развитие активности ребят, интереса и любви к музыке. Она должна быть подчинена общим задачам музыкально-эстетического воспитания школьников.

Актуальность программы.  Сегодня происходит популяризация эстрадного пения  и эстрадного танца в средствах массовой информации. Телевидение проводит телешоу «Фабрика звезд», «Народный артист», «Наш выход», «Битва хоров» и т.д. Дети с упоением смотрят эти передачи, пытаются быть похожими на полюбившихся «звезд». И в этом есть некоторые плюсы – это помогает следовать примеру своего кумира, если тот является образцом здорового образа жизни, но есть и минусы – дети не видят то, как работает артист, сколько труда он вкладывает в свое выступление на сцене. Как раз этому может помочь данная программа работы с детьми, она предлагает  окунуться в мир звуков, чудесного превращения себя в эстрадного исполнителя, танцора. Где бы дети могли себе найти такую песню, танец, музыкальное упражнение, игру, ритмично-танцевальные движения, которые были бы созвучны настроению школьника, отражали его интересы и представления об окружающем его мире, духовно развивали его и самое главное, были доступны. Тем более что дети очень любят петь песни разного жанра, им  нравятся движения под музыку: танцы, упражнения, игры.

Деятельность в эстрадном коллективе, совместные выступления несут колоссальное воспитательное значение. Дети, сплоченные в единый, дружный коллектив, обогащают свои знания и умения в области вокального искусства. Общие репетиции и выступления сближают детей, между членами коллектива устанавливаются дружественные, товарищеские отношения.

Цель дополнительной  образовательной программы –

музыкально – эстетическое развитие детей средствами вокального и танцевального искусства.

Задачи:

  • развитие музыкальности (способности воспринимать музыку), музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, фантазии, певческого голоса;
  • развитие  навыков  вокально-хорового пения на основе восприятия детьми художественного, образного музыкального материала;
  • развитие средствами музыки и ритмических движений двигательных качеств и умений;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом и музыкально - ритмическом движении;
  • воспитание интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании;
  •  воспитание чувства такта и культурных привычек.

Особенность программы.  В программе ведётся поиск нового содержания дополнительного образования и принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания и образования гармонично развитой личности, происходит приобщение школьников младших классов к музыкально-теоретическому и танцевальному искусству.

В программе предусматривается художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры и современной русской и зарубежной музыки, танца. Формирование духовно-нравственного потенциала личности происходит через освоение следующего содержания данной программы:

  • Образ России, её исторические судьбы в творчестве русских композиторов;
  • Музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношений к человеку, природе, родному краю;
  • Песня, танец как память народа, хранительница традиций, обрядов, обычаев;
  • Традиции музыкальной классики в современном искусстве.

Формирование культурно-исторической компетентности происходит через освоение следующего содержания программы:

  • Художественные направления, стили, жанры русской и зарубежной музыки, танца;
  • Народное музыкальное творчество в сопоставлении с народным искусством других стран и народностей;
  • Музыкальные и танцевальные особенности русской музыки.

Формирование художественно-практической компетенции происходит через освоение следующих творческих задач:

  • Восприятие и эмоционально-образная оценка музыкального произведения;
  • Исполнение и разыгрывание народных песен, танцев;
  • Реализация современных творческих идей в проектной деятельности, фестивалях, праздниках, конкурсах.

Возрастные и психофизиологические  особенности детей, участвующих в реализации данной программы.

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей школьного возраста  7 – 8 лет. В работе с детскими голосами педагогу необходимо учитывать особенности развития детского голоса:

7 – 10 лет – младший домутационный возрастной период. Голоса мальчиков и девочек однородны и почти все являются дисконтами. Им свойственно головное резонирование, легкий фальцет. Звук очень неровен, гласные звучат пестро. Задача педагога – добиться более ровного звучания гласных звуков на протяжении небольшого диапазона.

Приблизительно с 9-10 лет по мере развития вокальных мышц способ голосообразования начинает обретать микстовый характер. Голоса детей звучат с большей силой, обогащаются обертонами, увеличивается и диапазон.

Формы и режим занятий.

Теория и практика вокальной и танцевальной педагогики определяют следующие формы организации музыкально-танцевальной деятельности:

  • занятия пением, танцами
  • праздники и развлечения,
  • репетиционная,
  • концертная деятельность.

Занятия пением и танцами – основная форма организации воспитания, обучения, развития детей - базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей воспитанников. Продолжительность занятия – 45 минут.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу. Итого в год – 34 занятия.

В работе с младшими детьми необходимо учитывать интересы детей и  использовать  в репетиционном процессе  игровые формы обучения. В конце занятия - подведение его итогов.

Концертная деятельность способствует мобилизации всех сил, концентрации внимания, дисциплине.

        

Ожидаемые результаты, формы и способы их проверки

Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков  являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.

     Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования, танца;
  • позитивная оценка своих музыкально-танцевальных творческих способностей;
  • сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям;
  • развитие эстетического вкуса, культуры   поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • умение  строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении), танце в устной форме;
  • осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию.
  • умение целостно представлять истоки возникновения музыкально-танцевального искусства.
  • способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
  •  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • накопление  представлений о ритме, синхронном движении;
  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной  и внеурочной деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями и произведениями изобразительного искусства по заданным критериям;
  • умение устанавливать простые аналогии  (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
  • формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкально-танцевального искусства;
  • умение учиться:  решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация  информации с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
  • участие в музыкальной и танцевальной жизни класса (школы, села);
  • умение применять знания о музыке и танце вне учебного процесса
  • умение координировать свои усилия с усилиями других;
  • задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.

Учебно – тематический план

(2-й год обучения)

Раздел, название темы

Дата

Вокал и хоровое пение. 5 часов

1.

Вводное занятие. Понятие о сольном и ансамблевом пении.

2.

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

3.

Строение голосового аппарата. Правила охраны детского голоса.

4.

Вокально-певческая установка.

5.

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Формирование детского голоса. 5 часов

6.

Звукообразование. Певческое дыхание.

7.

Дикция и артикуляция. Речевые игры и упражнения.

8.

Дикция и артикуляция. Речевые игры и упражнения.

9.

Вокальные упражнения.

10.

Вокальные упражнения.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен. 9 часов

11.

Народная песня.

12.

Народная песня.

13.

Народная песня.

14.

Знакомство с произведениями русских композиторов-классиков.

15.

Знакомство с произведениями русских композиторов-классиков.

16.

Знакомство с произведениями русских композиторов-классиков.

17.

Знакомство с произведениями современных отечественных композиторов.

18.

Знакомство с произведениями современных отечественных композиторов.

19.

Знакомство с произведениями современных отечественных композиторов.

Танцевальные композиции. 11часов

20.

Упражнения на ориентировку в пространстве.

21.

Упражнения на ориентировку в пространстве.

22.

Игры под музыку.

23.

Игры под музыку.

24.

Танцевальные движения и композиции.

25.

Танцевальные движения и композиции.

26.

Танцевальные движения и композиции.

27.

Танцевальные движения и композиции.

28.

Танцевальные движения и композиции.

29.

Танцевальные движения и композиции.

30.

Танцевальные движения и композиции.

Концертно-исполнительская деятельность. 4 часа

31.

Репетиции

32.

Репетиции

33.

Выступления, концерты.

34.

Выступления, концерты.

Итого

34

Содержание программы

Второго года обучения.

Раздел, название темы

Количество часов

Вокал и хоровое пение. 5 часов

1.

Вводное занятие. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1 час

2.

Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1 час

3.

Строение голосового аппарата. Правила охраны детского голоса. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1 час

4.

Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1 час

5.

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

1 час

Формирование детского голоса. 5 часов

6.

Звукообразование. Певческое дыхание. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

 Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

1 час

7-8.

Дикция и артикуляция. Речевые игры и упражнения. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2 часа

9-10.

Вокальные упражнения. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука.

Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

2 часа

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен. 9 часов

11-13.

Народная песня. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3 часа

14-16.

Знакомство с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

3 часа

17-19.

Знакомство с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3 часа

Танцевальные композиции. 11часов

20-21.

Упражнения на ориентировку в пространстве. Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.

2 часа

22-23.

Игры под музыку. Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов И содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

24-30.

Танцевальные движения и композиции. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.

Танцы и пляски, народные игры-танцы.

Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).

Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.

7 часов

Концертно-исполнительская деятельность. 4 часа

31-32.

Репетиции. Подготовка солистов и групп (дуэтов).

33-34.

Выступления, концерты. Выступление солистов и групп (дуэтов).

Итого

34

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар:

Песни:

И.Челнокова, Е.Челнокова

♪Кот на крыше,

♪Мой щенок,

♪Наша школа,

♪Старший брат,

♪В ожидании весны,

♪Новогодняя сказка;

Т.Морозова

♪Весёлая капель

♪Я люблю рисовать

В.Ермаков

♪Подарок

♪Любимая мама

♪Снежная принцесса

Д.Трубачёв, В Трубачёва

♪Ранняя весна

♪О бабушке

♪Масленица

Женя Цыбров

♪Школьная страна

♪Дети и война

Ж.Колмогорова

♪Кунгур, тока, ру

♪Добрая песенка

Муз.Ю.Чичкова, сл.М.Пляцковского

♪Детство – это я и ты

сл.Ю.Энтина, муз Е.Крылатова

♪Прекрасное далёко из к/ф Гостья из будущего

Сл.А.Ламма, муз В.Шаинского

♪Пропала собака.

Сл. Л.Рубальской, муз. Б.Савельева.

♪Разноцветная игра.

Русские народные:

♪Во саду ли, в огороде

♪Калинка

♪Во кузнице

♪охвалялся медведь

♪Уж как шла коляда

♪Ах, солдатушки, бравы ребятушки

Танцевальные композиции:

  • Стирка
  • Слоник
  • Ракета
  • Полька
  • Попуасы
  • Летька-енька
  • Буги-вуги
  • Травольта
  • Танец с зонтиками
  • Кадриль

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

Голосовые возможности детей.

Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и прочее.

Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный «а», например, по мажорной гамме.

В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границы натуральных регистров.

Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы – фа второй октавы, и отмечают как верхний предел голоса. При оценке голосового диапазона необученного певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.

Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка.

Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается.

В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотной интонации и преимущественное использование голосового регистра.

По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы:

1) с чисто грудным звучанием;

2) микст, близкий к грудному типу;

3) микст, близкий к фальцетному типу;

4) чистый фальцет.

Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим поющим.

Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.

Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении.

Певческое положение гортани в процессе пения

Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или «задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий, напряженный; вдобавок пение на зажатой гортани вызывает ухудшение звука, «задранность» его на верхних нотах. Кроме того, при «задранной» гортани невозможно добиться красивого звучания крайнего верха (у высоких голосов) или крайнего низа (у низких голосов), а злоупотребление подобным «приемом» может привести к полному исчезновению последних. При правильном вдохе гортань естественно опускается вниз. В таком положении она и должна оставаться на протяжении пения, независимо от громкости и высоты звука. Если гортань «подскочила» вверх или затряслась, значит, на связки легла двойная нагрузка.

Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал установить ее (гортань) обратно в певческое положение очень легким зевком, как в момент вдоха. Этого можно также достигнуть чисто механическим путем, просто немного опустить голову.

Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей. Улыбайтесь глазами!

Проверить, правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь пальцами за лицо на уровне середины уха. При максимальном открытии рта почувствуете пальцами, как сустав открывается и закрывается – значит, рот открыт правильно.

Настройка певческих голосов детей.

При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться правильного звукообразования, то есть пения свободного, но в меру активного, без форсировки и излишнего напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого, слегка округлого.

Настройка голоса на правильное звукообразование в любом регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое стаккато, переходящее в протяжный звук. При этом действует следующий физиологический механизм. Звуковой импульс стаккато органично приводит в движение на короткий миг вместе с голосовыми связками голосовые мышцы эластичного конуса, а затем наступает расслабление. Когда после толчка атаки звук переходит в кантилену на той же высоте тона, то при этом используется уже полученная форма согласованного движения различных мышечных групп звукообразующего участка гортани. Кроме того, стаккато само по себе активизирует опорно-мышечную дыхательную функцию, что обеспечивает равномерность выдоха воздуха, а также оптимальный уровень силы звука легато.

Если сразу начать с протяжного звука, то при ненастроенном голосовом аппарате у певца голос зазвучит или вяло, или слишком напряженно по привычке от неправильного бытового пения и напряженной речи.

Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной точкой для правильного звукообразования, как бы его зародышем. Начальный отрывистый звук, переведенный на последующее за ним протяжное звучание, даст положительный результат при формировании необходимых качеств певческого звука и кантилены.

Методы работы над певческим дыханием.

На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения.

Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности.

Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2–3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с детским хором.

Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Развитие артикуляционного аппарата.

Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.

Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др.

Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот – хобыт, пятачок – пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который переходит в «а» (ок-но – акно, волна – вална). В остальных случаях звук не должен заменяться другим.

Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб – аслап; клад – кат; березка – береска; друг – друк.

Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский – децкий; скрываться – скрываца; светский – свецкий.

Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого меняются на ево и ово.

Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный – чесный; солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что – што; счастье – щастье.

В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во-тмчи-тца-тро-йка-по-что-ва-я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения.

Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле» и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но-но», «гоп-гоп», «цок-цок», «стоп-стоп»).

Вокально-певческая работа.

Певческая установка.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

– голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

– стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

– в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

– при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;

– сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Распевание.

Занятия в студии обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.

Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.

Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.

Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.

Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.

Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.

Певческое дыхание.

Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание.

Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).

Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной группы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.

Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:

– не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;

– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;

– дыхание брать незаметно и быстро;

– вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;

– чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания группы.

Дирижёрские жесты.

Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4, 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.

Дирижерские указания педагога обеспечивают:

  • Точное и одновременное начало (вступление).
  • Снятие звука.
  • Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
  • Единообразное звуковедение (legato, non legato).
  • Выравнивание строя.
  • Изменение в темпе, ритме, динамике.

Унисон.

В самом начале работы возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.

Вокальная позиция.

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.

Резонаторы – это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость – и грудные резонаторы – бронхи.

Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

Звукообразования.

В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.

Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.

Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.

Дикция.

Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.

Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.

Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.

Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у детей чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Их легкость и занимательность таят в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных, тембровых. Украшенные выразительной мимикой и жестами, они развивают творческое воображение, фантазию и доставляют огромное удовольствие детям. Разнообразие методов и приемов, применяемых в работе с одной моделью, даёт возможность каждый раз по-новому взглянуть на неё.

Слушание музыкальных произведений.

Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.

Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.

Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация. Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.

Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов. Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.

Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение.

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки. В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.

Показ-исполнение песни.

Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.

Народное творчество как основополагающее звено любой культуры – особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения – все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.

Методика разучивания песен.

Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов – слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии и художественной отработки звучания каждого из её куплетов.

При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы – поэт и композитор, и знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности.

Теоретико-аналитическая работа.

Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области вокального пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.

Концертно-исполнительская деятельность.

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.

Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблям и, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.

 Разминка

Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

Примерные упражнения:

- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;

- вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;

- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);

- круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;

- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;

- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;

- движения рук «волна»;

- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;

- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;

- работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;

- пружинка на месте по VI позиции;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;

 Общеразвивающие упражнения

Движения по линии танца и диагональ класса:

- на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «Цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Упражнения на улучшение гибкости

- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;

- ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед;

- сидя на полу в парах, наклоны вперед;

- «бабочка»;

- «лягушка»;

- полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

- полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

- полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад;

- полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад;

- «кошечка»;

- «рыбка».

 Ритмические комбинации

Отрабатываются разновидности шагов

1. Комбинация «Гуси»:

- шаги на месте;

- шаги с остановкой на каблук;

- шаги по точкам (I, III, V, VII);

- приставные шаги.

Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка».

2. Комбинация «Слоник»:

- шаг приставка, руками «нарисовать» уши;

- шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;

- пружинка на месте, в стороны;

- пружинка назад;

- колено, локоть;

- прыжки.

Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление. 

         3. Комбинация «Ладошки»

Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы

Диско танцы

Отрабатываются разновидности шагов.

      1.Танец «Стирка»

Имитируется процесс стирки белья.

- два шага вправо, два шага влево, стираем;

- полощем;

- выжимаем;

- развешиваем;

- устали.

      2. Танец «Лимбо»

- приставные шаги вперед-назад;

- приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад;       - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот.

 Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7).

Методическое обеспечение программы.

Формы занятий . Программой предусмотрено использование следующих форм занятий: занятия коллективные, групповые.

Для успешного прохождения тем используются занятия в форме игры, соревнования, беседы. Обучение пению, танцу проходит в практической деятельности воспитанника. Для повышения профессионального уровня дети участвуют в конкурсах вокального, танцевального  мастерства.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса 

В основе процесса обучения эстрадному пению, танцу лежат следующие методические принципы:

  • единство эмоционального и сознательного;
  • единство художественного и технического развития певца, танцора;
  • постепенность и последовательность в овладении мастерством пения, танца;
  • применение индивидуального подхода к учащемуся.

Методы и приёмы обучения, используемые в музыкальной и хореографической работе со школьниками, можно условно разделить на наглядные, совестные и практические.

Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:

  • образный показ педагога;
  • эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
  • подражание образам окружающей действительности;
  • приём тактильно-мышечной наглядности;
  • наглядно-слуховой прием; демонстрация эмоционально-мимических навыков;
  • использование наглядных пособий.

Словесный метод состоит из многочисленных приёмов:

  • рассказ;
  • объяснение;
  • инструкция;
  • лекция;
  • беседа;
  • анализ и обсуждение;
  • словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
  • приём раскладки хореографического па;
  • приём закрепления целостного танцевального движения-комбинации;
  • приём словесной репрезентации образа хореографического движения.

Практический метод обогащён комплексом различных приёмов, взаимосвязанных наглядностью и словом:

  • игровой приём;
  • детское «сотворчество»;
  • соревновательность и переплясность;
  • использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
  • комплексный приём обучения;
  • выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторности однотипных движений);
  • фиксация отдельных этапов хореографических движений;
  • сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
  • приём пространственной ориентации;
  • развитие основных пластических линий;
  • музыкальное сопровождение танца как методический приём;
  • хореографическая импровизация;
  • приём художественного перевоплощения.

Кроме того, в работе с младшими школьниками очень эффективный и психолого-педагогический метод:

  • приём педагогического наблюдения;
  • проблемного обучения и воспитания;
  • приём индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
  • приём подсознательной деятельности;
  • приём контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация);
  • педагогическая оценка исполнения ребёнком танцевальных упражнений.

Правильно подобранный репертуар способствует духовному и вокально – техническому росту воспитанника, определяет его творческое лицо, позволяет решить воспитательные задачи.

Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими принципами:

  • художественная ценность;
  • воспитательное значение;
  • доступность музыкального и литературного текста;
  • разнообразие жанров и стилей

Немаловажным приемом в обучении является мотивация к занятиям.

Техническое оснащение занятий

просторное, звукоизолированное помещение

наличие усилительной голосовой аппаратуры с широкополосными микрофонами на стойках,

компьютер,

музыкальный центр,

усилительные колонки,

проектор,

интерактивная доска, экран,

DVD, СД  диски,

атрибуты для танцев (веера, обручи, ленточки, платочки, скакалки, флажки, бантики).

Список литературы

Абелян Л. Как Рыжик научился петь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста.-М:.,1989

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998.

Апраксина О. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними.

Варламов А. Полная школа пения: В 3 ч.-М:.,1975.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг - Серия «Мир медицины». – СПб:. Издательство «Лань», 2000.

Менабени А.Г .Методика обучения сольному пению: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов.-М:. Просвещение, 1987.-95 с:.ил.

Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. Пособме для Студ. Муз.-пед. Отд. И фак.сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. –М:. Издательский центр «Академия», 1999.

Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – Альманах (выпуск 14-й), редакция журнала «Физкультура и спорт» 1999г., 2000 г.

Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/ азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия: У тебя получится:/М:. Аквариум, 1997.

Базарова Н.П. Классический танец. – Л.: Искусство, 1975.

Базарова Н.П. и Мей В.П. Азбука классического танца Л - М., 1964.

Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1991. – 34 с.

Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.пособие.-СПб.:Издательство «Музыкальная палитра»,2004.-36с.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство. 1980.

Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1968,64

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учеб. Пособие для студ. Вузов культуры и искусств. - М.:  Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ  САЙТЫ:

1. www.edu.ru/ Российское образование федеральный портал

2. http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений.

3. http://ps.1september.ru Газета «Первое сентября»

4. http://www.globaldance.info/

5.  www.dancesport.ru - самый популярный сайт о спортивных бальных танцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...