Птицы-наши друзья
классный час на тему
Классный час о том, как надо заботиться о птицах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy-nashi_druzya.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: «Птицы – наши пернатые друзья»
Цели:
- Развивать познавательный интерес к изучению животных, раскрыть практическое значение птиц в природе.
- Развивать мышление, расширять кругозор и эрудицию учащихся.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация;
- выставка книг «Наши пернатые друзья»;
- наглядный материал – карточки с названиями птиц.
Ход урока
- Организационный момент
- Что нам нужно, чтобы урок прошел успешно? (Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, уметь исправить и дополнить ответ товарища, работать быстро, дружно.)
- Вводная беседа.
- Начнём наш урок с игры «Угадай-ка».
(Слайды 1-3)
(Воробей) (Ласточка)
(Сорока) (Грач)
(Синица) (Снегирь)
- О ком пойдет речь на уроке? (Слайд 4)
- Кто такие птицы? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.)
(Слайд 5)
- Польза птиц
- Птиц называют «пернатыми друзьями». Как вы думаете почему?
(Слайд 6)
Птицы спасают посевы от грызунов. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг.
- Уничтожают вредителей растений. За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит сам и от этого совсем не растолстеет, так как много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
- Снижают засорённость полей. Многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие склёвывают семена и плоды сорняков.
- Многие птицы – санитары. Коршуны, грифы, орлы и другие птицы повсюду высматривают трупы павших зверей и птиц и уничтожают их, питаются на свалках и помойках, таким образом, способствуют оздоровлению местности.
- Способствуют распространению семян. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, плоды шиповника, барбариса. Прожорливость свиристелей так велика, что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод и плодов в не переваренном виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели способствуют распространению растений.
- Благодаря птицам человек изобрёл самолет. Внимательно изучив крылья разных птиц, птичий полёт, строение тела учёные изобрёли самолёт.
- Классификация птиц
- В природе существует большое многообразие птиц. В лесу, в поле, на реке, в населенных пунктах - везде живут разные виды птиц. Предлагаю вам карточки с названиями птиц. Разделите птиц на группы. (Групповая работа)
(Слайд 7)
- Какие группы получились?
Результат работы:
(Слайды 8-9)
Вариант I
Вариант II
- Каких птиц называют перелётными?
(Перелётные птицы – это птицы, совершающие регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.)
- Каких птиц называют осёдлыми?
(Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой территории и за пределы её не перемещаются.)
- Каких птиц называют кочующими?
(Кочующие птицы - это птицы, которые перемещаются с одного места на другое на относительно недалекие расстояния и ненадолго в поисках пищи.)
- Почему некоторые птицы с наступлением холодов улетают в тёплые края? (Многие перелетные птицы питаются насекомыми. С наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поисках пищи птицы улетают в теплые края.)
- Почему оседлые птицы не улетают в теплые края?
(Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. )
- Запасы на зиму
(Слайд 10)
- В конце лета некоторые зимующие птицы делают запасы на зиму. Это синицы, поползни и др. Послушайте произведение Николая Сладкова «Синичий запас».
Синичий запас
Собирать в запас - значит себя спасать. Каждый спасает себя на свой лад. Суслик зерно с полей ворует и прячет в свою нору. Даже особые кладовые роет для ворованного зерна. Водяная крыса забивает норки картошкой. До пуда, бывает, натаскает. Сыч на зиму замораживает в дупле, как в холодильнике, мышей и птичек. У одного такого запасливого сыча нашли однажды целых два килограмма лесных мышей! А один горностай сложил в норе пять водяных крыс, семь полёвок, синичку, гадюку, ящерицу, тритона, лягушку и плавунца!
Всё это - на чёрный день.
Запасают, как могут, где могут. Все по-разному, но все для себя: в своей кладовой, в своём дупле, в своей норе.
И только одни весёлые синички-хохлатки собирают запасы совсем не так. Хоть они и весёлые, но и у них бывают чёрные дни. И потому запасают они неустанно. Жучок, паучок, муха - годится. Семечко, зёрнышко, ягодка подойдёт. Нет у них собственных кладовых: ни норок, ни дупел. Была бы удобная трещинка в коре, особенно под сучком, куда не пробьётся ни дождь, ни ветер.
В лесу деревьев - не сосчитать. И на каждом найдётся укромная трещинка. С дерева на дерево, с сучка на сучок, от трещинки к трещинке. Куда жука, куда зёрнышко; осенью еды много. А зимой и сушёному комару будешь рад.
Сотни деревьев, тысячи кладовых. Но разве все их запомнишь? А их и не надо запоминать: кладовые-то эти для всех! Не всё ли равно, чей запас ты найдёшь: свой или чужой? Ты чей-то склевал, и твой кто-то забрал. Ты для всех, и все для тебя.
Чёрный день всем страшен: всем надо иметь запас. А собирать его можно по-разному. Можно как крыса - только себе. Или как синичка-хохлатка - для всех.
- Некоторые птички делают запасы в своем дупле. А как делают запасы синички-хохлатки?
- Какие запасы делают синички на зиму?
- Хватает ли этих запасов на долгую суровую зиму?
- Охрана птиц зимой. Эскиз кормушки
- Зимой наступают тяжелые времена для птиц. Но, не смотря на то, что некоторые птицы делают на зиму запасы, тысячами они гибнут в суровые месяцы зимы. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Почему это происходит?
(Потому что птицам не хватает корма. Насекомые в зимней спячке. Плоды, ягоды, семена трав под снегом. )
- А как мы можем помочь птицам пережить долгие зимние месяцы?
(Смастерить кормушки, повесить их на деревья и каждый день кормить птиц).
- Подкормить птиц в зимний период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться весны. Конечно же, это возможно, если мы с вами смастерим кормушки.
- Из чего можно сделать кормушку? (Из коробки из-под сока, из пластиковой бутылки, из фанеры, дерева и др. материалов.)
(Слайд 11)
- Придумайте и начертите эскиз кормушки. (Групповая работа)
Обсуждение результатов работы
- Рассмотрим эскизы кормушек. Какие кормушки наиболее удачные? Какие самые надёжные?
(Закрытые кормушки самые надежные. Обязательное условие - защита корма в них от ветра, снега, дождя. Кормушка должна быть доступной для птиц и недоступной для хищников. )
(Слайд 12)
- Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Рассмотрите, какие кормушки из разных материалов сделали люди. (Слайд 13)
- Подкормка птиц
- Как вы думаете, когда лучше вывешивать кормушки?
(Кормушки лучше вывешивать осенью – в ноябре. В это время птицам еще нетрудно находить корм и в других местах, но, подкармливаясь на кормушках, они постепенно привыкают к ним, запоминают их расположение. )
- Чем можно подкармливать птиц?
(Лучшим кормом для птиц будут различные семена: арбуза, дыни, тыквы, кабачков, подсолнечника, овса и проса. Но можно засыпать в кормушки и различные крупы и хлебные крошки. Крупные семена желательно раздавливать. А крошки хлеба и остатки каш надо смочить растительным маслом, чтобы они не смерзались. Такие птицы как синицы, с удовольствием будут клевать на кормушках крошки сыра, творога, расклевывать кусочки мяса и несоленого сала, так как соль для птиц – яд. Любят птицы размоченные сухофрукты и грибы. )
- Какие правила надо соблюдать при подкормке птиц?
(Слайд 14)
- Зимняя подкормка птиц обязательно должна быть систематической, без перерывов, иначе она принесет вред. Привыкнув находить корм на определенном месте каждый день, птицы, вдруг не найдя его, не полетят сразу в другое место, а будут ждать, терять время и силы, и в морозные дни могут погибнуть.
- Продукты для подкормки должны быть свежими. Прокисшие или заплесневелые продукты вызывают у птиц острые кишечные расстройства и даже могут привести к гибели. А ржаной хлеб разбухает в зобиках птиц и может вызвать их гибель.
- Раз в неделю кормушки надо очищать от снега и мусора.
- Заканчивать подкормку нужно тогда, когда дневная температура станет выше нуля и основные корма станут доступными.
- Слушание стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц зимой»
(Подготовленный ученик)
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Обзор литературы
- Библиотекари школы и города подобрали для вас интересные произведения о птицах и их жизни. Это рассказы и сказки В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Г. Скребицкого; Красная книга, в которой вы можете найти информацию о редких птицах. И это далеко не все произведения о наших пернатых друзьях. Вы можете сходить в библиотеки школы и города, выбрать интересующие вас книги и познакомиться со многими интересными фактами из жизни птиц.
- Кроссворд «Знаете ли вы птиц»
(Слайд 15)
- Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой.
(Поползень)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
- С наступлением холодов эта птица появляется в населённых пунктах. Питается
кусочками мяса, сала, крупой, крошками хлеба. (Синица)
- Эта птица делает запасы на зиму? (Сыч)
- В холодную пору эти птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу,
нахохлившись. (Воробьи)
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
- Эта птица обитатель таёжных лесов. У этой птицы снежное имя. (Снегирь)
- Эта птица способствуют распространению растений. (Свиристель)
- Эту птицу называют воровкой. Любит ухватить, что плохо лежит. (Сорока)
- Какая птица ночуют, зарывшись в снегу? (Глухарь)
- Эта птица является символом мира и дружбы. (Голубь)
- Эту осёдлую птицу можно научить говорить отдельные слова, фразы. (Ворона)
- Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка)
- Эта птица не только врач, еще и плотник. За свою жизнь выдалбливает
десятки дупел, которые служат домиками для птиц. (Дятел)
8с | 13к | |||||||||||||
5в | в | у | ||||||||||||
2к | о | и | к | |||||||||||
л | р | р | 9с | у | ||||||||||
ё | 4с | о | и | о | ш | |||||||||
с | 3с | ы | б | 6д | с | р | 10г | 11г | к | 14д | ||||
1п | т | и | ч | ь | я | 7с | т | о | л | о | 12в | а | я | |
о | н | и | т | н | е | к | у | л | о | т | ||||
п | и | е | е | л | а | х | у | р | е | |||||
о | ц | л | г | ь | а | б | о | л | ||||||
л | а | и | р | ь | н | |||||||||
з | р | ь | а | |||||||||||
е | ь | |||||||||||||
н | ||||||||||||||
ь |
- Какая здесь птица лишняя? (Кукушка – перелетная птица.)
- Итоговая рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Где вам могут пригодиться полученные знания?
- Где можно получить информацию о жизни птиц?
- Как каждый из нас может помочь зимующим птицам?
- Кому было работать интересно?
- Если около вашего дома будет висеть своя кормушка, птицы быстро привыкнут к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать интересные факты наблюдения. Птицы обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней, и богатым урожаем вашего огорода, спасённым от вредителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»
Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...
Познавательно- развлекательная игра "ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ"
Данная игра помогает вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадк...
Птицы - наши пернатые друзья.
На уроке дети обощают свои знания о птицах, а также узнают о птицах, занесенных в Красную книгу. На уроке проводятся игры, соревнование, конкурсы....
«Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя!" КВН
Данное внеклассное мероприятие поможет учителям начальных классов расширить знания учащихся о птицах - наших пернатых друзьях....
Внеклассное мероприятие "Птицы наши -пернатые друзья"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа» Внеклассного мероприятие КВН«Птицы -наши пернатые друзья»...
Интерактивная викторина " Птицы-наши пернатые друзья"
Интерактивная викторина " Птицы-наши пернатые друзья" будет полезна учителям начальных классов при подготовке к урокам окружающего мира,а также к занятиям по внеурочной деятельности. Предста...
«Птицы - наши верные друзья».
Развитие интереса к жизни птиц, слухового и зрительного внимания, мышления и памяти детей.Учить различать птиц на картинках и иллюстрациях.Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать лю...