Дифференцированный подход в работе с родителями в классах казачьей направленности.
материал на тему

Мазыева Анна Валериевна

Целью данного опытa  является создание условий для активизации  процесса воспитания и совместных практических действий с родителями, содействующих счастливому развитию ребенка, его успешной социализации и самореализации, а так же привитие духовных ценностей и традиций кубанского казачества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_1_mazyeva_a.v.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Мазыева Анна Валериевна-учитель начальных классов казачьей направленности МБОУ СОШ №16 муниципального образования г.-к. Анапа.

Тема моего выступления: Дифференцированный подход в работе с родителями в классах казачьей направленности.

2 слайд

Целью данного опытa  является создание условий для активизации  процесса воспитания и совместных практических действий с родителями, содействующих счастливому развитию ребенка, его успешной социализации и самореализации, а так же привитие духовных ценностей и традиций кубанского казачества.

Для достижения целей существует  ряд задач: 

1.Создать условия для конструктивного взаимодействия: родитель – учащийся - учитель;

2.Организовать просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;

3. Организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия казачьей направленности.

3 слайд

Антон Семенович Макаренко писал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Актуализация темы.

        Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Опыт работы

Изучив литературу, я для себя выделила наиболее важные моменты:

4 слайд

        Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи. Это позволяет педагогу ближе познакомиться, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

    Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.

Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Как я реализую это на практике.

        В 2014 году я набрала, впервые в нашей школе, класс казачьей направленности. Как и везде, все новое принимается с трудом. Поэтому класс формировался тяжело. Как правило, родители «трудных» детей из трудных семей выбирали этот класс для перевоспитания своих чад. Таким образом, класс получился «тяжелым» в плане поведения и успеваемости. Я, как педагог, столкнулась с проблемой: как организовать, заинтересовать, дисциплинировать, сплотить моих учеников и привлечь к воспитательному процессу их родителей.

5 слайд

        Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу с детьми, и с коллективом родителей. Диагностика помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность выбрать правильную линию поведения с родителями. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию.

Для чего классному руководителю нужна информация о семье?

• Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка

• Для привлечения родителей к работе класса

• Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».

Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?

Социально-демографический портрет семьи.

• Состав семьи.

• Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.

• Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации).

 Культурный потенциал семьи.

• Образ жизни семьи.

Организация и принципы семейного воспитания.

• Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.

• Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.

Взаимоотношения родителей с классом.

• Желание принимать участие в жизни класса

6 слайд

        Существует большое количество разработанных анкет и диагностических методик разных авторов для получения необходимой информации. Их можно найти в сети Интернет и психолого-педагогической литературе. Некоторые из анкет представлены в презентации.

7 слайд

        После проведения анкетирования формируется социальный паспорт класса, который имеется у каждого классного руководителя, на основании которого и строится дальнейшая работа с родителями.

        

        Далее строится и планируется просветительская, консультационная и коррекционная работа:

  • Просвещение родителей по интересующим их вопросам с привлечением специалистов различных направлений.
  • Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
  • Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения.
  • Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций.
  • Индивидуально-профилактическая работа с родителями слабоуспевающих и одаренных детей.

8 слайд

        Проводя анкетирование родителей «О желании принимать участие в жизни школы и класса», диаграмму которого Вы видите на слайде, становится понятно, что большая часть родителей не прочь принимать участие в мероприятиях. Это оказалось очень кстати, так класс казачий и особое внимание уделяется организационной работе:

        Совместно с родителями мы наметили план деятельности, рассчитанный на 4 года. На первом родительском собрании выбран родительский комитет. Все родители распределены по инициативным творческим группам: «Культура и творчество», «Спорт и здоровье», «Труд и хозяйство», «Туризм и экскурсии». По желанию родители выбирали вид деятельности, в котором они могут оказать содействие, помощь. Члены родительского комитета становятся не только инициаторами дел в классе, но и полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

9 слайд        

  • В классе проводятся уже ставшие традиционными творческие и тематические казачьи мероприятия: «Кубанская ярмарка», «День матери-Казачки», «День казака», «Колядки», «Масленица», «Рождество». Родители принимают участие в оформлении мероприятий, необходимой атрибутики, пошиве костюмов. Также участвуют в сценках, помогают детям делать поделки, организуют чаепития. Праздники получаются очень яркими, веселыми и по-семейному теплыми.

10 лайд

  • Проведение военно-спортивных мероприятий. Где мамы принимают активное участие как болельщики, а папы в качестве наставников и тренеров.

        11 слайд

  • Коллективные выезды на экскурсии – дети вместе с родителями в полном составе.
  • Проведение родительских собраний, конференций, диспутов, встреч.
  • Дни коллективного отдыха родителей и детей. В нашем классе это стало еще одной традицией, родители и дети всем классом выезжают на отдых: в лес, на море, на конные прогулки и т.д. Делают это даже во время летних каникул.

Результат деятельности

Подводя итог работы, я могу отметить, что дифференцированный подход к работе с родителями дает положительный результат:

12 слайд

  • в классе достигнут оптимальный уровень взаимодействия педагога и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства;
  • повысился уровень педагогической культуры родителей;
  • благодаря активному участию родителей в педагогическом процессе, повысилась самооценка детей.

Практика показывает, если родительский коллектив сплочен, то и ученики дружны, о чем мечтает каждый классный руководитель. В таком коллективе, если на праздник не смог прийти родитель, то ребенок не будет стоять, как сирота. Ведь каждый родитель переживает не только за своего ребенка, но и за весь класс в целом. Коллектив стал одной дружной семьей.

13 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...

Влияние организации учебно-воспитательной работы в классе казачьей направленности на уровень школьной мотивации

Низкая школьная мотивация – проблема сегодняшнего дня. Воспитание в классах казачьей направленности – один из способов решения этой проблемы.  Основой данного опыта является идея о вл...

«Дифференцированный подход в работе с родителями, имеющие ребенка с отклонениями в развитии в условиях ГБУ СО СРЦ «Волжанка»».

Данная работа содержит теоретический и практический материал для индивидуальной и групповой работы с родителями в условиях ГБУ СО СРЦН "Волжанка"...

программа воспитательной работы в классе казачьей направленности

Важнейшей задачей современного общества является воспитание гражданина и патриота своей страны. Решение этой задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность. Со...

Конкурсная работа "Модель воспитания и социализации класса казачьей направленности"

Конкурсная работа "Модель воспитания и социализации класса казачьей направленности", занявшая I место в муниципальном конкурсе "За успехи в воспитании" в номинации "Лучший кла...