Конкурсная работа "Модель воспитания и социализации класса казачьей направленности"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Конкурсная работа "Модель воспитания и социализации класса казачьей направленности", занявшая I место в муниципальном конкурсе "За успехи в воспитании" в номинации "Лучший классный руководитель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valaki._konkursnaya_rabota.doc | 332 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель воспитания и социализации класса казачьей направленности
Валаки Натальи Николаевны,
учителя начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа №1.
р.п. Усть-Донецкий
2020г
Валаки Наталья Николаевна - учитель начальных классов МБОУ Усть-Донецкой средней общеобразовательной школы № 1. Стаж работы 28 лет, образование – высшее, категория – высшая. За многолетний добросовестный труд и успехи в воспитании, личный вклад в развитие системы образования награждена Благодарственным письмом Главы Администрации Усть-Донецкого района (2016 год), Благодарностью Главы Администрации Усть-Донецкого района (2018 год), Благодарственным письмом министерства общего и профессионального образования Ростовской области (2019г.), медалью Лауреата-Победителя Всероссийской интернет-акции «Творческие работы и методические разработки педагогов» (2016 год), Благодарственным письмом За активное участие в международном конкурсе «Учитель года 2018» по версии сайта «Молодежное движение». За участие в муниципальном конкурсе «Учитель года - 2017» в номинации «Учитель» отмечена Грамотой начальника отдела образования Администрации Усть-Донецкого района.
Принимала участие в заочном этапе Профессионального конкурса «Учитель будущего-2020».
____________________________________________________________
Приоритетной задачей в сфере воспитания и социализации детей в современной системе образования Российской Федерации является развитие высоконравственной личности, разделяющей отечественные традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, cпособной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному cозиданию и защите Родины.
Данная социально-воспитательная стратегия, а также изменения в общественно-политической жизни, процессы реабилитации казачества обусловили создание и широкое распространение в Ростовской области образовательных учреждений казачьей направленности.
В силу этой тенденции педагогический коллектив МБОУ УДСОШ№1 разработал инновационный образовательный проект «Проектирование и построение «Школы донской народной культуры» как модели успешной социализации обучающихся» и приступил к его реализации.
Регионализация образования, гражданско-патриотическое воспитание и развитие детей на историко-культурных и нравственных традициях России и Донского края получили новый, мощный импульс в связи с принятием Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный Правительством РФ от 29.05.2015 №996-р.
Сложившиеся обстоятельства создали предпосылки для разработки педагогами школы комплексной культурно-образовательной и социально-воспитательной программы «Донщина-родина моя», призванной стать не только для педколлектива МБОУ УДСОШ№1, но и для всего муниципального педагогического сообщества содержательной и организационно-методической основой патриотического воспитания подрастающего поколения.
Ориентируясь на программу воспитания и социализации школы, мною была разработана воспитательная модель класса казачьей направленности (приложение 1) и программа воспитательной работы «Донские казачата» (приложение 2), рассчитанная на социализацию и воспитание детей с 1 по 4 класс. Программа воспитательной работы моего класса опирается на интеллектуально-познавательный потенциал детей, их культурный и социальный опыт и включает семь направлений деятельности (подпрограмм):
1 Подпрограмма «Растим сынов Отечества»
(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);
2Подпрограмма «Духовность возродит Россию» (воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания);
3 Подпрограмма «Жизнь дана на добрые дела» (воспитание трудолюбия, cознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии);
4 Подпрограмма «Край родной, навек любимый» (географическое краеведение, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологического сознания, культуры здорового образа жизни);
5 Подпрограмма «Истоки» (историческое и литературное краеведение, туризм, поисковая работа, изучение и воспитание на историко-культурных традициях России, Донского края и донского казачества);
6 Подпрограмма «Сильна семья- сильна держава»
(поддержка семейного воспитания, создание условий для участия семьи в воспитательной деятельности школы, популяризация лучшего опыта воспитания детей в казачьих семьях, изучение донских семейных традиций);
7 Подпрограмма «Красота спасёт мир» (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ гармонии эстетической культуры, эстетических идеалов, приобщение учащихся к творчеству и народному искусству).
В классе казачьей направленности реализуются дополнительные образовательные программы и программы внеурочной деятельности, ориентированные на изучение истории и культуры донского казачества, социальной адаптации в жизни.
Первыми помощниками в реализации программы воспитания являются родители моих учеников. Убеждена, что только в тесном контакте: учитель-ученик-родитель можно создать настоящий сплочённый коллектив, развить творческие способности школьника, воспитать у него любовь к родному краю, бережное отношение к природе, а в целом воспитать всесторонне развитую личность.
Критерий 1. Позитивная динамика уровня воспитанности учащихся класса казачьей направленности.
1.Уровень социальной зрелости ученического коллектива
Уровень воспитанности учащихся класса я определяю с помощью ориентировочной диагностической программы изучения уровней проявления воспитанности черт характера младшего школьника.
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности черт характера младшего школьника
Показатели воспитанности | Признаки и уровни проявления формирующихся черт характера | |||
Ярко проявляются 3 уровень | Проявляются 2 уровень | Слабо проявляются 1 уровень | Не проявляются 0 уровень | |
Любовь к природе | Бережет природу и побуждает к бережному отношению других | Любит и бережет природу | Участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя | Природу не ценит и не бережет |
Гордость за свою страну | Находит дела и организует других | Находит дела на пользу Отечеству | Участвует при поддержке со стороны учителя | Не принимает участия |
Познавательная активность | Сам много знает и обсуждает с друзьями узнанное | Сам много читает | Читает при побуждении взрослых | Не читает, на побуждение не реагирует |
Саморазвитие | Есть любимое полезное увлечение,к которому привлекает товарищей | Есть любимое полезное увлечение | Нет увлечения, во внеурочной деятельности участвует при побуждении со стороны учителя | Во внеурочной деятельности не участвует |
Осознание значимости труда | Сам находит работу по силам и помогает товарищам | Осознает значение труда | Трудится при наличии контроля | Участия в труде не принимает |
Милосердие | Сочувствует и помогает слабым и настраивает на это других | Сочувствует и помогает слабым и больным | Помогает при наличии поручения | Неотзывчив, жесток |
Честность | Честен, не терпит проявления лжи со стороны других | Честен в отношениях с товарищами и взрослыми | Не всегда честен | нечестен |
Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | Добровольно соблюдает правила, требует этого от других | Добровольно соблюдает правила, не заботится о других | Соблюдает при наличии контроля | Не соблюдает правила |
Результаты позитивной динамики уровня воспитанности учащихся класса казачьей направленности представлены в таблице.
Показатели воспитанности | Признаки и уровни проявления формирующихся черт характера | ||
2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 | |
Любовь к природе | 1 уровень | 1-2 уровень | 2-3 уровень |
Гордость за свою страну | 1-2 уровень | 1-2 уровень | 2-3 уровень |
Познавательная активность | 1-2 уровень | 1-2 уровень | 2-3 уровень |
Саморазвитие | 1 уровень | 1-2 уровень | 2-3 уровень |
Осознание значимости труда | 1-2 уровень | 1-2 уровень | 2-3 уровень |
Милосердие | 1-2 уровень | 2 уровень | 2-3 уровень |
Честность | 1-2 уровень | 2 уровень | 2-3 уровень |
Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 1 уровень | 1-2 уровень | 2-3 уровень |
2. Динамика охвата детей дополнительным образованием.
В рамках основной образовательной деятельности в моем классе реализуются курс «Основы православной культуры». Проведена интеграция этнокультурного компонента (модуля) в содержание традиционных предметов: «Литература Донского края» (в курсе «Литературное чтение»), «Природа Донского края» в курсе «Окружающий мир», «Художественная роспись» в курсе ИЗО.
В рамках внеурочной деятельности реализуются курсы: «Доноведение», «Русь святая в пословицах и поговорках», «Сказки и песни Тихого Дона», «Казачьи игры и забавы», «Первоначальное обучение плаванию», «Статен в строю», «Соловушка».
Ученики моего класса занимаются в объединениях дополнительного образования: «Задоринка» (народные песни), «Каблучок» (народные танцы).
Также ребята моего класса посещают кружки и секции ДЮСШ, ДДТ, музыкальную и художественную школы.
Год обучения | Общий охват учащихся | По направлениям | ||
спортивные | творческие | технические | ||
2017-2018 | 100% | 13 чел. | 25 чел. | 4 чел |
2018-2019 | 100% | 15 чел. | 25 чел. | 5 чел. |
2019-2020 | 100% | 18 чел | 25 чел. |
|
3.Динамика уровня гражданского, нравственного и культурного развития воспитанников
В качестве достигнутых результатов по реализации воспитательной программы класса «Донские казачата» и программы воспитания и социализации школы «Донщина – родина моя» за три года можно выделить следующее:
-мною сделан анализ эффективности сложившейся в классе системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
-осуществлено проектирование и построение модели успешной социализации детей средствами общего и дополнительного образования, внеурочной деятельности в условиях «Школы донской народной культуры».
Динамика уровня нравственного и культурного развития воспитанников | |||
Показатели воспитанности | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 |
Отношение к обществу | 76% | 88% | 100% |
Отношение к умственному труду | 72% | 84% | 92% |
Отношение к физическому труду | 76% | 80% | 96% |
Отношение к людям | 64% | 72% | 84% |
Отношение к себе | 60% | 80% | 88% |
4. Отсутствие правонарушений или позитивная тенденция к их сокращению.
В течение всего периода обучения и воспитания нет ни одного обучающегося, состоящего на внутришкольном контроле.
Годы обучения | Кол-во детей, состоящих на внутришкольном учёте. |
2017-2018 | 0 чел. |
2018-2019 | 0 чел. |
2019-2020 | 0 чел. |
Однако в классе есть гиперактивные дети, которых в начальной школе становится все больше. Это дети, которые с трудом адаптируются к школе, имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
В помощь таким детям я провожу специальные игры и упражнения, которые помогают снять напряжение и усталость, сосредоточиться на выполнении задания, развивают навыки самоконтроля. Также в своей работе использую тематические классные часы «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?», «Правда и ложь – какие они?», «Мои мечты и мои желания», «Что значит быть ответственным», «Эгоисты. Кто они такие?», «Что такое характер?», «Душевность и бездушность», «Чем ты сильнее, тем будь добрее», «Помогая другим, помогаешь себе», «Я рисую добро», «Без истока нет реки». Провожу «Уроки нравственности», приглашая людей, демонстрирующих высокие нравственные качества; акции: «Добру откроются сердца», «Делами добрыми едины»; родительские собрания: «Любовь передаётся по наследству», «Сила подражания», «Виды родительского авторитета и их воспитательное значение», «Воспитание других включается в воспитание себя».
Стараюсь вовлекать гиперактивных детей в беседу, в проведение классных мероприятий, стремлюсь заинтересовать внеклассными занятиями, провожу с ними индивидуальные беседы, в ходе которых подвожу ребёнка к правильному выводу, а затем внимательно выслушиваю его доводы и только после этого даю свои советы.
Таким образом, реализация моей воспитательной программы способствует успешному развитию как личности каждого ребёнка, так и становлению детского коллектива в целом.
5. Уровень учебной мотивации и самоорганизации ребенка в учебной и досуговой деятельности
Потенциальные возможности ребенка могут в полной мере проявиться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной и досуговой деятельности. Целью моей воспитательной работы в данном вопросе является моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие умения организовать работу без помощи и стимуляции со стороны учителя. Данную цель достигаю с помощью следующих задач:
- организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественные отношения;
- коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному развитию всех способностей школьника и их формирования.
Я провела среди учеников класса мониторинг по выявлению уровня учебной мотивации и получила следующие результаты:
Уровень учебной мотивации | Кол-во человек | % |
высокий | 5 человек | 20 % |
средний | 11 человек | 44 % |
ниже среднего | 6 человека | 24 % |
низкая | 3 человека | 12% |
Этот мониторинг показал, что мне, как классному руководителю, рано ещё успокаиваться, так как есть над чем работать.
6. Удовлетворённость родителей воспитательной системой класса (по итогам анкет, опросов).
Важными участниками учебно-воспитательного процесса являются родители. Мною было проведено анкетирование родителей с целью выявления удовлетворённости ими воспитательной системой класса.
Годы обучения | Проведённые анкеты |
2017-2018 | «Воспитательная система в нашем классе: плюсы и минусы» |
2018-2019 | «Анкета по выявлению уровня удовлетворенности качеством воспитательной системы в классе». |
2019-2020 | «Удовлетворенность родителей качеством предоставления организацией услуги». |
Проанализировав анкеты родителей, получила хорошие результаты, которые ещё раз подтвердили правильность выбранной модели воспитательной работы.
Удовлетворенность родителей воспитательной системой | |||
Учебный год | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 |
Удовлетворены | 96% | 100% | 100% |
Не удовлетворены | 4% | 0% | 0% |
Критерий 2. Использование современных инновационных технологий воспитания и развития деятельности классного руководителя.
1. Участие классного руководителя в опытно-экспериментальной и инновационной работе по проблемам воспитания.
В 2017 году Усть-Донецкая школа №1 стала областной инновационной площадкой по реализации проекта «Проектирование и построение «Школы донской народной культуры» как модели успешной социализации обучающихся». В рамках этого инновационного проекта я приняла участие в разработке методических материалов воспитательной программы школы «Донщина – родина моя». На протяжении трех лет участвую в реализации программы воспитания, приняла участие в районном научно-методическом семинаре «Современные подходы к организации внеурочной деятельности в рамках проектирования и построения «Школы донской народной культуры» как модели успешной социализации обучающихся» (октябрь 2017), межрегиональном семинаре «Интеграция основного и дополнительного образования как один из факторов достижения успешности обучающихся (2017)», в работе секции «Цели и ценности формирования российской гражданской идентичности в условиях модернизации образования» Всероссийской научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи - вопрос национальной безопасности» (г. Ростов не Дону, апрель 2018г); была участником районного круглого стола по теме «Использование регионального компонента в образовательном процессе: опыт, проблемы, перспективы развития» (апрель 2018г); выступала с докладом на районном семинаре «Казачьи семейные традиции и современный воспитательный процесс» (декабрь 2019). Вместе с ребятами класса представляла исследовательскую работу на районной интерактивной выставке «Первые открытия» в рамках педагогической августовской конференции «Достижение стратегических целей национального проекта «Образование»: приоритетные задачи и пути их решения» (приложение № 3).
2. Разработка и реализация авторских программ воспитательной и социокультурной направленности, программ внеурочной деятельности.
Разработала воспитательную программу класса казачьей направленности «Донские казачата», которая рассчитана на четыре года обучения, опираясь на:
- основные направления реализации школьной программы воспитания и социализации обучающихся «Донщина- родина моя»
-программы внеурочной деятельности, ориентированные на изучение истории и культуры донского казачества.
Годы обучения | Опытно-экспериментальная и инновационная работа | Разработка и реализация авторских программ |
2017-2018 | Участие (соавторство) в разработке методических материалов воспитательной программы «Донщина – родина моя» в рамках областного инновационного проекта «Школа донской народной культуры» как модель успешной социализации обучающихся». | Реализация воспитательной программы «Донщина – родина моя» |
2018-2019 | Публикация материала в методическом пособии «Школа донской народной культуры» как модель успешной социализации обучающихся | |
2019-2020 | Предоставление материала для публикации «Инновационная практика социализации, воспитания и организация внеурочной деятельности» | Отчет о проделанной работе на семинаре «Казачьи семейные традиции и современный воспитательный процесс» |
3. Педагогическая поддержка индивидуальности школьников, осуществление мониторинга их личностного развития.
Эффективное воспитание, формирующее социально активную, культурную, высоконравственную, творческую и социализированную личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого воспитанника и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его готовности к самостоятельной жизни. Мониторинг уровня развития воспитанников позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательно-воспитательной деятельности по основным ориентирам воспитания, но и создать условия для самореализации ребёнка во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах развития. Для определения адаптации к условиям обучения использован проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (приложение №4)
Для определения уровня развития познавательных интересов был использован диагностический альбом Н.Я.Семаго, М.М.Семаго.
Уровень развития познавательных интересов | |||
Учебный год | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 |
высокий | 20% | 24% | 28% |
средний | 68% | 64% | 64% |
низкий | 12% | 12% | 8% |
4. Применение инновационных методов оценивания качества обучения и воспитания (портфолио, компетентностный подход и т.д.)
В нашей школе созданы все условия для реализации идей стандартов второго поколения, возможностей роста социальной, коммуникативной, информационной и других компетентностей личности обучающихся.
Адекватный инструмент педагогического мониторинга личностно-ориентированного образовательного процесса - методика «Портфолио».
Анализу подвергается инструментарий педагогического мониторинга обученности и воспитанности учащихся с выделением «портфолио» как адекватного измерителя прогресса и результативности учебных достижений учащихся.
В нашем классе портфолио ведётся с первого класса.
Цель: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
- поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;
- поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
- формировать навыки учебной деятельности;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации образования ученика;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.
- формировать положительную «я – концепцию».
В нашей школе разработано положение по ведению портфолио. Я познакомила родителей с этим локальным актом, провела разъяснительную работу с родителями и детьми, и вот уже четвёртый год мы создаём документ достижений каждого обучающегося.
Портфолио имеет пять разделов:
- «Мой мир»;
- «Моя учёба»;
- «Мои достижения»;
- «Моё творчество»;
- «Я оцениваю себя».
Это совместная работа учителя, родителей и детей (приложение №5)
5. Система деятельности классного руководителя по национально-региональному воспитанию на основе культурно-исторических традиций Донского края.
Одной из подпрограмм моей воспитательной программы является «Край родной, навек любимый». Подпрограмма направлена на изучение географического краеведения, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологического сознания, культуры здорового образа жизни.
Краеведческое образование формирует определённую систему знаний и умений, а также комплекс общеучебных умений, необходимых для анализа источников информации; выявления причинно-следственных связей; сравнения и проектирования, процессов и ситуаций; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм. Эстетических ценностей; соблюдения норм поведения в природе и обществе, что соответствует целям общей программы.
Развитие чувства любви к родной земле начинается с привязанности к отчему дому, к школе, к своему краю, к тому малому миру, который доступен, близок, понятен. Только после этого обучающимся становится доступно понимание того великого, единого целого, что мы называем Родиной.
Узнав, что на базе РДК открылся мини-музей «Казачья горница», мы с ребятами отправились на экскурсию. Там нас встретила хозяйка горницы библиотекарь-краевед, донская казачка Нина Петровна Ерохина. Она провела интересную экскурсию по горнице, познакомила с экспонатами музея и предложила дальнейшее сотрудничество. Так в казачьей горнице мы стали частыми гостями, потому что каждый раз нас ждет там что-то новое и интересное. В горнице произошла встреча с депутатом Законодательного собрания Ростовской области Сергеем Леонидовичем Суховенко и Главой администрации района Виктором Михайловичем Гуснаем, казаками Усть-Донецкого юрта. Благодаря сотрудничеству с ДДТ, мы посетили не только мастер-классы в разной технике исполнения: бисер и бумага, вязание крючком и спицами, расписывание батика, изготовление поделок в технике квилинга, декупаж, лепка из теста, но и экскурсии и тематические выставки. В преддверии Святой Пасхи мы посетили мастер-класс руководителя объединения «Сами с усами» ДДТ Цветковой О.Ю. и украсили пасхальные яйца в технике декупаж. Мастер-класс «Прялочка прядет-ниточку вьет» провела казачка из ст.Нижне-Кундрюченской Кулешова Любовь Герасимовна. Каждый желающий смог научиться элементарной работе с прялкой.
Конечно, казак без веры не казак. Поэтому мы с ребятами вместе с атаманом Усть-Донецкого юрта Поползиным Дмитрием Александровичем посещаем храм святого пророка Ильи. Там всегда нас рады встретить и ответить на вопросы ребят. Проводит экскурсии по храму, «православные часы», рассказывает о христианских праздниках Лесникова Екатерина Викторовна. Накануне православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы мы всем классом вместе с родителями и бабушками отправились в паломническую поездку «Православие Дона» по святым местам г.Ростова- на -Дону. В конце нашего путешествия мы посетили Ростовский Духовно-патриотический центр святого Георгия Победоносца, который содействует формированию у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите. В стенах прихода святого Георгия Победоносца по благословению правящего архиерея действует иконописная мастерская, которую мы с удовольствием посетили.
Знакомясь с обрядами и традициями казаков, мы вместе с родителями планируем и проводим мероприятия, которые помогут детям лучше узнать нашу малую родину.
Мы не только проводим мероприятия в классе, но и активно участвуем в поселковых и районных праздниках, смотрах, фестивалях.
Итогом работы являются индивидуальные и коллективные проекты учеников по изучению обрядов, быта, традиций казаков. Так во втором классе коллективным проектом стал выпуск детского журнала «Казачата», в котором ребята рассказали о жизни нашего класса (приложение№6). В третьем классе выпустили альбом «Православные праздники на Дону и традиции празднования их в нашем классе» (приложение №7).
Самым интересным является подготовка фольклорных праздников, в которых принимают участие дети, родители, наши партнеры - участники фольклорных коллективов р.п. Усть-Донецкий. Для подготовки и проведения праздников неоценимую помощь оказывает подготовка детей в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такие курсы внеурочной деятельности, как «Сказки и песни Тихого Дона», «Доноведение», «Каблучок» (народный танец), «Статен в строю», «Соловушка» (народная песня), которые мы осваиваем вместе с ребятами, позволяют проникнуть в суть казачества, изнутри изучить его особенности, почувствовать себя казаками.
Годы обучения | Посещение музеев, экскурсии | Проектная деятельность | Внеурочная деятельность | Дополнительное образование |
2017-2018 | Школьный музей ст. Нижне-Кундрюченская Музей детского движения ДДТ Музей «Казачья горница» | «Моя малая родина» «Моя семья» «Моя родословная» | «Доноведение» «Сказки и песни Тихого Дона» «Казачьи игры и забавы» «Первоначальное обучение плаванию» | «Каблучок» (народный танец) «Задоринка» (казачьи песни) |
2018-2019 | «Казачья усадьба» х.Пухляковский Храм Ильи Пророка р.п.Усть-Донецкий Экскурсия в храм ст. Нижне-Кундрюченской | «Путешествие по страницам детских журналов» | «Доноведение» «Сказки и песни Тихого Дона» «Казачьи игры и забавы» | «Каблучок» (народный танец) «Рябинушка» (народная песня) |
2019-2020 | Экскурсия «Православие Дона» по святым местам г.Ростова на Дону (Свято-Иверский монастырь, Свято-Казанский храм, Ростовский Духовно-патриотический центр святого Георгия Победоносца Экскурсия «Моя малая родина» в войсковую часть 3660 г.Новочеркасска | «Православные праздники на Дону и традиции празднования их в нашем классе» | «Соловушка» (народная песня) «Доноведение» «Сказки и песни Тихого Дона» «Статен в строю» | «Журавушка» (народный танец) «Живешь на Дону- умей плавать» |
Критерий 3. Активная позиция классного руководителя в школе.
1. Реализация социальных и культурных практик обучающихся
Мы принимаем активное участие во всех мероприятиях, проводимых в школе: танцевальных, вокальных конкурсах, театральных конкурсах, викторинах по правилам дорожного движения, конкурсах рисунков и поделок, фотоконкурсах, а также во всех предметных неделях. К любому мероприятию относимся со всей ответственностью. Я стараюсь вовлечь в работу всех обучающихся и найти всем задание по интересам. В итоге наш класс занимает призовые места во всех конкурсах.
Большую помощь в работе оказывают мои выпускники. Совместно с ними мы проводим многие мероприятия. Считаю, что такая совместная работа даёт только положительные результаты, т.к. сохраняется преемственность между начальным и средним звеном.
2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 |
Грамота в конкурсе рисунков в рамках недели окружающего мира «Первоцветы Ростовской области» и «Мой край родной» Грамота за рисунки и фотографии в рамках конкурса «61 регион»… Фестиваль детского творчества «Природа в искусстве». Грамота за активное участие. Грамота победителя фестиваля-конкурса «Мир начинается с детства». Благодарственное письмо атамана Усть-Донецкого юрта за яркое выступление и создание праздничной атмосферы на открытии турнира по плаванию среди казачьей молодежи | Диплом 3 степени в фестивале национальных культур «Дон многонациональный» Диплом 1 степени победителю школьного этапа конкурса исследовательских работ «Я исследователь» Грамота за активную работу, направленную на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества Диплом за 1 место в районном конкурсе исследовательской работы в начальной школе «Я – исследователь» | Грамота победителя в номинации «Казачья песня», в номинации «Казачий танец» в рамках фестиваля донской казачьей культуры; победитель конкурса декоративно-прикладного творчества «Прикладных дел мастер» Диплом 1 степени по итогам Всероссийского конкурса «9 мая - день Великой Победы» (видеоролик) |
2. Трансляция педагогического опыта в мастер-классах, «школе молодого учителя» и т.д.
Я являюсь наставником молодых учителей (Губина О.А., Чекина А.А.). Считаю, что моя воспитательная программа как современная инновационная технология воспитания и развития младших школьников, реализуемая мною в школе, может быть использована педагогами других школ для реализации внеурочной деятельности, обозначенной в рамках стандартов второго поколения. Я с удовольствием делюсь опытом своей работы с молодыми учителями школы, приглашая их на открытые уроки и внеклассные мероприятия.
3. Наличие изданных методических материалов из опыта деятельности классного руководителя. Публикации в СМИ.
Публикую методические материалы, разработки внеклассных мероприятий, праздников на сайтах «Копилка уроков», «Социальная сеть работников образования», «Инфоурок», «Мультиурок». Награждена дипломом победителя Всероссийского педагогического конкурса в номинации «Внеклассное мероприятие». Мои методические разработки были востребованы в рамках Всероссийской выставки РФ, в которой школа вошла в число победителей (2016г). Разработка экологического праздника «Необычная царевна» была напечатана в методическом пособии «Школа донской народной культуры» как модель успешной социализации обучающихся» (ИПК и ППРО, Ростов-на-Дон, 2018) (Приложение №8).
4. Представление опыта на конференциях, методических семинарах регионального или федерального уровней.
Приняла участие в областном фестивале «Наука в открытом доступе Педагогика» (март 2018), проходившего в Донской государственной публичной библиотеке г.Ростова-на-Дону.
Активно участвовала в секции «Цели и ценности формирования российской гражданской идентичности в условиях модернизации образования» Всероссийской научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи-вопрос национальной безопасности» (г.Ростова-на-Дону, апрель 2018г).
Принимала участие в межрегиональном семинаре «Интеграция основного и дополнительного образования как один из факторов достижения успешности обучающихся»(2017г) и межрегионального методического семинара «Современные подходы к качественному образованию в условиях ФГОС» (сентябрь 2019).
Обобщила свой опыт работы и выступила на муниципальном семинаре «Казачьи семейные традиции и современный воспитательный процесс» (декабрь 2019).
Получила хорошую оценку своей деятельности от коллег и родителей. Воспитательная модель была признана результативной, применимой в педагогической практике.
5. Участие в работе творческих групп, деятельности методических объединений.
Являюсь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов, принимаю активное участие в работе творческих групп по составлению олимпиадных заданий, проверке конкурсных работ «Я исследователь», «Умки». Имею благодарность Московского Центра непрерывного образования за участие в проведении и проверке Всероссийских проверочных работ-2017.
Критерий 4. Формирование здорового образа жизни.
- Динамика показателей здоровья воспитанников.
В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки России и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников. Определение культуры здоровья в моей воспитательной работе рассматривается как интегральная характеристика личности, включающая в себя здоровьесберегающие технологии, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом. Данные задачи решаются мною и решаются, на мой взгляд, положительно. Школа, в которой я работаю, является участницей областного проекта «Наша здоровая школа». Согласно обследованию обучающихся и медицинской статистике, количество простудных заболеваний среди учеников моего класса постепенно снижается.
Здоровье детей (по данным медсестры) | |||
Учебный год | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 |
Частота простудных заболеваний | 32% | 24% | 20% |
2. Охват детей спортивными секциями и физкультурно-массовой работой.
В базисный план по новым ФГОС внесены 3 часа физической культуры в неделю, это даёт свой положительный результат в физическом развитии подрастающего поколения. В посёлке есть прекрасный спортивный комплекс, который посещают учащиеся моего класса. Количество детей, посещающих спортивные секции в школе и учреждениях дополнительного образования, за последнее время выросло, а в спортивно-массовых мероприятиях всегда задействованы все ученики класса. Такая планомерная работа по привлечению детей к спортивно-оздоровительной деятельности приносит хорошие результаты не только для всего класса, но и для личностного развития детей. Благодаря целенаправленной работе со стороны учителя и родителей, дети приобщились к спорту, стали посещать секции футбола и греко-римской борьбы, гребли на байдарках, к 3 классу дети стали значительно реже болеть простудными заболеваниями и теперь могут похвастаться грамотами и медалями, завоеванными на соревнованиях разного уровня.
Охват детей спортивными секциями и физкультурно-массовой работой | ||
Учебный год | Спортивные секции | Физкультурно-массовая работа |
2017-2018 | 52% | 100% |
2018-2019 | 60% | 100% |
2019-2020 | 72% | 100% |
3.Успехи класса в спортивной и физкультурно-массовой работе.
Спорт и физические упражнения - важная часть сохранения и укрепления здоровья учеников. За три года обучения мною совместно с учителем физической культуры были проведены семейные спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», в которых приняли участие дети вместе с родителями. Спортивные праздники мы, как правило, проводим в канун Дня защитника Отечества, поэтому перед его началом дети поздравляют своих пап: читают стихи, поют песни и танцуют, а затем на такой весёлой ноте проводятся спортивные соревнования.
Ежегодно мой класс принимает активное участие в «Дне здоровья», в «Весёлых стартах» и спортивных соревнованиях между учащимися параллели, где традиционно занимает первые места. Это ли не показатель спортивных достижений!
А походы и экскурсии, где рядом с детьми всегда находятся родители, неизменно приносят всем большое удовлетворение. С большим удовольствием родители показывают пример детям в прыжках и беге, веселых играх и эстафетах, спортивных квестах на природе. Родители принимают самое активное участие в организации и проведении походов, придумывают забавные игры и развлечения. Огромную помощь оказывает Астахов Руслан Анатольевич как активный родитель и директор спортивной школы. Он является тренером нашего класса по плаванию. Благодаря ему за первый год учебы все дети научились плавать, окрепли, стали меньше болеть. Ученики нашего класса стали принимать участие в различных соревнованиях по плаванию. Макеев Иван и Астахова Арина - многократные победители в соревнованиях по плаванию «Золотая рыбка», а Плужников Артем выполнил норматив 2 юношеского спортивного разряда и получил в торжественной обстановке зачетную книжку пловца. На открытии турнира по плаванию среди казачьей молодежи наши ребята оказались самыми юными пловцами, но выступили очень достойно, получив грамоты.
Уровень мероприятий | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 |
Школьные мероприятия | «Папа, мама, я – спортивна семья» «Весёлые старты» «День здоровья» | «Весёлые старты» «День здоровья» Поход с родителями «Здравствуй, лето!» | «Весёлые старты» Спортивные соревнования «День здоровья» |
Районные мероприятия | Турнир по плаванию среди казачьей молодежи Соревнования по плаванию «Золотая рыбка» | Районные соревнования по легкой атлетике «Веселые старты» Новогодняя ёлка на воде (в бассейне) | Соревнования по легкой атлетике Зональные соревнования по плаванию в г Волгодонске |
4. Создание в классе благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, гуманизации отношений в коллективе.
Переступая порог школы, ребёнок превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус, впервые в жизни он становится членом общества, наделённым конкретными обязанностями. Вот именно здесь учитель выступает представителем общества: он ориентирует ребёнка в том, как себя вести, что и как делать. Каждый ребёнок хочет быть успешным и только от совместной работы учитель-ученик-родитель зависит – свершится всё это или нет. Один из основных законов начального обучения гласит, что «младший школьник должен учиться на успехе». Вся моя учебная и воспитательная деятельность направлена именно на это. В моём классе 100% успеваемость и 68 % качество знаний. Я думаю, что такой показатель достигнут благодаря созданным в классе благоприятным психологическим условиям и доброжелательным отношениям в нашем коллективе.
5.Сформированность потребности в ЗОЖ у воспитанников
Реализация воспитательной программы, проведение профилактических мероприятий по здоровому образу жизни помогают решать вопросы по сохранению и укреплению здоровья детей моего класса. Работая над проектом по созданию нашего классного журнала «Казачата», многие дети решили поделиться своими успехами в спорте и подготовили странички о своих увлечениях. Плужников Артем решил рассказать ребятам о своем увлечении плаванием, а Ковалев Сергей подготовил страничку о своем увлечении футболом. Кулыгина Елизавета стала победителем серии международных онлайн-олимпиад проекта «Я и мир вокруг меня» в номинации «Здоровый образ жизни».
В 2017 году я приняла участие во Всероссийской блиц-олимпиаде «Культура здорового образа жизни» и получила диплом победителя (1 место). А в 2018 году я получила Диплом победителя (1 место) во Всероссийской олимпиаде «Педагогический успех» в номинации: «Формирование здорового образа жизни».
Всем классом мы работали над исследовательским проектом «Сколько весит здоровье ученика?» и опубликовали свою работу в СМИ в проекте для одаренных детей «Алые паруса». (Приложение№9)
Критерий 5. Взаимодействие школы с семьей и другими социальными институтами в воспитании детей.
1. Привлечение родителей и общественных организаций к процессу социализации учащихся (по плану классного руководителя).
В целях повышения уровня воспитательной работы классов казачьей направленности предусмотрено сотрудничество и взаимодействие школы с родителями обучающихся, казачьим обществом, различными организациями поселка.
Наша первая встреча с казачьим обществом произошла 1 сентября 2017 года, когда открылся первый класс казачьей направленности. Ребят пришли поздравить казаки школьной дружины, представители городского казачьего общества. С тех пор наше взаимодействие продолжается. Мы приглашали атамана Усть-Донецкого юрта Шумкова Леонида Александровича и городского казачьего общества Болдырева А.Д. на праздник «Посвящение в казачата». Пройдя ритуал посвящения, получили в подарок от атаманов настенные часы с казачьей символикой, книги о казаках и фотоальбом, который заполнили фотографиями о наших совместных встречах и праздниках. Традицией стало встречаться с атаманом в День Всевеликого войска Донского, а также приглашать на православные праздники, казачьи посиделки. Активно участвуем мы и в мероприятиях, проводимых казачьим обществом. Самыми юными казачатами оказались на районном смотре строя и песни «Казачий сполох», посвященный Победе в ВОВ. И хотя наш класс не оценивало жюри, достойное прохождение парадом по площади вызвало аплодисменты и одобрительное «Любо!».
Мы были очень рады приглашению на торжественное открытие соревнований Открытого первенства ДЮСШ по плаванию среди казачьей молодежи. Наш хор «Донские казачата» и ансамбль народной песни «Лейся, песня» под руководством Н.П.Ерохиной получили Благодарственное письмо от атамана Усть-Донецкого юрта.
С ансамблем «Лейся, песня» нас познакомила Ерохина Н.П. на нашем первом празднике «Посвящение в казачата», где впервые ребята спели со взрослыми казачью песню. Мы продолжаем наше сотрудничество и стали спутником ансамбля. В нашем совместном репертуаре уже много казачьих песен, которые исполнялись сначала на своих школьных праздниках и посиделках в горнице. Нас заметили работники РДК и стали приглашать на поселковые и районные мероприятия. Наше первое выступление на сцене зала РДК на праздник Рождества Христова было волнующим событием, конечно, нас поддерживали бурными аплодисментами родители, без которых не обходится ни один праздник. Вместе с родителями мы участвовали в играх и конкурсах на празднике «Широкая масленица». Каждый год 4 декабря отмечаем День Матери казачки, а мамы с удовольствием проходят через все испытания в конкурсах.
Вместе со старшеклассниками и родителями мы ежегодно принимаем участие в первомайской демонстрации, а 9 Мая жители поселка могут увидеть маленьких казачат не только на трибуне с песней «День Победы», но и в праздничном концерте с казачьими танцами.
В светлый праздник Пасхи мы пригласили на Пасхальные посиделки старшее поколение семей. Для дедушек и бабушек показали инсценированные сказки, прозвучали пасхальные песни. Вместе с дедушками и бабушками вспомнили игры их детства с катанием яиц. Взяв шефство над пожилыми людьми, проживающими в Центре социального обслуживания, мы стали частыми их гостями. С концертной программой, литературно-музыкальными композициями к каждому празднику нас ждут и всегда радуются встрече пожилые жители центра. Мы с удовольствием приняли участие в районной акции «Поезд надежды», посвященной декаде инвалидов. где не только пели казачьи песни, но и встретились с удивительными людьми, которые поделились с нами своим творчеством, слушали стихи собственного сочинения местных поэтов, участвовали в мастер-классах.
Изучая природу и историю родного края, мы часто посещаем районную библиотеку им.А.В.Калинина. Сотрудники библиотеки Анна Евгеньевна Попова и Лариса Яковлевна Мандрыкина проводят для детей обзор детской периодической печати, библиотечные уроки, помогают работать над проектами и исследовательскими работами. Благодаря этому сотрудничеству у нас появился свой классный журнал «Казачата» и коллективный исследовательский проект, занявший 1 место в районном конкурсе «Я-исследователь».
Информацию о своих делах, а ребятам действительно есть о чем рассказать сверстникам, родителям, жителям поселка, размещаем не только на сайте школы в рубрике «Вести из казачьего класса», но и в районной газете «Звезда Придонья», тесно сотрудничая с редакцией газеты.
Сотрудничество в проведении различных мероприятий помогает воспитанию, формированию у подрастающего поколения военно-патриотического духа, сплоченности, чувства ответственности и справедливости за свой родной край и Россию.
У нас много социальных партнеров и мы дорожим совместной работой.
СВЯЗЬ С СОЦИУМОМ
В таблице представлены КТД с участием родителей и социальных партнеров за последние 3 года.
2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 |
1.«Посвящение в казачата» 2.День Всевеликого войска Донского 3. Семейный праздник «День матери казачки» 4. Новогодний семейный праздник «Рождественские посиделки». 5.Районный праздник «Рождественский перезвон» 6.«Папа, мама, я – спортивная семья» 7.«Масленица» (поселковая) 8. Районный конкурс «Казачий сполох» 9. Концерт для жителей поселка «День Победы» 10. «Зеленая Троица» в ЦСО | 1. «Покровские посиделки» 2.Новогодний семейный праздник «Ёлка на воде» 3.Семейный праздник «Моя мамочка казачка». 4.Акция «Поезд надежды» к декаде инвалидов. 5.Проект «Путешествие по страницам детских журналов» 6. Концерт в ЦСО «Рождество пришло» 7.«Веселые старты» 8. Концерт в ЦСО «С днем Защитника» 9. Семейный праздник «Пасхальные посиделки» 10. Поход с родителями «Здравствуй, лето!» | 1.Встреча с казаками «День Всевеликого Войска Донского» в храме Ильи Пророка 2.Семейная поездка по храмам г.Ростова «Православие Дона» 3.Проект «Православные праздники в нашем классе» 4.Мастер класс «Прялочка прядет, ниточку вьет» 5. «Рождественские посиделки» в казачьей горнице 6. Поездка в военную часть «Моя малая родина» 7. Библиотечный урок «Читаем детям о войне» 8.Акции «Цветы Победы», «Окна Победы», «Бессмертный полк», «Спасибо за Победу». |
2. Функционирование системы педагогического просвещения родителей.
Информирование родителей об особенностях и инновациях воспитательного процесса – неотъемлемая часть работы любого классного руководителя. Мною разработана система просвещения родителей в рамках родительских собраний и всеобучей на 4 года. За последние 3 года мною проведены тематические родительские собрания, на которых присутствовали все родители класса. Члены родительского комитета посещают и общешкольные родительские собрания, на которых встречаются с представителями общественных организаций посёлка, рассматривают актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса.
Система родительских собраний | |||
Дата | 1 класс | 2 класс | 3 класс |
сентябрь | «Итоги адаптационной недели» | «Положительные и отрицательные эмоции детей». | Особенности организации учебного процесса учащихся 1-4х классов и роль родителей в этом процессе. |
декабрь | «Как помочь ребёнку стать внимательным» | «Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств». | Виды родительского авторитета и их воспитательное значение |
февраль | Гиперактивный ребёнок в школе и дома | «Воображение и его роль в жизни ребёнка». | Школьник в его многообразных увлечениях |
май | «Школьные трудности у учащихся первых классов». | «Итоги прошедшего учебного года». | Вот и стали мы на год взрослей: итоги учебного года |
3. Организация социально-значимой деятельности с участием родителей. Участие в социальных проектах и творческих делах.
За три года обучения проведено много совместных мероприятий с родителями. Они мои помощники в обучении и воспитании классного коллектива.
Совместные семейные праздники и посиделки, посвящённые Дню матери казачки, Дню Всевеликого войска Донского, Дню защитника Отечества, новогодних праздников, где родители играют главные роли вместе с детьми. Традицией стало собираться на посиделки (Покровские, Рождественские, Масленичные, Пасхальные) в казачьей горнице с приглашением старшего поколения (бабушек и дедушек). Совместно проводим отчётные мероприятия по результатам проектной деятельности; концерты для пожилых людей, проживающих в ЦСО на тему: «Этот день Победы», «С днем Защитника», «Зеленая Троица», «Рождество пришло…». Совместная организация экскурсий и поездок в музеи и храмы Ростовской области; участие в творческих конкурсах и фотовыставках. Вся моя воспитательная работа тесно связана с учебной деятельностью: всё, что мы видим на экскурсиях, отражается в рисунках и сочинениях, в конкурсах стихов и оформлении газет и коллажей в процессе проведения предметных недель. А с каким удовольствием дети и родители принимали участие в посадке кустарников во дворе любимой школы! А экологические акции «Мы за чистый город», «Чистые берега» и «Витамины для животных» позволили сделать окружающий нас мир чище и добрее (Приложение №10).
Участие класса в социально-значимых проектах.
2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 |
1.Экологическая акция «Витамины для животных» 2.Акция «Посади дерево!» | 1.Посадка кустарников на пришкольном участке. 2.Экологическая акция «Чистые берега» 3. Акция «Покорми птиц» 4. Акция «Поезд надежды» к декаде инвалидов | 1.Экологическая акция «Мы за чистый город» 2.Работа на пришкольном участке. 3. Акция «Спасибо за Победу» 4. Акция «Цветы Победы» |
4. Работа органов ученического и родительского самоуправления.
Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику правильное поведение в будущем. Конечно, ученики начальной школы еще не могут самостоятельно организовывать работу классного коллектива, но постепенно овладевать навыками организаторской деятельности, позволить детям проявить самостоятельность в определенных вопросах, почувствовать себя значимыми необходимо.
В классе сложилась своя система ученического самоуправления. Все учащиеся класса имеют сменные поручения, которые с удовольствием выполняют. Есть в классе атаман, есть министры по учебным вопросам и дисциплине, министры труда и культуры, спорта и физической культуры, здравоохранения и охраны природы.
Атаман класса |
Староста класса (помощник атамана) |
Министры труда (организация дежурств по классу и школе) |
Министры культуры (организация праздников и внеклассных мероприятий) |
Министры здравоохранения (учет посещаемости и контроль за санитарным состоянием класса) |
Министры физкультуры и спорта (организация спортивных мероприятий) |
Министр охраны природы (контроль по уходу за растениями) |
Министры по учебным вопросам (организация помощи детям в учебной деятельности) |
Родители, также как и дети, имеют свой орган самоуправления: родительский комитет, который уполномочен обеспечить тесную связь с учителем, школой и общественными организациями.
5. Отзывы родителей класса о характере отношений между обучающимися и педагогическими работниками.
Оценкой своей воспитательной работы считаю положительные отзывы родителей и благодарности через районную газету «Звезда Придонья». Статья «Нашим детям повезло» №12 от 30.03 2017; «Посвящение в казачата» №43 от 2.11.2017; «Вести из казачьего класса» №50 от 14.12.2017; «По святым местам» №43 от 24.10.2019; «Я кинологом бы стал, пусть меня научат» №11 от 19.03.2020 (Приложение №11)
6. Положительные отзывы в средствах массовой информации.
Моя работа с классным коллективом была положительно оценена в средствах массовой информации : районной газете «Звезда Придонья» (статьи «Социально-значимая деятельность» №4 от 1.02.2018; «Всколыхнул «Казачий сполох» №18 от 12.05.2018; «Масленичные посиделки» №7 от 22.02.2018; «Казачьи семейные традиции и школа» №51 от 19.12.2019); и на Всероссийской Выставке РФ (2016г), где я стала лауреатом – победителем, разместив несколько методических разработок (удостоверение №3-2016-554-630-285) (приложение №12).
________________Валаки Н.Н.
«Данные о модели воспитания и социализации
проверены и соответствуют действительности»
Директор__________И.Е.Пронина
10.09.2020г МП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы в классах казачьей направленности 2 класс
план воспитательной работы...
Проект "Организация культурно-творческого пространства детей в рамках класса казачьей направленности"
Данный проект является примером организации внеклассной деятельности детей в классе казачьей направленности....
Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.
Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...
Влияние организации учебно-воспитательной работы в классе казачьей направленности на уровень школьной мотивации
Низкая школьная мотивация – проблема сегодняшнего дня. Воспитание в классах казачьей направленности – один из способов решения этой проблемы. Основой данного опыта является идея о вл...
Формирование ценностных ориентиров в 1 Г классе казачьей направленности (Из опыта работы)
Возрождение казачества на Кубани....
Организация духовно-патриотического воспитания в начальных классах казачьей направленности
Организация духовно-патриотического воспитания в начальных классах казачьей направленности...