Встреча весны
классный час (1, 2, 3 класс) на тему

Макахова Татьяна Леонидовна

Сенарий внеклассного мероприятия для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_vstrecha_vesny.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

                Методические рекомендации по проведению                                 внеклассного мероприятия «Встреча весны»  в начальной школе

   В век развития новых технологий мы все больше отдаляемся от общения с природой, забываем народные традиции и обычаи.  Дети большую часть своего времени проводят у компьютера, имея свободный доступ к любой информации. Это не может не сказаться на культурном развитии детей.

   Годами народ накапливал жизненный опыт, педагогические ценные идеи, которые развивались и дополнялись. Ученики младшего возраста отличаются повышенной восприимчивостью к внешнему влиянию, поэтому очень важно именно в этом возрасте привить самое лучшее и не допустить отрицательного влияния на личность ребенка.

   Данное мероприятие учит любить природу, видеть прекрасное в ней, бережно  относиться к окружающей среде. В ходе мероприятия дети знакомятся с произведениями русских поэтов, музыкой Антонио Вивальди, что благотворно влияет на духовное развитие детей.

   Народная песня, хоровод дают почувствовать себя частью большого народа с богатым культурным прошлым.

   Цель: ознакомить с традицией встречи весны;                                                  

        расширить знания учащихся о народном творчестве;        

        воспитывать интерес  народному наследию своих предков, любовь                 к народной песне, патриотизм.

Задачи: воспитание уважительного отношения к культурным ценностям                        своих предков;

        побуждение учащихся к дальнейшему изучению народных         традиций;

        популяризация народного фольклора.

        Методика проведения внеклассного мероприятия «Встреча весны»

   Внеклассное мероприятие рекомендуется проводить для учащихся начальных классов.

      На успешность проведения мероприятия влияют следующие факторы:

    - соответствие сценария возрасту учащихся;

    - разнообразие форм подачи материала.

                        Характеристики внеклассного мероприятия:

- информативность используемого материала;

- актуальность;

- эмоциональная насыщенность.

Сценарий мероприятия составлен таким образом, чтобы постепенно окунуть детей в атмосферу ожидания чуда, прихода весны. Это достигается с помощью различных художественных средств: чтением стихотворений, музыкальным сопровождением, декорациями, исполнением народной песни, с помощью танца. Всё это даёт возможность полнее и ярче зрителям прочувствовать то, что хотят до него донести.

   Для проведения мероприятия используется поэзия Ф.Тютчева, А.Майкова, Е.Баратынского, которая помогает разбудить воображение и представить, как зимние мрачные пейзажи постепенно сменяются радостными весенними.

  Музыка А.Вивальди в сочетании с картинами весны с первых нот вызывает трепетное лирическое настроение. Народный хоровод и песня заставляют лучше понять душу народа, его мысли, переживания.

   Игра, загадки, кормление птиц вовлекают зрителей в общий процесс и дают возможность почувствовать себя участником событий.

  Показ презентаций помогает сделать восприятие материала более качественным, что для младших школьников является приоритетным.

        Алгоритм мероприятия

1.Просмотр презентации «Весна».

2. Чтение стихотворений А.Майкова,Ф.Тютчева наизусть.

3. Рассказ легенды о весне с показом презентации.

4. Знакомство с народным календарём.

5. Весенняя игра, отгадывание загадок о весенних цветах.

6. Народный хоровод «Березка».

7. Итог мероприятия. Кормление птиц.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Этапы подготовки и проведения мероприятия:

Этапы

Содержание работы

Подготовительный этап

Выбор темы мероприятия.

Подбор материала к разработке сценария. Работа с источниками информации.

Создание презентаций.

Привлечение родителей к изготовлению декораций, выпечке жаворонков.                                                   Детям даётся задание самостоятельно найти весенние приметы.

Выбор места проведения мероприятия.

Согласование темы, места и времени проведения мероприятия с администрацией школы.

Проведение репетиций.

Приглашение гостей.

Основной этап

Встреча гостей.

Проведение мероприятия.

Заключительный этап

Подведение итогов.

Кормление птиц.

                                                                                                Ход мероприятия:

Зал украшен веточками с искусственными цветами, стоит плетень. Дети сидят на лавочке, которая находится на сцене.                                                     Показ презентации «Весна» (музыкальное сопровождение А.Вивальди «Весна»)                                                                                              Ведущий (классный руководитель): -Ещё дуют холодные ветры, на земле лежит снег, солнце слабо пригревает землю. Зима не уступает свои права. Но люди с нетерпением ждут, когда же придет тепло, и наступит долгожданная весна.

Дети рассказывают стихотворения:

Ученик 1. Зима недаром злится

                   Прошла её пора-

        Весна в окно стучится

        И гонит со двора.

Ученик 2. И всё засуетилось,

        Всё нудит Зиму вон-

        И жаворонки в небе

                   Уж подняли трезвон.

Ученик 3.  Зима ещё хлопочет

                   И на Весну ворчит.

                   Та ей в глаза хохочет

                   И пуще лишь шумит…

Ученик 4.  Взбесилась ведьма злая

                    И, снегу захватя,

                    Пустила, убегая,

                    В прекрасное дитя.

Ученик 5.  Весне и горя мало

                   Умылася в снегу.

                    И лишь румяней стала

        Наперекор врагу. ( Ф.Тютчев)

Ученик 6.   Уходи, Зима седая,

                     Уж красавицы Весны

                     Колесница золотая

                     Мчится с горней вышины!

Ученик 7.   Старой спорить ли, тщедушной,

                    С ней – царицею цветов,

                    С целой армией воздушной

                    Благовонных ветерков!

Ученик 8.   А что шума, что гуденья,

                    Тёплых ливней и лучей,

                     И чиликанья, и пенья!..

                     Уходи себе скорей!

Ученик 10.  У неё не лук, не стрелы,                                                                                          

        Улыбнулась лишь- и ты                                                                               Подобрав свой саван белый,                                                  Поползла в овраг, в кусты!..

Ученик 10.  Да найдут и по оврагам!

                     Вон – уж пчёл рои шумят,

                     И летит победным флагом        

                     Пёстрых бабочек отряд.(А.Майков.)

        Весенние воды        

Ученик 11.   Ещё в полях белеет снег,

                        А воды уж весной шумят-

                       Бегут и будят сонный брег,

                       Бегут, и блещут, и гласят…

Ученик 12.    Они гласят во все концы:

                      «Весна идет, весна идет,

                        Мы молодой весны гонцы,

                        Она нас выслала вперёд!

Ученик 13.    Весна идёт, весна идёт,

                        И тихих, тёплых майских дней

                        Румяный, светлый хоровод                                                                 

                        Толпится весело за ней. (Ф.Тютчев.)                                                 Ведущий: - В легендах и сказках народ создал образ весны-девушки с венком цветов в буйных косах, а иногда в образе молодой женщины, которая уже имеет дочку. Она, эта красивая девушка или женщина, владеет огромными богатствами, от неё люди с давних времен ждут щедрых даров и, поэтому выглядывают её утром, до восхода солнца: выбегают на холмы, становятся на воротах, забираются на крышу дома – и приглашают её, зазывают песнями.

  Существует легенда о весне.

Презентация «Легенда о Весне» (рассказывает старшеклассник).

(Слайд 1).

    В некоторых странах 1 марта – праздник весны, победившей зиму. Происходит он из старинной легенды о Весне.

    По легенде однажды Солнце спустилось на землю и приняло образ прекрасной девушки. Солнце хотело танцевать и веселиться.                           (Слайд 2.) Но Злой Змей выкрал его и запер в своём мрачном дворце.

 (Слайд 3.)  С тех пор перестали петь птицы, дети перестали радоваться и смеяться. Весь мир накрыли печаль и уныние.

(Слайд 4) Нашелся один смелый юноша, который решил спасти солнце. Он целый год искал дворец Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. Они боролись дни и ночи, и юноша, конечно, победил.

(Слайд 5.) Он высвободил Солнце из заточения. Оно поднялось высоко в небо и осветило весь мир. Вся природа ожила, люди начали радоваться. Но смелый юноша так и не увидел весну. Его кровь стекала на снег, и отважный юноша умер.

(Слайд 6.) Там, где растаял снег, вырастали белые цветы – подснежники, первые вестники весны и цветы, на белых лепестках которых были красные, как кровь, пятнышки.

Этот праздник отмечают в Болгарии, Молдавии и Румынии.

Выходят мальчик и девочка.

Мальчик: - Что-то холодно на улице. На календаре уже март, а зима не торопится уходить.

Девочка: - Да, уж хочется, чтобы весна как-то поторопилась к нам.                       Мальчик: - Раньше люди специально закликали весну. Давайте вспомним народные традиции встречи весны, а вдруг весна и впрямь придет.

Ведущий: - С давних времен каждому дню люди присваивали какое-то имя, имя покровителя этого дня. Народ наблюдал за природой, её законо-мерностями, составлял посевные календари.

Презентация «Встреча весны».

Ведущий: - Так, например, 2 марта- Кикиморин день. (слайд 1). В народе кикимору представляли по-разному. Кому-то она виделась маленькой и уродливой старухой, другие думали, будто она похожа н девушку с длинными космами, белым лицом, чёрными глазами. Также считали, что она доводилась лешему женой. Она жила в каждом доме. Кикимора могла жить  в подполье или в бане. От неё можно было ждать много гадостей, поэтому её поминали несколько раз в году.

   (Слайд 2)

Ведущий: - 5 марта – день Льва Катанского, день Катыша. В этот день начинает таять снег. Также хозяйки пекут колобки на коровьем масле.         Считали, что в этот день нужно успеть в последний раз в этом году покататься на санках с горок. «Зима на исходе, так успей на санках покататься»

(Слайд 3.)

Ведущий: - 14 марта отмечали день Евдокии-свистуньи. Дети со свистульками выходили на улицу и свистом закликали весну.

Дети свистят в свистульки.

Ведущий: - 21 марта – день весеннего равноденствия. День сравнялся с ночью. Весенний солнцеворот. В это день прилетают из Ирия (Рая) жаворонки.  «Придёт солнышко и к нашим окошечкам». Если облака плыву быстро и высоко – к хорошей погоде.  (Слайд 4.)

  Дети выходят с испечёнными жаворонками в руках. Поют веснянку.

На лужок, на лужок

Кличет дедушек рожок

Весну красну привечать

Да Ярилу прославлять.

К нам весняночка пришла.

А что людям принесла?

Тёплые денёчки,

А в саду цветочки.

Весна красна,

Ты на чём пришла?

На соке, на бороне,

На здоровом колосе.

Жаворонок – дуда,

Прилети к нам сюда,

Нам зима та надоела,

Всю соломушку поела.

Весна красна,

Тёпло солнышко,

Ты приди к нам скорей

Да согрей детей.

Жаворонушки поют,

Да берёзы косы вьют.

На лужок, на лужок

Слышен дедушек рожок.

Девочка: - Слышите, кто- то идёт. Может быть, это весна услышала нашу песню и спешит к нам?

Входит девочка в костюме Весны.

Весна: - Здравствуйте, дети! Шла я к вам очень долго, преодолела много препятствий и ловушек Зимы. Но ваши песни развеяли злые чары Зимы и указали мне путь к вам. Я очень рада встречи с вами.

        Пришла я к вам не с пустыми руками, а с играми, загадками хороводами.

        Дети, а какие весенние приметы вы знаете?

Дети называют весенние приметы.

Весна: - А знаете ли вы весенние цветы? Отгадайте загадки.

На проталинках лесных        

Видим цветики весны:

Беленькие, нежные

Первые…( подснежники). (Слайд 5)

Жёлтый, белый, голубой

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились …(крокусы). (Слайд 6)

Он спешит весне навстречу,

Я везде его замечу:

Жёлтенький кафтанчик

Носит …(одуванчик) (Слайд 7)

В палисадниках растут разноцветные,

Летом были бы они незаметными,

А весною так желанны

Нам нарциссы и …(тюльпаны). (Слайд 8)

Под забором у калитки,

Вот смотри и не дыши:

Как горошинки на нитке

Беленькие …(ландыши). (Слайд 9)

Над кустами гул стоит,

Здесь для пчёлок стол накрыт:

Ароматом целый день

Манит нежная …(сирень). (Слайд 10)

Весна: - Молодцы, дети! А сейчас давайте поиграем с вами в народную игру, которая называется «Колокольца». (Слайд 11).

        Дети становятся в круг. Два игрока выходят в круг. Одному из них завязываю глаза, а другой в руке держит колокольчик. Остаоьные Дети произносят слова:

   -Молодцы-бубенцы, колокольца. Раззвонились удальцы в лучах солнца. Диги-дон-дон-дог, диги-дон, ты поймай ка его, слушай колокольцев звон.

   После этих слов игрок, у которого завязаны глаза, должен поймать игрока с колокольчиком. Если он будет пойман, то ему завязывают глаза, а с колокольцами у бегает тот игрок, ближе к которому был пойман убегающий игрок.

Весна: - Ой, как хорошо и весело играли!  А теперь друзья будем водить хоровод. (Слайд 12).

        Дети водят хоровод.

Ведущий: - Наш праздник подошёл к концу. Мы приглашаем всех покормить птиц.

        Весна вместе с участниками представления раздают зрителям испечённых жаворонков и предлагает на улице покормить ими птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "встреча Весны"

В третьей четверти 3 класса мы с классом начали работу над проектом "встреча Весны"( традиции, обряды, произведения устного народного творчества и др.).Работа проводилась в рамках работы школьного муз...

Конкурсно - развлекательная программа "Встреча весны" для 1 класса

Внеклассное мероприятие  с целью развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к природе, развивать наблюдательность, активность.Действующие лица:ведущий, дети,  Вес...

Интегрированный урок "Встреча весны"

разработка интегрированного урок  окружающего мира и музыки может быть использована по программе Плешакова тема "Весна"...

Праздник "Встреча весны"

2 классПраздник "Встреча весны" расказывает учащимся 2 класса, что весна приходит к нам 3 раза.Разучивание игр....

Внеклассное мероприятие "Праздник веснушек"( встреча Весны)

Данная разработка внеклассного мероприятия предназначена для учащихся 1 класса. Разработано внеклассное мероприятие с учётом возрастных особенностей и может использоваться как классный час. Учащи...

интегрированный урок по теме «Shrovetide (Масленица). Как на Руси провожали зиму и встречали весну»

Урок по теме «Shrovetide(Масленица). Как на Руси провожали зиму и встречали весну» в 3 классе является уроком усвоения новых знаний. Дети знакомятся с традициями проводов зимы и встречи весны в рамках...

Внекласное мероприятие "Встреча весны"

Данное мероприятие было проведено во втором классе. Построено с учетом этнокультурных традиций Белгородского края....