Интегрированный урок "Встреча весны"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

разработка интегрированного урок  окружающего мира и музыки может быть использована по программе Плешакова тема "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.rar302.44 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок окружающего мира и музыки.

Выполнила учитель начальной школы

МКОУ Лизиновская СОШ

Тема: «В гости к весне»

Тип урока: обобщение.

Форма урока :интегрированный.

Цели урока: познакомить детей с признаками весны в процессе наблюдения за живой и неживой природой; развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к русским традициям; научиться не только исполнять, но и видеть и слышать музыку.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» Плешакова А.А., мультимедийный проектор, слайды, фонограммы, рисунки со стихами о весне, веточки ивы с «жаворонками», таблица «Музыкальная речь, зонтик с лентами, СД№1(16) «Шелест весны»

Ход урока.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

-Дети, какой сегодня день хмурый, пасмурный или солнечный? ( Солнечный)

-Какое настроение у вас вызывает такая погода? А знаете что нужно сделать чтобы и у нас на душе было так же спокойно и тепло? Надо улыбнуться. Поделитесь своей улыбкой друг с другом. Наш урок мы начинаем с хорошим настроением, и не забудем про интерес и удивление!

Сегодня я приглашаю вас в гости…, догадайтесь к кому.

1.Если речка голубая

Пробудилась ото сна,

И бежит, в полях сверкая-

Значит, к нам пришла..(весна)

2. Если снег везде растаял

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая-

Значит, к нам пришла …(весна)

3. Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет-

Значит, к нам пришла …(весна).

(показ слайда№1)

-Итак, мы идем в гости к весне, а точнее, это она пришла к нам в наши края. Весна- это ужасное время года! Что-то не так? (дети высказывают свое мнение, говорят, что это прекрасное время года).

2. Сообщение целей урока.

-Чем же прекрасно это время года, и какие изменения происходят в природе с приходом весны, мы и узнаем на сегодняшнем уроке.

3. Словесное рисование. Составление картины весенних месяцев.

-Сейчас, вместе с нашим другом Карандашом (слайд№2) мы попробуем нарисовать картину весны. Представьте себе, что доска- это наш альбомный лист, на котором мы покажем, как меняется природа в каждый из весенних месяцев. Назовите по порядку весенние месяцы, (слайд№3) а вот и первый наш гость! Кто же это? (изображение скворца) что вы знаете об этой птице?

Скворец- это певчая птичка, которая обитает в полях, степях и садах. Всего скворцов насчитывается около 100 видов. На территории России около 8 видов скворцов. Он принес для вас из далеких теплых стран кусочек тепла и эти загадки, (слайд№4 с текстом загадок)

Загадки.

Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мокнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

(дети читают с доски текст, находят признаки весны и подбирают соответствующую картинку)

-О весне говорят: «Весна это цвет, какую бы краску вы выбрали для первой загадки? (желтый, белый и.т.д.) А еще о весне говорят: «Весна это звуки». Какие звуки можно услышать в каждой загадке? (рев воды, трель жаворонка и.т.д.)

4. Обобщение.

-Какое настроение вызвали у вас получившиеся картины?

5. Релаксация(аудиозапись с голосами птиц).

-Закройте глаза, послушайте пение птиц и скажите, какие признаки весны  доставляют вам радость и тепло на душе…?

-Начнем со слов: «Я радуюсь тому что…»(дети делятся своими ощущениями)

-А еще о весне говорят (даю понюхать цветок) «Весна это... запахи». Чем пахнет этот подарок весны? На что похож? Я вижу, как радует ваш взор этот цветок, это маленькое весеннее чудо…

6.Беседа о народных традициях «Как на Руси весну встречали».

-Весна была у наших предков в особом почете. Это самый жизнерадостный праздник трав, цветов, в это время в землю закладывался будущий урожай, это время возрождения природы, время песен и хороводов. Время самых разных весенних праздников.

Весна была настолько долгожданной, почетной гостьей на Руси, что для нее в каждом доме готовили угощение.  Пекли особое печенье в виде лесенок или жаворонков. Иногда им мазали медом головки. Птички получались и вкусными и красивыми. Ребята привязывали этих жаворонков на длинные палки, а потом раскачивали их. Все угощения имели свое особое значение. Как вы думаете, почему печенье было сделано в виде лесенок? А потому что в деревнях ребятишки кликали весну с высоких гор или крыш домов, поэтому и нужна была лесенка. Каждая группа ребят кричала различные заклички, и вся округа наполнялась гомоном, напоминающим перекличку весенних птиц.

-Представьте, что и мы пришли на высокую гору закликать весну. Хотите позвать весну?

7. Физминутка.

Жавороночки, прилетите к нам!

Весну-красну принесите нам!

Нам зима-то надоела,

Весь-то хлебушек поела,

Всю водичку выпила!

8. Встреча весны.

(появляется девочка-весна)

-Посмотрите, ребята, весна вас услышала! Давайте спросим у нее, где она так долго была…

Уч. –Весна -красна,

Где была?

Весна.  В лесу зимовала,

Огород городила

Капусту садила

Уч. Весна –красна,

На чем пришла?

Весна.

На сохе, бороне,

На кривой кочерге.

На жердочке, на бороздочке!

На ржаном колоску,

На пшеничном колоску!

Уч. Весна- красна,

Что нам принесла?

Весна. Соху, борону

И кобылку ворону.

Солнца клочок

И соломки пучок!

-Какая веселая у нас весна!

9. Учитель музыки.

-Весна, а ты любишь песни петь?

Тебе ребята читали стишки- заклички. В народе пели ЗАЗЫВНЫЕ ПЕСНИ- веснянки, в которых была главная просьба, чтобы весна приходила скорее, не задерживалась  и принесла нам тепло. Я предлагаю поиграть с весной.

(вождение хоровода, исполнение песни «Веснянка» а капелльно. Дети держатся за ленточки на зонтике, зонтик держит Весна)

Уч - Мы благодарим Весну, что пришла к нам, принесла тепло, пробудила природу.

Художник пишет… кистью

Писатель пишет… словом

Композитор пишет… звуком

Уч. – Вы сегодня рисовали прекрасные весенние картины.

Задание 1. Слушаем музыку (звучит музыка «Полет шмеля»).

Задание 2.Найти на своих картинах того кого изображает музыка.

Двигательная импровизация.

-Покажите жестами действие, которое изображает музыка, (полетели на месте). Природа щедро дарит чудеса, но требует взамен труда и удивления!

Задание 3.-Япредлагаю написать музыку «Весны».

10.Работа с таблицей «Музыкальная речь», составление исполнительского плана произведения про весну.

(дети делятся своими ощущениями).

Жанр музыки (песня, танец)

Характер (плавный, мелодичный, певучий)

Лад (мажор)

Темп (спокойный, не спеша)

Динамика (не очень громко)

Задание 4.

Сравнить наше произведение с произведением, которое написал композитор.

Слушаем «Шелест Весны». Слушая произведение, насладитесь музыкой, ощутите краски весны, почувствуйте их у себя в душе.

11.Обобщение.

-Что можно сказать об услышанном? (ребята сравнивают два произведения)

Приглядывайтесь к облакам.

Прислушивайтесь к птицам,

Приглядывайтесь к родникам-

Ничто не повторится.

За мигом - миг, за шагом - шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так, и все не так, через одно мгновенье.

12. Итог урока.

-Я очень надеюсь, что урок вам дал много нового и интересного. А вот кто из вас был самым внимательным сейчас и проверим. Что же говорят о весне, закончите мою мысль. Весна это.. . (краски, звуки, запахи)

(слайд№4)

Исправьте ошибки.

Теплая весна сейчас.

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

Га-га-га пел соловей.

13.Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу, с весной пора прощаться. Чтобы узнать какое настроение она у вас вызвала и наш урок, весна оставила это деревце. Оно без листочков, но это не беда, сейчас мы его оживим! Зеленые листочки - хорошее настроение, красные листочки – совсем не радует нас весна…

(дети одевают деревце, делают вывод, оценивают работу на уроке)

14. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"

Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...

Интегрированный урок+ внеклассное мероприятие "Как зима не злится, а весне покорится!"

Интегрированный (окр. мир, музыка и рисование) урок на обобщение знаний о зиме, зимних явлениях природы проходит в классе. Внеклассное мероприятие " Прощай зима!" является практической частью этой тем...

Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"

На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....

Интегрированный урок "Весна-красна"

Закрепить представление о характерных признаках весны....

Интегрированный урок "Весна в словах и красках"

Разработка урока расскрывает творческие способности детей. Можно использовать на уроке ИЗО, русского языка и музыки....

Интегрированный урок "Весна в словах и красках"

Разработка урока расскрывает творческие способности детей. Можно использовать на уроке ИЗО, русского языка и музыки....