Внеклассное мероприятие. "Надя, Наденька, Надюша..." Наши имена.
классный час (1 класс) на тему
Занятие · знакомит с уместным употреблением обращения в зависимости от ситуации, закрепляет умение пользоваться словами выражения приветствия, прощания, благодарности в собственной речевой практике, Воспитывет уважение как к собственному имени, так и к имени любого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие. | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия
в 1 классе.
Тема: Надя, Наденька, Надюша. Наши имена.
Цели урока:
- Познакомить с уместным употреблением обращения в зависимости от ситуации;
- Закреплять умение пользоваться словами выражения приветствия, прощания, благодарности в собственной речевой практике;
- Воспитывать уважение как к собственному имени, так и к имени любого человека.
Ход урока:
- Повторение изученного. Введение в тему занятия.
Учитель: Прежде чем мы узнаем тему нового урока, давайте, выполним речевую разминку.
Работа в группах.
Кто больше назовет слов приветствия и прощания? Начнем с приветствия.
ЗДРАВСТВУЙТЕ ДО СВИДАНИЯ
ПРИВЕТ ДО ВСТРЕЧИ
ДОБРОЕ УТРО ПРОЩАЙТЕ
ДОБРЫЙ ДЕНЬ ПОКА
ДОБРЫЙ ВЕЧЕР ВСЕГО ХОРОШЕГО
РАД ВАС ВИДЕТЬ СЧАСТЛИВОГО ПУТИ
Вопрос к не отвечавшим ученикам:
Как нужно говорить эти слова, чтобы были они действительно добрыми пожеланиями?
Дети: Говорить нужно тихим голосом, глядя прямо в глаза человеку.
- Объяснение нового материала. Знакомство с назначением имени.
У.: Обращение это, ребята, будет еще более сердечным, если к нему мы добавим имя человека, к которому обращаемся.
Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар от родимых своих получает.
Гомер.
Когда рожденный человек, каждый из вас, получал свое имя, он как бы принимался в общество людей.
Каждый из нас не отделяет себя от своего имени. Кто такой «Я»? Скажите себе: «Я – это…». Я -…(учитель называет свое имя). А ты?
Дети называют свои имена.
Как отличить ваши «Я» друг от друга?
Д.: По именам.
У.: А если у какого-то «Я» нет названия, то оно расплывается и даже исчезает.
Давая имя человеку, родители стараются наделить своего ребенка добрыми, чудесными качествами характера, ведь у каждого имени есть свое значение. Например:
- Андрей – мужественный;
- Максим – великий;
- Евгений – благородный;
- Виктор – победитель.
Кто из вас знает значение своего имени?
Кем бы вы ни стали, какую бы роль в жизни ни стали бы играть, прежде всего, помните, каким вы являетесь благодаря своему имени.
Но ведь одного и того же человека могут называть по-разному в зависимости от ситуации.
Как вас называют дома? А в школе? А как вас называют ребята во дворе?
Какие это имена: полные или сокращенные?
- Уточнение представлений о формах одного и того же имени, их уместном употреблении.
Имена, с которыми мы обычно обращаемся, друг к другу, бывают неполными, сокращенными. А знаете ли вы свои полные имена?
Незнайка не может расположить парами имена: полное и сокращенное. Давайте поможем ему.
Дети выполняют задание в парах. Перед ними карточки с именами: Саша, Таня, Алексей, Александра, Татьяна, Алеша, Николай, Нина, Коля. Дети располагают имена парами: Саша – Александр, Таня – Татьяна и т. д.
Какое имя осталось без пары? ( Нина).
Это имя употребляется только в одной форме, которая хоть и краткая на вид, но считается полной.
Знаете ли вы еще такие имена? ( Зоя, Глеб…)
Сейчас мы искали для имени пару. Но у имени может быть не только парная форма. Мы могли бы назвать много форм одного имени. Вот, например…
Учитель показывает изображение девочки, а рядом с ней « возникает» необычный цветочек, на лепестках которого записаны разные формы одного и того же имени. Показ сопровождается стихотворением К. И. Чуковского:
Марьюшке, Марусеньке, Машеньке и Манечке
Захотелось вкусного сахарного пряничка…
Скажите, это разные девочки или одна?
Как еще могут назвать эту девочку?
К цветку добавляются лепестки с разными формами имени Мария.
Получился очень красивый цветочек! Давайте сейчас каждый составит цветочек для своего имени. Посмотрим, у кого он окажется больше!
У каждого из детей лежит ромашка из бумаги, изготовленная детьми на уроке труда. Ее лепестки чистые. Дети записывают на лепестках разные формы своего имени. Работа эта может быть продолжена ими и дома вместе с родителями.
У.:А зачем вообще нужно обращаться к человеку, называть его?
Д.: Чтобы привлечь внимание, заставить его более внимательно слушать.
У.: Но при этом говорящий нередко передает и свое отношение к тому человеку, к которому обращается. Вспомним известную сказку:
Дети инсценируют фрагмент сказки А. С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке».
Старик: Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…
Раз поймал он золотую рыбку…
Рыбка: Отпусти ты старче меня в море!
Дорогой за себя дам откуп.
Откуплюсь, чем только пожелаешь!
Старик: Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо!
Твоего мне откупа не надо!
Дети расходятся и сходятся вновь.
Старик: Пошел старик к синему морю.
Стал он кликать золотую рыбку:
Рыбка: Чего тебе надобно, старче?
Старик: Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня-рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась!
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой.
У.: Когда старик говорил «золотая рыбка», а когда «государыня-рыбка»?
А мог бы старик обратиться с просьбой старухи к рыбке и назвать ее просто «рыбка»?
Д.: Нет, он обращается к ней как к царице и должен называть ее уважительно « государыня».
У.: А вот старуха в этой сказке не называла своего мужа по имени. Кто помнит, как она его называла?
Д.: Дурачина, простофиля…
У.: Что можно сказать о старухе? А о рыбке?
- Составление правил вежливого обращения друг к другу в коллективе.
К сожалению, иногда, нас называют не только ласково. Порой мы слышим обидное для нас обращение. Некоторые дети превращают имя в предмет шуток, искажают его, придумывают дразнилки.
Дядя Валя всех повалит, перевалит, вывалит.
Тетя Катя всех прокатит…
Дядя Боря всех поборет…
Есть что-то общее между словами Валя и валит, Катя и катит. Но ведь Катя – это значит «не причиняющая зла», а Валя – « здоровая, сильная». Есть у значений этих имен и кличек что-то общее? Конечно, нет!
Чтобы в нашем классе мы обращались друг к другу по имени, не обзывались бы, не придумывали кличек, составим несколько правил.
А начнем мы вот с какого правила:
- Пусть каждый проверит, как он сам называет других.
Правила записаны на доске. Все последующие правила обсуждаются в группах. Затем , после коллективного обсуждения, правила заканчиваются.
- Обращаться друг к другу нужно…( как?) / по имени.
- Не нужно отзываться на …( что?) / на клички. Пусть каждый скажет себе: « Так зовут не меня!»
- Если нечаянно назвал другого кличкой, нужно…( что сделать?) / извинится.
- На необидные прозвища не нужно… / сердиться.
V. Итог урока.
У.: Подведем итог нашего урока.
Для чего человеку дается имя?
Форма имени одна?
Когда уместно обращаясь к Сереже , назвать его Сережа?… Сереженька? Серега?
Кто так может обратиться к нему?
Дома закончите свою ромашку имени. Узнайте, что означает ваше имя, и почему вас так назвали. Каких знаменитых людей звали таким же именем , как у вас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему: "Откуда пришли к нам наши имена"
В данной методической разработке представлены сценарий внеклассного мероприятия и презентация по теме "Откуда пришли к нам нащи имена"....
Внеклассное мероприятие "Я имею право"
Данная презентация поможет учителю, не только в увлекательной форме познакомить учащихся 1 - 2 классов с их правами и обязанностями, но и закреиить полученные знания практически...
Внеклассное занятие "Поговорим об именах. Имена в ребусах."
Данные материал включает в себя историческую информацию об именах, происхождении ребусов, также игровую деятельность учащихся в группах....
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию младших школьников "Я имею право"
Актуальность выбранной темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую ...
Открытое мероприятие "Надя Рушева и её Пушкиниана"
Материал о девочке-художнице...
Внеклассное мероприятие "Я ребенок и я имею право"
Внеклассное мероприятие «Я- ребенок и я имею право!»Данные об авторе:Автор: Леоненко Татьяна Михайловна и Миши...
Конспект воспитательного мероприятия "Надо дружбой дорожить."
Воспитательное мероприятие по теме "Надо дружбой дорожить", проведенное в 3 классе....