Внеклассное занятие "Поговорим об именах. Имена в ребусах."
классный час (3 класс) по теме
Данные материал включает в себя историческую информацию об именах, происхождении ребусов, также игровую деятельность учащихся в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena.docx | 193.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие, занятие в группе продлённого дня
«Поговорим об именах. Имена в ребусах». (3 – 4 класс)
Учитель: Камашева Лариса Александровна
Задачи: вызвать интерес к своему имени и именам близких; дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества; развивать желание расширять кругозор; способствовать сплочению детского коллектива.
Ход занятия
Загадка: - Тебе дано, а люди пользуются. ( Другой вариант загадки: Нас не было – оно было, нас не будет – оно будет, никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть) – ИМЯ. Сегодня, ребята, мы поговорим об именах. Послушайте стихотворение.
Дед стараясь для внука,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих громко:
Товий, Муций, Свен, Орест.
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
- Назовём посовременней –
-Гелий, Атом, космодром.
Дочь, захваченная спором
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером,
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
- Ребята, о чём это стихотворение? Интересовались ли вы у своих родителей, почему вас так назвали, нарекли?
- Какие имена вы услышали? Какие из них вам знакомы, а какие нет?
-А как вы думаете, много ли имён на свете?
-Существует наука, которая занимается изучением имён.(Открывается запись: ОНОМАСТИКА).
Но даже эта наука не может точно сказать, когда у людей появились имена. А представить нашу жизнь без имён невозможно. В древности наши предки, давая имена своим детям, старались подчеркнуть особенность каждого ребёнка. Имя давалось как примета, по которой его можно было выделить из семьи или рода.
Имя давалось по внешности: Мал, Бел, Кудряш.
По черте характера: Добр, Горд, Буян, Несмеяна.
Часто давали имена – названия растений: Дуб, Лилия, Роза, Азалия.
Бытовали такие имена, как Лебедь, Комар, Соловей, Лев, Карп.
Позднее появились, так называемые ЗВЁЗДЫ-ИМЕНА, состоящие из двух корней. Их чаще носили люди знатные, князья и богатые люди: Гориславы, Звениславы, Пересветы, Милославы. Имена красивые, величественные.
Был на Руси такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То хошь не хошь, ты – Иероним.
Раньше имя ребёнку давалось в церкви и зависело от того, в день какого святого проводилось крещение. Если этот день был днём святого Андрея и святой Елены, то всех младенцев называли Андреями и Еленами.
Выбор имени зависел полностью от церковного календаря. Имя Иван в церковном календаре встречается 170 раз и поэтому не удивительно, что имя было самым распространенным на Руси. И порой в семьях братья носили одно и то же имя (так совпало по церковному календарю).
Многие имена, используемые русскими людьми, имеют своих «братьев» и «сестёр» в других странах. Так имя Иван, произошедшее от иудейского имени Йехоханан, обозначающее «Милость божья, «дар бога», в других странах видоизменилось и звучит по разному:
по-немецки – Иоганн; по-польски – Ян; по-армянски – Ованэс;
по-итальянски – Джованни; по-английски – Джон; по-французски – Жан.
-Ребята, многие имена заимствованы из других языков. Например, меня зовут Лариса, моё имя греческое, означает «чайка». А знаете ли вы, что означают ваши имена?
Людмила – слав. (людям милая); Маргарита – лат. (жемчужина);
Александр – греч. (защитник), Александр Невский, Александр Македонский;
Михаил – др. евр. (подобный богу)
Игра в командах
Класс (или ГПД) разбивается на 3 команды.
I конкурс: «Скороговорки»
- Ребята, послушайте скороговорки, в которых упоминаются старинные сокращённые имена. Назовите полные имена.
1 команда. У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семён, Александр)
2 команда. Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира)
3 команда. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. (Тимофей, Трофим)
II конкурс-аукцион: «Кто больше?»
Назвать как можно больше мужских имён, начинающихся с буквы В.
Назвать как можно больше женских имён, начинающихся с буквы А.
III конкурс. «Подбери глагол». Подобрать подходящий глагол к имени. Например, Петя – поёт.
1 команда: Юля (юлит), Егор (гордится)
2 команда: Тоня (тонет), Надя (надеется)
3 команда: Люба (любуется), Серёжа (сердится)
IV конкурс. «Вспомнить». Вспомнить автора и произведение, в названии которых встречаются имена. Кто больше?
V конкурс. «Отгадай!» Каждой команде даётся загадка-ребус.(О том, что это ребус, не сообщаем)
1команда. 2 команда. 3 команда.
- Ребята, как можно назвать такой вид загадки: шарада, палиндром, ребус, кроссворд? ЭТО РЕБУС. Давайте обратимся к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова.( Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.)
- Послушайте немного о ребусах. Слово «ребус» происходит от латинского res (вещь). Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме Древнеегипетской культуры, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах. Ребусы были популярны и в Средние века – их изображали на зданиях или объектах владения, для обозначения родовых фамилий.
Практика использовать ребусы в качестве загадок или шуток зародилось в XVвеке во Франции. Позднее мода на ребусы перешла в Италию, Англию, Германию.
В конце XVIII века английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии печатает необычную Библию для детей, в которой события Святого Писания пересказываются в форме ребусов.
Подобные Библии стали появляться и в других странах, поскольку облегчали преподавание Библии детям.
Английский писатель и математик Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из самых популярных детских писателей XIX века, автор сказок «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», часто использовал ребусы в многочисленной переписке с детьми. Он часто заменял часть слов картинками, либо изображал буквы в зеркальном отображении.
Ребусы стали широко использоваться в повседневной жизни. Их изображали на страницах газет и журналов, почтовых открытках, столовых принадлежностях. В законодательнице мод – Франции, выпустили серию фаянсовых тарелок на лицевой стороне которых был изображён ребус, а на обороте – разгадка.
В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. В1881 году начинает издаваться «Еженедельный загадочный журнал «Ребус». За верно угаданные ребусы читатели получали призы.
- Ребята, обратите внимание, как составлены эти ребусы? Что используется?
VI конкурс: «Составь ребус». (Даётся время на составление ребуса. Например, составить ребус к имени Валентина.)
VII конкурс: «Буриме». (Буриме – стихотворная головоломка, в которой стихи, обычно шуточного характера, сочиняются на заданные рифмы.)
1 команда: Иван, карман, обман, банан.
2 команда: кружка, Марфушка, подружка, частушка.
3 команда: кошка, Серёжка, ложка, немножко.
Подведение итогов игры по командам.
Рефлексия.
- Что хотели бы вы оставить в своей памяти после занятия?
- Что расскажите о занятии дома своим близким? О чём их спросите?
- В заключении, попробуем объяснить фразу: ИМЯ РАСТЁТ ВМЕСТЕ С НАМИ. (Вариант объяснения: в детском саду девочку звали Светочка, в школе – Светой, в институте – Светланой, а на работе – Светланой Алексеевной.)
Дорогие ребята, растите вместе с именем!
1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
2. Дали Грише простокваши, а Глаше – каши.
3. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
1. Юля , Егор
2. Тоня , Надя
3. Люба , Серёжа
1. Иван, карман, обман, банан
2. кружка, Марфушка, подружка, частушка
3. кошка, Серёжка, ложка, немножко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие «Дорожите именем своим»
Совместное мероприятие родителей и детей...
Внеклассное мероприятие "Их именами названы улицы Сыктывкара"
Материал может быть использован во внеклассной работе:- при ознакомлении со столицей РК;- при изучении биографий известных людей коми земли;- при проведении заочной экскурсии по городу Сыктывкару...
Внеклассное мероприятие "Их именами названы улицы Сыктывкара"
На данном мероприятии ребята знакомятся с биографией земляков, прославивших своими делами Коми Республику. Также знакомятся с государственной символикой РК: гимном, гербом, флагом....
Внеклассное занятие "Их именами названы улицы Сыктывкара"
На данном занятии ребята знакомятся с земляками, прославившими Коми Республику своими делами. Также знакомятся с символикой Коми края: гербом, флагом, гимном....
Урок обучения грамоте по теме: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан» 1 класс по системе Л.В. Занкова
Урок обучения грамоте по теме: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан» 1 класс по системе Л.В. Занкова. Данный урок знакомит детей со старинными именами и историей своих ...
Урок обучения грамоте 1 класс Л.В. Занков. Тема: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан».
Урок обучения грамоте 1 класс Л.В. Занков. Тема: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан». Данный урок знакомит детей со старинными именами и историей своих имён, уч...
внеклассное мероприятие «КАК ГРАЖДАНИН, ИМЕЮ ПРАВО…»
Реализация регионального компонента во внеклассной работе...