Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»
методическая разработка на тему
Программа для организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_programma.docx | 701.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МКОУ «Ерёминская ООШ»
_________________ /А.М.Уткин/
« » __________________ 2018 г
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»
2018 г.
Возраст детей: 6 – 14 лет.
Срок реализации: июнь 2018 год
Информационная карта программы
1. | Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» |
2. | Автор программы | Бородина Евгения Сергеевна Начальник лагеря |
3. | Направления содержания деятельности программы лагеря | Смена лагеря «Радуга» включает следующие направления: Физкультурно-оздоровитенльное Художественно-творческое Образовательное Патриотическое Досуговое |
4. | Характеристика целевой группы | 6-14 лет |
5. | Краткая аннотация содержания программы | Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. |
6. | Обоснование актуальности программы | Лагерь «Радуга» – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной школьной деятельности. Лагерь «Радуга» призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей в каникулярный период. В нашем лагере, создается такая благоприятная среда, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. |
7. | Предполагаемый социальный эффект программы | Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. |
8. | Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей | Создание и развитие социально-образовательного пространства в каникулярное время для интеллектуально-творческого взаимодействия и взаимообогащения обучающихся, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья. |
9. | Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы) | -укрепить здоровье детей, повысив качество предоставляемых услуг в сфере оздоровления, отдыха и занятости обучающихся (мониторинг); - не допустить роста правонарушений и преступлений среди обучающихся; - привить любовь к литературе и чтению произведений; - расширить социальный опыт детей в совместной деятельности с взрослыми; - развить интерес у детей к занятиям физкультурой, спортом, художественным творчеством (анкетирование); - создать максимальные условия для развития творческого потенциала детей в сфере художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности. |
10. | Кадровое обеспечение программы:
| Бородина Евгения Сергеевна- начальник лагеря Луценко С.М.- воспитатель Ванчугова О.С.- воспитатель Маматова М.В.- воспитатель Якутина Н.В.- воспитатель Рыльская О.Н.-воспитатель Бородин Н.А.-воспитатель Замулло З.Д.-повар Пыжова Е.Н, Абрамова Г.П., Уткина Е.П.- технические работники |
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Макаренко А.С.
Пояснительная записка
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагерь способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Обязательным является вовлечение в лагерь детей из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. Кроме этого в программе представлены законы и правила, песня лагеря, примерные речёвки.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив МКОУ Ерёминской ООШ.
Блоки программы
1. Традиционные формы работы.
2. Лагерные дела: конкурсы, весёлые старты, праздники.
3. Отрядные дела: викторины, экскурсии, соревнования.
4. Работа в творческой мастерской: лепка, рисование, конструирование
Цель и задачи программы
Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
- Создание условий для организованного отдыха детей.
- Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
- Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
- Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Педагогическая идея программы.
Программа по организации жизнедеятельности летнего оздоровительного лагеря - это комплекс взаимосвязанных оздоровительных досугово-развлекательных мероприятий, коллективных творческих дел, общественно-значимых акций и операций, определяющих содержание воспитательного процесса, нацеленного на дифференцированный и индивидуальный подходы и ориентированный на личностный рост воспитанников.
Название пришкольного летнего лагеря - «Радуга» - выбрано не случайно: оно ассоциируется у детей с увлекательным миром фантазии, волшебными мечтами, теплым, летним дождем.
Педагоги нашей школы заинтересованы в том, чтобы воспитанники увлеченно, весело провели летние каникулы, отлично отдохнули в этот период. За время работы пришкольного летнего лагеря «Радуга» будут проведены и организованы развлекательные, спортивные, оздоровительные коллективные творческие дела.
Также запланированы экскурсии , пешеходные прогулки, участие в районных мероприятиях, в спортивных соревнованиях, которые запомнятся ребятам и позволят хорошо отдохнуть, «набраться сил», включены систематические информационные блоки: профилактические беседы с приглашением сотрудников ГАИ, часы здоровья на темы гигиены, основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
В основе концепции детского оздоровительного лагеря «Радуга» – эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью развития основ эстетической, нравственной культуры и формирования уважения к старшему поколению.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Летом лагерь вновь распахнет свои двери, чтобы наполнить жизнь наших воспитанников незабываемыми летними впечатлениями, сделать это поистине «жарким событием» для обучающихся.
Сроки и условия пребывания:
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Основным составом лагеря являются обучающиеся МКОУ Ерёминской ООШ. На основании заявления родителей или их законных представителей принимаются все желающие в возрасте от 6 до 14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, многодетных, неполных, опекаемых и неблагополучных семей, так как они не имеют возможности получить полноценный здоровый отдых во время летних каникул. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Программа летнего оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в оздоровительном лагере «Радуга» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Направления и виды деятельности
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Задачи | Основные формы работы | Методическое сопровождение |
|
|
|
Задачи | Основные формы работы | Методическое сопровождение |
|
|
|
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Задачи | Основные формы работы | Методическое сопровождение |
|
|
|
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Задачи | Основные формы работы | Методическое сопровождение |
|
|
|
Задачи | Основные формы работы | Методическое сопровождение |
|
|
|
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный
Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы;
- издание приказа по школе об открытии лагеря;
- разработка программы деятельности пришкольного осеннего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- знакомство работников лагеря с едиными педагогическими требованиями;
- осмотр помещений, территории: актовый зал, спортивный зал, туалет, спортивная площадка;
- приобретение канцтоваров, хозтоваров;
- сбор инвентаря: фонотека, спортинвентарь, бытовые предметы, аппаратура;
- проведение инструктажей с работниками лагеря.
II этап. Организационный
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Радуга»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
- работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- Чёткое представление целей и постановка задач.
- Конкретное планирование деятельности.
- Кадровое обеспечение программы.
- Методическое обеспечение программы.
- Педагогические условия.
- Материально-техническое обеспечение.
Кадровые условия.
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
Каждый работник лагеря знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
Кадровое обеспечение:
Начальник лагеря - обеспечивает общее руководство лагерем, издает приказы и распоряжения по лагерю, проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы.
Воспитатели - осуществляет контроль за соблюдением детьми режимных моментов, организует дежурство отряда по столовой, медицинского кабинета. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Проводит с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены.
Методические условия
- наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
- должностные инструкции всех участников процесса.
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
- подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
- проведение ежедневных планёрок.
- коллективные творческие дела
- творческие мастерские
- индивидуальная работа
Педагогические условия.
- Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
- Организация различных видов деятельности.
- Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
- Создание ситуации успеха.
- Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
- Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение.
Нормативно-правовые документы
В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
- Закон «Об образовании»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Устав МКОУ Ерёминской ООШ.
- Положение о лагере дневного пребывания .
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Приказы Управления образования.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Акт приемки лагеря.
- План работы.
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» с социумом
Устав лагеря «Радуга»
Законы лагеря «Радуга»
Закон хозяина.
«Радуга» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Правила поведения в лагере «Радуга»
1. Приходить в лагерь без опозданий.
2.Выполнять требования воспитателя и вожатого.
3.Соблюдать режим дня, выполнять распорядок дня
лагеря.
4. В кабинетах находиться под присмотром воспитателей.
5. Посещать столовую в определённое время, в сопровождении воспитателя.
6.Принимай активное участие в полезных делах своего отряда.
7.Соблюдай правила личной гигиены.
8.Оберегай родную природу.
9. Бережно относись к школьному имуществу и чужим вещам.
10.Будь честным, правдивым, вежливым.
Здоровайся с работниками и посетителями лагеря, знакомыми и товарищами.
11. Всегда будь опрятным, аккуратно одетым и причёсанным.
РЕЖИМ ДНЯ
9.00 - 9.15 – приём детей в лагерь
9.15 – 9.30 – утренняя зарядка
9.30 – 10.00 – творческая мастерская
10.00 – 10.30 – завтрак
10.30 – 11.00 – творческая мастерская
11.00 – 12.00 – отрядные мероприятия (согласно программы лагеря)
12.00 – 13.00 – кружок « »
13.00-13.30 – обед
13.30-14.30- отрядные мероприятия (согласно программы лагеря)
14.30- отправка детей домой
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Укрепление и оздоровление детского организма:
- формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены)
- развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости)
- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, составление проектов)
- Расширение кругозора детей.
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Личностный рост участников смены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Город Солнца"
Программа оздоровительного лагеря...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Страна здоровья»
Цель программыСоздание условий для оздоровления учащихся и организационного отдыха в летний период, укрепления физического, духовного и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей ...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Весёлые каникулы - 2013"
1. Программа лагеря разработана на основе нормативных документов Министерства образования Нижегородской области "Об организации и проведении летней кампании" 2. Ежедневное планирование лагеря "Ве...
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей...
ПРОГРАММА Летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей БОУ «Воронцовская СШ» «Дети Земли» (с экологическим уклоном)
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе....
Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга».
Программа разработана для школьного оздоровительгого лагеря с дневным пребыванием....
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дети XXI века»
Программалетнего оздоровительного лагеряс дневным пребыванием детей«Дети XXI века»...