Классный час "Я и имя твоё"
классный час (3 класс) на тему
Цель данного классного часа:
– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;
– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_imya_tvoyo.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час. Я и имя твоё.
Цели:
– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;
– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
- - Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Попробуйте определить тему нашего классного часа.
- Сегодня вы будете работать в группах.
Задание 1 группе: Расскажите о старинных именах.
Задание 2 группы: Расскажите об именах, которые появились в определенные исторические промежутки времени.
Задание для 3 группы: Значение имен нашего класса.
1 группа:
Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.
2 группа:
Как вы думаете, что обозначают эти слова: КИМ, ОКТЯБРИНА, ВЛАДЛЕН… (слова записаны крупно на карточках и помещены на доске)
После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20-х и 30-х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.
3 группа:
Краткий словарик толкования имён
имя | значение |
Александр | защитник |
Данил | мой судья, Бог |
Лиза | божья помощь |
Сергей | ясный, высокочтимый |
Виктор | победитель |
Илья | сила божья, вдохновитель |
Алексей | помощь, отражение, оборона |
Оля | священная, великая |
- Соревнование между группами.
викторина “Кого как зовут?”
- Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
- Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
- Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
- Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
- Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)
- Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
- Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
- Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
- Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)
- Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)
- Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
Блиц турнир
В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.
1.Кто принёс куклу из магазина?
2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.
9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?
10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?
(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)
Музыкальный конкурс “Угадай мелодию”
Звучат фонограммы песен, детям нужно назвать эту песню с именем и продолжить ее, если знают.
- “Стюардесса по имени Жанна”.
- “Я люблю тебя, Дима”.
- “Тома, Тома”.
- “Ой, Серега, Серега”.
- “Катя, Катерина”.
- “Антошка”.
- “Я люблю тебя, Марина”.
- Итог
Фамилия – указывает на род вашей семьи, отчество на имя отца. А вот имя – это ваше личное. Поэтому вы должны своими делами, доказать, что вы что-то значите, чтоб люди запомнили ваши поступки.
Чтение и обсуждение рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост»
Учитель читает рассказ.
По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребенка спасти!
— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает другой. — Сразу про тебя узнают.
— Лучше всего на Луну полететь, — говорит третий мальчик. — Тогда уж во всех странах будут знать.
А Сема Пичугин ни о чем не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.
Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в бережках, и перескакивать через нее было очень трудно.
В прошлом году мальчик не доскочил до другого берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.
Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдешь, когда короткая есть?
Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на другой уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точенный. И стал он рубить им ветлу.
Нелегким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоем не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.
Теперь нужно было обрубить у ветлы ветки. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сема, ходить стало еще труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадешь. Особенно, если снег.
Решил Сема приладить перильца из жердей.
Дед помог.
Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой.
Чуть кто в обход пойдет, ему обязательно скажут:
— Да куда ты идешь за семь верст киселя хлебать? Иди прямиком через Пичугин мост.
Так и стали называть Семиной фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших бревен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин.
Вопросы для обсуждения:
— Чем Саша Пичугин отличается от своих сверстников?
— Почему мост назвали его фамилией?
— Обязательно ли совершать подвиг, чтобы твое имя осталось в памяти людей?
— Что для этого нужно?
Самостоятельная работа:
У вас нарисовано семейное древо, заполните его именами родственников.
Выставка детских работ.
Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.
В этой жизни, а может быть, в той
Под земною звездой и небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.
Посреди разоренной земли
На ветру разгорелась рябина.
В сентябре прозвучит Натали,
В октябре отзовется Марина.
И осыплется с веток листва,
Не убавить уже, не прибавить.
Имена ведь - не просто слова,
А почти воплощенная память.
Ради вечной надежды своей
Вспоминайте судьбою хранимых,
Имена самых верных друзей,
даже боль приносивших любимых...
Имена, имена, имена –
В этой жизни звучат не случайно.
Как загадочна наша страна,
Так и имя - загадка и тайна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Чаем угощаем- к самовару приглашаем"
На этом классном часе дети узнают откуда пришел чай в Россию, в чем целебное свойство этого напитка, интересный подбор стихов и сценок...
Тематический классный час Да святится имя твоё!, посвящённый Дню матери
Тематический классный часДа святится имя твоё!, посвящённый Дню матери. Направление работы: гражданин...
Классный час по теме: Русским чаем угощаем, и здоровья всем желаем.
Тема: «Русским чаем, угощаем, и здоровья всем желаем» Цели: 1. Образовательная: познакомить у...
Классный час на тему: Мы за чаем не скучаем
Данный классный час разработан для учителей начальных классов и содержит информацию о разновидностях чая и чайных традициях....
Классный час "Мы за чаем не скучаем!"
Дана методическая разработка классного часа с презентацией...
Классный час, мастерская здоровья "Твоё здоровье-в твоих руках"
профилактика табакокурения, повторить влияние вредных привычек на организм человека; способствовать развитию умения принимать ре...
Классный час на тему "Твоё здоровье, в твоих руках"
Всодержании классного часа, рассказывается о режиме дня, правильном питании, о полезных и вредных привычках....