Статья "Как мы лук сажали"
статья (1 класс) на тему

Виктория Юрьевна Панкова

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобная деятельность даёт возможность более глубоко познать народное наследие, объединить детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями. Школьники будут знать и уважать свое прошлое, свои истоки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_my_luk_sazhali.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Как мы лук сажали.

Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной»

К. Ушинский

Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». Действительно, уже давно отмечено, что человечество все чаще возвращаются к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными. Нам приходится обращаться к опыту предков.                                 В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к культурно-историческому наследию русского народа, к его обычаям и традициям. Знание культуры своего народа, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой и традициями своего народа с самого раннего детства. У педагогов появилась удивительная возможность дать ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Проблема выращивания огородных растений волновала людей с глубокой древности. Народ, наблюдая за особыми свойствами лука удивительно метко сочинял поговорки и пословицы про этот овощ. По инициативе детей нашего класса в рамках годового проекта по ознакомлению младших школьников с культурно-историческим наследием русского народа «В гостях у истории», был разработан проект «Лук во щах - и голод прощай». Он был приурочен к народному празднику «Луков день» –это время окончания сбора урожая лука на Руси. Работа с детьми проводилась в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности, где учитель являлся равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. Проект был рассчитан на 1 месяц.

В начале проекта создаётся ситуация: за 3 недели до народного праздника –Луков день в классе неожиданно появляется Бабушка Лукерья, которая приносит посадочный материал и рассказывает о появлении лука на Руси, создает проблемную ситуацию и дает детям задание:

«Посадите сей лучок у себя на огород.

Вы должны понаблюдать,

Все, что важно, записать.

Что растет и как растет?

Наблюдайте цельный год!

Хороша ль, плоха ли весть, -

Докладайте все как есть!».

Встреча с героем – сюрприз для детей, он всегда является радостной неожиданностью, вызывает удивление и желание разобраться в проблеме. Момент заинтересованности стимулирует познавательную активность детей. Учитель побуждает детей к действиям по разрешению данной проблемы: «Что мы знаем о луке?», «Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?», «Чем может быть полезен лук?», «Что можно делать с луком?», «Исследование полезных свойств лука».

Скажем мы вам, если честно,

Все нам очень интересно!

Посмотреть, про лук узнать,

Есть теперь что рассказать!

Дети с помощью педагога сравнивают лук с другими овощами. Углубляют знания о способах посадки и ухода за овощными культурами, добывают новые знания, наблюдают за ростом лука.  Находят общие и отличительные признаки различных сортов лука. Делают выводы о том, что необходимо растению для роста. Свои наблюдения и зарисовки опытов помещают в папку-лэпбук. Саму папку подготовили Родители, которые тоже подключились к проекту, а пополнялась она в ходе реализации проекта материалами, подготовленными детьми.   Постановка проблемной задачи - можно ли вырастить лук на подоконнике в домашних условиях, направлена на стимулирование любознательности, познавательного интереса учеников.

В ясный солнечный денек

Посадили огород.

Взяли лука и землицы

И полили все водицей.

 В лэпбуке пополняется окошко «Интересные факты».

Дети совместно с родителями заучивали стихи, сочиняли сказки про лук. В лэпбуке бабушка Лукерья помещает задание и для родителей: «Мамы и папы, помогите детям сочинить и инсценировать сказку «Лучок-кругленький бочок». Силами родителей был написан сценарий сказки и пошиты костюмы на каждого ребенка, подобраны и заучены песни для спектакля. С большим успехом дети показали этот спектакль для своих сверстников из параллельных классов. Весь собранный урожай мы отдали в нашу школьную столовую.

Лук – лучок, который век

Ест наш русский человек.

Съешь лучок без шелухи -

И взбодришься до поры:

Чай, не химия какая,

Чай, природные дары!

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобная деятельность даёт возможность более глубоко познать народное наследие, объединить детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями.   Школьники будут знать и уважать свое прошлое, свои истоки. А у моих ребятишек отмечается активный интерес к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока чтения по рассказу Г.Снегирёва «Кто сажает лес».

Данная разработка урока закрепляет у обучающихся навыки работы с текстом, в доступной форме объясняет смысловую значимость названия произведения, пополняет знания природоведческими сведениями о жизни ...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающем миром на тему : «Сажаем лук вместе»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающем миром на тему : «Сажаем  лук вместе»...

Сценарий новогодней сказки для начальной школы "Зло сажаем за стекло"

Сценарий новогодней сказки для начальной школы.Новогодняя театрализованная концертно-игровая программа для учащихся начальной школы «ЗЛО САЖАЕМ ЗА СТЕКЛО» рассчитана на учащихся1-4 класса ...

Изложение слухового восприятия по коллективно-составленному плану "Кто сажает лес", 4 класс

Урок развития связной речи. Задача урока учиться составлять план текста и правильно передавать содержание текста на письме....

Инновационный проект «Что мы сажаем, сажая леса»

Проект «Что мы сажаем, сажая леса» ориентирован на воспитание экологической культуры и трудолюбия обучающихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных пра...

Буратино сажает денежное дерево

Цели занятия:- логическое развитие детей, формирование познавательной активности;- развитие умения детей ориентироваться в пространстве относительно себя;- закрепление знаний о геометрических фигурах ...