ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья на тему
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_sostoyaniya_i_effektivnosti_vospitatelnogo_protsessa.docx | 42.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Диагностика в работе с классным коллективом.
- Сентябрь. Диагностика № 1 «Рамочка для фотографии
- Октябрь. Диагностика«Адаптация»
- Ноябрь. Диагностика «Уровень воспитанности и групповой сплочённости»
- Декабрь. Диагностика №2 «Градусник»
- Январь. Диагностика №3. «Краски».
- Февраль. Диагностика №4. «Фотографии».
- Апрель Диагностика «Уровень воспитанности и групповой сплочённости»
Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся в 1 классе.
Диагностика №1. «Рамочка для фотографии».
Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки.Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.
Диагностика №2. «Градусник».
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно. Такая температура бывает 38,39, 40, 41 градус.(запись на доске). Нормальная температура 36,6 у него нет тревоги, всё хорошо, у него всё получается, он здоров. Температура бывает 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них безусловно появится при названии этого предмета. Например: русский язык -39, математика -36,6 т.д.Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.
Диагностика №3. «Краски».
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся- раскрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или вовсе чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.
Диагностика №4. «Фотографии».
Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли «фотографов»- сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.
Изучение уровня воспитанности учащихся
(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )
Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________
Долг и ответственность | ||||||
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Бережливость
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Дисциплинированность
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Ответственное отношение к учебе
1 | Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Отношение к общественному труду
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Доброта и отзывчивость
1 | Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Честность и справедливость
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Простота и скромность
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Культурный уровень
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
- “0” - всегда нет или никогда.
- “1” - очень редко, чаще случайно.
- “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
- “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
- “4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное количество баллов)
( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
- До 0,5 – низкий уровень воспитанности
- 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
- 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
- До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
- 1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников). Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале. Так же оценивают родители. Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
- Низкий уровень:
слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляцииситуативны.
- Средний уровень:
свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
- Хороший уровень:
положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
- Высокий уровень :
устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Определение индекса групповой сплоченности по методике Сишора
Назначение и инструкция. Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.
Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4)
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
5. Живу и существую отдельно от нее (1)
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1)
2. Скорее перешел бы, чем остался (2)
3. Не вижу никакой разницы (3)
4. Скорее всего остался бы в своей группе (4)
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
6. Не знаю, трудно сказать (1)
III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве классов (1)
4. Не знаю, трудно сказать (1)
IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
4. Не знаю. (1)
V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
4. Не знаю (1)
Уровни групповой сплоченности
15 баллов и выше — высокая;
11 — 14 баллов — выше средней;
7 — 10 — средняя;
4 — 6 — ниже средней;
4 и ниже — низкая.
Итоговая диагностика
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(адаптированная методика Е.Н. Степанова)
Критерий оценки:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1.Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным
4 3 2 1 0
2.В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно
4 3 2 1 0
3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку
4 3 2 1 0
4.Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией школы
4 3 2 1 0
5.Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогами школы
4 3 2 1 0
6.Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с классным руководителем
4 3 2 1 0
7.Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка
4 3 2 1 0
8.Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями
4 3 2 1 0
9.Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка
4 3 2 1 0
10.В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку
4 3 2 1 0
11.В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок
4 3 2 1 0
12.Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания
4 3 2 1 0
13.В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка
4 3 2 1 0
14.Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка
4 3 2 1 0
15.Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития творческих способностей нашего ребенка
4 3 2 1 0
16.Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни
4 3 2 1 0
Обработка результатов:
Удовлетворенность родителей работой учебного заведения определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент равен 3 или более этого числа, Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности.
Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности.
Если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Адаптация.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.
Анкета для родителей учащихся 1 класса.
Уважаемые родители первоклассников!
Прошу Вас ответить на вопросы, касающиеся самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе.
Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной.
Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована без Вашего согласия.
Ф.И. ребенка_____________________________Класс______
Ф.И.О.родителей_____________________Дата _____________
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1.Охотно ли идет ребенок в школу?
- неохотно
- без особой охоты
- охотно, с радостью
- затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?
- пока нет
- не совсем
- в основном да
- затрудняюсь ответить
3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.
- засыпает с трудом
- долго не может заснуть, хотя очень устал
- внезапно просыпается ночью, плачет
- разговаривает во сне
- просыпается с трудом
- утром сонный и вялый
- недержание мочи
- плохой аппетит
- вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
- беспричинные боли в животе
- частые головные боли
- болел в сентябре-октябре
- стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия
- наблюдаются быстрые подергивания (тики)лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
- ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
- другие изменения___________________________________________________________________________________________________________
4. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?
- да______________________________________________________
- нет
5. Опишите режим дня Вашего ребенка:
- встает в ______
- в школу идет самостоятельно
- в школу ребенка отводит ______________
- посещает группу продленного дня с________до_________
- из школы возвращается самостоятельно
- из школы ребенка забирает______________в___________
- посещает дополнительные занятия, кружки, секции______________________________________________________________________________________________________________
_________________раз в неделю
- делает уроки обычно в группе продленного дня с________до________
- делает уроки дома с_________до__________
- гуляет с___________до____________
- смотрит телевизор с__________до___________
- играет с______________до______________
- ложится спать в ___________________
- Ваш ребенок имеет отдельную комнату______
- имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________
6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
- иногда
- довольно часто
- затрудняюсь ответить
7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления
- положительных и отрицательных примерно поровну
- в основном положительные впечатления
- . Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
- затрудняюсь ответить
9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
- затрудняюсь ответить
10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
- да
- скорее да, чем нет
- скорее нет, чем да
- нет
- затрудняюсь ответить
11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?
Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно______________________
Анкета для учащихся 1 класса. Адаптация.
Ф. И.__________________________________________________
Анкетирование
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь
в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно при
ходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел
бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоем классе?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
- нравится
- не очень
- не нравится
Анализ анкетирования
25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.
20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11баллов - положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.
10-14 баллов - низкая школьная мотивация.
Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемыв общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. Такое исследование необходимо проводить в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дают возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение эффективности воспитательного процесса
Большинство педагогов стремятся определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу професси...
"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....
Использование музыкальных произведений в воспитательном процессе и их влияние на эмоциональное состояние школьников
Эмоции занимают важное место в жизни людей. Они способны оказывать воздействие на поведение и деятельность человека. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых ле...
Эффективность воспитательного процесса младших школьников
Доклад на заседании РМО учителей начальных классов...
Эффективность воспитательного процесса младших школьников
Доклад на заседании РМО учителей начальных классов...
Выступление : "Пути и средства улучшения эффективности воспитательного процесса"
В данном выступлении отражены методы и приёмы организации ситуации успеха на занятиях, в результате которых у воспитанников формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки,самоува...