Беседа "Школа пешехода"
классный час (3 класс) на тему
Цели:
- познакомить с историей возникновения дорожных правил;
- повторить правила уличного движения для пешеходов, дорожные знаки;
- развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Подготовительная работа: чтение книг, посвящённых правилам дорожного движения, выучивание стихотворений по данной теме, подготовка сообщений по истории появления правил дорожного движения, подготовка сценок для инсценировки, оформление класса, изготовление «светофорчиков», составление презентации.
Оформление: интерактивная доска, плакаты, рисунки детей по правилам дорожного движения, модель светофора, дорожные знаки, модель дороги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_pdd_v_3_klasse_1.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- познакомить с историей возникновения дорожных правил;
- повторить правила уличного движения для пешеходов, дорожные знаки;
- развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Подготовительная работа: чтение книг, посвящённых правилам дорожного движения, выучивание стихотворений по данной теме, подготовка сообщений по истории появления правил дорожного движения, подготовка сценок для инсценировки, оформление класса, изготовление «светофорчиков», составление презентации.
Оформление: интерактивная доска, плакаты, рисунки детей по правилам дорожного движения, модель светофора, дорожные знаки, модель дороги.
Ход проведения классного часа.
1. Вступительное слово учителя.
Инсценировка отрывка из книги «Азбука пешеходов».
Учитель. «Все люди, и большие и маленькие, как только выйдут из дома на улицу. Сразу становятся пешеходами. Легко ли быть пешеходом?
Ученик. Чего легче! Шагнул левой ногой, шагнул правой, левой-правой, левой-правой. Только и всего.
Учитель. Шагать и в самом деле не трудно. По комнате, по парку, по лесной тропинке. Но улица не парк, а шоссе – не тропинка.
Настоящий пешеход – это тот, кто спокойно идёт по шумному городу и по тихой дороге, кто не шарахается от автомобилей, мотоциклов и автобусов. Настоящий пешеход и сам никогда не мешает машинам и сам под машину никогда не попадёт. А как всему этому научиться?
Машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель знает эти правила назубок. Шофёры учатся в автомобильных школах, ходят на уроки, сдают экзамены: всё ли запоминают?
Для пешеходов есть тоже правила. Если не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом». Я приглашаю вас на занятие в Школу пешехода, где познакомимся с историей дороги и повторим правила пешеходов. (Приложение 1, слайд №1)
2. Ход проведения классного часа. Занятие в школе пешеходов.
1) История появления и развития дороги.
Учитель. Отгадайте, что это?
Начало – нота, потом оленя украшение.
А вместе – место оживлённого движения. (Дорога)
Учитель. Дорога – искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Но как она появилась?
Сообщения учеников.
- Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мёд, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами».
- Путины соединяли между собой населённые пункты, их стали называть дорогами. Много дорог в нашей стране. Проехать по всем – это всё равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.
Учитель. Как вы думаете, какое главное качество дороги? (Мнения детей)
Учитель. Это ширина и покрытие. Нам очень нравится, когда дорога широкая и ровная. Но какая она была раньше?
Сообщения детей. (Слайд №2)
- Когда-то давным-давно, когда ещё и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения были конные упряжки, чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи дороги стали покрывать твёрдым покрытием. В России первые дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами брёвен. Представляете, как на этой дороге трясло?
- Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
- Первая дорога в России появилась в 1722 году (почти триста лет назад). По приказу царя Петра I её проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.
Учитель. Сейчас дороги покрывают асфальтом. Но почему иногда в наше время дороги называют «мостовая»? (ответы детей) (Слайд № 3)
Учитель. Бегут дороги от города к городу, от посёлка к посёлку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдёт дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.
(Слайд №4) Рассмотреть улицы города, части дороги.
Учитель. Все дороги состоят из двух частей: проезжей части и тротуара.
Сообщения детей. (Слайд №5)
- Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом становилось всё больше и больше экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попадали в больницу.
- Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару, а чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.
Учитель. (Слайд №6) Тротуар, в переводе с французского, обозначает «дорога для пешеходов». Сейчас тротуары есть во всех городах и деревнях. Эта часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживлённых улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями. Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть, для того, чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта. В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара.
Обобщение. (Слайд №7)
2) Инсценировка ситуаций. (Группы детей показывают сценки, а учащиеся исправляют ситуации).
Учитель. Представим, что наш класс – это улица. Вот тротуар, вот проезжая часть, а по тротуару идут ребята.
Сценка №1. Дети идут весёлой компанией, громко разговаривают и размахивают руками.
Сценка №2. Мальчики играют на тротуаре в мяч.
Сценка №3. Одна девочка, идя по тротуару, прыгает через прыгалку, а другая балансирует на краю тротуара.
Учитель. (делает вывод) Какие правила надо помнить, если вы идёте по тротуару? (ответы детей)
3) История светофора.
Учитель. Как видите из истории дороги, ещё в далёкой древности возникла необходимость разделить дорогу на две части. Но как же теперь можно перейти с одной стороны улицы на другую? Как перейти мостовую? Необходим командир, который будет останавливать машины, и пропускать пешеходов. И тогда
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути.
Помогает улицу людям перейти.
Что это за «чучело трёхглазое»? (ответы детей)
Учитель. Раньше он назывался «семафор», в переводе с греческого языка – это значит носитель света.
Сообщения детей. (Слайд №8)
- Свое происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен на улицах Лондона. Но, чтобы не было столкновений, нужен был какой-то промежуток времени между зелёными и красными сигналами. И тогда люди придумали жёлтый цвет.
- В нашей стране первый светофор появился на улицах Москвы в 1929 году. Он представлял собой круг, разделённый на три сектора: красный, жёлтый и зелёный. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Управлял таким светофором специально представленный к нему регулировщик. Но уже несколько лет такой светофор заменили на электрический, который действует и сегодня.
Учитель. (Слайд №9) Какие вы знаете светофоры? (ответы детей: автомобильный, пешеходный, со звуковыми сигналами)
Учитель. А кто знает, почему были выбраны именно такие цвета?
Красный - цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в туман и в дождь.
Зелёный цвет – резко отличается от красного. Их невозможно перепутать.
Жёлтый цвет – промежуточный, он призывает быть внимательным.
Ученик, используя модель светофора, читает отрывки из стихотворений.
Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой -
Самый главный командир.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.
Если красный свет горит –
Значит, путь тебе закрыт!
Если жёлтый свет горит –
«Приготовься!» - говорит.
А зелёный свет горит –
Путь вперёд тебе открыт!
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета.
Работа светофоров (Слайд №10)
Игра «Светофор»: красный - стой, жёлтый – хлопай в ладоши, зелёный – иди.
4). Дорожные знаки.
Учитель. (Слайд №11) Но не только светофор нам помогает перейти дорогу.
Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет «что» и «как»,
Звать его ….. дорожный знак.
Иди через улицу там пешеход,
где знаком указан тебе …. Переход
Этот знак такого рода -
он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
мы дорогу в этом месте. (пешеходный переход)
Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати вниманье, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в чёрном,
Красной чёрточкой зачёркнут.
И дорога вроде, но здесь ходить запрещено!
(знак «Пешеходное движение запрещено»)
Учитель. Где устанавливается такой знак?
Что за зебра посреди дороги
Каждый раз ложится нам под ноги?
Чтоб в больницу вдруг не угодить,
Нужно лишь по ней переходить.
Отгадаешь, значит, ты готов в поход,
Это пешеходный ….. (переход)
Чтоб мостовую перейти.
Взгляни налево, нет машины?
Тогда шагай до середины.
Потом налево погляди,
Машины нет – переходи!
Ролевая игра: «Как мы переходим улицу?» (дети показывают работу светофоров, а водители и пешеходы выполняют установленные правила)
5) Анализ ситуаций по картинкам.
Учитель. Правильно ли поступили ребята? (разбор ситуаций по картинкам – слайды №12, 13, 14)
6) Тест-опрос по правилам пешеходов.
Учитель. Ведь мы с вами проводим занятие не в простой школе, а в школе пешеходов. Проведём «экзамен». Приготовили свои «светофоры». Если вы со мной согласны, то покажите зелёный свет, если нет – красный.
- По тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны.
- На жёлтый сигнал светофора можно переходить проезжую часть улицы, так как транспорт стоит.
- Если горит красный сигнал светофора. А машина далеко, то можно быстро перебежать дорогу.
- При переходе дороги можно разговаривать.
- Если я вижу медленно едущий транспорт, то смело перебегу дорогу.
- Даже если транспорт движется медленно, всё равно буду ждать, пока он проедет.
- Я перейду дорогу только в том случае, если загорелся ….(покажите цвет сигнала)
3. Итог занятия. (Слайд №15)
Учитель. Давайте подведём итог занятия в Школе пешехода.
- Почему появились правила дорожного движения?
- Что нужно, чтобы стать настоящим пешеходом?
- Для чего нужно быть настоящим пешеходом?
- Что главное вы сегодня поняли в школе пешеходов?
Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – внимание.
Шагая осторожно,
За улицей следи,
И только там, где можно
Её переходи!
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!
На дороге – все молчок!
Рот закрыли на замок!
На дороге – это ясно:
Разговаривать опасно!
Надеюсь, что вы всегда будете помнить правила пешеходов и будете всегда их выполнять.
До свидания. Жду вас на следующем занятии в Школе пешехода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Клуб внимательный пешеход"
Классный час для учащихся начальной школы по ПДД....
Памятка примерного пешехода
Данная памятка может быть распечатана и вложена в дневник учеников. Можно использовать стихи для списывания с заданием....
Викторина для учащихся начальных классов "Послушный пешеход".
Вопросы по ПДД для учащихся начальной школы....
беседа для первоклассников по правилам дорожного движения "мы пешеходы"
познакомить детей с правилами дорожного движения, ознакомление в игровой форме...
Посвящение в пешеходы
Праздник проводится в первые дни обучения в школе....
Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе "Я - пешеход и пассажир". Тема. Мы - пешеходы.
Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе "Я - пешеход и пассажир". Тема. Мы - пешеходы.Цель. Формировать навыки осознанного поведения на дороге. Закреплять знания ПДД, полученные на предыд...
Движение пешеходов, обязанности пешеходов.
углубить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;развивать логику, мышление; творческие способности детей;воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах....