Творческий проект "Куклы - обереги"
проект (4 класс) по теме
Проект средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение месяца.
Цель проектной работы:
Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через трудовые навыки.
Задачи проекта:
1. Формировать навыки трудовой деятельности.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Развивать связную речь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.
4. Прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников и использовать ее для выполнения проекта.
5. Организовать работу по закреплению навыков работы с тканью, различной фурнитурой и природными материалами в процессе внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 957.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект учащихся 4 «А» класса
«Куклы – обереги»
Руководитель проекта:
Маркова В.В.
Троицк, 2017
Актуальность
В современном мире достаточно остро стоит вопрос о сохранении и бережном отношении к народной культуре. Взрослые должны стараться приобщать подрастающее поколение к национальным русским традициям, обычаям, истории, чтобы дети могли проникнуться пониманием величия и древности.
Одним из источников такого наследия сегодня вполне может стать кукла-оберег. Возрождение прежних традиций способствует погружению в таинственный и чарующий мир предков. Как же создавали наши предки куклы-обереги своими руками? В достаточно незатейливом на первый взгляд занятии можно увидеть такую глубину, о которой даже не подозреваешь. В самом процессе присутствует таинственность, ведь секреты дошли до нас из самой древности. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
- По доминирующему методу проект: творческий
- По характеру содержания: включают ребенка, его семью, педагога
- По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
- По характеру контактов: в контакте с семьей, педагогами, учреждениями культуры.
- По количеству участников: групповой.
Проект средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение месяца.
Цель проектной работы:
Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через трудовые навыки.
Задачи проекта:
- Формировать навыки трудовой деятельности.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать связную речь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.
- Прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников и использовать ее для выполнения проекта.
- Организовать работу по закреплению навыков работы с тканью, различной фурнитурой и природными материалами в процессе внеурочной деятельности.
Объект - традиционная русская кукла- оберег.
Предмет - изготовление кукол - оберегов.
Методы - исследовательские; практические.
Этапы реализации проекта:
- Изучение истории возникновения народной куклы.
- Изучение видов кукол.
- Изучение технологии изготовления кукол.
- Создание пособия по изготовлению народной куклы.
- Изготовление обереговых кукол.
- Презентация проекта.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению школьников с изготовлением традиционной народной куклы положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о народно – прикладном творчестве, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, школьной библтотекой, краеведческим музеем, школой. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями народно-прикладного творчества.
Прогнозируемый результат.
- Систематизация знаний детей об истории народной игрушки.
-Повышение детско-родительской компетентности по представленной проблеме.
- Развитие мелкой моторики и творческих способностей.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса и творческих способностей, но и имеет важное социальное значение.
Участники проекта
Дети 10-12 лет (4 класс)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей, классного руководителя.
Сроки реализации проекта: 1 месяц
Оборудование: ножницы, нитки, ткань разного цвета и качества, лыко мочальное, солома, ленты, тесьма, бусы, палочки, синтепон, АРМ (презентация)
Этапы проектной деятельности:
Этап №1 - Подготовка
2 четверть
1. Беседа «Что я знаю о куклах».
2. Урок внеклассного чтения. Стихи А. Барто Ознакомление с художественной литературой.
3. Классный час с презентацией – «Традиционная народная кукла»
4. Экскурсия в краеведческий музей г. Троцка.
5. Экскурсия в швейные мастерские школы – интерната.
6. Мастер – класс и выставка народной куклы в детской библиотеке «Тема».
5. Беседы: «Традиции и обычаи на Руси» с презентацией.
7. Слушание произведений П.И. Чайковского «Новая кукла», «Кукла заболела».
8. Составление творческих рассказов на темы: «Моя любимая кукла», «Кукла моей мамы», «Кукла моей бабушки, прабабушки».
9. Занятие «Народные традиции России» в школьной библиотеке.
10. . Внеклассное занятие «Из чего делают обереги» с целью ознакомления с различными тканями, фурнитурой, природными материалами, а также развитие мелкой моторики.
Этап №2 - Планирование
1. Сбор идей и предложений о создании проекта.
2. Формирование группы для проведения исследования.
3. Домашнее задание на осенние каникулы «Куклы наших мам и бабушек»
Этап № 3 - Выполнение работы
- Коррекционное занятие «Мы рисуем куклы – обереги».
- Коррекционное занятие с презентацией «Куклы-обереги».
- Индивидуальная работа обучающихся по выполнению кукол совместно с педагогом.
Этап №4 - Оценка
Анализ достигнутых результатов. Самооценка и оценка учителя. Создание композиции.
Этап №5 – Защита проекта
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка (начинание) | Уточнение целей и исходного положения | Обсуждают задание с помощью учителя и уточняют информацию | Мотивирует учащихся, объясняет цели проектной деятельности. Наблюдает. |
2. Планирование | Анализ проблемы, определение источников информации | 1. Формирование задач. 2. Сбор идей и предложений в создании «кукол-оберегов» 3. Домашнее задание на каникулы | Помогает и анализирует. Наблюдает. |
3. Выполнение | Выполнение проекта | Практическое выполнение элементов кукол- оберегов | Советует, помогает, объясняет, наблюдает |
4. Оценка | Анализ достигнутых результатов. Причины успехов и неудач | Самооценка (что и как получилось) | Направляет процесс, анализирует и наблюдает |
5. Защита | Обоснование процесса проектирования | Защита проекта | Помогает, наблюдает, анализирует |
Учитель: Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на корабле, даже на самолете прилететь нельзя. В этой стране побывали все дети Земли. Что же это за страна? (Детство). Давайте все сегодня перенесемся в эту удивительную страну. И начнем мы свое путешествие с давних-давних времен, когда не было ни телевизоров, ни телефонов, ни машин, ни….игрушек.
Ребенок. Дети в те далекие времена играли тем, что было под рукой: камешками, палочками, веточками. Первые куклы появились в глубокой древности. Кукла – это детская игрушка в виде человека (С.И. Ожегов).
Ребенок. Но народная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это необходимая вещь для древних обрядов. Эти куклы собрали в себе все культурные традиции и обычаи Руси.
Ребенок. Мы заинтересовались этой темой еще в 1 классе. Мы делали куклы – обереги «Скрутки». А теперь решили выяснить, какие еще разновидности кукол - оберегов были у народа, какое назначение имела каждая кукла. Было также интересно узнать технологию их изготовления. А еще мы решили подарить куклы-обереги «Ангелы» мамам ко Дню матери.
Ребенок.
Мы изучали литературу, ездили на экскурсию в краеведческий музей, ходили в школьную библиотеку, на выставку народной куклы в детскую библиотеку и мастер-класс, мы выяснили, что большинство кукол на Руси были оберегами. Сначала они выполнялись из природных материалов из леса: дерево, лоза, трава, солома. Затем стали использовать и другие материалы. Кукла берегла
человека, еѐ так и называли: оберег или берегиня.
Ребенок
Куклы - обереги различаются по назначению:
- Куклы для дома.
- Для матери и ребёнка.
- Для жениха и невесты.
Куколки носили как талисманы. А в некоторых домах их накапливалось до ста штук.
Ребенок. При изготовлении оберегов раньше использовались не только тряпочки, но и травы, крупы, и глина, дерево, кость, солома и даже творог. Лица у куклы не было. Кукла без лица считалась предметом неживым, чтобы злые силы не смогли проникнуть в куклу и навредить людям.
Ребенок. А ещё очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении. В каждой кукле должно быть как можно больше красного цвета, на Руси слово «красный» означало – красивый, прекрасный.
- Куклы – обереги для дома и семьи
Кукла – полено или «Полешко»
Темников Данил
Кукла – полено охраняет мир и покой в семье, оберегает от ссор и болезней. Основой куклы является березовое полено. Полено одето в женскую одежду. Существует большое кол-во вариантов изготовления.
«Зерновушка» (Крупеничка)
Лупанова Алёна
Куклу Зерновушку (Крупеничку) дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, разными крупами, чтобы урожай был богатым. Основа куклы из мешковины.
Зерновушку бережно хранили рядом с иконами. Она - знак сытой жизни и достатка в семье.
Значения круп в Зерновушке:
Гречиха - сытость и богатство.
Рис -на праздник.
Перловка - на сытость.
Овес - на силу.
Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.
Эта кукла – старинная насыпная игрушка.
3.Выворачиваем мешочек на другую сторону и расправляем. Насыпаем в него крупу, уплотняем, постукивая куколкой о поверхность стола.
Кубышка-травница»
Лызлова Татьяна
Чтобы сделать воздух в доме чистым и целебным в старину делали Кубышку-травницу.
Кубышка-травница – народная тряпичная кукла, наполненная душистой травой.
Считалось, что кукла охраняет дом от болезней.
Кубышку травницу размещали в доме, давали больному, чтобы ускорить выздоровление. Ее подвешивали над колыбелью, чтобы сон малыша был безмятежным и крепким.
В ее основе закрученная льняная ткань, туловище – мешочек, наполненный ароматной травой. К рукам куклы также привязывали по мешочку с травой. Преимущественно использовали зверобой, ромашку, бессмертник, чабрец, шалфей, полынь, сосновые почки, можжевельник. Травяную смесь заменяли через два года.
7. Берем большой лоскут льняной ткани и шьем из нег мешочек.
«Желанница»
Семенова Дарья
Желанница - это оберег помощи, она отводит беду от хозяйки, жалея её. Загадывают желания, дарят кукле подарочек в виде бусинки, ленточки, всячески её разряжают. Со временем кукла становится всё наряднее. Просят её помочь исполнить желание.
Куколка-оберег Желанница хранится всю Жизнь и со временем становится всё наряднее.
«День-ночь»
Деменко Яна
Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед, светлую, а ночью – темную
Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня и следит, чтобы в будние дни люди работали, трудились, а в праздники веселились, пели, плясали, играли.
Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Ночью все таинственно. И люди становятся другие. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
«Коза»
Волкова Ольга
Коза - кукла радости, веселья. Оберег хорошего настроения. «Коза» - всегда весела. Она помогает серьезным людям посмотреть на мир веселее. Она словно дарит свое веселье и отгоняет тоску и печаль.
Если вдруг тебе всгрустнется,
Хандре волю не давай!
Пусть Коза вновь встрепенётся,
Тоску звоном изгоняй!
Рога, борода – из лыка. Одета была «Коза» в яркое платье, поверх которого предметы: дудочки, бубны, колокольчики, бубенцы, бусы, серьги, венки. Считалось, если к вам на святки придет «Коза» - год будет веселым и радостным.
«Колокольчик»
Круцык Кристина
Кукла Колокольчик-куколка добрых вестей.
Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения.
Эти три юбочки на кукле символизируют три стороны бытия ― правь (высшие силы, управляющие реальностью), явь (реальный мир) и навь (потусторонний мир).
Лихоманки
Кащеева Валерия
По народным поверьям на здоровье всех членов семьи русская женщина делала кукол «Лихоманок» (их еще называли «лихорадки» или «трясовицы»). В народе насчитывали тринадцать злых духов болезней (или лихоманок), и, чтобы они не смогли вселиться в домочадцев, по их числу делали 13 обережных куколок с одноименным названием «Лихоманки» (12 сестер и их мать - Кумоха). В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы.
Вот эти названия:
1. Трясся - трясёт.
2. Огнея - «Коего человека поймаю, тот разгорится, аки пламень в печи», - бросает в жар.
3. Ледея: словно лед, знобит человека, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.
4. Гнетея - она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.
5. Грудея - ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.
6. Глухея - налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.
7. Ломея - «Аки сильная буря древо ломит, также и она ломает кости и спину».
8. Пухлея - пускает по всему телу отек (опухоль).
9. Желтея- эта желтит человека, «аки цвет в поле».
10. Корчея - ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.
11. Глядея - не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.
12. Невея (мертвящая)- несущая смерть, самая страшная из сестер.
II. Куклы для матери и ребенка
Кувадка
Гатаулина Диана
Народная славянская тряпичная кукла — кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от только появившегося на свет дитятки. А «играть» с этими куколками — кувадками, отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения кувадки становились первыми игрушками малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка.
«Ангел-хранитель»
Лейман Сергей
Белый цвет для Ангела, конечно предпочтительнее. Хотя авторские Ангелы сейчас бывают розового, голубого, сиреневого и других цветов.
III. Для жениха и невесты
«Неразлучники»
Семенова Виктория, Максимов Александр
Кукла Неразлучники обозначает верность, супружескую любовь, благополучную семью. Её крепили к дуге первой тройки на свадьбе. Неразлучники, конечно же, были символом жениха и невесты.
После свадьбы куклу размещали в доме молодой семьи. Хранили оберег очень бережно, относились к нему с уважением, чтобы в ответ он отводил все беды и хранил новую семью.
Куклы просто загляденье,
Людям всем на удивленье!
Выводы
В проекте участвовали 12 человек. У каждого обучающегося было индивидуальное задание: своя кукла – оберег.
В результате проделанной работы мы познакомились с историей появления кукол – оберегов для дома и семьи, для матери и ребенка, для жениха и невесты, её назначением и с технологией изготовления.
На народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Ведь кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа, они напоминают нам о нашей богатой истории, связывает нас с нашими предками. В этом главная ценность традиционной народной куклы. А ценность нашего проекта заключается в том, что его результатом стали куклы – обереги, сделанные своими руками, в которые мы вложили частицу своей души. А куклу-Ангел подарили мамам на День матери. И на этом наша работа не заканчивается, мы планируем изучить технологию изготовления других кукол - оберегов.
Список используемой литературы
Я познаю мир. Игрушки // Энциклопедия для детей. - Москва: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1998г.
И.В. Таркова. Куклы – мотанки. Обереги для вашего дома, приносящие удачу, богатство, изобилие и счастье.
Н.В. Шайдурова. Традиционная тряпичная кукла.
Татьяна Денисова. Народные куклы – обереги.
Оксана Скляренко. Народная кукла своими руками.
Ресурсы интернет:
www.krupenichka.ru
http://www.oxanafa.ru/narkykla/
http://slovarozhegova.ru
http://www.rukukla.ru
http://proamulety.ru/kukly/obereg-kolokolchik-master-klass-svoimi-rukami.html
: http://proamulety.ru/kukly/nerazluchniki-obereg-master-klass.html
https://www.livemaster.ru/topic/225739-sozdaem-oberezhnuyu-kuklu-den-i-noch
http://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/107031/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материнские обереги.
Праздник к Дню Матери....
Урок технологии в малокомплектной сельской школе "Изготовление домашних оберегов"
Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от злых духов, болезней. Суть оберегов в точности соответствует их названию: их предназначение оберегать людей. На данном уроке учащиеся знак...
проектная работа по теме "ОБЕРЕГИ и СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ"
проектная работв учащихся 4 класса рассказывает о различных оберегах и солярных знаках, сопровождающих нас в жизни, раскрывает их суть и предназначение (с презентацией)...
Оберег на Старый Новый год
Изготовление поделки-оберега. презентация разделена на 2 части...
Методическая разработка по теме: «Гостья наша дорогая – Масленица. Изготовление куклы-оберега»
Знакомство с русской народной культурой и народными традициями...
Информационно - творческий проект КУКЛА - ОБЕРЕГ.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: знакомство с русской куклой-оберегом. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:1)Изучить историю куклы-оберега;2) Узнать, какие бывают куклы-обереги;3) Познакомиться с технологией изготовления куклы-оберега...
Цель: Узнать о куклах-оберегах. Научиться самой изготавливать куклу-оберег и научить других
Задачи исследования:изучить литературу по данному вопросу и выяснить, что такое «оберег», историю его появления;определить разновидности кукол, их назначение;узнать, какие обереги бывают и...