Информационно - творческий проект КУКЛА - ОБЕРЕГ.
проект (2 класс) по теме

Голова Наталья Юрьевна

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: знакомство с русской куклой-оберегом.

 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1)Изучить историю куклы-оберега;

2) Узнать, какие бывают куклы-обереги;

3) Познакомиться с технологией изготовления куклы-оберега;

4) Научиться изготавливать куклу-оберег своими руками;

5) Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Информационно-творческий проект2.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационно-творческий проект КУКЛА-ОБЕРЕГ

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ: Стр. 1. Цель проекта ....…………………………………….3 2. Задачи проекта……………………………………...3 3. Обоснование выбора темы проекта..………….…..4 4. Этапы работы над проектом....…...………………..5 5. Ожидаемые результаты………………………..…...6 6. Полученные результаты: 6.1. Из истории кукол-оберегов….……………..………………....7- 6.2. Изготовление кукол-оберегов………………………………. 6.3. Практическая работа по изготовлению куклы « Кувадки » ( этапы работы) ………………………… 7. Подведение итогов (выводы).…………………….. 8. Источники…………………………………………

Слайд 3

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: знакомство с русской куклой-оберегом. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Изучить историю куклы-оберега; 2) Узнать, какие бывают куклы-обереги; 3) Познакомиться с технологией изготовления куклы-оберега; 4) Научиться изготавливать куклу-оберег своими руками; 5) Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы

Слайд 4

3. Обоснование выбора темы Тема «Обереги» меня очень давно заинтересовала. Изготовлением кукол- оберегов мы занимались с детьми в первом классе. Сейчас я решила подробно изучить историю куклы, познакомить учеников с технологией изготовления. Счастье, здоровье, благополучие в семье самое главное. Очень хочется, чтобы родные не болели, чтобы в доме был достаток. Дети заинтересовались, и мы решили сделать куклы своими руками. Самое главное делать с добрым намерением и в хорошем настроении. Скоро Международный женский день и мы сделаем для мам в подарок куклу-оберег . Тем самым покажем, как мы их любим и желаем им всего самого хорошего. Так и возникла идея проекта «Кукла -оберег».

Слайд 5

4.Этапы работы: 1.Сбор информации с целью знакомства с историей и видами кукол- оберегов; 2. Рисование кукол; 3.Работа с родителями; 4.Изучение технологии изготовления кукол; 5.Изготовление кукол-оберегов своими руками; 6.Оформление выставки детских работ; 7.Презентация проекта. 8.Подведение итогов работы над проектом .

Слайд 6

5. Ожидаемые результаты . 1) Узнаем историю куклы-оберега, для чего люди изготавливали такие игрушки, какую роль они играли в жизни наших предков. 2) Научимся изготавливать куклы-обереги своими руками. 3) Овладеем навыками изготовления оберегов из различных материалов. 4) Приобретем опыт совместной деятельности с родителями. 5) Оформим выставку кукол сделанных руками детей и родителей. 6) Подготовим презентацию проекта для педагогов и родителей.

Слайд 7

6. Полученные результаты: 6.1 Из истории кукол – оберегов . История развития куклы берет своѐ начало с давних времен. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека (по С.И.Ожегову). Народная игрушка всегда несла в себе глубокий смысл. Издавна кукла воплощала чистую силу, добро и любовь. Все куклы условно можно разделить на игровые , обрядовые и куклы-обереги . Самые первые куклы делались из золы. Потом были куклы из соломы, из целебных трав, из ниток, из зерна, из тряпочек … Куклы, которых старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек - очень добрая и полезная игрушка

Слайд 8

Такие игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Вся работа делается вручную. Именно это делает ее неповторимой. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребѐнок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Кукла была человеку защитой от болезни, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, еѐ так и называли: оберег или берегиня .

Слайд 9

Оберег – талисман, способный охранять от разных бедствий (по С.И.Ожегову). Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы иножниц . Ткань старались при изготовлении не резать, а рвать (кукол так и называли –« рванки »). Ещѐ до рождения ребѐнка делали куколку укладывали в колыбельку, чтобы кукла «оберегала» еѐ для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, мать приговаривала: « Сонница – бессонница, не играй с моим дитяткой , а играй с этой куколкой». Кукла отвлекала на себя недобрые духи, оберегая ребѐночка .

Слайд 10

Тряпичную куклу-берегиню , сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя еѐ на замужество. Обереги давали сыну, Который отправлялся на службу в армию, мужу – в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и " пряницу " (так назывался жертвенный хлеб в России).

Слайд 11

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию.За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы . Древнее представление о том, что кукла может ожить, наделение её душой и магической силой заставляли крестьян побаиваться этой силы, и поэтому куклу делали - «Без глаз - чтобы не увидела. Без ног - чтобы не догнала. Без рук - чтобы не схватила ».

Слайд 12

В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить её, сломать или сжечь было большим грехом. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. На Руси куклы-обереги делали из подручного материала - дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления.

Слайд 13

К примеру, кукла " Крупеничка ". В ее основе - холщовый мешочек с гречихой, украшенный нитями, тканями. Такая кукла приманивала в дом достаток, обещала хороший будущий урожай и прибавление в семействе. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “ Куватка ’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Слайд 14

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Слайд 15

Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от плохих духов, болезней, для привлечения домового и задабривания его. Существует огромное количество разнообразных оберегов и сфер их применения. Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила: 1. Обереги не могут быть изготовлены для себя. 2. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души. 3.. Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу. 6.2. Изготовление кукол-оберегов

Слайд 16

5. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности. Если вы будете неукоснительно соблюдать все пять правил, вероятно, сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей. 4 . Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете.

Слайд 17

Куклы-обереги - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы нам не пригодятся: кукла-оберег традиционно изготавливается БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГЛЫ и ножниц. И в этом тоже исторически был заложен огромный смысл. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь.

Слайд 18

Каждый человек, каждая семья может изготовить свою куклу-оберег, и она будет неповторимой. Такие куклы-обереги принесут благополучие, здоровье и радость. Работа с родителями: Консультация для родителей «Кукла -оберег». Советы родителям. Информационно-стендовые материалы: «Как сделать «Куклу - оберег». Участие родителей в детских исследованиях на тему «Кукла - оберег». Детско-родительское творчество: изготовление тряпичных кукол.

Слайд 19

Кукла «Северная Берегиня » Кукла «Северная Берегиня » - это оберег для дома. Её ставили в северный угол избы. Она охраняла и приносила благополучие дому. Детско-родительское творчество:

Слайд 20

День и Ночь, народная кукла-оберег жилища Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед, светлую, а ночью - темную. Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня и следит, чтобы в будние дни люди работали, трудились, а в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

Слайд 22

Кукла-оберег из нитей.

Слайд 24

Мартинички . Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда « закликания » весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. В 19 в. в возрасте до 5 лет как девочки так и мальчики носили только длинную полотняую рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище. В 60-х гг. 20 в., когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Конечно и цвета ниток стали намного разнообразнее.

Слайд 26

Русская народная кукла "Колокольчик" Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Слайд 29

Куклы-обереги «Лихоманки » По народным поверьям на здоровье всех членов семьи русскаяженщина делала кукол «Лихоманок» (их еще называли «лихорадки» или « трясовицы »). В народе насчитывали тринадцать злых духов болезней (или лихоманок), и, чтобы они не смогли вселиться в домочадцев, по их числу делали 13 обережных куколок с одноименным названием «Лихоманки» (12 сестер и их мать - Кумоха ). В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из членов семьи. Таким образом, эти куклы замещали человека, забирая силу болезни на себя. Поработавших свой срок куколок «лихоманок» сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по-разному), освобождаядом от негатива.

Слайд 30

Вот эти названия: 1. Трясся - трясёт. 2. Огнея - «Коего человека поймаю, тот разгорится, аки пламень в печи», - бросает в жар. 3. Ледея : словно лед, знобит человека, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться. 4. Гнетея - она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту. 5. Грудея - ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье. 6. Глухея - налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет. 7. Ломея - « Аки сильная буря древо ломит, также и она ломает кости и спину». 8. Пухлея - пускает по всему телу отек (опухоль). 9. Желтея- эта желтит человека, « аки цвет в поле». 10. Корчея - ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит. 11. Глядея - не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума. 12. Невея (мертвящая)- несущая смерть, самая страшная из сестер.

Слайд 31

Наши рисунки .

Слайд 33

Выставка рисунков.

Слайд 34

Кукла-Масленица. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Традиционно куклы делались : из лыка или соломы закидывались в костер. Руки куклы символизировали обращение к солнцу, а особым образом собранная юбочка - солнцеворот.

Слайд 36

Народная славянская тряпичная кукла — кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет дитятки. А «играть» с этими куколками — кувадками , отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения кувадки становились первыми игрушками малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными. Кувадка — народная тряпичная кукла.

Слайд 37

Правила изготовления куклы-оберега. каждая куколка создаётся с определенной целью куклы-обереги самые разные, но одно у них общее: у таких кукол нет лица куклу-берегиню изготавливают без иголки (и даже без ножниц) кукла-оберег должна быть не больше 10-12 см (размером с ладошку) куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью Практическая работа по изготовлению куклы « Кувадки .»

Слайд 38

Схема изготовления куклы Кувадка . 1. Прямоугольный лоскут ткани с двух сторон сворачиваем к середине, затем получившуюся скатку перегибаем пополам и перевязываем, формируя голову (нить не обрезаем – ей же делаем крест на груди и пояс). 2. Готовим руки: как и тело, сворачиваем другой лоскут - квадрат размером поменьше, перевязываем его края – получаются ладошки. 3. Вставляем руки между передним и задним лоскутом тела куклы и делаем крест на груди, перевязываем на поясе.

Слайд 39

6.3. Практическая работа.

Слайд 42

КУКЛЫ ГОТОВЫ!

Слайд 43

Выставка.

Слайд 44

В Параскеву пятницу я смотаю куколку, Добрую хозяюшку, милую жену. Развесѐлы здравицы буду петь без умолку, Заплету в головушку травушку-весну. Лентой крестик выложу да на белом личике, Наряжу Мокошеньку в пестрядь и тесьму. - Нету ладу, удержу, накажи обидчиков! Научи,пригожая , счастью да уму.

Слайд 45

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (выводы ). 1) Работая над проектом, дети узнали много новой для нас информации: что такое куклы-обереги, какие они бывают, и какую роль играли куклы- обереги в жизни наших предков. 2) Научились изготавливать куклы-обереги своими руками. Всю работу выполняли дружно в паре: помогали друг другу; вместе исправляли ошибки, если такие были; за советом обращались к учителю. 3) На презентации проекта ученики рассказали гостям добытую информацию об истории кукол-оберегов. 4) Ребятам очень понравилось работать над проектом, поэтому они решили на этом не останавливаться . Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Результатом нашего проекта стали куклы – сделанные своими руками и презентация .

Слайд 46

Руководитель проекта: воспитатель гпд Голова Наталья Юрьевна. Участники проекта: ученики 2класса МБОУ «СОШ№10» д . Березняки Сергиево – Посадского района. Московской области.

Слайд 47

Источники: http://www.youtube.com/watch?v=YvzmIn9F4fo http://www.karakyli.ru/2014/03/09/ptica-iz-tkani/ http://www.youtube.com/watch?v=YvzmIn9F4fo (ролик «Кукла-оберег своими руками») http://tildas.ru/narodnaya-kukla/317-kukly-oberegi-master-klass.html http://limada.ru/post232650469/ http://forum.maminsite.ru/viewtopic.php?id=4486 http://svetafor14.livejournal.com/782.html http://images.rambler.ru/search?query=%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0%20%D0%BE%D0% Список литературы и использованных источников. Белова Н. Игрушки к празднику. Эксмо . Домино. 2005. - 74с. Головачёва Р.М. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Ладого100. 2007.- 166с. Дайн Галина и Мария. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Культура и традиции, 2007.- 103с Котов И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Паритет. Санкт-Петербург. 2008.- 306с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект по технологии(Труду) "Фаянсовый завод"

Особенность программы «Технология» заключается в том, что обучение младших школьников проходит через осмысление ими деятельности человека на земле, на воде, в воздухе, в информационном пространстве. У...

Информационно-творческий проект "Занимательная азбука"

Проект "Занимательная азбука" организован для стимулирования процесса чтения, расширения кругозора обучающихся о Санкт-Петербурге, профессиях, дорожных знаках и музыке, формирования поисковых, библиог...

Творческий проект "Куклы - обереги"

Проект средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение месяца.Цель проектной работы: Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через трудовые навыки. Задачи проек...

Проект по основам духовно-нравственной культуры народов России. Тема проекта: «Кукла-оберег Веснянка».

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.На уроках «...

Творческий проект «Кукла-марионетка Петрушка»

Каждый из нас с детства знаком с куклами. Кто не знает весёлого Пиноккио, храброго Чиполлино или нашего задорного задиристого Петрушку? Все смотрели кукольные мультики или хотя бы один раз посещали ку...

Проект "Куклы обереги"

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью...