Внеклассное мероприятие " Лес и жизнь"
методическая разработка (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие подготовила и провела Тараканова Е.Г.
Тема: Лес и жизнь.
Цели: Формировать эстетическое восприятие русской природы, расширить знания учащихся о значении леса, его животном и растительном мире.
Развивать ценностное отношение к природе, понимание её уникальности.
Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование: стенд «Лес- богатство нашей Родины»,эскизы знаков по правилам поведения в лесу, памятки, раздаточные карточки, иллюстрации с изображением растений и животных , выставка книг об обитателях леса, выставка рисунков о природе, сообщения, сценки, маски зверей, запись «Голоса птиц» музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия:
Звучит запись «Голоса птиц». Выходят три ученика ,читают стихи.
1-ученик:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
2-ученик:
Когда ты входишь в лес-
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И строгой тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родной страны неприхотливый лес!
Ты полон свежести,
И всё в тебе живое,
А сколько у тебя загадок и чудес!
3-ученик:
Мы идём лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам-
Пахнет травами и хвоей,
Блики ходят по стволам.
Здравствуй лес , дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Учитель:
Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и бескрайние степи, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо - это лес. Войдёшь в прохладную зелёную чащу и увидишь, что она живёт собственной жизнью: листья шелестят, птицы поют, кто-то в траве шуршит.
Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и тогда лес начнет открывать вам свои тайны. И сегодня мы будем говорить о лесе, о нашем зелёном друге, о том, какое значение имеет лес для всех нас.
-Ребята, а какие бывают леса?
- Давайте представим себе ,что мы находимся в лесу и выясним, какие там растут деревья и что мы
о них знаем.
Учитель читает загадки, дети выходят, показывают картинку с изображением деревьев и рассказывают о них.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.( Ёлка)
Ель - одно из древних деревьев наших лесов. Хвоя, почки, шишки и даже смола этого дерева имеют антибактериальные свойства и успешно применяются в медицине . Древесина дерева идёт на стройматериалы, на изготовление бумаги и даже на изготовление музыкальных инструментов.
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту – в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна)
Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
(Лиственница)
Древесина лиственницы отличается особой прочностью и упругостью. Используется в кораблестроении, для подводных сооружений , для строительства мебели. Внутренние детали Московского Кремля тоже сделаны из лиственницы и служат уже по 400-500 лет.
Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице в полоску
Ты узнаёшь…(березку) ?
К берёзе в России всегда было особое отношение. Её берегли, за ней ухаживали. Украшения, сделанные из древесины этого дерева, носили для защиты от нечистой силы. Накануне празднования Троицы венчиком из свежесрезанных ветвей выметали из избы нечисть.
Один гектар березняка испаряет 47 тыс. литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая берёза, повреждённая топором, может потерять за весну до 200 л сока.
Я из крошки-бочки вылез
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Дубы достигают 40-50 м высоты, 100-150 см в диаметре. Живут 500-1000 лет.
На Руси сажали дубы возле самого дома –они помогали на долгие годы сохранить здоровье и силы , поскольку дубы излучают очень мощную энергию. Древесина дуба очень крепкая, поэтому стены дома, пол, столы, табуреты делали из дуба.
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа)
Липа обладает множеством лечебных и полезных свойств, благодаря которым ее часто применяют в народной медицине, а также для изготовления многих лекарственных препаратов.
Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка- 1 т меда.
Живет дерево 300-400 лет.
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Зимой рябина кормит птиц. Полезны её плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе. На Руси отвар ягод рябины и рябиновые ветви использовали при лечении нервных болезней.
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела.
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черёмуха)
Лесная красавица с давних времён лечит людей. Плоды черемухи используют в питании. Их употребляют свежими, сушеными, измельченными в порошок. Из плодов черемухи можно делать начинки для пирожков, варить варенья, кисели, квасы и пр. В народной медицине используют также
и листья, и кору, и цветки.
Всегда от холода трясусь,
Всего – всего в лесу боюсь,
Не береза, не рябина,
А пугливая … (осина)
Издавна осина считалась действенным орудием борьбы против нечисти. Бельё тяжелобольных людей вешали на осину, веря, что дерево возьмёт на себя хворь и человек исцелится. Из осины делали кадушки, в которых хранили квашеные заготовки на зиму. В коре дерева много биологически активных веществ, она обладает противовоспалительными свойствами. Из коры осины сделали когда-то аспирин и получены первые антибиотики. А если у человека тоска, плохое настроение, нужно обнять осину и постоять рядом ,она всю отрицательную энергию на себя возьмёт.
Учитель:
- Значит, деревья- это не только древесина для производства бумаги и строительный материал, но и лекари. Не зря называют лес «зелёной аптекой», поскольку там живут растения –целители.
Лекарственными бывают не только деревья и кустарники, но и многие травы и цветы.
О том, что растения помогают лечить болезни, люди узнали очень давно. Постепенно ученые изучали свойства разных растений и теперь используют многие из них для приготовления лекарств.
Давайте попробуем набрать лекарственные травы в корзинку и рассказать, что они лечат.
Дети собирают картинки с изображением лекарственных трав.
- Крапива может остановить кровотечение, вылечить простуженное горло. Говорят, что одна крапива заменит семерых врачей.
-Ромашка помогает при ангине ,заболеваниях желудка, обладает противоаллергическим действием.
- Подорожник можно встретить везде: в садах, огородах, лугах, вдоль дорог, отсюда и название.
Он лечит ранки ног и рук, помогает при заболеваниях желудка, при кашле.
-Земляника помогает при простуде.
-Чистотел очищает кожу.
-Василёк заваривают и пьют как чай при простуде, используют в виде примочек при заболеваниях глаз.
Учитель:
На самом деле, ребята, невозможно успеть рассказать обо всех лекарственных растениях, их огромное количество: алоэ, барбарис, зверобой – трава от 99 болезней, боярышник и валериана, женьшень, полынь, мята, пустырник. Лекарственные растения – настоящее богатство природы. Люди собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вред природе. Запомните правило: собирать растения можно только в тех местах, где их много. Собирать нужно не все растения, а лишь часть, заботясь о будущем.
- Но лес- это дом не только деревьев и трав, но и ягод . А какие же ягоды кладёт мы в наши корзинки?
Дети отвечают.
Учитель:
Лес угощает людей щедро. Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их, брать только зрелые. Нельзя вырывать вместе с корнем , например , 300 лет может расти кустарничек черники, а если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик появиться только через 7-8 лет. Не надо собирать все ягоды до одной - надо часть оставить зверям и птицам, которые тоже ищут корм в природе.
- А вот ещё жители леса:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(грибы)
Учитель обращает внимание детей на стенд с изображением грибов.
- Какие грибы возьмём в корзинку? Какие не возьмём? Почему?
-Ребята, а о чём надо помнить ,собирая грибы?
- Грибы нужно срезать или выкручивать, а чтобы грибница не высохла, присыпать ямку землёй.
А незнакомые грибы лучше не брать, потому что среди них может оказаться ядовитый гриб. Несъедобные грибы могут быть полезны животным, так что не стоит сбивать мухоморы: пусть они лес украшают и зверей лечат!
Учитель:
- А кто ещё живёт в лесу? Для кого лес – тоже дом?
Звучит запись « Голоса птиц»
Узнали? Это дятел.
-Разве можно представить лес без зверей и птиц , лесную полянку без насекомых?
Давайте выясним, какую пользу они приносят лесу.
Дети рассказывают об обитателях леса.
-Божья коровка и её личинки истребляют множество тли, которая живет на листьях и сосет сок из растений.
-Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тыс. цветков за сезон.
-Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100 тыс. насекомых. Гектар леса, охраняемый 4-5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей.
Многие насекомые — важные почвообразователи: разрушители опавших листьев и хвои, отмершей древесины, навоза.
-Дятлы- лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.
-Кукушка уничтожает волосатых гусениц, которых все остальные птицы, кроме иволги, клевать боятся. . Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнёзда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.
-Одна синица поедает за день столько ,сколько весит сама.
- Лиса уничтожает за год несколько тысяч мышей ,чем помогает сельскому хозяйству.
Ежи уничтожают немало насекомых и вредных грызунов. Они не боятся даже гадюк.
Учитель обращает внимание детей на выставку книг о природе.
-В этих книгах можно найти много интересного об обитателях леса.
- Ребята, вы любите бывать в лесу? Что привлекает нас в лесу? Лес красив в любое время года.
Очень много написано стихов, песен, картин о красоте русского леса.
-Давайте послушаем стихотворение юной поэтессы одной из школ Астраханской области.
ЛЕС
Прекрасен лес в любое время года:
Весною в зелени и пенье птиц,
И в летнюю прекрасную погоду
Не знает красота его границ.
А осенью в цветастом сарафане
Стоит он, призадумавшись слегка,
И в вышине нестройными рядами
Над лесом проплывают облака.
Зимою лес в пушистых снежных шапках
Стоит он, величавый и седой,
И ветры буйные, как резвые лошадки
Несутся у него над головой.
Учитель обращает внимание на выставку рисунков.
Много сложено о лесе пословиц, давайте попробуем их собрать и прочитать.
Учитель раздаёт детям листочки, на которых записано начало пословиц. Дети работают в парах. Находят вторую часть пословиц на листочках, приготовленных заранее, и читают их.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // зелёная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.
Учитель обращает внимание детей на таблицу на доске:
-Посмотрите ,какую огромную пользу приносит лес! Из леса получают более 20.тыс наименований:
пищевые продукты, витамины, строительные материалы, корм для скота. Оглянитесь в своей комнате: мебель, пол, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги и тетради.
Растения выделяют кислород, которым мы дышим, и поглощают углекислый газ. Все леса земного шара производят около 40 трлн т кислорода в год.. Лес очищает воздух от пыли. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.
Учитель:
- Да, действительно, наша природа удивительно красива, добра к человеку и дарит нам много радости и здоровья. Но мы далеко не всегда платим ей тем же.
Звучит запись « Голоса природы».
Выходят дети с табличками Лесовичок, Грибочки.
Лесовичок:
Я люблю гулять по лесу,
В лес хожу я каждый день,
Всё в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я весёлый старичок,
Старичок-Лесовичок.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Гриб 1:
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить- то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.
Гриб 2:
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А, если и устану – присяду на пенек.
Гриб
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то леший бродит с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
Учитель:
Разбежались грибы
По лесному откосу.
Перестал врачевать
Умный дятел берёзу.
Шаловливый ручей
Что-то быстро лепечет.
На ладонь мне отчаянно
Прыгнул кузнечик.
Что случилось в лесу?
Кто вас всех напутал?
Добрый лес, почему
Ты задумчивый стал?
Гриб1: – В лесу мурашки-муравьи живут своим трудом,
У них обычаи свои и муравейник - дом.
Прохожий с палкой по лесу гулял и муравейный дом,
Шутя, до дна расковырял и подпалил потом.
Покой и труд большой семьи нарушила беда.
В дыму метались муравьи, спасаясь, кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел сухой опавший лист.
А он спокойно вниз смотрел, жестокий эгоист…
За то, что так его назвал, себя я не виню.
Ведь он того не создавал, что предавал огню.
Гриб2:
На заре зелёную берёзку
На краю весеннего леска
Полоснул ножом своим подросток
Мимоходом, в шутку, не со зла.
Ничего берёзка не сказала,
Только тихо, тихо застонала.
Лесовик:
От этой чёрствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком
Не ветер стонет - я.
Вот муравейник подожжён
Кощунственной рукой,
Мне кажется - горит не он,
А дом пылает мой.
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под птичий звон и треск
Охраняй, друг – человек.
Учитель:
-О каких проблемах рассказал нам Лесовичок с Грибочками?
-Разные люди приходят в лес. Есть хорошие, те, которые очень бережно относятся к природе.
А бывают и такие , которые рубят для костра молодые деревья, оставляют разбитые бутылки,
засоряют лесные полянки бумагой и мусором. Знаете ли вы ,что брошенная бумага будет лежать более 2-х лет, консервные банки - более 30 лет , полиэтиленовый пакет – более 200 лет. . Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Но самый страшный враг леса – это пожар .Не зря в народе говорят: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев». Девяносто из ста пожаров возникают по вине человека. О том, как от такого нерадивого отношения к природе страдают животные и растения , давайте посмотрим сказку, но не простую ,а экологическую.
Дед.
Видишь, дымок с трубы идёт?
То старуха колобок.
Мне сегодня испечёт.
По сюжетам поскребла,
По амбарам помела –
Аккурат на колобок
Там мучицы-то нашла.
А то всё с утра и пела:
«Дед, нема её, нема…»
Ну а запах-то какой!
Появляется старуха.
Старуха
Всё. Готово. Испекла.
Остудить теперь нужда.
Дед.
А хорош-то, а пригож!
Так и съел бы!
Старуха. Нет, не трожь!
Дед.
Да не трону, не боись.
А бедовый, а румяный…
Вот безрукий, непутёвый!
Стой! Куда ты? Погоди!
Старуха.
Ну держи его, держи!
Дед.
Ой, лови его, лови!
Бесполезно, не догоним!
Силы мать уже не те…
Старуха.
Что, допрыгался, чертяга?!
Говорила ведь, не трожь!
Дед.
Что же делать? Можь вернётся?
Погуляет и придёт.
Старуха.
Нет, старик, он не вернётся…
Посмотри, как он хорош!
Дед.
Ладно, бабка, не горюй!
Да не плачь ты, ради бога.
О-хо-хо… Пойдём домой.
.
Учитель:
Плачет бабка, плачет дед,
Колобка и следа нет.
Покатился по дорожке,
Не догонят резвы ножки.
Покатился без оглядки –
Засверкали только пятки –
Через поле и лесок
Наш румяный колобок.
Заяц. (Его лапы и голова забинтованы).
Ох-ох-ох… Не дай бог…
Что за запах аппетитный?
Колобок? Так поедим!
Стой! Ни с места!
Ох-ох-ох… (Стонет.)
Колобок.
Ты чего это, косой?
И побитый, и хромой…
Заяц.
Попрошу не обзываться!
А косой ты знаешь кто?
Колобок.
Уж не я ли?
Заяц.
Нет, не ты!
Есть, кругляш, у нас такие,
Кто вчера здесь отдыхал,
А потом бутылками пустыми
По кустам, прицелившись, стрелял.
А я как раз под кустиком лежал –
Ну, культурно отдыхал.
Колобок.
Вот беда! А что потом?
Заяц. Что? Ты даже не поверишь!
Мусор, грязь, осколки, банки,
Целлофан, бумага, склянки,
Это ж надо же подумать!
Это разве были люди?!
Ведь поранятся зверята,
Несмышлёные ребята.
Ты катись-ка дальше, друг,
Всех предупреди вокруг.
Учитель:
Покатился без оглядки
Наш румяный колобок,
А навстречу ему – Волк.
Колобок.
Здравствуй, серый! Аль не рад?
Еле ты волочишь ноги.
Довели тебя тревоги?
Волк.
Это верно, Колобок,
Круглый и румяный бок.
Был я резвым и весёлым,
Никогда не был голодным.
Добывал я пищу сам,
Быстро бегал по лесам.
А потом связался с ним.
Колобок. С кем?
Волк.
Да барана я стащил…
А барашек тот гулял
По лугам да по полям.
А траву на тех полях
Поливают с самолёта,
Гербициды, пестициды
Обрабатывают что-то.
В общем, химия одна!
Колобок.
Ну а дальше то чего?
Волк.
Всё тебе «чего, чего?»!
Съел барашка я того,
Обглодал всего – и вот…
Живот пучит, лапы крючит,
Зубы сводит, череп рвёт.
Всё – лечится надо мне.
На поляне дальше есть
Травка, что мне надо съесть
Лекарственная!
Колобок.
Ты лечись, Волк, поскорее!
Впредь же будешь ты умнее.
На поляне аккуратней:
Там бутылки, банки, склянки.
Себе лапы не порежь!
Волк.
Вот спасибо, круглый бок.
Ну, катись и будь здоров!
Колобок. И тебе здоровья тоже!
Что твориться – то! О боже!
Учитель:
Покатился колобок.
Волку он уже помог –
Помогать не стыдно ведь.
Глянь, сюда идёт… Медведь.
Колобок.
Здравствуй, Миша-генерал!
Тоже, что ли захворал?
Медведь.
Здравствуй, здравствуй, Колобок,
Круглый и румяный бок!
Я, друг мой, не заболел.
Я в своём родном лесу
Чуть живьём, брат, не сгорел.
Колобок.
Как же, Миша, так случилось?
Правило-то надо знать,
Что в лесу нельзя медведям
Ведь со спичками играть.
Медведь.
Да не я! Я что же, глупый,
Чтобы со спичками шалить?
Шел грибник, окурок бросил –
Ума нет, чтоб потушить!
Вспыхнул лес, трещал валежник –
Еле ноги я унёс.
А хотел берлогу строить…
Да, с бедою не поспорить.
Птичек жалко, жалко белок, а ежата…
Вот беда!
Колобок.
Ой-ой-ой! Вот уж беда!
Чем помочь такому горю?
А в соседнем-то околке
Под большой ветвистой ёлкой
Места разве не найдёшь?
Медведь.
Ты о чем, румяный бок?
Нет околка: изрубили!
Ёлок тоже нет: спилили!
Что за люди, не пойму?
Сеют лишь одну беду.
Ну, счастливо, Колобок!
Не скучай и будь здоров!
Колобок.
Ох-ох-ох! Да, что тут скажешь?
Учитель:
Покатился Колобок.
Дует в спину ветерок.
Что ж, катись, коль не сидится.
Глянь, сюда бежит… Лисица.
Колобок.
Ба! Лисица! Вот так диво!
Ты куда это спешишь?
На меня и не глядишь!
Не узнала что ль меня?
Колобок я – глянь сюда!
И по коробу скребён,
По амбару я метён,
На сметане я замешен,
На окошке остужён.
И от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
Во плутовка! Во даёт!
Колобка не узнаёт!
Лиса.
Колобков уже не ем:
На диете я теперь.
Я тебя давно бы съела,
Да боюсь полнеть не в меру.
Ты в сельмаге не бывал,
Курочки там не видал?
В лесу птиц совсем не стало,
А я чуть-чуть оголодала.
Колобок.
Сам в сельмаге не бывал,
А от бабки-то слыхал
Разговор её с соседкой,
Что лежат, мол, год как в лавке
«Ножки Буша» на прилавке.
Лиса.
Издеваться?! Как так можно?
Есть их даже не возможно!
Нет ни запаха, ни вкуса –
Не губи ты мою душу!
С каждым днём в лесу всё хуже,
Потравили даже лужи.
Страшно воду пить в реке –
Жизни нет зверью нигде!
Колобок.
Нет, не зря я совершил прогулку эту!
Лиса без птиц, и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды!
Выходят все участники спектакля.
Заяц.
Как это страшно – вымиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего!
Волк.
И поползёт проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут, и падут растенья,
И зверь не обойдёт своей беды.
Медведь.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует, защиты,
Она спасенья просит у людей
Учитель:
-Природа наша терпелива, она многое прощает человеку, но взывает о нашей помощи Не зря экологи выражают тревогу: лес на планете исчезает. В результате возникают степи и пустыни, мелеют реки, ухудшается климат. Мы можем помогать нашему другу..
В нашей стране принят государственный закон об охране природы. Этот закон обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботиться, чтобы природа не истощалась и еще долго служила людям, украшала нам жизнь.
Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются – страдают многие животные и растения. Многие растения и животные, которые стали редкостью , внесены в Красную книгу.
-Почему так называется книга? ( Красный цвет- сигнал опасности)
-Это книга тревоги, книга-предупреждение ,в которой названы те животные и растения, которых на Земле осталось очень мало. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.
Учитель обращает внимание детей на стенд с картинками некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу.
-Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: охраняют лес от пожаров, лечат или срубают заболевшие деревья.
- Ребята, всё наше село окружено лесом. Посмотрите ,какие красивые деревья вокруг нашей школы. -Как мы можем помочь природе?
-Первое, что мы можем сделать, будет то, что мы не принесём вреда природе!
-Давайте сформулируем правила поведения в природе и постараемся выполнять их.
- Не рви цветы.
- Нельзя разорять муравейники.
- Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Нельзя брать яйца из гнезд.
- Не разводите костер в лесу.
- Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
- Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
- В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
- Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Учитель:
Лес не может сам позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу мусор - уберите его, закопайте в землю. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль.
Долг каждого школьника — следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, чтобы не ломал ветки, не топтал траву на лугах, не играл с огнем в лесу. Пусть в наших садах и лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы.
В заключение дети читают стихи и исполняют песню.
Берегите, люди, лес
Гладь озёр и синь небес.
И цветы вы берегите
Их охапками не рвите.
Вы природу охраняйте
И костры не разжигайте
Не ломайте тонких веток
Не пугайте птичьих деток.
Грибы, ягоды берите
Но в лесу вы не сорите.
Вы в лесу – всего лишь гости,
Злые вы замашки бросьте.
Родники вы охраняйте,
Ручейки не засоряйте.
И тогда тебе и мне
Природа всё воздаст вдвойне!!!
Поле, речка, чистый воздух,
Трели птиц в лесах густых.
Это всё дары природы
Не губите, Люди, их.
Нельзя нигде пугать животных,
Нельзя стрелять,
И птичьи маленькие гнёзда
Не разорять.
Не ломайте гнёзд напрасно.
Не губите муравьёв.
Ведь природа так прекрасна
Каждый подтвердить готов.
Нельзя в лесу пилить деревья
Нельзя рубить.
Ломать сучки, копать коренья,
Цветы губить.
Для нас природа - как награда
Важней других.
А охранять природу надо
От нас самих.
Если был бы я волшебник-
Я бы сделал, чтоб всегда
В небе солнышко светило.
Голубой была вода.
Чтоб зверей не обижали,
Птичьих гнёзд не разоряли,
Чтобы каждый муравей
Не боялся бы людей.
Мы должны беречь природу,
Охранять и защищать.
Каждый листик, каждый кустик
От несчастья защищать.
А деревья великаны
Мы не спилим нипочём.
Если ветка нам мешает
Дерево здесь ни при чём.
Человек!
Щади зверей и птиц, деревья и цветы,
Ведь это все слова, что царь природы ты!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве – зелёная роса.
Люби цветы, леса, простор полей-
Всё, что зовётся Родиной твоей.
В заключение дети поют песню «Мы хотим, чтоб птицы пели».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Здоровый образ жизни"
Внеклассное мероприятие "Здоровый образ жизни" предназначен для учащихся 4 классов. Цель- пропаганда здорового образа жизни. Рисунки и названия в презентации следует расширить....
Внеклассное мероприятие «Питание ради жизни. Здоровая пища»
Мероприятие проводится во 2 классе. Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни, расширение знаний о правильном питании....
Внеклассное мероприятие "Калейдоскоп школьной жизни"
Цель занятия: мотивация школьной, личностной успешности. Развитие навыков группового взаимодействия. Задачи: помощь кл.руководителю в создании оптимизации учебного процесса; поддержка эмоционально-п...
Внеклассное мероприятие «ВОДА И ЖИЗНЬ. ОХРАНА ВОДЫ»
Данный классный час позволил учащимся ещё раз почувствовать сопричастность к Международной проблеме охраны жизненно важного ресурса и драгоценного дара природы России- воды....
Внеклассное мероприятие "Здоровому образу жизни - да. да,да!"
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа Предлагаю внеклассное мероприятие для учащихс...
Конспект внеклассного мероприятия "Здоровый образ жизни".
Классный час с использованием здоровьесберегающих технологий: постоянная смена деятельности, игра, эмоциональность, положительный настрой, цветотерапия и музотеранпия. С ребятами мы рассмастрива...
Внеклассное мероприятие "Прекрасные цветы жизни"
Внеклассное мероприятие для начальных классов...