Программа кружка "В мире национальной куклы"
рабочая программа на тему
Программа этнокультурной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_v_mire_natsionalnoy_kukly_bessonova_posledniy_variant.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка
на участие в институциональном конкурсе дополнительных образовательных программ этнокультурной направленности
Бессонова Светлана Николаевна, воспитатель интерната семейного типа МОШИ АШИС(П)ОО
(Ф.И.О., должность)
представляет на институциональный конкурс дополнительную образовательную программу
В мире национальной куклы
(название программы)
В номинации Образовательная программа в системе дополнительного образования детей
( название номинации в соответствии с п.1.5 положения)
направленность__Культурологическая ( этнокультурная )
( название в соответствии с п.1.6 положения)
Аннотация на программу (предназначение, цель, задачи, ожидаемые результаты от реализации, уникальные особенности, сроки реализации, на какую категорию детей рассчитана и т.п.)
Цель программы: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия изделий декоративно-прикладного искусства и посредством изготовления национальных тряпичных кукол. Данная программа кружка художественного творчества «В мире национальной куклы» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-11 лет. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с традиционными национальными куклами разных народов, в том числе с куклами народов Севера, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, знакомятся с основами дизайна, развивается эстетический вкус, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал. Воспитанники приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, тканью, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливается практический опыт в изготовлении кукол. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Научный руководитель (консультант) __Шмелькова Л.В., руководитель эксперимента МОШИ АШИС(П)ОО, к.п.н., доцент
(Ф.И.О., должность, место работы)
Адрес 629620 ЯНАО, Приуральский район, с. Аксарка, ул. Первомайская, д. 16, кв. 37
Телефон _89220650628________________________________E-mail ___________________
Подпись Бессонова Светлана Николаевна (Ф.И.О.)
Дата
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
кружка художественного творчества
В мире национальной куклы
(название)
7 – 11 лет
(возрастная группа, класс)
Аксарка 2009
Автор программы: Бессонова Светлана Николаевна, воспитатель интерната семейного типа МОШИ АШИС(П)ОО
Рецензенты:
Шмелькова Л.В., руководитель эксперимента МОШИ АШИС(П)ОО,
к.п.н., доцент
Кумукова Г.В., воспитатель МОШИ АШИС(П)ОО
Рассмотрено на заседании методического объединения МОШИ «Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования» – рекомендовано к утверждению на инновационно-экспертном совете для использования в образовательном процессе
Протокол № 3 от 11.05. 2009.
Руководитель МО: Ложкина О.И.
Утверждено на заседании Инновационно-экспертного совета 25.05. 2009.
Председатель инновационно-экспертного
совета: Ольшевская Ольга Геннадьевна (Фамилия , инициалы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
В настоящее время назрела необходимость возрождения этнокультурных традиций. Наиболее простой путь – это непосредственное ознакомление детей с носителями исторических традиций народной культуры (прикладным искусством, фольклором, играми, обычаями) в том виде, в котором они сохранились сегодня или же бытовали некогда. Обращение к этнокультурным традициям не должно носить самоцельного характера. Целевым приоритетом здесь является не оживление прошлого как такового, а обогащение ими духовного мира современного ребенка.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные воспитанники, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества. Традиции и творчество вполне совместимы, поскольку посредством приобщения ребенка к традициям можно решить и важнейшую задачу воспитания – обеспечить условия для самоопределения личности. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, тканью, нитками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – куклы, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Данная программа кружка художественного творчества «В мире национальной куклы» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-11 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Краткая характеристика процесса обучения.
В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с традиционными национальными куклами разных народов, в том числе с куклами народов Севера, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, знакомятся с основами дизайна, развивается эстетический вкус, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения) и приемы обучения.
Форма работы – коллективная, групповая, индивидуальная. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, тканью, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливается практический опыт в изготовлении кукол. Обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей кукол до моделирования и конструирования новых.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа кружка художественного творчества представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (швея, лекальщик, раскройщик, конструктор-модельер и др.), удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности. Позволяет организовать досуг воспитанников в интернате.
Цель программы.
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия изделий декоративно-прикладного искусства и посредством изготовления национальных тряпичных кукол.
Задачи:
- расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов на основе изучения видового разнообразия национальных кукол
- развивать творческие способности, эстетические чувства и представления на основе формирования знаний, умений и навыков детей по изготовлению национальных кукол
- развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное мышление, воображение, художественный вкус воспитанников в процессе оформления деталей одежды национальных кукол
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма
- воспитывать бережное отношение к малой Родине, декоративно – прикладному творчеству на основе самобытности культуры народов Севера.
В процессе освоения программы воспитанники
должны знать:
- правила по ТБ
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки ткани, бумаги, картона и других материалов
- правила общения
- санитарно-гигиенические требования
- особенность материалов и приспособлений
- экономичные способы расходов материалов
- особенности национального декоративного искусства
- виды северных национальных кукол, особенности их изготовления
- виды славянских национальных кукол, их названия, особенности их изготовления
- виды хантыйских орнаментов, их элементы, отличительные особенности, цветовую гамму
должны уметь:
- работать с иглой, ножницами
- подбирать материал, учитывая его фактуру, цвет
- раскраивать, шить и оформлять модель
- самостоятельно шить кукол изученных видов
- красиво, выразительно, эстетически грамотно оформить куклу
- правильно размещать элементы узора при построении композиции
Формы контроля:
- наблюдение
- беседа, комментарии учащихся при изготовлении изделия
- практический контроль
- рейтинг готового изделия
- выставки готовых изделий
Условия реализации программы
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно–гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м² на одного воспитанника.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
В наличии должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения воспитанники и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе | Образовательный продукт | |
теория | практика | ||||
1. | Тряпичные куклы | ||||
1.1. | Вводное занятие. Тряпичные куклы. Игровые, обрядовые, обереги | 1 | 1 | - | Стуктурно-логическая схема |
1.2. | Материал для изготовления кукол. Набивочные материалы. Аксессуары. Фурнитура | 1 | 1 | - | Стуктурно-логическая схема |
1.3. | Инструктаж по технике безопасности. Инструменты | 1 | 1 | - | Стуктурно-логическая схема |
2. | Национальные куклы народов Севера | ||||
2.1. | Акань. Описание. Виды. Технология изготовления | 3 | 0,5 | 2,5 | Кукла |
2.2. | Ижемская национальная кукла (Акань из бумаги). Описание. Технология изготовления | 2 | 0,5 | 1,5 | Кукла |
2.3. | Кукла-скрутка ижемских коми-зырян. Коми-пермяцкая соломенная кукла. Деревянная кукла печорских коми-зырян. Коми-зырянская тряпичная кукла на деревянном стержне | 2 | 0,5 | 1,5 | Кукла |
2.4. | Кукла Закрутка, Столбушка | 2 | 0,5 | 1,5 | Кукла |
2.5. | Вепсская кукла (капустка, Рванка). Кукла Бессонница | 4 | 1 | 3 | Кукла |
3. | Национальные куклы славянских народов | ||||
3.1. | Кукла Зайчик на пальчик. Кукла Бабочка | 2 | 0,5 | 1,5 | Кукла |
3.2. | Кувадки. Рождественский ангел. Неразлучники (свадебные куклы). Кукла Пеленашка. Истории возникновения. Технологии изготовления | 7 | 1 | 6 | Кукла |
3.3. | Мартинички | 1 | 0,5 | 0,5 | Кукла |
3.4. | Узелковые куклы | 2 | 0,5 | 1,5 | Кукла |
3.5. | Кукла День-Ночь | 2 | 0,5 | 1,5 | Кукла |
3.6. | Кукла Купава. Куклы Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы) | 3 | 0,5 | 2,5 | Кукла |
3.7. | Кубышка-Травница | 2 | 0,5 | 1,5 | Кукла |
3.8. | Мальчик-Дед, Девка-Баба (куклы-перевертыши) | 6 | 1 | 5 | Кукла |
3.9. | Кукла Зернушка, Крупеничка | 2 | 0,5 | 1,5 | Кукла |
3.10. | Кукла Мировое Древо | 2 | 0,5 | 1,5 | Кукла |
3.11. | Кукла Вербная (Вербница). Кукла Веснянка (Авдотья-весновка) | 4 | 1 | 3 | Кукла |
3.12. | Обрядовая кукла Колядка. Зосима-Пчельник | 4 | 1 | 3 | Кукла |
3.13. | Кукла на Выхвалку (Сытость) | 2 | 0,5 | 1,5 | Кукла |
3.14. | Цельнокроеная кукла. Кукла в пришивной одежде (комбинезоне) | 3 | 0,5 | 2,5 | Кукла |
3.15. | Кукла с гладким туловищем. Бессуставная кукла-мальчик | 4 | 0,5 | 3,5 | Кукла |
3.16. | Кукла с поворотными суставами. Шитая кукла в одежде. Изготовление волос | 6 | 1 | 5 | Кукла |
Всего | 68 | 18 | 50 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Тряпичные куклы (3 часа)
Воспитанники должны иметь представление:
- о декоративно-прикладном искусстве
- об игровых, обрядовых куклах, куклах-оберегах
должны знать:
- правила по технике безопасности
должны уметь:
- пользоваться инструментами
- Вводное занятие. Тряпичные куклы: игровые, обрядовые, обереги (1час)
История возникновения тряпичной народной куклы. Знакомство с игровыми, обрядовыми куклами и куклами-оберегами. Знакомство с технологией изготовления таких кукол. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Знакомство с тканями (цвет, фактура), бросовым и природным материалом.
- Материалы для изготовления кукол. Набивочные материалы. Аксессуары. Фурнитура (1 час)
Знакомство с видами тканей, их характеристиками. Виды набивочных материалов, их характеристика. Выбор набивки и подготовка его к работе. Проволока, ее применение. Виды картона. Фурнитура.
- Инструктаж по технике безопасности. Инструменты (1 час)
Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Ручные швейные иглы и булавки, их виды. Разновидности ножниц, их предназначение. Измерительные инструменты. Знакомство с такими инструментами, как наперсток, шило, плоскогубцы. Утюг, правила пользования.
2. Национальные куклы народов Севера (13 часов)
Воспитанники должны иметь представление:
- о художественном разнообразии, богатстве, красоте национальных орнаментов народов Севера
- о легендах и мифах, связанных с куклами
должны знать:
- виды северных национальных кукол, особенности их изготовления
- виды хантыйских орнаментов, их элементы, цветовая гамма, отличительные особенности
должны уметь:
- самостоятельно шить кукол народов Севера
- правильно размещать элементы узора при построении композиции
2.1. Акань. Описание. Виды. Технология изготовления (0,5/2,5 часа)
Знакомство с историей появления куклы Акань. Описание. Демонстрация образцов, иллюстраций. Изучение технологии ее изготовления. Знакомство с орнаментом народа ханты.
Практическая работа: изготовление куклы. Орнаментирование одежды.
2.2. Ижемская национальная кукла (Акань из бумаги). Описание. Технология изготовления (0,5/1,5 часа)
Знакомство с куклой «Изьва Акань». Демонстрация образцов, иллюстраций. Технология изготовления женской и мужской куклы. Одежда. Правила игры с этими куклами.
Практическая работа: изготовление куклы.
2.3. Кукла-скрутка ижемских коми-зырян. Коми-пермяцкая соломенная кукла. Деревянная кукла печорских коми-зырян. Коми-зырянская тряпичная кукла на деревянном стержне (0,5/1,5 часа)
Знакомство с данными видами кукол, их особенностями. Сходство и различие. Демонстрация кукол и фотографий. Правила игры и запреты, связанные с данными куклами. Особенности изготовления лица.
Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.
2.4. Кукла Закрутка, Столбушка (0,5/1,5 часа)
Знакомство с данным видом кукол. Демонстрация образцов и иллюстраций. Особенность изготовления Столбушки и Закрутки. Сходство и различие.
Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.
2.5. .Вепсская кукла (Капустка, Рванка). Кукла Бессонница (1/3 часа)
Знакомство с Вепсской куклой. Ее назначение и правила изготовления. Знакомство с магической куклой Бессонница. Сходство и различие данных видов кукол. Демонстрация образцов, иллюстраций.
Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.
3. Национальные куклы славянских народов (52 часа)
Воспитанники должны иметь представление:
- о разнообразии кукол славянских народов
- о легендах и мифах, связанных с куклами
должны знать:
- виды славянских национальных кукол
- их названия
- особенности их изготовления
должны уметь самостоятельно шить кукол изученных видов
3.1. Кукла Зайчик на пальчик. Кукла Бабочка (0,5/1,5 часа)
Знакомство с куклами Зайчик на пальчик и куклой Бабочка. Демонстрация образцов, иллюстраций. Оберег и игровая кукла. Сходство, отличие, назначение. Правила изготовления данных кукол.
Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.
3.2. Кувадки. Рождественский ангел. Неразлучники (свадебные куклы). Кукла Пеленашка. Истории возникновения. Технология изготовления (1/6 часов)
Знакомство с обрядом «Кувады». Назначение и использование обрядовой куклы Кувадки. Правила ее изготовления и применения. Знакомство с куклой Рождественский ангел. Виды Пеленашек. Знакомство с историей возникновения куклы Пеленашки, их использование в обряде. Правила изготовления. Знакомство с особенностями свадебных кукол, их использование и изготовление.
Практическая работа: изготовление по одной кукле каждого вида.
3.3. Мартинички (0,5/0,5 часа)
Знакомство с обрядом закликания весны и данным видом кукол. Демонстрация образцов, иллюстраций. Два варианта использования Мартиничек. Правила изготовления.
Практическая работа: изготовление куклы.
3.4. Узелковые куклы (0,5/1,5часа)
Знакомство с игровой узелковой куклой, ее видами. Демонстрация образцов, иллюстраций. Варианты изготовления.
Практическая работа: изготовление куклы.
3.5. Кукла День-Ночь (0,5/1,5 часа)
Знакомство с куклой-оберегом День-Ночь. Демонстрация образцов, иллюстраций. Технология изготовления.
Практическая работа: изготовление куклы.
3.6. Кукла Купава. Куклы Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы) (0,5/2,5 часа)
Купава – обрядовая кукла одного дня, олицетворение начала купаний. Технология ее изготовления. Обрядовая кукла Лихоманка. Знакомство с легендами и преданиями о данных куклах. Демонстрация фотографий.
Практическая работа: изготовление куклы по выбору.
3.7. Кубышка-Травница (0,5/2,5 часа)
Знакомство с обрядовой куклой Кубышка-Травница. Ее место в доме. Особенности изготовления.
Практическая работа: изготовление куклы.
3.8. Мальчик-Дед. Девка-Баба (куклы-перевертыши) (1/5 часов)
Демонстрация образцов кукол, фотографий. Назначение этого вида игровых кукол. Особая техника изготовления. Варианты оформления.
Практическая работа: изготовление куклы.
3.9. Кукла Зернушка, Крупеничка (0,5/1,5 часа)
Глубокий символический смысл простой на вид обрядовой куклы Зернушки, Крупенички. Поверья, связанные с данной куклой. Технология изготовления и особенность оформления платка и фартука Зернушки.
Практическая работа: изготовление куклы.
3.10. Кукла Мировое Древо (0,5/1,5 часа)
Легенды и сказания, связанные с куклой Мировое Древо. Символическое значение. Использование куклы в свадебном обряде.
Особенности и схема изготовления.
Практическая работа: изготовление куклы.
3.11. Кукла Вербная (Вербница). Кукла Веснянка (Авдотья-весновка) (1/3 часа)
Кукла Вербная – подарок, ее особенность, символ Пасхи и возрождения. Общая технология изготовления пасхальной куклы.
Обрядовая кукла Веснянка. Ее назначение. Знакомство с одним из красивейших праздником наших предков –Троицей. Кульминация праздника.
Схема изготовления куклы Веснянка.
Практическая работа: изготовление куклы по выбору.
3.12. Обрядовая кукла Колядка. Зосима-Пчельник (1/3 часа)
Кукла Колядка - символ солнца и добрых отношений в семье. Знакомство со славянским праздником зимнего солнцеворота – Коляда. Техника изготовления Колядки.
Зосима-Пчельник - покровитель пчеловодства и хранитель пчел.
Практическое занятие: изготовление одной куклы по выбору.
3.13. Кукла на Выхвалку (Сытость) (0,5/1,5часа)
Игровая кукла на Выхвалку – экзамен по шитью и рукоделию, пропуск на посиделки. Виды кукол. Время изготовления. Технология выполнения. Особенности оформления лица.
Практическая работа: изготовление куклы.
3.14. Цельнокроеная кукла. Кукла в пришивной одежде (комбинезоне) (0,5/2,5 часа)
Демонстрация образцов, фотографий. Технология изготовления цельнокроеной куклы. Оформление лица. Изготовление волос куклы. Выкройка платья-туники, оформление выреза.
Схема изготовления куклы в пришивной одежде.
Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.
3.15. Кукла с гладким туловищем. Бессуставная кукла-мальчик (0,5/3,5 часа)
Кукла с гладким туловищем. Выбор ткани. Технология выполнения. Изготовление выкройки. Пропорции куклы. Оформление лица. Бессуставная кукла- мальчик. Эскиз куклы. Оформление.
Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.
3.16. Кукла с поворотными суставами. Шитая кукла в одежде. Изготовление волос (1/5 часов)
Демонстрация образцов кукол, фотографий. Особенности изготовления куклы с поворотными суставами. Изготовление прически, одежды.
Шитая кукла в одежде. Расход ткани. Изготовление выкройки, перенос ее на ткань. Технология и последовательность изготовления. Особенность обработки головы и туловища.
Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах, видах кукол, знакомство с мифами, легендами, обрядами. При этом используются разнообразные формы и методы работы: лекция, игра-соревнование, творческая мастерская, лаборатория, круглый стол.
Практические работы включают изготовление, раскрой, пошив и оформление кукол.
Эффективной формой проведения занятий является посещение выставок декоративно-прикладного искусства, которая раскрывает многообразие изделий ДПИ, их красоту и содержательность, помогая детям видеть прекрасное.
Итогом каждой темы является проведение выставки кукол. После каждого занятия важно обыграть куклу, показать ее в действии, а кульминацией может быть большой спектакль, организованный самими детьми с участием всех изготовленных кукол.
ЛИТЕРАТУРА
Литературы для воспитанников
- Аверьянова, К.Н. Методика обучения школьников выполнению творческих проектов / К.Н. Аверьянова. – СПб.:ООО Мирал, 2006. – 56 с.
- Ткачук, Т.М. Тряпичные куклы / Т.М. Ткачук. – М.: АСТ, Сталкер, 2008. – 32 с.
Литература для воспитателей
- Дайн, Г. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии / Г. Дайн, М. Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.
- Кудрявцев, В.Т. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров / В.Т. Кудрявцев, Р.Г. Решетникова. - М.: ИКАР, 2003. – 208 с.
- Лар, Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала / Л.А. Лар. – Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2001. – 294 с.
- Лар, Л.А. Шаманы и боги / Л.А. Лар. – Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1998. – 126 с.
- Мифология, фольклор и литература Ямала: хрестоматия 5-7 классы / составители Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. – Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2002. – 265 с.
- Народы северо-западной Сибири / глав. ред. Н.В. Лукина.- Томск: изд. Том. ун-та, 1999. – 106 с.
- Няруй, В.Н. Ненцы. Уроки предков: научно-методическое пособие для педагогов и родителей / Н.В. Няруй, В.М. Сэрпиво. – СПб.: филиал изд. Просвещение, 2003. – 239 с.
- Попов, Ю.И. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в 20 веке: учеб. пособие для ст. кл. общеобраз. учрежд. / Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. – СПб.: филиал изд. Просвещение, 2004. – 222 с.
- Приходько, М.С. Хомани: книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды / М.С. Приходько, О.Б. Приходько. – СПб.: изд. Дом Светлячок, 2002. – 224 с.
- Сязи, А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья / А.М. Сязи. –Томск: изд. Том. ун-та, 2000. – 248 с.
Рецензия
на дополнительную образовательную программу
кружка
( элективного курса профильного обучения, предпрофильной подготовки, ДОД )
«В мире национальной куклы»,
(название программы)
разработанную Бессоновой С.Н, воспитателем
(Ф.И.О.)
МОШИ АШИС(П)ОО
Данная программа является актуальной, так как в настоящее время назрела необходимость возрождения этнокультурных традиций. В ходе реализации данной программы дети будут знакомиться с носителями исторических традиций народной культуры, а именно: прикладным искусством, фольклором, национальными куклами. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети познают свойства материалов, овладеют технологическими операциями, научатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретут определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – куклы, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев. Программа будет востребована на уровне школы-интерната, так как этнокультурное направление является приоритетным направлением работы интерната семейного типа.
Содержание кружка «В мире национальной куклы» соответствует этнокультурному направлению развития институциональной системы образования. В ходе реализации программы дети познакомятся с национальными куклами, традициями и обычаями, связанными с ними, с технологией изготовления кукол разных видов.
Программа кружка соответствует всем формальным требованиям, предъявляемым к дополнительным образовательным программам. А именно:
- правильно определен вид программы
- наличие всех структурных компонентов программы
- нумерация в учебно-тематическом плане соответствует нумерации в содержании
- имеется методическое обеспечение к каждому занятию.
Содержание программы соответствует заявленной возрастной группе воспитанников (7 – 11 лет).
В программе прослеживается взаимная согласованность цели, задач, основного содержания и планируемых результатов.
Основным достоинством программы является то, что в процессе ее реализации дети познакомятся не только с национальными куклами и обрядами народов Севера, но и обычаями других народов, населяющих Россию, узнают все многообразие национальной куклы.
Оформление литературы соответствует ГОСТу, выделена литература для воспитанников и воспитателей. Широко используется литература авторов, знающих самобытность культуры народов Севера.
В целом, рекомендуя программу, хотелось бы высказать предложение по совершенствованию программы:
- увеличить количество часов на практическую работу по изготовлению национальных кукол.
Данное замечание не является существенным и не влияет на качество данной программы, а устранение его сделает программу более совершенной.
Основной вывод:
- рекомендовать к участию в Конкурсе дополнительных образовательных программ этнокультурной направленности;
- рекомендовать к использованию в интернатах семейного типа.
Воспитатель
интерната семейного типа
АШИС(П)ОО
_____________(Кумукова Г.В.)
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование регионального компонента как средство приобщения детей к богатейшему миру национальной среды.
Опыт работы по использованию на уроках в начальной школе краеведческого материала....
Программа кружка по русскому языку «В мире слов», 3 класс
Данная Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы и календарно-тематическое планирование. Развитие речи – одно из направлений работы на всех занятиях данн...
Программа кружка "В мире пластилина"
Данная программа рассчитана для учащихся 2 класса для внеурочной деятельности....
Программа кружка "В мире пластилина"
Данная программа рассчитана для учащихся 2 класса для внеурочной деятельности....
Программа кружка "В мире слов" по воспитанию языковой культуры в работе с одаренными детьми
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения предусматривают разработку образовательным учреждением основных образовательных программ,направленных на выяв...
Программа кружка "Люди и куклы"
В программе содержится пояснительная записка: актуальность, цели и задачи, учебный план, содержание, методическое обеспечение....
Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"
Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...