Программа кружка "В мире национальной куклы"
рабочая программа на тему

Бессонова Светлана Николаевна

Программа этнокультурной направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заявка

на участие в институциональном конкурсе дополнительных образовательных программ этнокультурной направленности

Бессонова Светлана Николаевна, воспитатель интерната семейного типа МОШИ АШИС(П)ОО

(Ф.И.О., должность)

представляет на институциональный конкурс дополнительную образовательную программу

В мире национальной куклы

(название программы)

В номинации   Образовательная программа в системе дополнительного образования детей

( название номинации в соответствии с п.1.5 положения)

направленность__Культурологическая ( этнокультурная )

( название в соответствии с п.1.6 положения)

Аннотация на программу (предназначение, цель, задачи, ожидаемые результаты от реализации, уникальные особенности, сроки реализации, на какую категорию детей рассчитана и т.п.) 

Цель программы: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия изделий декоративно-прикладного искусства и  посредством изготовления национальных тряпичных кукол. Данная программа кружка художественного творчества «В мире национальной куклы» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-11 лет. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с традиционными национальными куклами разных народов, в том числе с куклами народов Севера, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, знакомятся с основами дизайна, развивается эстетический вкус, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал. Воспитанники приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, тканью, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливается практический опыт в изготовлении кукол. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Научный руководитель (консультант) __Шмелькова Л.В., руководитель эксперимента МОШИ АШИС(П)ОО, к.п.н., доцент

(Ф.И.О., должность, место работы)

Адрес 629620 ЯНАО, Приуральский район, с. Аксарка, ул. Первомайская, д. 16, кв. 37 

Телефон _89220650628________________________________E-mail ___________________

Подпись                                                                Бессонова Светлана Николаевна  (Ф.И.О.)

Дата


Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 кружка  художественного творчества

В мире национальной куклы

(название)

7 – 11 лет

(возрастная группа, класс)

Аксарка  2009


Автор программы:  Бессонова Светлана Николаевна, воспитатель интерната семейного типа МОШИ АШИС(П)ОО

Рецензенты:

        Шмелькова Л.В., руководитель эксперимента МОШИ АШИС(П)ОО,  

          к.п.н., доцент

        Кумукова Г.В., воспитатель МОШИ АШИС(П)ОО

        

Рассмотрено на заседании методического объединения  МОШИ «Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования» –  рекомендовано к утверждению на инновационно-экспертном совете для использования в образовательном процессе

Протокол        № 3      от     11.05. 2009.

Руководитель МО:  Ложкина О.И.  

Утверждено на заседании Инновационно-экспертного совета 25.05. 2009. 

Председатель инновационно-экспертного

совета:  Ольшевская Ольга Геннадьевна  (Фамилия , инициалы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Актуальность

В настоящее время назрела необходимость возрождения этнокультурных традиций. Наиболее простой путь – это непосредственное ознакомление детей с носителями исторических традиций народной культуры (прикладным искусством, фольклором, играми, обычаями) в том виде, в котором они сохранились сегодня или же бытовали некогда. Обращение к этнокультурным традициям не должно носить самоцельного характера. Целевым приоритетом здесь является не оживление прошлого как такового, а обогащение ими духовного мира современного ребенка.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные  воспитанники, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества. Традиции и творчество вполне совместимы, поскольку посредством приобщения ребенка к традициям можно решить и важнейшую задачу воспитания – обеспечить условия для самоопределения личности. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, тканью, нитками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.

Дети познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – куклы, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

Данная программа кружка художественного творчества «В мире национальной куклы» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-11 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Краткая характеристика процесса обучения.

В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с традиционными национальными куклами разных народов, в том числе с куклами народов Севера, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, знакомятся с основами дизайна, развивается эстетический вкус, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения) и приемы обучения.

Форма работы – коллективная, групповая, индивидуальная. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, тканью, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливается практический опыт в изготовлении кукол. Обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей кукол до моделирования и конструирования новых.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа кружка художественного творчества представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (швея, лекальщик, раскройщик, конструктор-модельер и др.), удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности. Позволяет организовать досуг  воспитанников в интернате.

Цель программы.

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия изделий декоративно-прикладного искусства и посредством изготовления национальных тряпичных кукол.

Задачи:

  • расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов на основе изучения видового разнообразия национальных кукол
  • развивать творческие способности, эстетические чувства и представления на основе формирования знаний, умений и навыков детей по изготовлению национальных кукол
  • развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное мышление, воображение, художественный вкус воспитанников в процессе оформления деталей одежды национальных кукол
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма
  • воспитывать бережное отношение к малой Родине, декоративно – прикладному творчеству на основе самобытности культуры народов Севера.

В процессе освоения программы воспитанники

должны знать:

  • правила по ТБ
  • название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки ткани, бумаги, картона и других материалов
  • правила общения
  • санитарно-гигиенические требования
  • особенность материалов и приспособлений
  • экономичные способы расходов материалов
  • особенности национального декоративного искусства
  • виды северных национальных кукол, особенности их изготовления
  • виды славянских национальных кукол, их названия, особенности их изготовления
  • виды хантыйских орнаментов, их элементы, отличительные особенности, цветовую гамму

должны уметь:

  • работать с иглой, ножницами
  • подбирать материал, учитывая его фактуру, цвет
  • раскраивать, шить и оформлять модель
  • самостоятельно шить кукол изученных видов
  • красиво, выразительно, эстетически грамотно оформить куклу
  • правильно размещать элементы узора при построении композиции

 

Формы контроля:

  • наблюдение
  • беседа, комментарии учащихся при изготовлении изделия
  • практический контроль
  • рейтинг готового изделия
  • выставки готовых изделий

Условия реализации программы

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно–гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м² на одного воспитанника.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличии должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения воспитанники и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема

Кол-во часов

В том числе

Образовательный продукт

теория

практика

1.

Тряпичные куклы

1.1.

Вводное занятие.

Тряпичные куклы. Игровые, обрядовые, обереги

1

1

-

Стуктурно-логическая схема

1.2.

Материал для изготовления кукол. Набивочные материалы. Аксессуары. Фурнитура

1

1

-

Стуктурно-логическая схема

1.3.

Инструктаж по технике безопасности. Инструменты

1

1

-

Стуктурно-логическая схема

2.

Национальные куклы народов Севера

2.1.

Акань. Описание. Виды. Технология изготовления

3

0,5

2,5

Кукла

2.2.

Ижемская национальная кукла (Акань из бумаги). Описание. Технология изготовления

2

0,5

1,5

Кукла

2.3.

Кукла-скрутка ижемских коми-зырян.

Коми-пермяцкая соломенная кукла.

Деревянная кукла печорских коми-зырян.

Коми-зырянская тряпичная кукла на деревянном стержне

2

0,5

1,5

Кукла

2.4.

Кукла Закрутка, Столбушка

2

0,5

1,5

Кукла

2.5.

Вепсская кукла (капустка, Рванка). Кукла Бессонница

4

1

3

Кукла

3.

Национальные куклы славянских народов

3.1.

Кукла Зайчик на пальчик. Кукла Бабочка

2

0,5

1,5

Кукла

3.2.

Кувадки. Рождественский ангел.

Неразлучники (свадебные куклы). Кукла Пеленашка. Истории возникновения. Технологии изготовления

7

1

6

Кукла

3.3.

Мартинички

1

0,5

0,5

Кукла

3.4.

Узелковые куклы

2

0,5

1,5

Кукла

3.5.

Кукла День-Ночь

2

0,5

1,5

Кукла

3.6.

Кукла Купава. Куклы Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы)

3

0,5

2,5

Кукла

3.7.

Кубышка-Травница

2

0,5

1,5

Кукла

3.8.

Мальчик-Дед, Девка-Баба (куклы-перевертыши)

6

1

5

Кукла

3.9.

Кукла Зернушка, Крупеничка

2

0,5

1,5

Кукла

3.10.

Кукла Мировое Древо

2

0,5

1,5

Кукла

3.11.

Кукла Вербная (Вербница). Кукла Веснянка (Авдотья-весновка)

4

1

3

Кукла

3.12.

Обрядовая кукла Колядка. Зосима-Пчельник

4

1

3

Кукла

3.13.

Кукла на Выхвалку (Сытость)

2

0,5

1,5

Кукла

3.14.

Цельнокроеная кукла. Кукла в пришивной одежде (комбинезоне)

3

0,5

2,5

Кукла

3.15.

Кукла с гладким туловищем. Бессуставная кукла-мальчик

4

0,5

3,5

Кукла

3.16.

Кукла с поворотными суставами. Шитая кукла в одежде. Изготовление волос

6

1

5

Кукла

Всего

68

18

50

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тряпичные куклы (3 часа)

Воспитанники должны иметь представление:

  • о  декоративно-прикладном искусстве
  • об игровых, обрядовых куклах, куклах-оберегах

должны знать:

  • правила  по технике безопасности

должны уметь:

  • пользоваться инструментами

  1. Вводное занятие. Тряпичные куклы: игровые, обрядовые, обереги (1час)

История возникновения тряпичной народной куклы. Знакомство с игровыми, обрядовыми куклами и куклами-оберегами. Знакомство с технологией изготовления таких кукол. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Знакомство с тканями (цвет, фактура), бросовым и природным материалом.

  1. Материалы для изготовления кукол. Набивочные материалы. Аксессуары. Фурнитура (1 час)

Знакомство с видами тканей, их характеристиками. Виды набивочных материалов, их характеристика. Выбор набивки и подготовка его к работе. Проволока, ее применение. Виды картона. Фурнитура.

  1. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты (1 час)

Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Ручные швейные иглы и булавки, их виды. Разновидности ножниц, их предназначение. Измерительные инструменты. Знакомство с такими инструментами, как наперсток, шило, плоскогубцы. Утюг, правила пользования.

2. Национальные куклы народов Севера (13  часов)

Воспитанники должны иметь представление:

  • о художественном разнообразии, богатстве, красоте национальных орнаментов народов Севера
  • о легендах и мифах, связанных с куклами

должны знать:

  • виды северных национальных кукол, особенности их изготовления
  •  виды  хантыйских орнаментов, их элементы, цветовая гамма, отличительные особенности

должны уметь:

  • самостоятельно шить кукол народов Севера
  • правильно размещать элементы узора при построении композиции

2.1. Акань. Описание. Виды. Технология изготовления (0,5/2,5 часа)

Знакомство с историей появления куклы Акань. Описание. Демонстрация образцов, иллюстраций. Изучение технологии ее изготовления. Знакомство с орнаментом народа ханты.

Практическая работа: изготовление куклы. Орнаментирование одежды.

2.2. Ижемская национальная кукла (Акань из бумаги). Описание. Технология изготовления  (0,5/1,5 часа)

Знакомство с куклой «Изьва Акань». Демонстрация образцов, иллюстраций. Технология изготовления женской и мужской куклы. Одежда. Правила игры с этими  куклами.

Практическая работа: изготовление куклы.

2.3. Кукла-скрутка ижемских коми-зырян. Коми-пермяцкая соломенная кукла. Деревянная кукла печорских коми-зырян. Коми-зырянская тряпичная  кукла на деревянном стержне (0,5/1,5 часа)

Знакомство с данными видами кукол, их особенностями. Сходство и различие. Демонстрация кукол и фотографий. Правила игры и запреты, связанные с данными куклами. Особенности изготовления лица.

Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.

2.4. Кукла Закрутка, Столбушка (0,5/1,5 часа)

Знакомство с данным видом кукол. Демонстрация образцов и иллюстраций. Особенность изготовления Столбушки и Закрутки. Сходство и различие.

Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.

2.5. .Вепсская кукла (Капустка, Рванка). Кукла Бессонница (1/3 часа)

Знакомство с Вепсской куклой. Ее назначение и правила изготовления. Знакомство с магической куклой Бессонница. Сходство и различие данных видов кукол. Демонстрация образцов, иллюстраций.

Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.

3. Национальные куклы славянских народов (52 часа)

Воспитанники должны иметь представление:

  • о разнообразии кукол славянских народов
  • о легендах и мифах, связанных с куклами

должны знать:

  • виды  славянских  национальных кукол
  •  их названия
  • особенности их изготовления

должны уметь самостоятельно шить кукол изученных видов

3.1. Кукла Зайчик на пальчик. Кукла Бабочка (0,5/1,5 часа)

Знакомство с куклами Зайчик на пальчик и куклой Бабочка. Демонстрация образцов, иллюстраций. Оберег и игровая кукла. Сходство, отличие, назначение. Правила изготовления данных кукол.

Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.

3.2. Кувадки. Рождественский ангел. Неразлучники (свадебные куклы). Кукла Пеленашка. Истории возникновения. Технология изготовления (1/6 часов)

Знакомство с обрядом «Кувады». Назначение и использование обрядовой куклы Кувадки. Правила ее изготовления и применения. Знакомство с куклой Рождественский ангел. Виды Пеленашек. Знакомство с историей возникновения куклы Пеленашки, их использование в обряде. Правила изготовления. Знакомство с особенностями свадебных кукол, их использование и изготовление.

Практическая работа: изготовление по одной кукле  каждого вида.

3.3. Мартинички (0,5/0,5 часа)

Знакомство с обрядом закликания весны и данным видом кукол. Демонстрация образцов, иллюстраций. Два варианта использования Мартиничек. Правила изготовления.

Практическая работа: изготовление куклы.

3.4. Узелковые куклы (0,5/1,5часа)

Знакомство с игровой узелковой куклой, ее видами. Демонстрация образцов, иллюстраций. Варианты изготовления.

Практическая работа: изготовление куклы.

3.5. Кукла День-Ночь (0,5/1,5 часа)

Знакомство с куклой-оберегом День-Ночь. Демонстрация образцов, иллюстраций. Технология изготовления.

Практическая работа: изготовление куклы.

3.6. Кукла Купава. Куклы Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы) (0,5/2,5 часа)

Купава – обрядовая кукла одного дня, олицетворение начала купаний. Технология ее изготовления. Обрядовая кукла Лихоманка. Знакомство с  легендами и преданиями о данных куклах. Демонстрация фотографий.

Практическая работа: изготовление куклы по выбору.

3.7. Кубышка-Травница (0,5/2,5 часа)

Знакомство с обрядовой куклой Кубышка-Травница. Ее место в доме. Особенности изготовления.

Практическая работа: изготовление куклы.

3.8. Мальчик-Дед. Девка-Баба (куклы-перевертыши) (1/5 часов)

Демонстрация образцов кукол, фотографий. Назначение этого вида игровых кукол. Особая техника изготовления. Варианты оформления.

Практическая работа: изготовление куклы.

3.9. Кукла Зернушка, Крупеничка (0,5/1,5 часа)

Глубокий символический смысл простой на вид обрядовой куклы Зернушки, Крупенички. Поверья, связанные с данной куклой. Технология изготовления и особенность оформления платка и фартука Зернушки.

Практическая работа: изготовление куклы.

3.10. Кукла Мировое Древо (0,5/1,5 часа)

Легенды и сказания, связанные с куклой Мировое Древо. Символическое значение. Использование куклы в свадебном обряде.

Особенности  и схема изготовления.

Практическая работа: изготовление куклы.

3.11. Кукла Вербная (Вербница). Кукла Веснянка (Авдотья-весновка) (1/3 часа)

Кукла Вербная – подарок, ее особенность, символ Пасхи и возрождения. Общая технология изготовления пасхальной куклы.

Обрядовая кукла Веснянка. Ее назначение. Знакомство с одним из красивейших праздником наших предков –Троицей. Кульминация праздника.

Схема изготовления куклы Веснянка.

Практическая работа: изготовление куклы по выбору.

3.12. Обрядовая кукла Колядка. Зосима-Пчельник (1/3 часа)

Кукла Колядка - символ солнца и добрых отношений в семье. Знакомство со славянским  праздником зимнего солнцеворота – Коляда. Техника изготовления Колядки.

Зосима-Пчельник - покровитель пчеловодства и хранитель пчел.

Практическое занятие: изготовление одной куклы по выбору.

3.13. Кукла на Выхвалку (Сытость) (0,5/1,5часа)

Игровая кукла на Выхвалку – экзамен по шитью и рукоделию, пропуск на посиделки. Виды кукол. Время изготовления. Технология выполнения. Особенности оформления лица.

Практическая работа: изготовление куклы.

3.14. Цельнокроеная кукла. Кукла в пришивной одежде (комбинезоне) (0,5/2,5 часа)

Демонстрация образцов, фотографий. Технология изготовления цельнокроеной куклы. Оформление лица. Изготовление волос куклы. Выкройка платья-туники, оформление выреза.

Схема  изготовления куклы в пришивной одежде.

Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.

3.15. Кукла с гладким туловищем. Бессуставная кукла-мальчик (0,5/3,5 часа)

Кукла с гладким туловищем. Выбор ткани. Технология выполнения. Изготовление выкройки. Пропорции куклы. Оформление лица. Бессуставная кукла- мальчик. Эскиз куклы. Оформление.

Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.

3.16. Кукла с поворотными суставами. Шитая кукла в одежде. Изготовление волос (1/5 часов)

Демонстрация образцов кукол, фотографий. Особенности изготовления куклы с поворотными суставами. Изготовление прически, одежды.

Шитая кукла в одежде. Расход ткани. Изготовление выкройки, перенос ее на ткань. Технология и последовательность изготовления. Особенность обработки головы и туловища.

Практическая работа: изготовление одной куклы по выбору.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах, видах кукол, знакомство с мифами, легендами, обрядами. При этом используются разнообразные формы и методы работы: лекция, игра-соревнование, творческая мастерская, лаборатория, круглый стол.

Практические работы включают изготовление, раскрой, пошив и оформление кукол.

Эффективной формой  проведения занятий является посещение выставок декоративно-прикладного искусства, которая раскрывает многообразие изделий ДПИ, их красоту и содержательность, помогая детям видеть прекрасное.

Итогом каждой темы является проведение выставки кукол. После каждого занятия важно обыграть куклу, показать ее в действии, а кульминацией может быть большой спектакль, организованный самими детьми с участием всех изготовленных кукол.


ЛИТЕРАТУРА

Литературы для воспитанников

  1. Аверьянова, К.Н. Методика обучения школьников выполнению творческих проектов / К.Н. Аверьянова. – СПб.:ООО Мирал, 2006. – 56 с.
  2. Ткачук, Т.М. Тряпичные куклы / Т.М. Ткачук. – М.: АСТ, Сталкер, 2008. – 32 с.

Литература для воспитателей

  1. Дайн, Г. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии / Г. Дайн, М. Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.
  2. Кудрявцев, В.Т. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров / В.Т. Кудрявцев, Р.Г. Решетникова. - М.: ИКАР, 2003. – 208 с.
  3. Лар, Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала / Л.А. Лар. – Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2001. – 294 с.
  4. Лар, Л.А. Шаманы и боги / Л.А. Лар. – Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1998. – 126 с.
  5. Мифология, фольклор и литература Ямала: хрестоматия 5-7 классы / составители Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. – Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2002. – 265 с.
  6. Народы северо-западной Сибири / глав. ред. Н.В. Лукина.- Томск: изд. Том. ун-та, 1999. – 106 с.
  7. Няруй, В.Н. Ненцы. Уроки предков: научно-методическое пособие для педагогов и родителей / Н.В. Няруй, В.М. Сэрпиво. – СПб.: филиал изд. Просвещение, 2003. – 239 с.
  8. Попов, Ю.И. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в 20 веке: учеб. пособие для ст. кл. общеобраз. учрежд. / Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. – СПб.: филиал изд. Просвещение, 2004. – 222 с.
  9. Приходько, М.С. Хомани: книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды / М.С. Приходько, О.Б. Приходько. – СПб.: изд. Дом Светлячок, 2002. – 224 с.
  10.  Сязи, А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья / А.М. Сязи. –Томск: изд. Том. ун-та, 2000. – 248 с.

Рецензия

на дополнительную образовательную программу

кружка

( элективного курса профильного обучения, предпрофильной подготовки, ДОД )

«В мире национальной куклы»,

(название программы)

разработанную  Бессоновой С.Н,  воспитателем 

(Ф.И.О.)

МОШИ АШИС(П)ОО

 

Данная программа является актуальной, так как в  настоящее время назрела необходимость возрождения этнокультурных традиций. В ходе реализации данной программы дети будут знакомиться с носителями исторических традиций народной культуры, а именно: прикладным искусством, фольклором, национальными куклами.  Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети познают свойства материалов, овладеют технологическими операциями, научатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретут определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – куклы, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения,  мелкой моторики пальцев. Программа будет востребована на уровне школы-интерната, так как этнокультурное направление является приоритетным направлением работы интерната семейного типа.

        Содержание кружка «В мире национальной куклы» соответствует этнокультурному направлению развития институциональной системы образования. В ходе реализации программы дети познакомятся с национальными куклами, традициями и обычаями, связанными с ними, с технологией изготовления кукол разных видов.  

        Программа кружка соответствует всем формальным требованиям, предъявляемым к дополнительным образовательным программам. А именно:  

  • правильно определен вид программы  
  • наличие всех структурных компонентов программы
  • нумерация в учебно-тематическом плане соответствует нумерации в содержании
  • имеется методическое обеспечение к каждому занятию.

         Содержание программы соответствует заявленной возрастной группе воспитанников (7 – 11 лет).

         В программе прослеживается взаимная согласованность цели, задач, основного содержания и  планируемых результатов.

         Основным достоинством программы является то, что в процессе ее реализации дети познакомятся не только с национальными куклами и обрядами  народов Севера, но и обычаями  других  народов, населяющих Россию,  узнают    все многообразие национальной куклы.

          Оформление литературы   соответствует ГОСТу, выделена литература для воспитанников и воспитателей. Широко используется литература авторов, знающих самобытность культуры народов Севера.

         В целом, рекомендуя программу, хотелось бы высказать предложение по совершенствованию программы:

  • увеличить количество часов на практическую работу по изготовлению национальных  кукол.

Данное замечание не  является  существенным и не влияет на качество данной программы, а  устранение его сделает программу более совершенной.

         Основной вывод:

  • рекомендовать к участию в Конкурсе дополнительных образовательных программ этнокультурной направленности;
  • рекомендовать к использованию в  интернатах семейного типа.

Воспитатель

 интерната семейного типа

 АШИС(П)ОО                        

                                                                          _____________(Кумукова Г.В.)

(должность)                                                                                     (подпись)                           (Ф.И.О.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование регионального компонента как средство приобщения детей к богатейшему миру национальной среды.

Опыт работы по использованию на уроках в начальной школе краеведческого материала....

Программа кружка по русскому языку «В мире слов», 3 класс

Данная Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы и календарно-тематическое планирование. Развитие речи – одно из направлений работы на всех занятиях данн...

Программа кружка "В мире пластилина"

Данная программа рассчитана для учащихся 2 класса для внеурочной деятельности....

Программа кружка "В мире пластилина"

Данная программа рассчитана для учащихся 2 класса для внеурочной деятельности....

Программа кружка "В мире слов" по воспитанию языковой культуры в работе с одаренными детьми

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения  предусматривают разработку образовательным учреждением основных образовательных программ,направленных на выяв...

Программа кружка "Люди и куклы"

В программе содержится пояснительная записка: актуальность, цели и задачи, учебный план, содержание, методическое обеспечение....

Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...