Программа кружка "Люди и куклы"
методическая разработка (1 класс) по теме
В программе содержится пояснительная записка: актуальность, цели и задачи, учебный план, содержание, методическое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_lyudi_i_kukly.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. ст. Налейка Кузоватовского района Ульяновской области
Рассмотрено Согласованно: Утверждаю:
на заседании РМО: зам. директора по УВР директор МОУ СОШ
учителей начальных ____________________ п.ст. Налейка
классов и рекомендовано _______________
к утверждению: Крайнова Е.Н.
Протокол № _____ Слюсаренко Л.В.
от _______________ от __________________
Руководитель РМО от _________________
_______________
Дрожилина А.Н.
Программа работы кружка
«Люди и куклы»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
для учащихся 1-х классов
Составитель: Юдина Н.В., учитель начальных классов МОУ СОШ п.ст. Налейка
Пояснительная записка
...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы
только путем развития и воспитания юных талантов;
для этого же необходимо их раннее узнавание.
Г.Ревеш
Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности. Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде.
Программа кружка составлена на основе:
- программы театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» ( Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. Э.Г. Чурилова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.);
- авторской технологии организации совместной творческой деятельности взрослых и детей разного возраста на основе театрализованной деятельности (А.И. Буренина «Театр всевозможного». Вып.1: От игры до спектакля: Учеб.- метод. пособие. – 2-е изд., Ленинградский областной институт развития образования, 2002.);
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства, Санкт-Петербург, 2002.)
Новизна программы:
Рабочая программа «Люди и куклы» для учащихся первого класса по художественно-эстетическому направлению составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования и ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших школьников.
По целевой направленности программа является развивающей
(направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности) и социально-адаптивной (развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе; объективная самооценка, отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения).
Актуальность программы:
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.
Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.
Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи – её содержание. Всё это может в дальнейшем негативно отражаться на его профессиональной деятельности.
Программа предназначена для развития детей шестого – седьмого года жизни. Набор детей свободный, ограничивается возрастом участников. Состав группы постоянный.
Данная программа обоснована необходимостью поиска и подбора оптимально допустимых технологий и методик, обеспечивающих наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей раннего школьного возраста.
Цель программы:
Главной целью программы является развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения. Доминантной формой учения является игровая деятельность (специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике и культуре речи). Предлагаемая программа соответствует:
- Современным целям общего образования.
- Основным положениям Концепции модернизации Российского образования.
- Перспективным целям начального образования в школе.
Задачи:
1. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
2. Развивать у детей речевой слух, внимание и память;
3. Помогать в овладении литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;
4. Развивать речевые и творческие способности;
5. Организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;
6. Содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров;
7. Содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром, контакта со зрителем и т.д.);
8. Предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа инсценировки; организации театрализовано - досуговой деятельности.
Режим и формы занятий:
Занятия проводятся один раза в неделю по 30 минут в рекреации и игровой комнате, специально предназначенных для внеурочной деятельности с первоклассниками. Также может использоваться актовый зал и сцена для репетиций и прогонов контрольных уроков, самих уроков, репетиций, прогонов инсценированных представлений и самих представлений.
Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры, работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру. Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, креативные, подвижные.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы (игра, беседа, иллюстрирование, работа в малых группах), так и игры и упражнения из театральной педагогики (изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля), сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.
Также используется актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального (профессионального) развития учеников.
Программа является вариативной. Могут вноситься изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения
Содержание программы
1. Вводное занятие
Знакомство с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.
2. Театральная игра
Исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций.
3. Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Работа над стихотворением и басней.
4. Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
5. Основы театральной культуры.
Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Беседы, викторины.
6. Театрализация.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Инсценировка сказок, литературных произведений.
7. Итоговое занятие.
Показ инсценировки сказки
Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программы | Всего часов | Практика
|
1. | Вводное занятие | 1 | 1 |
2. | Театральная игра | 6 | 6 |
3. | Культура и техника речи | 6 | 6 |
4. | Ритмопластика | 5 | 5 |
5. | Основы театральной культуры | 3 | 3 |
6. | Театрализация | 11 | 11 |
7. | Итоговое занятие | 1 | 1 |
| Итого: | 33 | 33 |
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение реализации программы включает, прежде всего, разнообразие форм проведения занятий.
В образовательном процессе объединения используются различные виды игр:
● эмоционально-сенсорные игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребёнка (игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры, пальчиковые игры);
● интеллектуальные игры, ориентированные на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции (словесные, наглядно-предметные, соревновательные и интерактивные);
● креативные игры, способствующие развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и драматические, изобразительные);
● подвижные игры, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные хороводные игры).
Особое место в методическом обеспечении деятельности объединения играет тренинг – специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций.
Тренинг используется для решения преимущественно обучающих и технических задач; кроме того, в работе объединения возможно и целесообразно использование психологического тренинга как метода активного социально-психологического развития и обучения.
Упражнения:
- обращенные на развитие внимания и эмоциональной сферы ребенка.
1. Картинки из спичек.
2. Нарисую у тебя на спине…
3. Роботы
4. Рисунки на заборе
- Упражнения на развитие сообразительности.
5. Клоун – раскидай
6.Мозаика
7. Цирковая афиша
8. Говорим по-болтунски!
9. Зеркало
10.“Вредные советы”
11.“Елки-палки”
12. Цирк
13. “Баранья голова”. “Машинка”.
14. Тепло –холодно
15. Люди – самолеты, люди – мотоциклы.
16. С миру по строчке…
17. С днем рождения!
Требования к уровню подготовки:
К концу обучения дети приобретут следующие умения и навыки:
- свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками;
- импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.);
- самостоятельно слышать неправильное произношение и свои речевые недостатки;
- работать в коллективе и подчиняться общим правилам.
- Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
- Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
- Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Уметь запоминать заданные педагогом мизансцены.
- Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия.
- Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
- Уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
- Уметь сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
- Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
- Уметь произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
- Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
- Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок.
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Уметь читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
- Уметь подбирать рифму к заданному слову.
- Уметь составлять диалог между сказочными героями.
- Знать наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие творческого потенциала детей, проявление их способностей и талантов
2. Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.
3. Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми первого года обучения.
4. Создание системы психологического и педагогического сопровождения детей-первоклассников.
5. Система мониторинга, которая содержит педагогическую диагностику, психодиагностику и социодиагностику.
6. Участие в общешкольных и классных праздниках.
Способы проверки результатов обучения:
В качестве промежуточных результатов освоения первоклассниками программы могут рассматриваться: выразительность исполнения разученных стихов; актерская работа в инсценировках сказок; театрализованных представлений.
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, театрализация, досуг и т.д.). В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными умениями и творческие достижения каждого обучающегося.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- театральные постановки
- игры;
- открытые занятия;
- концерты;
- анкеты;
- тесты.
Диагностика:
№ | Фамилия, имя | Организация театрализованной деятельности | |||
|
| Техника и выразительность речи | Пластика и движение
| Импровизация | Участие в инсценировке сказок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.
Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....
Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)
мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...
Конспект НОД "Знакомство с народной тряпичной куклой" подготовительная группа ДОУ. Изготовление куклы Утешница. Воспитатель Битель Светлана Сергеевна.
Конспект НОД "Знакомство с народной тряпичной куклой" . Знакомство с историей и видами кукол....
Конспект занятия. "Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей"
Цель: сформировать представление у воспитанников о традиционной игрушке обских угров. Показать практическое значение игрушек и их роль в традиционной педагогической культуре ха...
Русские куклы."Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную"
Презентация "Русские куклы" к уроку технологии "Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную" призвана познакомить с одним из любимых традиционных занятий женщин и детей на Руси - изготовление тряпичной ...
Театральная кукла. Кукла- марионетка.
Технологическая карта урока по технологии в 3 классе....
Технология изготовление традиционной тряпичной куклы «Веснянка» по дополнительной образовательной программе «Сувенир» 1 года обучения по разделу «Куклы закрутки» для детей 7 -8 лет.
Кукла Веснянка — это красивый славянский оберег, символизирующий красоту и хорошую жизнь. Для славян наступление весны было большим событием, настоящим праздником. Наши предки не только ждали ве...