Программа кружка "Люди и куклы"
методическая разработка (1 класс) по теме

В программе содержится пояснительная записка: актуальность, цели и задачи, учебный план, содержание, методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_lyudi_i_kukly.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. ст. Налейка Кузоватовского района Ульяновской области

Рассмотрено                              Согласованно:                                      Утверждаю:                        

на заседании РМО:                  зам. директора по УВР                       директор МОУ СОШ

учителей начальных                ____________________                        п.ст. Налейка

классов и рекомендовано                                                                       _______________          

к утверждению:                             Крайнова Е.Н.                                  

Протокол № _____                                                                                    Слюсаренко Л.В.

от  _______________                  от __________________          

Руководитель РМО                                                                              от _________________

_______________

 Дрожилина А.Н.                                                                                    

Программа работы кружка

«Люди и куклы»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 для учащихся 1-х классов

Составитель: Юдина Н.В., учитель начальных классов МОУ СОШ п.ст. Налейка

Пояснительная записка

...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы

только путем развития и воспитания юных талантов;

                                                                         для этого же необходимо их раннее узнавание.

Г.Ревеш

 

 Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности.  Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде.

Программа кружка составлена на основе:

- программы театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» ( Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. Э.Г. Чурилова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.);

- авторской технологии организации совместной творческой деятельности взрослых и детей разного возраста на основе театрализованной деятельности (А.И. Буренина «Театр всевозможного». Вып.1: От игры до спектакля: Учеб.- метод. пособие. – 2-е изд., Ленинградский областной институт развития образования, 2002.);

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства, Санкт-Петербург, 2002.)

Новизна программы:

Рабочая программа «Люди и куклы» для учащихся первого класса по художественно-эстетическому направлению   составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования и ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших школьников.

                      По целевой  направленности программа является развивающей

(направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности) и социально-адаптивной (развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе; объективная самооценка, отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения).

Актуальность программы:

         Театрализованные занятия  выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.

Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.

Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и  развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи – её содержание. Всё это может в дальнейшем негативно отражаться на его профессиональной деятельности.

      Программа предназначена для развития детей шестого – седьмого  года жизни. Набор детей свободный, ограничивается возрастом участников. Состав группы постоянный.

     Данная программа обоснована необходимостью поиска и подбора оптимально допустимых технологий и методик, обеспечивающих наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей раннего школьного возраста.

Цель  программы:

Главной целью программы является развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися  навыками коллективного взаимодействия и общения. Доминантной формой учения является игровая деятельность (специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике и культуре речи). Предлагаемая программа соответствует:

- Современным целям общего образования.

- Основным положениям Концепции модернизации Российского   образования.

- Перспективным целям начального образования в школе.

Задачи:

1.     Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

2.     Развивать у детей  речевой слух, внимание и память;

3.     Помогать в овладении литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;

4.     Развивать речевые и творческие способности;

5.     Организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;

6.     Содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров;

7.     Содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром, контакта со зрителем и т.д.);

8.     Предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа инсценировки; организации театрализовано - досуговой деятельности.

Режим и формы занятий:

Занятия проводятся один раза в неделю по 30 минут в рекреации и игровой комнате, специально предназначенных для внеурочной деятельности с первоклассниками. Также может использоваться актовый зал и сцена   для репетиций и прогонов контрольных уроков, самих уроков, репетиций, прогонов инсценированных представлений  и самих представлений.

Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры,  работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.

Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру.  Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, креативные, подвижные.

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы (игра, беседа, иллюстрирование, работа в малых группах), так и игры и упражнения из театральной педагогики (изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля),  сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.

Также используется  актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального (профессионального) развития учеников.

         Программа является вариативной.  Могут вноситься изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения

Содержание программы

1. Вводное   занятие

Знакомство  с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.

2. Театральная игра

Исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

 

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.  Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. 

3. Культура и техника речи

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

 

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении.  Работа над стихотворением и басней.

4. Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

 

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.

5. Основы театральной культуры.

 Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Беседы, викторины.

6. Театрализация.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

 

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Инсценировка сказок, литературных произведений.

7. Итоговое занятие.

 Показ инсценировки сказки

 Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности.

Учебно-тематический план 

Содержание программы

Всего часов

Практика

 

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Театральная игра

6

6

3.

Культура и техника речи

6

6

4.

Ритмопластика

5

5

5.

Основы театральной культуры

3

3

6.

Театрализация

11

11

7.

Итоговое занятие

1

1

 

Итого:

33

33

 

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение реализации программы включает, прежде всего, разнообразие форм проведения занятий.

В образовательном процессе объединения используются различные виды игр:

● эмоционально-сенсорные игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребёнка (игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры, пальчиковые игры);

● интеллектуальные игры, ориентированные на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции (словесные, наглядно-предметные, соревновательные и интерактивные);

● креативные игры, способствующие развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и драматические, изобразительные);

● подвижные игры, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные хороводные игры).

Особое место в методическом обеспечении деятельности объединения играет тренинг – специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций.

Тренинг используется для решения преимущественно обучающих и технических задач; кроме того, в работе объединения возможно и целесообразно использование психологического тренинга как метода активного социально-психологического развития и обучения.

Упражнения:

- обращенные на развитие внимания и эмоциональной сферы ребенка.

1. Картинки из спичек.

2. Нарисую у тебя на спине…

3. Роботы

4. Рисунки на заборе

- Упражнения на развитие сообразительности.

5. Клоун – раскидай

6.Мозаика

7. Цирковая афиша

8. Говорим по-болтунски!

9. Зеркало

10.“Вредные советы”

11.“Елки-палки”

12. Цирк

13. “Баранья голова”. “Машинка”.

14. Тепло –холодно

15. Люди – самолеты, люди – мотоциклы.

16. С миру по строчке…

17. С днем рождения!

Требования к уровню подготовки:

К концу обучения дети приобретут следующие умения и навыки:

- свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками;

-  импровизировать  средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.);

- самостоятельно слышать неправильное произношение и свои речевые недостатки;

- работать в коллективе и подчиняться  общим правилам.

- Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

- Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

- Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

- Уметь запоминать заданные педагогом мизансцены.

- Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия.

- Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

- Уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

- Уметь сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

- Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

- Уметь произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

- Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

- Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок.

- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

- Уметь читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

- Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

- Уметь подбирать рифму к заданному слову.

- Уметь составлять диалог между сказочными героями.

- Знать наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Ожидаемые результаты:

1.     Развитие творческого потенциала детей, проявление их способностей и талантов

2.     Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.

3.     Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми первого года обучения.

4.     Создание системы психологического и педагогического сопровождения  детей-первоклассников.

5.     Система мониторинга, которая содержит педагогическую диагностику, психодиагностику и социодиагностику.

6.     Участие в общешкольных и классных праздниках.

Способы проверки результатов обучения:

             В качестве промежуточных результатов освоения первоклассниками программы могут рассматриваться:  выразительность исполнения разученных стихов; актерская работа в инсценировках сказок; театрализованных представлений.

Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, театрализация, досуг и т.д.). В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными умениями и творческие достижения каждого обучающегося.

Для подведения итогов  реализации программы используются следующие формы:

- театральные постановки

- игры;

- открытые занятия;

- концерты;

- анкеты;

- тесты.

Диагностика:

Фамилия, имя

Организация театрализованной деятельности

 

 

Техника и выразительность речи

Пластика и движение

 

Импровизация

Участие в инсценировке сказок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)

мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...

Конспект занятия. "Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей"

Цель:  сформировать представление у воспитанников  о традиционной игрушке обских угров. Показать практическое значение игрушек  и их роль в традиционной педагогической культуре ха...

Русские куклы."Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную"

Презентация "Русские куклы" к уроку технологии "Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную" призвана познакомить с одним из любимых традиционных занятий женщин и детей на Руси - изготовление тряпичной ...

Театральная кукла. Кукла- марионетка.

Технологическая карта урока по технологии в 3 классе....

Технология изготовление традиционной тряпичной куклы «Веснянка» по дополнительной образовательной программе «Сувенир» 1 года обучения по разделу «Куклы закрутки» для детей 7 -8 лет.

Кукла Веснянка — это красивый славянский оберег, символизирующий красоту и хорошую жизнь. Для славян наступление весны было большим событием, настоящим праздником. Наши предки не только ждали ве...