Экологическая программа для внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Горбань Ольга

Программа «Муравейник» разработана в экологическом направлении для внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muraveynik.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           

Программа «Муравейник» разработана в экологическом направлении для внеурочной деятельности.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников подготовлена в рамках ФГОС.

Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе приобретает особенно важное значение. Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.

Актуальность данной программы заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

             Программа построена с учетом двух способов связи человека с окружающим миром. Первое определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второе – к своему здоровью (физическому, психическому, духовному). 
            Цели:

  • формировать экологическую культуру во взаимоотношениях человека и природы.
  • способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции,
  • развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.

    Задачи:
    1) воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;
    2) способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;
    3) формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации;
    4) обобщать и расширять знания по учебной программе «Окружающий мир»;
    5) учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
    6) обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;
    7) развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью;
    8) развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности, творческие способности учащихся.
    Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

    При реализации программы целесообразно:
    – Применять образовательные технологии: 
     развивающее обучение;
     проблемное обучение;
     исследовательские, проектные методы обучения;
     технология игрового обучения;
     обучение в сотрудничестве (групповая работа);
     здоровьесберегающие технологии.
    – Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.
    – Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.
    – Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.
    – Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.
     Содержание программы экологического воспитания определяется отношением ребенка с окружающим миром, формированием основополагающих экологических понятий через воспитательный процесс, участием в практической природоохранной деятельности.

            Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий, понимание человека, его жизнедеятельности, влияния на окружающую среду.

Воспитание гармонии человека и природы.

            Реализация современных педагогических технологий во внеклассной работе предусматривает совместную деятельность учителя и учащихся, с обязательным обеспечением индивидуального подхода.

             Психологическая сущность воспитательной деятельности «от ученика», в центре – личность ребенка, который может реализовать свои возможности в природоохранной деятельности.

             Выразительным показателем экологической культуры является реальная деятельность учащихся.

             Недопустимы действия, наносящие ущерб природной среде обитания, а также соотношение растительной среды и животного мира с окружающей средой.

              У учащихся формируется экологическое понятие о целостности природных сообществ, их динамики и путях рационального природоиспользования.

              Правильно поставленная работа с учащимися по эколого-природоохранной деятельности поможет им закрепить знания в дальнейшем по вопросам школьного курса «естествознания», «биологии», «химии», лучше понять связь растений с внешней средой. Очень интересны занятия о природе, ее культуре и охране.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • Основы экологической культуры.
  • Некоторые особенности природы своего края.
  • Основные признаки времен года.
  • Значение природы для человека.
  • Группы растений и животных.
  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
  • Правила поведения в природе.
  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Учащиеся должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила личной гигиены.
  • Различать изученные растения, животных.
  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.
  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка

Программа рассчитана на один год (четвертый класс) общеобразовательной начальной школы.

Занятия проводить 2 раза (2 часа) в неделю.

Всего 70 часов.

Тематический план занятий

п/п

Название темы

Кол-во часов

1.Введение в экологию (8 часов)

1

Вводное занятие.

1

2

Природа и человек.

1

3

Экскурсия в природу.

1

4

Охрана природы.

1

5

Экология и человек.

1

6

Знакомство с планом работы.

1

7

Календарь погоды.

1

8

Календарь фенологических наблюдений

1

2. Охрана природы (8 часов)

9,10

«Красная книга» растений.

2

11,12

«Красная книга» животных.

2

13

Заповедники.

1

14

Заказники.

1

15,16

Редкие и исчезающие виды растений и животных Родного Донского края.

2

3.Молчаливые соседи (6 часов)

17-22

Домашние животные

6

4. Пернатые друзья (10 часов)

23,24

Домашние птицы.

2

25,26

Дикие птицы.

2

27,28

Зимующие птицы.

2

29,30

Перелетные птицы.

2

31,32

«Птичья столовая».

2

5. О чем шепчут деревья (6 часов)

33,34

Лиственные деревья.

2

35,36

Хвойные деревья.

2

37

Экскурсия в школьный двор.

1

38

Экскурсия в сквер. Растения у памятника А.П. Чехова.

1

6. Загадки животного мира (9 часов)

39

Животные леса.

1

40

Животные поля.

1

41

Животные степи.

1

42

Хищные животные.

1

43

Травоядные животные.

1

44

Насекомые.

1

45

Мхи и лишайники.

1

46,47

Редкие и исчезающие виды животных.

2

7. Загадки подводного мира (6 часов)

48

Вода пресная и соленая.

1

49

Обитатели рек и озер.

1

50

Обитатели морей и океанов.

1

51

Охрана водоемов.

1

52,53

Редкие и исчезающие виды растений и животных.

2

8. Секреты неживой природы (7 часов)

54,55

Живая или неживая природа.

2

56

Что такое роса?

1

57

Что такое туман?

1

58

Какие бываю облака?

1

59

Почему идет дождь?

1

60

Охрана неживой природы.

1

9. Оранжерея на окне (8 часов)

61,62

Биологические особенности комнатных растений.

2

63,64

Уход за комнатными растениями.

2

65,66

Экология и комнатные растения.

2

67,68

Цветы во все времена года.

2

10. Человек – часть живой природы (2 часа)

69

Профессии людей.

1

70

Задание на лето.

1

Содержание программы

Курс  состоит из 10 разделов.

1 раздел – “Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – “Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

3 раздел – “Молчаливые соседи”

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

4 раздел – “Пернатые друзья”

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.

5 раздел – “О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

6 раздел – “Загадки животного мира”

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина. Узнают о животных, занесенных в «Красную книгу».

7 раздел – «Загадки подводного мира»

Дети вспоминают чем отличается пресная вода от соленой. Узнают о жизни животных и растений, которые обитают в воде, о редких и исчезающих видах.

8 раздел – “Секреты неживой природы”

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

9 раздел – “Оранжерея на окне”

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

10 раздел – “Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

Список литературы

  1. Бирюкова М. Особенности экологического образования // Педагогика, 2005, №7, с. 89
  2. Бетхольд Ф. Все о комнатных растениях. – ВММ АО, М., 2009
  3. Бобылева Л.д. Экологическое воспитание младших школьников. // НШ, 2003, №5, с. 64
  4. Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями. – М.: ЗАО «Фритон», 2008
  5. Данилова М. Занимательная экология //Воспитание школьников, 2005, №5, с.25
  6. Евстратова Л. Декоративные цветы. - М.: ЗАО «Фритон», 2004
  7. Ермаков Д.С. Экологическое образование //СОЦИС, 2004, №9, с.64
  8. Икебана и бонсай. – М.: Аделант, 2010
  9. Лавриненко В. Формирование экологической культуры //Воспитание школьников, 2004, №3, с.43
  10. Петутин О. Основы экологического воспитания // Народное образование, 2005, №8, с.12
  11. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие. – Новочеркасск, 2007
  12. Теплов Д. Экологическое воспитание // Педагогика, 2003, № 10, с. 46
  13. Цветы в доме. Фитодизайн. - М.: Аделант, 2010
  14. Шиков Е.В. Экологические сказки // Биология в школе, 2000, №3

Технические средства обучения:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Видеоуроки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Организация внеурочной деятельности по экологии в начальных классах»

1. Экологический прект.Цель проекта:Организовать внеурочную деятельность в начальных классах для формирования в школьниках экологических знаний за счет приобретения умений и навыков, способствующих ак...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические игры" 1 класс

Программа содержит пояснительную записку и тематичекое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические загадки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические загадки"...

Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»

Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся  3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА ИССЛЕДОВАНИЙ» 2"б" класс

исследований» духовно - нравственного направления деятельности для 2 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российс...

Программа курса внеурочной деятельности «Формирование экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни»

Приоритет  программы по экологическому и здоровьесберегающему воспитанию неслышащих обучающихся как социального направления  в системе внеурочной деятельности  образовательной организац...

Программа по внеурочной деятельности "Экологический калейдоскоп"

Представленная программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Экологический калейдоскоп» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также системе дополнительн...