Экологическая программа для внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Программа «Муравейник» разработана в экологическом направлении для внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muraveynik.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Муравейник» разработана в экологическом направлении для внеурочной деятельности.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников подготовлена в рамках ФГОС.
Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе приобретает особенно важное значение. Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.
Актуальность данной программы заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
Программа построена с учетом двух способов связи человека с окружающим миром. Первое определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второе – к своему здоровью (физическому, психическому, духовному).
Цели:
- формировать экологическую культуру во взаимоотношениях человека и природы.
- способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции,
- развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.
Задачи:
1) воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;
2) способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;
3) формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации;
4) обобщать и расширять знания по учебной программе «Окружающий мир»;
5) учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
6) обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;
7) развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью;
8) развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности, творческие способности учащихся.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
При реализации программы целесообразно:
– Применять образовательные технологии:
⎫ развивающее обучение;
⎫ проблемное обучение;
⎫ исследовательские, проектные методы обучения;
⎫ технология игрового обучения;
⎫ обучение в сотрудничестве (групповая работа);
⎫ здоровьесберегающие технологии.
– Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.
– Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.
– Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.
– Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.
Содержание программы экологического воспитания определяется отношением ребенка с окружающим миром, формированием основополагающих экологических понятий через воспитательный процесс, участием в практической природоохранной деятельности.
Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий, понимание человека, его жизнедеятельности, влияния на окружающую среду.
Воспитание гармонии человека и природы.
Реализация современных педагогических технологий во внеклассной работе предусматривает совместную деятельность учителя и учащихся, с обязательным обеспечением индивидуального подхода.
Психологическая сущность воспитательной деятельности «от ученика», в центре – личность ребенка, который может реализовать свои возможности в природоохранной деятельности.
Выразительным показателем экологической культуры является реальная деятельность учащихся.
Недопустимы действия, наносящие ущерб природной среде обитания, а также соотношение растительной среды и животного мира с окружающей средой.
У учащихся формируется экологическое понятие о целостности природных сообществ, их динамики и путях рационального природоиспользования.
Правильно поставленная работа с учащимися по эколого-природоохранной деятельности поможет им закрепить знания в дальнейшем по вопросам школьного курса «естествознания», «биологии», «химии», лучше понять связь растений с внешней средой. Очень интересны занятия о природе, ее культуре и охране.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Учащиеся должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка
Программа рассчитана на один год (четвертый класс) общеобразовательной начальной школы.
Занятия проводить 2 раза (2 часа) в неделю.
Всего 70 часов.
Тематический план занятий
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1.Введение в экологию (8 часов) | ||
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Природа и человек. | 1 |
3 | Экскурсия в природу. | 1 |
4 | Охрана природы. | 1 |
5 | Экология и человек. | 1 |
6 | Знакомство с планом работы. | 1 |
7 | Календарь погоды. | 1 |
8 | Календарь фенологических наблюдений | 1 |
2. Охрана природы (8 часов) | ||
9,10 | «Красная книга» растений. | 2 |
11,12 | «Красная книга» животных. | 2 |
13 | Заповедники. | 1 |
14 | Заказники. | 1 |
15,16 | Редкие и исчезающие виды растений и животных Родного Донского края. | 2 |
3.Молчаливые соседи (6 часов) | ||
17-22 | Домашние животные | 6 |
4. Пернатые друзья (10 часов) | ||
23,24 | Домашние птицы. | 2 |
25,26 | Дикие птицы. | 2 |
27,28 | Зимующие птицы. | 2 |
29,30 | Перелетные птицы. | 2 |
31,32 | «Птичья столовая». | 2 |
5. О чем шепчут деревья (6 часов) | ||
33,34 | Лиственные деревья. | 2 |
35,36 | Хвойные деревья. | 2 |
37 | Экскурсия в школьный двор. | 1 |
38 | Экскурсия в сквер. Растения у памятника А.П. Чехова. | 1 |
6. Загадки животного мира (9 часов) | ||
39 | Животные леса. | 1 |
40 | Животные поля. | 1 |
41 | Животные степи. | 1 |
42 | Хищные животные. | 1 |
43 | Травоядные животные. | 1 |
44 | Насекомые. | 1 |
45 | Мхи и лишайники. | 1 |
46,47 | Редкие и исчезающие виды животных. | 2 |
7. Загадки подводного мира (6 часов) | ||
48 | Вода пресная и соленая. | 1 |
49 | Обитатели рек и озер. | 1 |
50 | Обитатели морей и океанов. | 1 |
51 | Охрана водоемов. | 1 |
52,53 | Редкие и исчезающие виды растений и животных. | 2 |
8. Секреты неживой природы (7 часов) | ||
54,55 | Живая или неживая природа. | 2 |
56 | Что такое роса? | 1 |
57 | Что такое туман? | 1 |
58 | Какие бываю облака? | 1 |
59 | Почему идет дождь? | 1 |
60 | Охрана неживой природы. | 1 |
9. Оранжерея на окне (8 часов) | ||
61,62 | Биологические особенности комнатных растений. | 2 |
63,64 | Уход за комнатными растениями. | 2 |
65,66 | Экология и комнатные растения. | 2 |
67,68 | Цветы во все времена года. | 2 |
10. Человек – часть живой природы (2 часа) | ||
69 | Профессии людей. | 1 |
70 | Задание на лето. | 1 |
Содержание программы
Курс состоит из 10 разделов.
1 раздел – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
3 раздел – “Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
4 раздел – “Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
5 раздел – “О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.
Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
6 раздел – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина. Узнают о животных, занесенных в «Красную книгу».
7 раздел – «Загадки подводного мира»
Дети вспоминают чем отличается пресная вода от соленой. Узнают о жизни животных и растений, которые обитают в воде, о редких и исчезающих видах.
8 раздел – “Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
9 раздел – “Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
10 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
Список литературы
- Бирюкова М. Особенности экологического образования // Педагогика, 2005, №7, с. 89
- Бетхольд Ф. Все о комнатных растениях. – ВММ АО, М., 2009
- Бобылева Л.д. Экологическое воспитание младших школьников. // НШ, 2003, №5, с. 64
- Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями. – М.: ЗАО «Фритон», 2008
- Данилова М. Занимательная экология //Воспитание школьников, 2005, №5, с.25
- Евстратова Л. Декоративные цветы. - М.: ЗАО «Фритон», 2004
- Ермаков Д.С. Экологическое образование //СОЦИС, 2004, №9, с.64
- Икебана и бонсай. – М.: Аделант, 2010
- Лавриненко В. Формирование экологической культуры //Воспитание школьников, 2004, №3, с.43
- Петутин О. Основы экологического воспитания // Народное образование, 2005, №8, с.12
- Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие. – Новочеркасск, 2007
- Теплов Д. Экологическое воспитание // Педагогика, 2003, № 10, с. 46
- Цветы в доме. Фитодизайн. - М.: Аделант, 2010
- Шиков Е.В. Экологические сказки // Биология в школе, 2000, №3
Технические средства обучения:
- Компьютер
- Проектор
- Видеоуроки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Организация внеурочной деятельности по экологии в начальных классах»
1. Экологический прект.Цель проекта:Организовать внеурочную деятельность в начальных классах для формирования в школьниках экологических знаний за счет приобретения умений и навыков, способствующих ак...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические игры" 1 класс
Программа содержит пояснительную записку и тематичекое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические загадки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические загадки"...
Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»
Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА ИССЛЕДОВАНИЙ» 2"б" класс
исследований» духовно - нравственного направления деятельности для 2 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российс...
Программа курса внеурочной деятельности «Формирование экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни»
Приоритет программы по экологическому и здоровьесберегающему воспитанию неслышащих обучающихся как социального направления в системе внеурочной деятельности образовательной организац...
Программа по внеурочной деятельности "Экологический калейдоскоп"
Представленная программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Экологический калейдоскоп» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также системе дополнительн...